2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Морозов

26 января 2012 года
Морозов

      Олег Морозов дал развернутую пресс-конференцию в Госсовете РТ. Так как из всех выходцев из Татарстана он на сегодня занимает наиболее «высокую» позицию в России – зампредседателя Государственной думы, это пост, примерно эквивалентный генералу армии в табели о рангах, то его тернистый жизненный путь и взгляды, безусловно, интересны татарстанцам. В его успехе сплавились составляющие КГБ, модернизированной, фактически ревизионистской КПСС, отличного образования, аппаратной хватки, личного таланта и трудолюбия, приоритета исполнительности над инициативой. В какой-то степени перед нами жизненная трагедия по-своему сильного человека, но сломленного системой, растерявшего талант ради карьеры. Как писал Гончаров – «обыкновенная история».

        Олег Морозов родился 5 ноября 1953 года, то есть в следующем году ему исполняется 60 лет. Скорпион по гороскопу. Отец – полковник КГБ, начальник политотдела КГБ ТАССР, фронтовик, был дважды ранен, дважды выходил из окружения. Олег Викторович закончил «немецкую» школу в Казани, немецкий язык обычно формирует в человеке дисциплину, рациональность, системность, прагматизм и позитивизм. Окончил отделение «научного коммунизма» в Казанском университете. Защитил диссертацию на тему «Анализ западных интерпретаций взаимоотношений между странами мировой системы социализма». То есть в юности он интересовался больше западной современной философией и политологией и вряд ли был марксистом, он был стихийным либералом, как и любой нормальный представитель элитной молодежи. Стал членом парткома КГУ, в 29 лет был доцентом кафедры научного коммунизма, в 1983 – 1984 году был в научной командировке в Боннском университете на кафедре политологии. 

        Я, кстати, тогда читал изданный «для служебного пользования» в СССР философский западногерманский энциклопедический словарь в библиотеке КАИ. Там, например, сообщалось, что «пролетариями» в Риме назывались особые рабы, «племенные» мужчины, которые давали хорошее потомство (в Риме к рабам относились как к рабочему скоту), их задача была осеменять «отборных» рабынь для получения здорового потомства. После этого крупный лозунг на газете «Правда» «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» всегда вызывал у меня смех. 

        В 1987 году, в самом начале года он стал заведующим идеологическим отделом Татарского обкома КПСС. Это было начало перестройки, в идеологии КПСС появилось новое демократическое, «ревизионистское» дыхание, был провозглашен лозунг социализма с человеческим лицом. Мидхат Фарукшин, профессор КГУ, по просьбе деверя, секретаря обкома КПСС Раиса Беляева, подобрал для него заведующего идеологическим отделом обкома, и необходимо признать, что это была отличная кандидатура. Гумер Усманов, первый секретарь обкома, с ходу утвердил его. То есть Морозов был выдвиженцем Усманова, как и Шаймиев. На этом посту Олег Морозов сделал много положительного, «вписался» в команду. Затем он как помощник секретаря ЦК КПСС Гумера Усманова ушел с ним на работу в ЦК КПСС в Москву. Потом стал помощником начальника секретариата Горбачева Болдина и после ГКЧП как помощник Болдина скрывался от ареста несколько месяцев на подмосковной даче зам. председателя Верховного Совета России Юрия Воронина (бывшего председателя Госплана ТАССР). В 1993 году был избран депутатом Государственной думы от Татарстана, его друг Рафаэль Хакимов ходатайствовал за него перед Шаймиевым. С тех пор бессменный депутат Государственной думы. Входил в группу «Российские регионы». Ориентировался на Юрия Лужкова. Хакимов и Морозов уговорили Шаймиева в свое время поддержать Примакова как кандидата в президенты России, а Лужкова – как премьера, после Ельцина поддержать создание движения «Отечество – вся Россия». Потом вместе с Шаймиевым создавал «Единую Россию», стоял у ее истоков, объединения «Единства» и ОВР. В 2005 стал первым заместителем председателя Государственной думы. Главный и, пожалуй, наиболее интересный и блестящий идеолог партии «Единая Россия». По существу, то, что был заключен второй договор о разграничении полномочий между Татарстаном и Россией, во многом именно его заслуга (хотя этот договор был во многом выхолощен по сравнению с первым «лихачевско-сабировским» договором «лихих 90-х», но ситуация кардинально изменилось, политика – искусство возможного). Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» III степени (2008 г.) и IV степени (2003 г.), это высший орден России, аналогичный ордену Ленина в СССР. Правда, один режиссер сказал по поводу категорий этих орденов так: никак не пойму, то ли у нас заслуги перед отечеством IV степени, то ли отечество IV степени.

        Женат вторым браком пять лет назад на девушке из Челнов Земфире. Дочь от первого брака – Арина, дочь от второго брака – Глафира. Сам подбор имен для дочерей свидетельствует об увлечении неославянофильством. Ему нравятся и Гришковец, и Никита Михалков. Хотя «Утомленных солнцем-2» он «не понял». Характерный идеологический спор по поводу празднования дня Победы он выразил примерно так: Ельцину нужно дегероизировать Победу, Путину – героизировать, Ельцин, по существу, солидаризировался со знаменитой речью Черчилля в Фултоне. «У меня с Зюгановым и Прохановым абсолютно единое прочтение значения Победы». Коллекционирует игрушечных бегемотиков (не путать с депутатами Госдумы).

        Олег Морозов потерял одну «ступеньку» в новом составе Госдумы, раньше он был первым заместителем председателя Госдумы, теперь просто заместитель. Вероятно, это связано с тем, что он ориентировался на Владислава Суркова, и у него были сложные взаимоотношения с аппаратным оппонентом Суркова Вячеславом Володиным. Понятно, что теперь «володинцы» будут выдавливать «сурковцев», но и «графу» Нарышкину, новому председателю Госдумы РФ, нужны умные и опытные помощники, особенно в нынешней бурной политической обстановке. Тем более что цена ошибки сильно возросла. Скорее всего в новой Госдуме Морозов постепенно восстановит позиции и станет правой рукой Нарышкина, они подходят друг другу. 

        Теперь, собственно, о самой пресс-конференции. После пресс-конференции он, кстати, отправился на юбилейный обед в узком кругу к 75-летию Шаймиева на Архиерейской даче.

       Олег Викторович, как Госсовет Татарстана работает с Государственной думой? Много ли он проявляет законодательных инициатив?

      – От всех законодательных инициатив, которые приобретают статус закона в Госдуме, законодательные инициативы из регионов составляют 3 – 4%. Остальное идет в корзину, это брак. По разным причинам. Основная причина все-таки состоит в том, что законы, которые готовятся в субъектах Федерации, не всегда подготовлены юридически квалифицированно. Часто они не получают поддержки не потому, что идея сама неверна, а оформлены не так, как этого требует федеральный законодатель. Мне представляется, что мы могли бы еще на стадии внесения разработок Госсовета Татарстана в Госдуму совместно прорабатывать их. У меня опыт работы в Думе 18 лет и добрые отношения в правовом управлении Госдумы, с комитетами Госдумы. Мы могли бы на добровольной общественной основе подвергать инициативы Госсовета РТ экспертизе еще на стадии подготовки. Мы могли бы снизить количество законодательного брака. Могли бы убедить депутатов Госсовета РТ в том, что некоторые законодательные инициативы не имеют перспективы, их не нужно вносить. У нас скоро состоится совещание депутации Госдумы от Татарстана вместе с Фаридом Мухаметшиным и министрами правительства Татарстана. Мы собираемся распределить обязанности депутатов Госдумы по отраслям в части ответственности за присутствие Республики Татарстан в тех или иных целевых программах. ФЦП больше 40, они имеют финансирование из бюджета. Есть определенная технология, как тот или иной объект попадает в федеральную целевую программу. Просто так деньги с неба не падают. Это всегда результат работы соответствующего республиканского министерства, депутатов Госдумы РФ, депутатов Госсовета РТ. Опыт предыдущих четырех лет работы показал, что когда депутат Госдумы знает те федеральные программы, за которыми он «закреплен», то выстраивается эффективная цепочка взаимодействия. 

        Есть еще одно важное направление. Ему нужно придать системность. Мы как депутаты Федерального собрания не всегда хорошо чувствуем тот или иной региональный аспект проблемы. На месте его лучше чувствуют. Нам очень важно слышать мнение регионального законодателя. Даже не в виде поправки, можно в виде оценки. Пишите нам больше. Не является тайной, что депутаты Госдумы законов не пишут. Над этим работает огромное количество экспертов, институтов, правовых управлений. Эксперты часто профессионалы, но в целом проблему могут не видеть. Нам важно мнение любого заинтересованного гражданина. У меня, например, целая система работы с КамАЗом. Любой закон, который приходит в Думу, связанный с автомобильной промышленностью, я направляю экспертам с КамАЗа. Они выносят вердикт – закон отличный, нужно поддерживать, или закон плохой, не поддерживайте. Или дают текст поправки. Ни одного случая нет, чтобы КамАЗ пропустил какой-либо законодательный акт, связанный с ним, без своего заключения. Я считаю, так нужно работать всем в республике: нефтяникам, работникам образования, машиностроителям и т.д. 

        Вот, например, закон о здравоохранении – мы выслушали десятки тысяч мнений. Медицинское сообщество его под лупой рассматривало. Теперь я могу с чистой совестью сказать, если там есть ошибка – то она сделана всей Российской Федерацией, а не кем-то конкретно. Этот закон сегодня – коллегиальная форма принятия решения. Это пример принятия социально-резонансного закона. Система выстраивалась не один год, но, конечно, ее нужно усовершенствовать. Президент Татарстана сейчас поставил нам задачу встречаться не раз в три месяца, как мы раньше встречались, а раз в месяц. Это пойдет на пользу и федеральному, и региональному законодателю. 

       Какие суммы привлекли депутаты Госдумы в республику в предыдущий созыв, и какие в этом созыве предполагается привлечь?

        – Эти цифры есть в Министерстве экономики республики. Сегодня практически нет федеральных целевых программ, в которых не участвовала бы республика. Даже в освоении космоса. И доля Татарстана в ФЦП растет. Например, ваш покорный слуга долго вел работу, чтобы сохранить ТАНЕКО налоговую льготу в 37 миллиардов рублей. Ее накануне принятия бюджета убрали. Активно работал и президент республики. Я в комитете Госдумы активно работал. В итоге, когда был принят бюджет, республика эту льготу на пять лет получила. Как видите, работа наших депутатов Госдумы для республики – это десятки миллиардов рублей. Универсиада – есть средства, которые на нее закладывались, и есть реально полученные средства. Конечно, работают не только депутаты, это коллективная работа многих. Но суммы, полученные на Универсиаду, значительно превышают изначально запрошенные суммы. Наши депутаты умеют доказывать Министерству финансов России необходимость их получения. Например, мы доказали крайнюю важность построения новых дорог в Казани. И мы получили дополнительно несколько десятков миллиардов рублей на дороги. 

     Как вы оцениваете новый состав Думы и новые законодательные инициативы?

      – У «Единой России» в прошлом созыве было 315 мандатов, теперь 238. Мы потеряли 77 мандатов. У нас большинство в 13 мандатов к 225 (в Думе 450. Конечно, большинство у нас сохранилось, и мы можем принять любой закон. С другой стороны, это неустойчивое большинство, к тому же в нашей фракции больше 100 новички, не имеющие опыта работы. Многие из них не занимались никогда не только парламентской работой, но и политической работой. Они еще должны пройти курс «молодого бойца». Пока внутренних конфликтов во фракции нет, мы работаем дружно. Мы не автоматически нажимаем кнопки, мы объясняем наши позиции. Но ситуация в Думе новая, конечно. Три оппозиционные фракции по 95% вопросов выступают сегодня консолидировано. У них часто и идеологически единая позиция. Дума разбита не на четыре группы, а на две фактически, это нужно понимать. Есть «Единая Россия» и «Не единая Россия». Любой сбой, появление небольшой группы людей, которые не согласны с мнением фракции – и решения будут провисать. Именно поэтому решения нужно обсуждать, и решения нужно выносить на пленарное заседание, когда в его правильности убеждено все парламентское большинство. Я считаю это большим благом. Я боролся в предыдущем созыве всегда, чтобы партия не поступала по праву политического большинства. Нас много, мы вас не слышим, мы приняли решение, дальше трава не расти. Нет, мы должны всем объяснить, объяснить это оппозиции. У нас по регламенту есть десять минут у каждой фракции для выступления, теперь по времени мы всегда будем проигрывать, соотношение будет 1:3, у оппозиции сегодня трехкратный перевес по времени. У них будет 30 минут, у нас 10 минут. 

        По пакету Медведева – мне скрывать нечего, многие меры, которые предлагает президент России, я неоднократно предлагал и три, и два года назад. Необходимость снижения проходного барьера для партий, необходимость возвращения к одномандатным округам. Я предлагал в десять раз снизить порог регистрации партий. Я предлагал 4200 человек в партии, то есть по 100 человек в половине регионов РФ. Президент Медведев внес более радикальное предложение – 500 сторонников в России. Конечно, это почти ноль. Я сейчас по телефону мобильному наберу себе 500 сторонников за час. Совершенно правильная инициатива по прямым выборам губернаторов. События последних месяцев показали, что ни одна политическая сила в стране не имеет монополии на истину, и наши люди вполне достойны, чтобы самим себе выбирать достойного лидера в регионе. Идею прямых выборов губернаторов неоднократно поддерживал Минтимер Шаймиев. Нужно добавить сюда прямые выборы членов Совета Федерации. Все партии предлагают своих кандидатов, губернатор выбирает не менее двух и выставляет на выборы в Совет Федерации по своей квоте. То же самое и по линии регионального парламента. Но выбирает население, и тогда не будет повода, что непонятные персоны заседают в Совете Федерации. Часто возникал вопрос об элементах коррупции при назначении в Совет Федерации. Я лично подозреваю, что коррупция имела место сплошь и рядом. 

     Нас ждут веселые времена. Следующая избирательная кампания, я подозреваю, будет такой многокрасочной, многополярной. Главное, чтобы избиратель не запутался. Но в одномандатном округе нельзя проскочить на шермачка. Я четыре раза избирался в округе, знаю, что это такое. Ты должен как проклятый бегать по округу, если люди тебя не знают, они тебя не изберут. Я политик, который не слезает с экранов телевизора, приехал в свое время, в Челнах померил уровень своей известности – 14%. Был в шоке, упал со стула. Нам кажется, что люди живут политикой – на самом деле нет. Не пахал никогда так в жизни, как на выборах по одномандатному округу в Челнах. И это здорово! Понадейся на то, что известный человек, и так, мол, изберут – пролетел бы, как фанера над Парижем. 

      – Какой будет, по вашему мнению, предстоящая кампания по выборам президента России?

        – Президентская кампания все–таки другая. Выбирают не только по политическим предпочтениям, выбирают личности. У Путина в соперниках весь спектр политических сил современной России. Есть классический левый Зюганов, классический правый Прохоров. Есть квазинационалист в лице Жириновского, Миронов себя позиционирует как социал-демократа. Значительная часть тех, кто отказал «Единой России» на выборах в Думу, перешли к Миронову. Это для меня отчасти обидно, мы отдали этих людей, не смогли убедить. Мой прогноз не оправдался, когда Миронова вывели из Совета Федерации, мне показалось, это крест на Миронове и «Справедливой России». Получилось наоборот. Нужно признавать свои ошибки. Явлинский – это такая шестидесятилетняя дама, которая все время готова выйти замуж, и значительная часть интеллигенции ему все еще доверяет. Он все время говорит «нет». Есть даже экзотический кандидат от губернаторского корпуса. Выбор у нас замечательный. Я бы посоветовал читать программы. Они разные, и есть системные. Вот у Зюганова понятная системная программа. Каждый должен понять, что будет, если эту программу реализовать. Я 25 лет знаю Геннадия Андреевича, мы с ним 25 лет по-товарищески симпатизировали друг другу. Но я не могу за него голосовать, потому что догадываюсь, что будет, если эта программа будет реализована. Мы устроим в стране очередной передел всего и вся, мы поднимем страну на дыбы. Столько раз мы это проходили, столько Россия настрадалась, что нужно об этом хорошо подумать. В других странах по-другому, если даже у них это происходит, они приспосабливаются и не превращают это все в кровавую кашу. У нас так не бывает. У Жириновского мне нравится предложение сократить новогодние праздники, все остальное вызывает сомнение. 

        У Путина есть за спиной президентская восьмилетка и премьерская четырехлетка. К нему можно по-разному относиться. Но нельзя начисто быть лишенным слуха, зрения и памяти. Если мы объективно посмотрим на то, какую Россию принял Путин в 2000 году – это была страна, которая стояла на грани распада, развала, страна, которая потеряла все нравственные ориентиры, потеряла историческую память, превратилась в груду людей, которым говорили: вы идиоты, вам не место на этой земле, такой страны нет, да забудьте вы о ней. Элиту России ненавидели, потому что любой представитель элиты был жулик. Либо он грабил страну, либо с понедельника по пятницу был нетрезвый. Такую страну принял Путин. И ему есть что сказать. Наверное, ему можно предъявить кучу обвинений. Но у Путина есть этот тренд, который он задал и намерен продолжить, и в этом тренде самые принципиальные вещи сказаны правильно. Мне как гражданину они понятны, и я хочу, чтобы они были реализованы. Кампания будет действительно веселой, потому что есть из кого выбирать и есть кого послушать. Есть о чем подумать. Сегодня страна другая, выросло поколение, которое то, о чем я говорю, и не знало, и не видело, и не помнит. Новое поколение пришло в нормальную Россию. И это их право – считать, что нормальная жизнь – это норма. И власть не должна хвалиться, что обеспечила нормальную жизнь. Это твоя работа, власть, говорят они и правы, между прочим. Абсолютно правы. 

      – Никто не обсуждает, как мы будем жить после выборов, только Путин в своей статье. Как вы оцениваете статью Путина?

        – Формат статей нормальный. У него много здравых мыслей. Он нашел новые слова. Нам нужно длинное дыхание в политике. У нас одна элита отрицает другую. Пришли новые люди – поджали старых. Нельзя так. Нельзя издеваться над страной. Без процедур не бывает процесса. Путин процедурные вопросы считает важными, он говорит: давайте сделаем так, чтобы ни у кого не было сомнений в процессе выборов. Проведем мы самые честные выборы, поставим у каждой урны европейского наблюдателя, пусть с переводчиком бюллетени считает. Что дальше? Наступит 5 марта. Проблем меньше не станет. Я встречался с Путиным десятки раз. Он видит проблему на выходе. Последний раз мы обсуждали с ним бюджет 2012 года. Я принес предложения фракции. Он мне говорит: ты думаешь, мне не хочется все сделать, что ты предлагаешь? Думаешь, я не согласен, что это нужно сделать? Да согласен я, и правильно на этом фракция настаивает. Но у нас финансовые риски такие, что если мы и дальше будем растаскивать бюджет по таким «хотелкам», мы можем нарваться на ситуацию, что ничего просто не удержим. Поэтому извини, мы на это пойти не можем. Нужно голосовать не потому, что у кандидата галстук нравится, а нужно думать, по существу, как будем жить дальше. Это самое важное. 

      – Шаймиев высказывал идею о создании правого центра в «Единой России». Сейчас правой партии в Госдуме нет. Не считаете ли вы, что наступил момент для создания правой фракции в «Единой России»? Думаю, депутатов 70 в нее вступит. Не согласитесь ли вы возглавить такую правую фракцию в Госдуме, осуществляя идею Шаймиева?

      – Раскалывать «Единую Россию» в настоящее время – это была бы совершенно непозволительная роскошь. Правоцентристской «Единая Россия» в последние годы является по факту. Именно так мы себя и позиционируем. Кроме того, сейчас в России скоро появится сильная правая партия. Возможно, часть депутатов «Единой России» туда уйдет. И это будет нормально. Но в сегодняшней шаткой политической ситуации начать процессы практически демонтажа партии – это было бы просто катастрофой и ошибкой. Естественно, я никогда этим заниматься не буду. 


Обработал Рашит АХМЕТОВ.


Комментарии (7)
Laish, 19.02.2012 в 13:06

Ошибочка вышла, у Морозова отец был не начальник политотдела КГБ, а начальник идеологического отдела. Начальник политотдела занимается воспитанием личного состава, а начальник идеологического отдела - преследованием инакомыслящих!

Рашит Ахметов, 19.02.2012 в 22:25

Спасибо за поправку. Поправим.

Гость, 05.03.2012 в 09:34

Верный Шаймиевиц на службе Шаймиева. Татарстан остался как-то в стороне от плодов деятельности этого тандема.

Гость, 05.03.2012 в 09:38

ТАНЕКО за налоговые льготы которого так бился этот верный Шаймиевиц принадлежит фактически семьям Шаймиева и Миниханова.

Гость, 10.03.2012 в 18:47

Судя по имени Глафира, девушка из Челнов по имени Земфира татарская подстилка под руссишшвайна высирающая свиноматок.

Belislon, 15.03.2012 в 21:10

"... Я, кстати, тогда читал изданный «для служебного пользования» в СССР философский западногерманский энциклопедический словарь в библиотеке КАИ."
Кусок от первого лица. Похоже, что герой сам написал себе панегирик, а это "я" выпорхнуло при редактировании случайно...
ЕР не партия, а корпорация чиновников, мимикрирующая под "партию". Слава богу, им самим, похоже, становится противно дурочку валять...

Laish, 07.04.2012 в 00:01

Рашид Ракипович, чего же не поправили, людей в заблуждение вводите!
Морозов всегда был предельно рациональным прагматиком, разделял те идеи те, которые были в данный момент выгодны!