Реинкарнация
На прошедшей неделе стал известен состав правительства премьера Дмитрия Медведева. Состав, конечно, как и было обещано, обновился на 75%. Почти все бывшие министры перешли на работу в помощники к президенту Владимиру Путину. Голикова, Набиуллина, Фурсенко и др., Нургалиев стал заместителем секретаря Совбеза РФ – должность почетная, но практически чисто церемониальная.
Из новых назначений – Николай Никифоров стал министром связи России. Почти единственный человек с русской фамилией в правительстве Татарстана получил радикальное федеральное повышение. Должность министра в Татарстане приравнивается к генерал-лейтенанту (руководитель МВД Татарстана, например, по должности генерал-лейтенант). Должность министра России эквивалентна в негласной табели о рангах званию генерала армии. То есть Никифоров стал «генералом армии».
Минниханов остался на посту президента республики, «прикрылся» Никифоровым. Бродили слухи, что он должен занять пост вице-премьера правительства России вместо Зубкова и возглавить Министерство сельского хозяйства. Судя по тому, что министром сельского хозяйства России стал юрист и бывший президент Чувашии Николай Федоров, слухи эти были явно не лишены оснований. Минниханов не захотел испытывать судьбу. Кстати не он один отказался от лестных предложений, многие не захотели работать в правительстве Медведева, так как сейчас центр власти вновь перешел к президенту России. В ходе аппаратных интриг Минниханов неоднократно давал понять, что он лоялен в первую очередь к Путину, что он полностью разделяет идеологию Владимира Путина. Шаймиев же идеологически гораздо ближе к позиции относительного «либерала» Медведева.
Если судить по последним слухам, то предложение Минниханову было сделано еще три месяца назад. Диспозиция была примерно такова: на место Минниханова президентом приходит Гафуров, ректор Казанского федерального университета. Хорошие шансы стать президентом были у генерала Сафарова, однако по нему нанесли мощный информационный удар обеспокоенные конкуренты. Тут явно совпали интересы нескольких, в том числе и московских кланов. Нургалиев пытался отстаивать своего протеже, но даже и сам не усидел. Еще одним дублером выступал премьер Татарстана Халиков. На пост премьера в этом случае должен был выдвинуться министр энергетики Ильшат Фардиев, человек весьма авторитетный в элите Татарстана, и его несколько раз предлагали в президенты республики, так как он считается компромиссной фигурой и устраивает почти все кланы. Но Минниханов проявил волю и остался президентом.
Шаймиев, став доверенным лицом кандидата в президенты Путина и опираясь на распоряжения Медведева, пытался сделать Ильшата Фардиева, министра энергетики, председателем Совета директоров Татнефти, но Минниханов отказался покидать этот ключевой для республики пост, что уже свидетельствовало – уходить из республики он не хочет. Правда, говорят, что, несмотря на неумолимо приближающуюся Универсиаду, в республике возможны перетасовки уже осенью. Вполне возможно, что Нургалиев лишь на короткое время задержится на посту заместителя секретаря Совбеза России и осенью может быть рекомендован на пост президента Татарстана. Москва не знает, как будет работать модель прямых выборов губернаторов в современных условиях роста протестных настроений, и хочет экспериментально «отработать» эту модель в Татарстане. Здесь ситуация более управляема.
Поэтому некоторые малоинформированные источники упорно заявляют, что уже ближайшей осень в Татарстане могут состояться прямые выборы президента республики и якобы на них Москва собирается вынести кандидатуру Нургалиева. Насколько привлекательна может быть в Татарстане фигура бывшего министра МВД России, татарина, принявшего православие, человека, входящего в ближний круг Путина, – вопрос. По крайней мере, если он хочет баллотироваться на выборах, он уже сейчас должен чаще бывать в Татарстане, в том числе и на сабантуе, и примелькаться в республике, чтобы его кандидатура не вызывала резкого отторжения, потому что людей «со стороны» здесь традиционно не любят, «Казань – дело тонкое».
Интересный момент – Минниханов неожиданно принял участие в презентации проекта, явно «великодержавного», пропутинского, «Национальная идея России», увесистого шеститомника, созданного неославянофилами под патронажем Владимира Якунина, руководителя РЖД, и Степана Сулакшина. На презентации выступили политолог Сергей Кара-Мурза, протоиерей Всеволод Чаплин, кинорежиссер Владимир Бортко (КПРФ), эксперт Вардан Багдасарян и Рустам Минниханов. Состоялась презентация «Национальной идеи» в «Российской газете». Присутствовал и Олег Добродеев из ГТРК «Россия», и артист Хазанов. Владимир Якунин сформулировал лозунг проекта: «Россия должна быть и должна быть всегда!». По-моему, старый лозунг Ивана Грозного «Москва – третий Рим» гораздо экспрессивнее, ярче, откровеннее, честнее. Новый лозунг Якунина довольно неуклюжий, по существу, богоборческий, еретический, антихристианский, так как вечным может быть только Бог, а здесь государственное образование становится «вечным», как Бог. Это скорее лозунг бюрократии, чем народа.
Якунин, кстати, на презентации бросил фразу, что лично он родился во Владимирской области и «больше татарин, чем поволжские татары». Ну слово не воробей, вылетит, не поймаешь, теперь уж точно скоростную железную дорогу от Москвы через Казань к Екатеринбургу необходимо тянуть. На презентации говорили, что если раньше последние двадцать лет была идеология «Обогащайтесь!», то теперь возникает новая идеология – ответственности за страну, «начался процесс выздоровления».
Багдасарян сообщил, что лишь 14% конституций стран в мире «не идеологизированы» и Россия должна иметь направление, куда двигаться. Были приведены краткие идеологемы-девизы различных стран: «Единство. Закон. Свобода» (Германия), «Бог и право личности» (Великобритания), «Превыше всего – Испания-Бог» (Испания), «Истина восторжествует» (Чехия), «Один за всех и все за одного» (Швейцария), «Все для блага народа» (Южная Корея), «Живи, Беларусь!» (Белоруссия). Вспоминали и историческое российское «Православие. Самодержавие. Народность».
В проекте было предложено сформулировать современный девиз для России. Было предложено примерно 200 девизов. Выиграл якобы «Закон. Справедливость. Процветание», собрал 38% голосов. Но верится с трудом, уж больно казенный лозунг и даже несколько комический с «процветанием». Другие идеологемы: «Одна жизнь, одна Отчизна», «Вера. Надежда. Любовь», «Державность. Соборность. Отечество», «Русские не сдаются» (такое впечатление, что у нас постоянно война), «Россия – спаси и сохрани», «Россия – вперед!», «Боже, храни Россию» и т.д. Поиски девиза продолжаются. В связи с этим возникает закономерный вопрос: не пора ли девиз-идеологему для Конституции Татарстана создать – «Аллах, храни Татарстан», «Татары не сдаются», «Ислам. Демократия. Суверенитет», «Татарстан – вперед!», «Татарстан – чемпион!» или «Все для блага народа»? Не зря же там Минниханов сидел, мог замолвить за республику несколько слов, по крайней мере то, что его пригласили, означает внедрение Минниханова в ближний круг Путина, за татарами неофициально закрепляется положение «полугосударствообразующего» народа России. Таким образом, глядишь, и восстановят пост вице-президента России, и передадут его татарам.
Второе событие – развитие ситуации вокруг Булгара, его благоустройства. Начинаешь читать сайт радио «Булгар», почти официальной радиостанции, и диву даешься – буквально «зачем мы носим эту проклятую, позорную кличку татары»? Это что такое – радио существует на деньги налогоплательщиков татар и татар же унижает? В принципе можно сформулировать такую закономерность: чем более подчиненное положение начинает занимать Татарстан, чем более усиливается в Москве централизм и авторитаризм, тем больше казанская элита начинает в Москву транслировать «защитный» сигнал «Мы булгары!», «Мы не имеем никакого отношения к монголо-татарам, к хану Батыю и Чингисхану», «Мы вместе с русским народом воевали и даже разбили войско татар». Отказ от собственной истории и предков ни к чему хорошему не приведет. Помню, в советское время у Татарского обкома КПСС была навязчивая идея переименовать Татарстан в Булгарстан с поистине татарской хитростью. Между тем в российской армии, согласно соцопросам, 75% солдат-татар стыдятся, что они татары, 20% скрывают свою национальность, 41% школьников-татар в России избегают темы о «татаро-монгольском иге».
Рашит АХМЕТОВ.