7 июня 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Экспедиция на полюс холода
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       

Экспедиция на полюс холода

10 марта 2013 года
Экспедиция на полюс холода

     Известный казанский журналист Антон Райхштат продолжает, по его же словам, «разрушать стереотипы, расширять горизонты и наводить новые мосты». Недавно он вернулся из очередной дальней командировки. Итогом предыдущей поездки Антона в солнечную республику Узбекистан стала замечательная фотовыставка «Узы Азии», которая демонстрировалась на территории Казанского кремля в сентябре минувшего года. Журналист на этот раз круто изменил маршрут и отправился в Якутию, на полюс холода. Привез немало замечательных фотографий, а также серию репортажей, которые были показаны на популярном казанском телеканале «Эфир», где автор работает репортером. Это был не просто творческий отчет о командировке, а интереснейшие, а главное – эксклюзивные! – сюжеты об экспедиции Русского географического общества. Еще бы! Исследователи из Татарстана первыми в мире погрузились на дно водоема, а именно – озера Лабынкыр на полюсе холода Северного полушария. Причем сделали это в самое холодное время года, установив тем самым рекорд, достойный Книги рекордов Гиннесса. 
      – Антон, вы довольны командировкой? Не жалеете, что отважились отправиться на полюс холода?
      – Путешествие получилось просто фантастическим! Честно говоря, когда мне рассказали об идее экспедиции, я не раздумывая согласился: моя мечта – побывать в Антарктиде, так что эта поездка, можно сказать, очередная ступень к Южному полюсу. А Север своей суровой сдержанной красотой всегда притягивал меня. Как журналисту и социологу (Антон Райхштат – кандидат социологических наук. – прим. И.З.) мне было интересно, как люди живут в самом холодном поселке на планете. К тому же в Якутии просто удивительные места и колоритные люди – так что, похоже, путешествие может вылиться в фотовыставку.
      – Какую цель преследовала экспедиция на озеро Лабынкыр, которое известно как одно из самых холодных озер планеты?
      – Прежде всего изучение озера Лабынкыр, забор проб воды и грунта в самое холодное время года. Именно такую задачу поставили якутские ученые. Дело в том, что подводно-исследовательский отряд Русского географического общества – это своего рода научный спецназ, он создавался, чтобы у ученых была возможность изучить самые труднодоступные точки на планете... Исследуя озеро Лабынкыр зимой, аквалангисты установили мировой рекорд: первыми на планете погрузились в самое холодное время на полюсе холода. Позже мы узнали, что нечто подобное в ближайшее время планировали совершить американцы и японцы. Но первыми оказались все-таки наши исследователи! Кроме того, аквалангистам удалось взять новую глубину в экстремальных условиях и, соответственно, выяснить, как поведет себя техника и организм человека при таких температурных перепадах. В момент погружения температура воздуха «поднялась» до минус 44 градусов по Цельсию, температура воды держалась на уровне плюс 2. «Погружались, как будто в кипяток», – поделились своими ощущениями аквалангисты.
      – Как получилось, что вы оказались единственным казанским журналистом, который участвовал в столь заманчивой экспедиции?
      – Строго говоря, вообще единственным… Должен же кто-то описать весь ход событий! Меня пригласил руководитель экспедиции Дмитрий Шиллер, зная, что я «универсальный солдат» – фотографирую, снимаю видео, монтирую и работаю над текстом. Как показывает практика, журналисту в подобных экспедициях скучать не приходится – лишние руки никогда не помешают: то площадку под майну нужно было расчистить, то оборудование перенести. Хотя и непосредственно журналистской работы хватало. Когда ребята вышли из проруби, и стало понятно, что рекорд состоялся, мы тут же связались по спутниковому телефону с Оймяконом – ближайшим поселком, где есть связь с внешним миром, и дали телеграммы о том, что экспедиции удалось собрать уникальные научные данные о гидросистемах в зоне вечной мерзлоты. А затем я сам отправился туда перегонять видео и фотографии коллегам-журналистам. Интернет на полюсе холода, нужно сказать, «замороженный» – пересылка нескольких роликов по 20 мегабайт у меня заняла больше 12 часов. В итоге трое суток я был практически без сна…
      – Не возникло у вас желания погрузиться на дно этого таинственного озера?
      – Нет. Думаю, во всем мире найдется немного людей, которые физически и морально готовы к такому погружению – не случайно еще никто никогда до этого не совершал ничего подобного. Перед погружением аквалангисты около полугода тренировались, изучали особые непальские техники дыхания, чтобы продлить срок службы оборудования под водой. Даже ездили погружаться в тренировочном бассейне для космонавтов в Звездном городке. Так что неподготовленному человеку лезть туда не стоит.
      – В коротких телесюжетах обо всем не расскажешь. Что осталось за кадром? 
      – За кадром остались приключения, личные впечатления. Например, особенно запомнился визит к оленеводам. Когда       мы приехали, они сразу же пригласили нас на чай. Пока мы, буквально разинув рты, изучали особенности местного быта, например, чтобы вскипятить чайник, нужно пойти и наколоть (да-да, именно наколоть) воду – она на полюсе холода находится в первом агрегатном состоянии, один из оленеводов, самый старший, смолил папиросу и поглядывал в окно. Вдруг он заметил, что теплая палатка, в которой «греется» снегоход «Буран», загорелась. Самое неприятное, что в палатке была канистра с бензином, которую старик бросился вытаскивать… В итоге горело все – и палатка, и «Буран», и канистра с бензином, и сам оленевод. В общем, можно сказать, ему крупно повезло, что мы решили заехать в тот день – без нашей помощи оленеводам не удалось бы быстро потушить пожар.
      – А еще с какими трудностями и сюрпризами пришлось столкнуться в тех суровых краях, как вы выразились, «в царстве вечной мерзлоты»?
      – Труднее всего было передать видео на «большую землю». Кстати, что интересно, у жителей Якутии я заметил признаки «островного сознания» – остальной мир они называют материком, хотя трудно найти более континентальную часть Евразии. Видимо, местные жители ощущают свою изолированность. А сюрпризом стало участие шамана в деле экспедиции. Дело в том, что якуты считают это озеро священным. С Лабынкыром связано немало легенд и мифов, в частности, многие местные жители уверены, что там обитает некое неизвестное науке чудище. Был интересный момент: местные сказали, что если шаман не даст своего благословения, никто никуда не поедет. Медиум же сказал, что время, выбранное для погружения, удачным не назовешь: в это время озеро спит, скованное льдом. Но в итоге был проведен обряд, после которого шаман сказал, что ему удалось установить контакт с духами и объяснить представителям потусторонних сил, что казанские дайверы имеют исключительно благие намерения.
      – Кстати, как встретили местные жители участников экспедиции?
      – На полюсе холода нас встретили необычайно тепло! Несмотря на суровые условия обитания, местные жители сохранили радушие и гостеприимство – иначе в тех краях и нельзя. Стоит признать, без местных мы вообще вряд ли смогли бы совершить все задуманное, так что их помощь была необходима.
      – Что вы считаете главным результатом экспедиции? Для исследователей? Для себя?
      – Как бы пафосно это ни звучало, но свершилось великое событие – впервые в истории человек погрузился на дно озера фактически в самой суровой точке планеты в самое холодное время года. Россия в очередной раз вносит ценный вклад в сокровищницу человеческих знаний, так как экспедиция на Лабынкыр позволила собрать уникальные научные данные не только биологического характера. Важно было узнать, как поведут себя человеческий организм и техника. До погружения специалисты говорили: в таких условиях оборудования хватит минут на 10 максимум. Общее время погружения составило около часа. Так что это действительно один из выдающихся моментов в истории освоения экстремальных мест на планете Земля, где природа занимает особенно неприступные позиции! А для меня лично еще одним белым пятном на карте стало меньше, хотя на полюсе холода белым-бело, это можно видеть и на снимках…
      – Что же, мне лишь остается пожелать, чтобы ваша мечта – побывать в Антарктиде – сбылась! Будет что поведать коллегам и читателям, будет повод для нового интервью…
      – Спасибо, все необходимое снаряжение у меня теперь уже есть, а фотокамера, как выяснилось, при минус 55 градусах работает отлично!
 

Ильдар ЗАКИРОВ.


Комментарии (0)