2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Защита

22 мая 2013 года
Защита

     8 мая 2013 года из Москвы в Новосибирск прибыл сопредседатель Совета муфтиев России, Главный муфтий, председатель Духовного управления мусульман Азиатской части России, шейх Нафигулла хазрат Аширов. Муфтий прилетел для того, чтобы выступить в качестве свидетеля защиты по делу имамов Меражова и Одилова. Как известно этих имамов обвиняют по ч.1. статьи 282.2 УК РФ в организации деятельности религиозного объединения, в отношении которого судом принято вступившее в законную силу решение о запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, а именно – в организации религиозного объединения «Нурджулар». 
      Лидер Духовного управления мусульман Азиатской части России пояснил суду, что он имеет высшее религиозное образование, окончил Бухарское семилетнее медресе «Мир-Араб», а затем Исламский Университет исламских наук имени Амира Абдель Кадера в Алжире. 
      Муфтий Нафигулла хазрат Аширов охарактеризовал Ильхам хазрата Меражова как грамотного, образованного человека, специалиста в области религии, имеющего два высших образования и ученую степень кандидата наук. Муфтий Аширов подтвердил, что Меражов работал в качестве имама в Исторической мечети г. Новосибирска в 2008-2009 гг. 
      В настоящее время Меражов И.З. является имамом местной религиозной организации «Ислам» Духовного управления мусульман Азиатской части России. Муфтий рассказал суду об их совместном участии в нескольких международных миротворческих конференциях, международных симпозиумах, о поездке в Ливию и т.д. Также он сообщил, что И. Меражов выступил организатором конференции «Мусульмане России: Наука и образование» в г. Екатеринбурге, которую финансировал Фонд Поддержки Исламской культуры, науки и образования, созданный при поддержке Администрации Президента РФ. Муфтий Аширов пояснил суду, что «имам Меражов находит еще время для написания книг, чего не могут сделать многие наши имамы, в силу ограниченности времени и образования. Когда сочетаются религиозная и светская грамота – это очень большой успех в понимании религии и в понимания потребности современного общества». 
      В отношении учителя основ религии Ислам Одилова, муфтий дал положительную характеристику и подчеркнул, что он окончил то же духовное учебное заведение, Медресе «Мир Араб» в г. Бухаре, которое окончили многие духовные мусульманские лидеры России. В том числе, его выпускниками являются председатель Совета Муфтиев России Равиль хазрат Гайнутдин, сопредседатели Совета Муфтиев России – сам Нафигулла хазрат Аширов и Мукаддас хазрат Бибарсов, а также многие другие ныне действующие главы Духовных управлений мусульман России. 
      Во время процесса сопредседатель Совета муфтиев России разъяснил суду значение слова Шариат: «Шариат это законы Всевышнего Господа, изложенные в Священном Коране и в Сунне Пророка Мухаммада, мир Ему и благословения Аллаха. Шариат призван регулировать жизнь общества, и призывает к мирному сосуществованию». 
      Шейх Аширов процитировал некоторые аяты Корана, где высказано особенно теплое отношение мусульман к христианам: «И найдешь ты самыми близкими по духу и в любви к верующим тех, которые называют себя христианами, ибо среди них ты найдешь – монашествующих, и благочестивых и которые не превозносятся». «И следуя этому Аяту, естественно, если мусульманин испытывать неприязнь к Иисусу Христу, мир Ему, или к его матери Святой Деве Марии, или к великому Пророку Моисею, мир Ему, то он перестанет быть мусульманином. Это концепция Ислама», – сказал муфтий хазрат. 
       В связи с вопросом о традиционном исламе муфтий Аширов сообщил о том, что «в Российской Федерации существует единая концепция вероисповедания Ислама, которая уже в течение более 1100 лет в центральных регионах России традиционно исповедует коренное население – это Ханафитский мазхаб, который распространен в регионе Поволжья, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, за исключение Кавказа. В южных регионах в основном присутствует шафиитский мазхаб, который тоже традиционен для Ислама. Муфтий также пояснил, что с кавказскими муфтиями существуют очень хорошие, дружеские отношения. Но т.к. среди мусульман от Поволжья до Дальнего Востока, традиционно сложился Ханафитский мазхаб, в этих территориях в основном соблюдают обряды в соответствии этим махзабом. При этом муфтий отметил, что вероучение Ислама единое у всех мусульман мира и нет преимущества одних над другими. Кстати, в Узбекистане, Таджикистане, Казахстане, Туркменистане, Киргизстане, в том числе и некоторые народы Северного Кавказа испокон веков религиозные обряды исполняют по Ханафитскому мазхабу. Имам Меражов также относиться к ханафитскому мазхабу, и в религиозной деятельности имама Меражова никаких отклонений от общепринятых канонов Ислама нет». 
      Муфтий Аширов объяснил суду, что имам может и обязан разъяснять свою религию не только в мечети, а также у себя в квартире, на улице, в домах верующих, в общественных местах, «хоть бабушке, которая сидит на лавочке, если она этого хочет». «Также имам может и имеет право проводить религиозную деятельность в организованных арендованных помещениях, как мы это делаем в Москве. Также он может делать это в гостях, куда его приглашают, например, во время имя наречения, заупокойной молитвы, на других религиозных мероприятиях, он имеет на это полное право по Федеральному Закону «О свободе совести и о религиозных объединениях»,– сказал муфтий Аширов.
      На вопрос, необходимо ли специально оборудовать места для молитвы, муфтий ответил: «Специального оборудования для мусульманских религиозных мероприятий просто быть не может. Можно постелить коврик, или даже газету, или если чистый пол, то прямо на полу можно молиться. Такое право и обязанность мусульманина молиться там, где застанет его время молитвы, регулируют слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, «Вся земля для нас – мечеть». Он вспомнил как «собирали хлопок в Узбекистане во время учебы в медресе «Мир Араб», как наступало время молитвы, оставляли работу по сбору хлопка, становились в ряды, и молились в поле». 
      «В любой день, в любое время, в любом месте, где его хотят слушать имам обязан рассказывать о своей религии. Как батюшки христианской религии обязаны наставлять верующих, также мусульманские деятели имеют на это полное право, закон РФ это не запрещает. Иудеи призывают иудаизму, христиане призывают в христианство, также мусульмане призывают в Ислам и это нормально, вполне соответствует закону».
      Не только на имама или муфтия или учителя основ религии Ислам, но и на каждого мусульманина возложена обязанность, которая называется «Амр биль маъруф ва нахи аниль-мункар», т.е. призыв людей к благому и удержание от порицаемого. Мы, по возможности, должны препятствовать распространению негативных явлений в обществе. А если мы не можем препятствовать, то мы должны словом противостоять этому, если не можем словом то, как минимум, мы должны хотя бы в сердце не соглашаться с этим. Как говорил Пророк, мир ему: «Если, кто ни будь из вас, видит порицаемое зло, то пусть остановит его рукой, если не можете рукой, то словом, если и словом не может, то пусть не соглашается со злом хотя бы сердцем, но это самая маленькая степень веры». «Мусульманин должен по возможности призывать людей к добру и удерживать от зла», сказал в заключение муфтий Аширов.
      Шейху Нафигулле хазрату Аширову пришлось часто цитировать Коран и Сунну, причем сначала на арабском языке, затем на русском, чтобы обосновать поведение мусульманина. Также пришлось напомнить суду и о Федеральном Законе «О свободе совести и о религиозных объединениях», дающем право мусульманам свободно вести религиозную деятельность, в том числе заниматься религиозным просвещением своих последователей.
      О существовании международной экстремистской организации «Нурджулар», которая ставит своей целью создание исламского халифата, Нафигулла хазрат Аширов не слышал, но о запрете данной организации слышал по телевизору. Он «не знает Устава этой организации, где находится офис данной организации, с членами такой организации ему видеться не приходилось». «Это примерно из той фантазии, когда уфологи находят инопланетян». Потому что, если это оценивать с юридической точки зрения, а я думаю, что здесь идет рассмотрение именно с этой точки зрения, тогда организация подразумевает членство, наличие какого-то руководства, каких-то уставных обязательств его членов, а если таковых нет, я не знаю, как можно назвать это организацией», – сказал муфтий Аширов. Также на данный вопрос сопредседатель Совета муфтиев России сообщил, что какого-либо вероучения «Нурджулар» не существует, а есть вероучение Ислама, т.к. в религии Ислам не может быть другого вероучения.
      На вопрос о Саиде Нурси муфтий сказал: «Саид Нурси известен не только мне, он известен каждому мусульманину». Также сказал, что «слышал, что различными российскими судами запрещены ряд трудов этого известного исламского богослова, но именно определенные переводы на русский язык. Я также знаю, что труды Саида Нурси не запрещены ни на арабском, ни на английском, ни на турецком, ни на каком либо другом языке, кроме русских переводов. Запрещены сугубо только те, которые перечислены российскими судами и на русском языке. А если будет другое издание, дополненное или сокращенное, они автоматически не могут быть запрещенными пока не будет по ним принято другое решение суда», – заявил суду Аширов. 
      На вопрос, чем вызваны запреты религиозной литературы в России, муфтий Аширов ответил так: «Трудно мне сказать, потому, что сейчас запрещены многие религиозные книги, которым 100, 150 и более лет. Классические исламские труды. Мотивировку запретов не только я, но и многие религиозные деятели, в том числе и в Совете муфтиев России не могут сегодня понять, об этом много писалось». 
       На вопрос прокурора: «Согласны ли Вы с тем, что труды Саида Нурси действительно считается толкованием Корана – Тафсиром?», муфтий Аширов ответил: «Рисале-и Нур, как я слышал от ученых исламского мира, а я фактически участвую во многих международных исламских конференциях, в том числе и в научных конференциях, труды Саида Нурси считаются известнейшим толкованием Священного Корана. Но насколько оно соответствует пониманию российского общества мне трудно судить. Я могу сейчас перечислить человек десять, толкователей Священного Корана, которых читают, переводят и издают в мире, один из них исламский ученый Саид Нурси». 
      На вопрос прокурора: «Некоторые книги запрещены, организация запрещена решением Верховного Суда, о существовании которой Вы не знаете. Обязаны ли считаться мусульмане с такими решениями»? На это муфтий Аширов ответил: «Не только обязаны, я как сопредседатель Совета муфтиев России неоднократно посылал письма, по всем нашим подразделениям, извещал наши мечети, наших имамов и преподавателей, чтобы не было в помещениях наших организаций запрещенных книг, т.к. это чревато проблемами для общин. Требовал проверить все помещения и библиотеки, чтобы не было случайно оставлена или подброшена в мечеть ни одна запрещенная книга. А также чтобы не использовали запрещенную литературу в своей религиозной деятельности».
      Имам ДУМАЧР Меражов и учитель основ религии Ислам Одилов выполняли прямые указания руководства ДУМАЧР, в их квартирах не найдена литература, внесенная в федеральный список экстремистских материалов. 
      Шейх Аширов подтвердил, что в его присутствии И. Меражов не высказывал когда-либо призывы к насилию, унижению религиозного достоинства, что он не пропагандировал превосходство одной нации или религии над другими. На вопрос, возможна ли совмещение религиозной деятельности и экстремистская деятельность, муфтий ответил: «Экстремистская деятельность вообще не совместима с природой человека. На самом деле, сама природа Ислама против экстремизма. Пророк, мир ему, говорил: «Ас-Салям (Мир) – одно из имен Аллаха, так распространяйте же его между вами».
      Муфтий напомнил слова Пророка, где он говорил: «Вы все произошли от Адама, а Адам из земли». То есть, пояснил муфтий Аширов: «И татарин, и башкир, и чуваш, и русский, и все представители других наций, фактически, по исламу, единокровные братья. Ни один верующий человек не говорит, что он произошел от обезьяны, христианин скажет, что он произошел от Адама, иудей скажет, что он произошел от Адама, мусульманин скажет, что он произошел от Адама, атеист скажет, что он произошел от обезьяны, Бог ему судья». 
        «Если мусульманин не уважает Святую Деву Марию – мать Иисуса или самого Иисуса, мир ему, то он перестает быть мусульманином. Если при произношении имени пророка Иисуса мусульманин не говорить мир ему, то это считается прегрешением. Также при произношении имен посланников Всевышнего Бога Авраама, Моисея и других Его посланников, тоже должен говорит мир ему. Т.е. мусульманин верит во всех пророков от Адама до Мухаммада, мир им всем и благословение Всевышнего Аллаха. Если кто-то не признает это, то он перестает быть мусульманином, т.е. он не верит в основы религиозной концепции Ислама». 
       «Я никогда не слышал от Ильхам хазрата Меражова экстремистских высказываний, я думаю, что это абсолютный нонсенс, потому, что в своих докладах на международных конференциях и в российских конференциях он отстаивал позицию противодействия таким негативным явлениям, как человеконенавистничество или экстремизм. Потому что человек, который говорит на конференции одно, а где-то в другом месте другое – лицемер, а я даже не могу его представить в таком качестве». 
       «Фактически получается что человека, который выступает против экстремистской деятельности, обвиняют в создании экстремистского объединения. Это и есть полный абсурд, нонсенс», – заявил муфтий Аширов.
       В связи с тем, что мусульман обвиняют в «формировании позитивного образа смерти», муфтий Нафигулла хазрат Аширов разъяснил трактовку смерти с точки зрения Ислама: «Я думаю, что для всех небесных религий, таких как иудаизм, христианство, Ислам – трактовка смерти одинакова. Как сказано в Священном Коране: «Скажи: «Истинно, смерть, от которой вы убегаете, несомненно, настигнет вас, после чего вы будете возвращены к Ведающему сокровенное и явное, и Он сообщит вам о том, что вы совершали». 
       Мусульманин, как и любой другой человек, знает, что он умрет. Но в отличие от атеиста, мусульманин в любом случае, умирает с надеждой на милость Создателя, потому что мусульманин, приняв Господнее руководство, надеется, что он попадет в Рай. Я оптимист и, когда я буду умирать, у меня будет хоть какая-то надежда, что я не просто умру и сгнию, как некоторые атеисты думают, а перемешусь в другое состояние, в котором по воле Всевышнего Господа меня ожидает хорошая жизнь, может такая жизнь, которую я здесь не видел. Поэтому отношение у мусульман спокойное, панических настроений нет, потому, что в Коране сказано: «Никогда не отчаивайтесь от милости Всевышнего Господа, ибо Он Прощающий все грехи». Поэтому мусульманин очень спокойно относиться к смерти. Поэтому мы призываем людей, чтобы они не боялись смерти, а спокойно воспринимали тот удел, который определил Всевышний Господь, кому 70 лет, кому 100 лет, а кому 20 лет. Поэтому, мы призываем, чтобы люди не убивались, увидев смерть, не рвали себе волосы, не доводили себя до разрыва сердца, до инфаркта.
       На вопрос: «Как вы понимаете выражение «позитивный образ смерти»?», муфтий Аширов ответил: «Позитивный образ смерти, это когда верующий человек, видя смерть близкого человека или свою приближающую смерть, не думает, что с опусканием тела в могилу он навечно исчезнет, или обязательно попадет в Ад, в огонь, а умирает с надеждой на милость Аллаха и Вечную жизнь полную блаженства». 
       Мусульманин видит некий позитив в своей земной деятельности, жизни. Как говорил Пророк: «Вас ждет Великий Путь, и готовьтесь к этому пути при вашей жизни». Это похоже на то, что человек весь месяц трудился, а в конце получает зарплату, достойное вознаграждение, чтобы прокормить свою семью. Мусульманин тоже должен трудиться на ниве своей религии, на ниве распространения добра и блага. Когда спросили Пророка: что можно считать благими делами? Пророк ответил: «Благим делом можно считать, например, убрать камень с дороги, чтобы об него не запнулись люди». 
       При этом, естественно, Кораном запрещено самоубийство, если кто совершает, то над ним не читают заупокойную молитву, т.е. если перефразировать по-русски – не отпевают. Самоубийство противоречит Аяту Корана: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха». Поэтому оно категорически запрещено, а самоубийца потерял надежду и отчаялся. Такое же понимание во всех небесных религиях, таких как иудаизм, христианство, Ислам. Это концепция Ислама, и Ильхам хазрат придерживается именно этой концепции», – заключил муфтий.
       Муфтий Аширов пояснил о правах и обязанностях мусульманина в светском государстве: «Мусульмане, которые живут в светском государстве, считаются людьми, которые заключили договор «Сулх» с той властью, где они живут. Этот договор соответствует тому договору, который в свое время заключал Пророк. И этот договор обязателен для всех, кто его заключил. Т.е. имея российский паспорт, мусульманин должен исполнять все те предписания, которые он приобрел с приобретением российского паспорта, которые не нарушают его вероубеждение. При этом мусульманин должен себя вести в светском государстве, так чтобы его поступки не противоречили его религиозным убеждениям, и сохраняя при этом права мусульманина. Например, допустим, если на вокзале наступит время молитвы, то я обязательно там помолюсь. Имею на это право. Потому что время молитвы нельзя пропускать. Сейчас время молитвы наступит, и я выйду и помолюсь, где-то в уголочке, совершу свой намаз, и никто мне этого не может запретить. Иначе, я был бы лицемером, а лицемер кому нравиться?» – сказал прокурору муфтий Нафигулла хазрат Аширов.
       Адвокаты и подсудимые надеются, что мнение такого авторитетного человека, известного в исламском мире, не только в России, но и за рубежом, религиозного деятеля, сопредседателя Совета муфтиев России, Главного муфтия, Председателя Духовного управления мусульман Азиатской части России, шейха Нафигуллы хазрата Аширова будет учтено судом при принятии решения.

Фаузия БАЙРАМОВА,
кандидат исторических наук.


Комментарии (3)
Гость, 23.05.2013 в 13:41

Единственный человек в росийской федерации,который справедливо занимает место муфтия.Человек,которому не безразлична судьба мусульманской уммы в нашей стране и который отстаивает её интересы всегда и везде.Таких Всевышний Аллах возвеличивает в этом мире и в загробном.Приглашение от Генерального секретаря Всемирной Исламской Лиги, доктора Абдуллах Бин Абдул- Мухсен Ат-Турки вступить во Всемирную Ассоциацию Мусульманских Ученых только потверждает это.Если бы остальные муфтии четко следовали бы своим убеждениям и решали бы в первую очередь проблемы мусульман,то такие проблемы как запрет на строительство мечетей в Москве и запреты на ношение хиджабов в школах не стояли бы перед верующими.Но к сожалению ,этим горе-муфтиям умма нужна только в качестве статистики и распила мусульманских денег.Ведя последовательную позицию по защите прав мусульман,Аширов показывет пример того,как должен действовать настоящий муфтий.

Guest, 23.05.2013 в 14:40

+10500 Полностью согласен!

Guest, 25.05.2013 в 01:40

Спасибо Фаузие Байрамовой за содержательную статью!
Действительно, очень обидно, когда таких порядочных людей ни за что осуждают, - это вообще нонсенс!
Хорошо, что у нас есть такие авторитетные, честные, порядочные муфтии, как господа Нафигулла Аширов, Шамиль Аляутдинов, Равиль Гайнутдин и Ильдар Аляутдинов. Вся надежда только на них!
P.S. Было бы хорошо, если бы с просветительской целью в этой авторитетной газете публиковали бы свои статьи эти уважаемые муфтии.
Это же очень интересно и познавательно, а то в этой газете публиковались даже всякие бредовые статьи какого-то лжепосланника Саттарова, чтобы скомпрометировать Ислам. Ведь сейчас у многих людей извращенное понятие об Исламе, сформированное на штампах и стереотипах СМИ.
У людей не хватает элементарных знаний в области религии, а ведь современный, эрудированный, культурный, цивилизованный человек должен хорошо разбираться и в своей религии обязательно, чтобы его никто не смог сбить с истинного пути.