Василий Тимофеев и крещено-татарская школа
В холодный день 2 декабря 1895 года отошел к Господу отец Василий. Он ушел из жизни через четыре года после смерти своего учителя Николая Ивановича Ильминского (27 декабря 1891 г.). Весть о кончине отца Василия облетела весь Волжско-Камский край.
Отца Василия уже при жизни называли «первенцем инородческого священства», «первым учителем старокрещеных татар Казанского края». Более 30 лет он трудился на ниве просвещения, неразрывно связав свое имя с именем основоположника инороднического просвещения Н.И. Ильминского.
Отец Василий был бессеребреником. За свои тяжелые 25-летние труды по переводам он не получал ни копейки, несмотря на то что ему как члену переводческой комиссии было назначено 300 рублей годового жалованья. Да и получаемые скудные средства он употреблял большею частью на оказание материальной помощи своим родным.
После его смерти осталась лишь бедная обстановка, простая одежда, подержаная фисгармония, но довольно обширная библиотека. Даже похоронили усопшего за счет известного казанского благотворителя, купца 1-й гильдии Павла Васильевича Щетинкина.
Его похоронили на Арском православном некрополе, на II пешеходной (академической) аллее справа. Рядом с ним упокоились его сестра Мария Тимофеевна, жена Матрона Алексеевна, сын Василий, а также жена Ильминского Екатерина Степановна Колерова (1841-?). За могилами ухаживают прихожане церкви Тихвинской иконы Божией Матери.
Василий Тимофеевич Тимофеев родился в селе Никифоровка Мамадышского уезда, Казанской губернии в 1836 году. С 1856 г. ближайший помощник, сотрудник Ильминского, практикант татарского языка в миссионерском отделении Казанской духовной академии. Вот как отзывался Николай Иванович о нем в своем письме к князю Урусову, бывшему тогда прокурором Св. Синода: «Это единственный в своем роде и неоценимый человек» (сентябрь 1864 г.), «вполне заслуживает уважения эта светлая, пламенною ревностью к христианскому просвещению своих единоплеменников одушевленная личность» (декабрь 1864 г.).
За свои просвещенческие труды отец Василий был награжден золотой медалью для ношения на шее с надписью «За усердие» (1866 г.), золотым наперсным крестом (1887 г.), орденом Св. Анны 3 ст. (1892 г.). В 1870 г. был награжден императором Александром II премией в 500 рублей.
С именем Тимофеева тесно связано основание и развитие его основного детища – центральной крещено-татарской школы. Н.И. Ильминский, познакомившись с Тимофеевым, устроил его практикантом татарского языка в Казанскую духовную академию. В 1863/64 учебном году Тимофеев, проживая в подвале академии (по другим сведениям – в подвальном этаже частного дома в Академической слободе), обучал трех мальчиков-односельчан.
Успехи в этом обучении обратили на себя внимание Н.И. Ильминского, Е.А. Малова. В 1864/65 гг. школа действовала уже как официально зарегистрированная частная, в ней обучалось 15 человек, в 1865/66 учебном году она переехала в нанятый одноэтажный дом рядом с академией.
В письме к князю Урусову Ильминский так отзывался о Тимофееве: «…Вся сила школы в ее настоящем учителе: без него она не могла бы существовать; он ее главная опора…» И это было вполне справедливо. Ради существования школы и распространения истинного православия среди своих сородичей Василий Тимофеевич, по словам Николая Ивановича, трудился в ней с утра до ночи практически бескорыстно, получая ничтожное – 120 рублей в год – жалованье. Он жил со своими учениками в одной комнате, питался с ними из одного котла, мылся в одной бане.
В 1866 году городская дума выделила школе обширный участок на Арском поле недалеко от академии, а к началу 1867/68 учебного года купец-подрядчик С.А. Арефьев на свои средства выстроил здесь двухэтажный деревянный дом, куда школа и перебралась.
В 1869 году в жизни Василия Тимофеева произошло знаменательно событие – он был рукоположен во священники. Долго не соглашался смиренный Василий Тимофеевич принять священный сан, ссылаясь на свою малообразованность. Но по настойчивой просьбе архиепископа Антония, Николая Ивановича и других ценителей его достоинств и заслуг заставили, наконец, согласиться. С умилением, глубочайшим благоговением и со слезами на глазах молился он во время своего рукоположения.
Слух о «попе-крещенине» быстро разошелся не только по Казанской губернии, но и вскоре его имя стало известным почти всем крещеным татарам Волжско-Камского края. Служба, пение и поучения на родном языке стали привлекать в Казань массу молящихся и производили на них незабываемое впечатление. Кроме того, о. Василий и сам выезжал в села с проповеднической целью.
Посещения школы высокими государственными и духовными лицами
В 1866 году посетил министр народного просвещения граф Дмитрий Андреевич Толстой, после чего дела ЦКШ резко улучшились. Школа стала получать пособие от министерства – по 1000 руб. в год (до этого содержалась исключительно на благотворительные средства). В 1868 г. ее посетил сын Александра II Великий князь Алексей Александрович, 18 июля 1869 г. – наследник Великий князь Александр Александрович (будущий император Александр III) с супругой. Наследник пожаловал на развитие учебного заведения ежегодно выдавать по 500 руб. серебром. В 1870 г. школу посетил брат Александра II Великий князь Константин Николаевич, видный государственный деятель либеральных взглядов.
27 августа 1871 г. в жизни Казани произошло знаменательное событие – наш город посетил государь император Александр II с наследником престола Александром (будущим императором Александром III) и Великим князем Владимиром Александровичем. На пароходной пристани их встречали казанский губернатор Н.Я. Скарятин, командующий Казанским военным округом генерал-адъютант Б.Г. Глинко-Маврин, попечитель казанского учебного округа П.Д. Шестаков, губернский предводитель дворянства д.с.с. П.Г. Осокин, городской голова К.И. Романов.
Высокие гости посетили кафедральный Благовещенский собор, где были встречены архиепископом Казанским и Свияжским Антонием, казанский Богородицкий первоклассный женский монастырь, Родионовский институт благородных девиц.
Император и сопровождающие его лица посетили также крещено-татарскую школу. Особо отметим, что все члены дома Романовых, бывшие в Казани в XIX столетии, всегда посещали это учебное заведение. На встречу с монархом съехались родители почти всех учеников, а также учителя чувашских и черемисских школ. Высоких гостей встречали П.Д. Шестаков, Н.И. Ильминский, В.Т. Тимофеев. Строго и торжественно было пропето учениками школы и учителями инородческих школ «Спаси, Господи, люди твоя» на татарском, чувашском и черемисском языках. Посещением школы император был удовлетворен и выразил надежду, что учащиеся будут хорошими христианами. В память этого события в школе позже была установлена мемориальная доска.
11 и 13 июля 1885 г. школу дважды во время своего пребывания в Казани посетил обер-прокурор Св. Синода Константин Петрович Победоносцев.
В 1870 – 1871 гг. был выстроен основной двухэтажный каменный корпус. В нем разместились дирекция, классы, общежитие для мальчиков, помещение для ночлега родителей. 10 тысяч руб. на строительство выделило Министерство народного просвещения, 4000 руб. – профессора университета, 1200 руб. – Духовная академия, 1450 руб. – Великая княгиня Мария Федоровна, будущая супруга Александра III.
В 1872/74 гг. в помещениях школы временно находилась учительская семинария, тогда же было построено последнее из зданий школьного комплекса – двухэтажный деревянный дом.
12 декабря 1871 г. архиепископом Казанским и Свияжским Антонием была освящена домовая церковь во имя Святителя Гурия Казанского Чудотворца. Автор проекта – архитектор казанского учебного округа В.К. Бечко-Друзин. Церковь была оборудована на средства П.В. Щетинкина. Надписи на иконах были сделаны на татарском языке – на новом алфавите, созданном Н.И. Ильминским. Литургия совершалась на русском и татарском языках.
Радением П.В. Щетинкина была также построена новая колокольня-звонница и приобретен праздничный колокол весом в 8,5 пуда (136 кг).
Школа представляла собой неполное среднее учебное заведение, в которое на казенное содержание или за мизерную плату принимались выпускники начальных школ Братства Святителя Гурия и миссионерских школ, открытых в большинстве кряшенских деревень. Обучение в школе продолжалось четыре года, для завершения среднего образования необходимо было доучиваться в старших классах учительской семинарии. Школа сыграла важную роль в просвещении кряшен и крещеных татар.
С 1863 по 1913 гг. в школе обучилось 4454 мальчика и 1885 девочек, из них удостоены звания учителей 636 и учительниц – 260 человек. К 1914 году 398 чел. трудились на ниве образования в Казанской, Уфимской, Вятской, Пермской, Самарской, Оренбургской, Астраханской, Томской, Тобольской, Пензенской губерниях; 167 выпускников носили священнический сан.
После смерти о. Василия Тимофеева, с 1896 г. вплоть до закрытия в 1918 г. ее руководителем был священник Тимофей Егорович Егоров (1856 – 1927), уроженец д. Янцевары (ныне Лаишевский район), выпускник ЦКШ и Казанской учительской семинарии. Женским отделением руководили его жена и дочь В. Тимофеева Пелагея Васильевна, выпускница женского училища духовного ведомства. Попечителем школы все годы ее существования был купец Павел Васильевич Щетинкин, постоянно жертвовавший школе крупные суммы, в частности, в 1913 году он с супругой Марией Петровной пожертвовал школе 2500 рублей. Руководители и все преподаватели школы пользовались неизменным уважением среди кряшен, конкурс при поступлении был всегда высок.
Среди выпускников школы были не только священники и учителя, но и видные ученые и деятели культуры: известный татарский поэт, священник Яков Емельянов (1848 – 1893), педагог Роман Павлович Даулей (1879 – 1952), историк и педагог Василий Михайлович Горохов (1891 – 1960), поэт, публицист, миссионер, священник Давид Григорьев-Саврушевский (1876 – 1939), удмуртский просветитель Иван Степанович Михеев (1876 – 1937), поэтесса Дарья Семеновна (Даржия Сейфулловна) Аппакова (1898 – 1948) и многие другие.
Выпускниками школы также были легендарный защитник Брестской крепости, Герой Советского Союза майор Петр Михайлович Гаврилов (1900 – 1979), полководцы Великой Отечественной войны генерал Алексей Ефимович Яковлев и герой обороны Севастополя А.Г. Новиков.
В 1918 году школу закрыли, а спустя 13 лет над зданием надстроили третий этаж, исказив первоначальный замысел архитектора. Церковь разломали, как и окружающие деревянные постройки.
Если бы не документальные свидетельства недавнего прошлого, то сегодня мало что говорит о том, что некогда школа была одним из центров Казани духовного и нравственного воспитания учащихся.
Пусть наш небольшой очерк станет своеобразным памятником духовным деяниям во славу Божию священника отца Василия Тимофеева.
Анатолий ЕЛДАШЕВ,
доцент Казанской духовной семинарии.
Увы, в очерке не сказано, что целью образования инородцев в царской России официально являлось их полное обрусение. В 1870 году министр просвещения Российской империи Д.А. Толстой сказал: «Конечной целью образования всех инородцев, живших в пределах нашего отечества, должно быть обрусение их и слияние с русским народом».Христианские школы на татарском и других нерусских языках, таким образом, являлись лишь первым этапом на этом пути. Никакой "кряшенской нации" в этом проекте не предусматривалось, целью являлось только полное обрусение всех нерусских народов, в том числе и кряшен.
поставил сюда vk.com/tatar_bozqurd
По тем временам корова стоила 5 рублев. Во это бессеребренник. Если прочитать статью то видно что прозелетизм хорошо оплачивался.
То есть 300 рублей в год= 60 коров.
Корова в среднем стоит 25 тысяч рублей. Итого 300 рублей тогда это 25000*60=1500000. 1,5 млн. рублей в год. 125 тысяч рублей в месяц. Кстати, соотношение тогдашнего рубля и современного получается 1 к 5 тысячам . Конечно, грубая оценка.
"прозелетизм хорошо оплачивался"
И оплачивался главным образом за счет налогов, собранных с тех нерусских народов.
Купец первой гильдии, капитал от 50 тысяч рублей, второй гильдии от 20 тысчяч рублей, третьей гильдии от 8 тысяч рублей. Умножим на 5 тысяч по соотношению. Ныне "купец первой гильдии" - свыше 250 млн. рублей, "второй гильдии" - 100 млн. рублей, "третьей гильдии" - 40 млн. рублей. Кстати, в царской России 90% купцов было третьей гильдии.
Если татарам за крещение выдавали 15 рублей, это значит 65 тысяч рублей по сегодняшнему курсу. Относительно дешево. Плюс от налогов освобождали.
"Если татарам за крещение выдавали 15 рублей, это значит 65 тысяч рублей по сегодняшнему курсу. Относительно дешево. Плюс от налогов освобождали"
Не совсем так. Русская империя очень щедро вознаграждала ренегатов, поскольку уровень жизни тогда был совершенно другой, многократно низкий. Тогда иметь несколько коров и лошадь было признаком большой состоятельности, а если прибавить еще и освобождение от налогов, то выгода получалась громадная. Но татары редко поддавались на это, редко продавали свою душу за русские сребренники, что свидетельствует о высоком моральном уровне наших предков.
Что же касается Василия Тимофеева, то спасибо авторам статьи, невольно разоблачившим этого ренегата, продавшего свою душу за 120 рублей в год - в XIX веке это была громадная сумма. Немного чиновников в России получали столько. Но для ренегатов, подобным Тимофееву, русский царь денег не жалел, тем более что все это оплачивалось им из налогов, собранных с тех, кто продавать свою душу не желал.
не 120 в год, а 300 рублей в год ьолбко как члену переводческой комиссии. а за училище еще сколько платили, благотворители, церковь, премии императорские по 500 рублей. Интересно, сколько тогда было жалование попа и муллы в среднем?
"Интересно, сколько тогда было жалование попа и муллы в среднем?"
Не знаю, как насчет попа, а насчет среднего жалования муллы вопрос бессмысленный, поскольку мулла никакого жалования от государства не получал, а всегда содержался самой мусульманской общиной.
Сколько мулле платила община? Раньше в татарском театре было много спектаклей о богатых и жадных муллах. Возьмите "Голубую шаль".
Православное духовенство содержалось за счет государства. Мусульманское за счет благотворительности. В деревне мусульманские приходы были бедные (200 рублей) богатые(700 рублей). В городах приходы были значительно богаче (2000-3000 рублей). В деревне один мулла был примерно на 60-80 дворов. Доход муллы шел из "десятины", платы за обучение, доходов от обрядов( наречение новорожденного стоило в деревне 10 коп, в городе 50 коп, например), доходов от торговли. Счталось, что муллы "жили зажиточно и богато". Шигабутдин Марджани был одним из самых богатых мулл. Его годовой доход -1000 рублей. Есть кандидатская диссертация Рашида Маликова на эту тему.
На поддержку православного духовенства в царской России во второй половине XIX века выделялось из казны около 8 млн. рублей в год. Или 40 млрд. рублей по современным меркам. Приходской православный священник имел "скудное" жалование. Он получал 150-180 рублей в год. Самый младший офицерский чин имел 200 рублей в год. Но священник наделялся еще землей и имел плату за требы. Ну и пожертвования. Цены в то время: мука пшеничная -2,5 коп кг, мясо телячье - 10 коп кг. , масло сливочное 25 коп кг, водка 25 коп литр, молоко -2 коп литр, сахар - 80 коп кг. То есть на 150 руб. можно было купить 1,5 тонны телячьего мяса - 4 кг. в день. Зарплата приходского православного священника зависела от численности прихожан, от расстояния церквей друг от друга, от вместимости храмов,от нравственно-религиозного состояния прихожан. То есть больше крестил - больше доход.
Гость
Сколько мулле платила община? Раньше в татарском театре было много спектаклей о богатых и жадных муллах. Возьмите "Голубую шаль"
=====
Раньше в татарских театрах при Советах было очень много пропагандистских материалов о богатых и жадных муллах, например, "Голубая шаль". Но судить по ним о татарских муллах не следует, поскольку в начале ХХ века практически вся татарская интеллигенция сводилась к духовенству. Были среди них жадные или нет, но именно татарское духовенство сохранило татарский народ от русификации и уничтожения татарской национальной культуры, являлось ее основным носителем. Именно поэтому советское государство, пытаясь уничтожить татарский народ и превратить его в навоз для создания "советского народа", систематически уничтожало татарских мулл, как путем физического истребления, так и пропагандистским путем. Советую подумать об этом хорошенько и не поддаваться на совковую пропаганду !
Гость, 13.10.2012 в 22:31: "Были среди них жадные или нет, но именно татарское духовенство сохранило татарский народ от русификации и уничтожения татарской национальной культуры, являлось ее основным носителем" - хорошие и справедливые слова.
К сожалению многие из нашего народа будучи в настоящий момент по большей части оторванными от своей национальной культуры и весьма наивными, подпав под идеологический каток известной оккупационной машины, очень легко верят всему, что несут им с экранов, со страниц, да и так в "живую" эти так называемые друзья и соотечественники. Смотрите новый русский фильм о дружбе, мире и главное добре и добрососедских отношениях между нашими народами, фильм "Орда". И пусть любовь и дружба после этого фильма будет еще крепче, ведь это любовь и дружба между такими красивыми и благородными, как они и такими уродливыми и мерзкими, как мы.
За каждого крещеного крестьянина правительство платило компенсацию в размере 15 руб. Получалось, что крещение крепостного заставляло служилого татарина невыгодно "продавать" государству своего крестьянина. В 1654 г. последовало правительственное распоряжение, дающее право крещеным дальним родственникам наследовать имущество умершего служилого. Ближайшие родственники мусульмане лишались права на наследство.[43] Под предлогом того, что феодалы-мусульмане ущемляют религиозные права крепостных крестьян православного исповедания и вынуждают их переходить в ислам, царь указом от 15 мая 1681 г. приказал изъять из вотчин и поместий служилых татар крепостных христиан. При добровольном крещении владения служилых не только сохранялись в неприкосновенности, но выдавалось и денежное вознаграждение: мурзам - по 10 руб., их женам - по 5 руб., ясачным татарам - по 5 руб. и их женам - по 2, 5 руб.[
Кряшены - это эндогамная группа, в отличие от татар-мусульман и других татар-христиан, практически не заключавшая браки с другими народами, особенно русскими, а мусульманам можно было жениться на православных, и браков таких было много у мусульман. Русский язык кряшены использовали меньше, чем мусульманами, знали его хуже мусульман. Богослужение они предпочитали (и сейчас предпочитают) на кряшенском языке, в котором мало заимствований из арабского, персидского, чувашского языков, а не арабском или церковно-слвянском. Современный татарский язык ближе к кряшенскому языку, чем к татарскому языку до 1917 года, хотя современные татарский и башкирский ближе друг к другу, чем к кряшенскому. Большевики вообще хотели на территории нынешнего Башкортостана устроить автономию кряшен отдельно от Татарстана. Кряшены части Башкортостана не отличаются от нагайбаков, по происхождению среди них мало булгар. Среди предков кряшенов много ногайцев, видимо , потомков торгутов и других выходцев с Нижней Волги, меньше потомков булгар, много потомков язычников и христиан, поэтому сохранили тюркский язык и культуру. Подробности - издание центра истории кряшен и нагайбаков Института истории Татарстана