Центр Софии
В 2001 году в связи с 70-летием нашей выдающейся землячки Софии (Сании) Асгатовны Губайдулиной (родилась в 1931 г.) возникло желание отреставрировать дом в заповедном уголке г. Казани на улице Тельмана, 29, в котором прошли детство и юность композитора в период с 1932 – 1953 гг., и открыть в нем Центр современной музыки с музейными комнатами семьи Губайдулиных. Возможность открытия центра была предварительно оговорена и с самой Софией Асгатовной в Германии лично Исхаковым К.Ш. (в то время главой администрации г. Казани).
Центр современной музыки (ЦСМ) Софии Губайдулиной был создан на основании постановления Кабинета министров РТ от 31 мая 2002 г. и постановления главы администрации г. Казани N740 от 13 апреля 2001 г. Эта идея администрации города нашла понимание и отклик среди творческой интеллигенции.
Позже за реализацию постановлений взялась команда под руководством председателя Союза композиторов РТ Рашида Калимуллина, развернувшая тогда энергичную деятельность и заложившая важнейшие традиции в работе центра. Уже в первые годы было задумано и осуществлено немало интересных творческих проектов, ставших традиционными для этой творческой структуры.
22 октября 2001 года в доме N29 по улице Тельмана торжественно был открыт Центр современной музыки Софии Губайдулиной. Открытие центра, наряду с историческими концертами грандиозного Международного фестиваля ее музыки в Казани и Москве в связи с 70-летием со дня рождения, стало незабываемым событием.
ЦСМ является организатором уникальных фестивалей и концертов современной музыки. В небольшом зале и непосредственно в мемориальных комнатах центра, других концертных залах города проводятся концерты и встречи с самой различной аудиторией: от школьников до ветеранов, мастер-классы и научные чтения в рамках фестивалей современной музыки.
Одним из основных проектов центра является программа «Мир музыки Софии Губайдулиной», разработанная в различных вариантах для разнообразной аудитории с показом мемориальных комнат композитора, видеоматериалов и живой музыкой.
10 лет спустя, в год 80-летнего юбилея композитора, Центр современной музыки пережил свое второе рождение. Благодаря усилиям главы администрации Казани И.Р. Метшина и его команды, а также директора Гарифуллиной Ляли Ильдаровны и научного руководителя Хайрулиной Нурии Анасовны осуществлено подлинное возрождение центра. В его реконструкцию было вложено немало интеллектуальных, творческих и финансовых ресурсов. Мы уверены – сегодня дан старт новому этапу в его жизнедеятельности. Когда-нибудь осуществится мечта о зале, оснащенном современной техникой – акустической, световой, мультимедийной; студии электронной музыки, музее светомузыки, расположенном именно в ЦСМ на том основании, что Губайдулина работает в этом жанре. Да и сама Казань давно является центром светомузыкальных изысканий.
В 2011 году при ЦСМ была создана лаборатория творческих и социальных технологий «Полутон», являющаяся новой площадкой повышенной культуры восприятия искусства, общения профессионалов и любителей музыки.
В ЦСМ успешно функционирует клуб друзей центра Софии Губайдулиной, который посещают одноклассники выдающегося композитора и творческая молодежь. Ровесники Софы много рассказывают о трудном военном детстве, о посильной помощи в госпиталях, о дружбе, о честности. Дружба и сейчас сплачивает пожилых людей, не дает им расслабиться, состариться.
Среди приоритетных направлений – работа с детьми и молодежью. Так было с первого дня работы центра. Именно здесь, в ЦСМ, была впервые организована уникальная выставка, соединившая музыку Губайдулиной и детскую фантазию в рисунке.
Особенно запомнилась творческая встреча с лауреатом международного конкурса композитором Натальей Варламовой и художниками Бердниковыми, дипломантами российской Академии художеств.
Любовь и жертвенность. Эти простые и, увы, несовременные понятия, часто звучащие в беседах и интервью с великой женщиной, для нее сохранили особый смысл. Именно об этом с благодарностью говорит София Губайдулина, вспоминая свое непростое детство – о хорошем, глубоком воспитании, полученном от своих родителей.
Композитор София Губайдулина родилась в Чистополе 24 октября 1931 года в русско-татарской семье. Ее мать – Феодосия Федоровна Елхова, отец – Асгат Масгутович Губайдулин. «Мой отец татарин и моя русская мать образовали такую пару, которую нельзя было разделить ничем. Это любовь на всю жизнь, до старости…»
Музыка с раннего детства объединилась в ее сознании с божественным началом. «Музыка всегда была смыслом моей жизни… Уже с малолетства я чувствовала внутреннюю потребность сочинять музыку, научиться записывать то, что слышу, – было мечтой», – говорит София Губайдулина.
Сестра Вера вспоминает о событии, точнее, о приобретении, сыгравшем решающую роль в судьбе обеих младших сестер. На вопрос, насколько оправданным было в то голодное время приобретение рояля, отец тогда сказал: «Интеллигенция должна быть музыкально образованной...» В одном из интервью на вопрос, что в своей жизни Соня запомнила как наиболее важное событие, она ответила: «Появление в доме рояля».
В 1932 году семья Губайдулиных переехала из небольшого города на Каме Чистополя в столицу Татарии Казань и поселилась в доме N29 по улице Тельмана. Губайдулины занимали три небольшие комнаты шестой квартиры на третьем этаже трехэтажного деревянного дома. София Губайдулина прожила в этом доме до отъезда в Москву в 1954 году.
Композитор София Губайдулина – выдающаяся личность современности. Ее имя вошло в музыкальную летопись всего музыкального мира. О ней говорят как о живом классике XXI века.
Нескромно сказать, я вместе с Соней Губайдулиной, будущей европейской знаменитостью, учился в одной школе на улице Пушкина и в одной музыкальной школе N1. Был у Сони в квартире на улице Тельмана в сороковых годах прошлого века, когда мы были пионерами.
В начале XX века Казань стала одним из центров, собравших значительные музыкально-интеллектуальные силы. Выпускники Московской и Петербургской консерваторий закладывали блестящие музыкально-образовательные традиции в казанских музыкальных школах, музыкальном училище, позже – консерватории. В музыкальной школе, куда С. Губайдулину, в виде исключения, приняли в пятилетнем возрасте, она обучалась у первоклассных педагогов. «Музыкальная школа стала для меня храмом, куда я вступила с трепетом и восхищением».
Что может ощутить и запомнить на всю жизнь шестилетний ребенок, переступив порог музыкальной школы: запах, «излучения» людей, тепло или холод стен, словом, то, что сейчас называют «аура». В Детской музыкальной школе N1 им. П.И. Чайковского, бывшем доме Богатырских, был особый воздух. В школу дети заходили, как в храм.
В голодные 30-е годы ХХ века удалось сформировать профессиональное, а в грозные годы войны – сохранить музыкальное образование, стать настоящим музыкальным очагом. Военные годы незабываемы. В ДМШ N1 всегда был воздух доброты, человечности, высоконравственной истины и, конечно, любви к детям. Есть большая серьезная роль ДМШ в музыкальной жизни Казани – тут воспитано множество музыкальных дарований.
Известны напутственные слова Дмитрия Шестаковича, сказанные на выпускном экзамене: «Я вам желаю идти вашим «неправильным» путем».
Мы видим перспективы Центра современной музыки. Они многообразны и многообещающи в популяризации современной музыки через новые творческие формы.
Борис МИЛИЦЫН.
В свое время высказывание Губайдуллиной переданное СМИ о якобы творящемся на улицах Казани физическом насилии со стороны татар в отношении лиц говорящих на русском языке стало скандальным и возмутило татарскую общественности.
Этот момент на мой взгляд в достаточной степени характеризует отношение этой мадам к татарам.
Зачем тратить татарстанские деньги на популяризацию персон, которые образно говоря "плевали" в адрес татарского народа?
Не лучше ли направить их на поддержку действительно национально ориентированных молодых композиторов, исполнителей и музыкальных коллективов?
К тому же оценка достижений современного искусства продолжает оставаться остродискуссионной темой в обществе, где отношение к какому-либо произведению варьируется от восторженного до полного отрицания какой-либо художественной или смысловой ценности. Причем ситуация такова, что восторженные почитатели авангарда образуют вроде элитарного клуба, принадлежность к которому и определяется тем самым якобы "пониманием", дающим им и только им как бы право выносить суждения относительно того или иного произведения, скептики же с их точки зрения либо лишены способностей воспринимать, либо эмоционально неразвиты. Такая позиция делает позицию пропагандистов такого искусства психологически выигрышной, т.к. паразитирует на стремлении людей войти в страту "избранных" , "элиты", боязни чиновников прослыть среди начальства отсталыми или невежественными и позволяет получать немалые деньги на свои сомнительные арт-проекты.
"В свое время высказывание Губайдуллиной переданное СМИ о якобы творящемся на улицах Казани физическом насилии со стороны татар в отношении лиц говорящих на русском языке стало скандальным и возмутило татарскую общественности."
Она соврала?
Губайдуллина один из крупнейших современных мировых композиторов.В СССР ее преследовали, ломали. А она выстояла. И несмотря ни на что о татарах теперь знают в мире, что это музыкально одаренная нация. Теперь и Альбина Шагимуратова, и Масгуда Шамсутдинова, и Резеда Ахиярова появились. Татары, вперед!
Guest, 22.08.2013 в 23:56
В свое время высказывание Губайдуллиной переданное СМИ о якобы творящемся на улицах Казани физическом насилии со стороны татар в отношении лиц говорящих на русском языке стало скандальным и возмутило татарскую общественности....
-------------------
Полностью разделяю ваше мнение. В свое время я купил все диски С. Губайдуллиной и несколько недель насиловал себя , прослушивая их. Одна какофония, для меня, разумеется. Потом подумал, что м.б. со временем ее музыка будет мне доступной. Ан нет, ничего там для меня привлекательного. Возможно, для какого то элитного круга она ничего, как знать. Пока что я не нашел ни одного ее союзника. Та же М. Шамсутдинова, которой я в конце концов отправил все диски с Губайдуллиной, откровенно сказала, что никто из т.н. руководителей никогда не слушали ее музыку. Вот и выпендриваются, чтобы показать себя умными.
А почему этот урыс милицын пишет Фамилию отца с одним "л"? Хочет татар обидеть? Или это его позиция?
Алмаз улы, 24.08.2013 в 13:12
Да ладно вам. И сейчас в паспортах неправильно пишут транскрипцию татарских фамилий. А в 30-х годах - тем более. Кроме того она "полукровка"- м.б. мать хотела "упростить". В общем, дочь "за отца не отвечает". Вы бы лучше задались вопросом, почему грузины и армяне имеют свои окончания в фамилиях, а все тюркские народы - русское "ов" или "ин". И, вообще, почему Альметьевск не Альмет?
Да, нам давно надо вернуть наши истинные фамилии. Наши предки ведь не имели русских фамилий, это даже неестественно, неприятно и неблагозвучно звучит.
Должно быть так:
Рустам Миннихан, Ильдар Халик, Фарид Мухаммад, Асгат Сафар, Ильсур Медша, Рашит Ахмет, Вил Мирзаян? и т.д.
Как и раньше было: Кул Гали, Гаяз Исхаки, Дардмент, Габдулла Тукай, Муса Джалиль и т.п.
Как это красиво звучит, не то, что по-русски!
Пора уже возвращать свои родные фамилии!
В свое время я купил все диски С. Губайдуллиной и несколько недель насиловал себя , прослушивая их
Говорят, это лечится дисками Салавата.Правда, помогает не всем
У вашего Салават нет никакого голоса. М.б. под стакан он ничего, может излечить.
У Салавата особого голоса нет, но он душой поет, поэтому людям нравится!
25.08.2013 в 18:50
Уф... Теперь гадать надо, где настоящий Мирзаянов.
Если с душой, то можно и без голоса? Фантастика. Вот так и доводят вкусы народа до уровня плинтусов. После этого как можно говорить о музыке, голосах и талантах? Тут даже классическую музыку теперь отрицают, мол, дело лишь испорченных эстетов.
так получается, что Вил Мирзаян немного армянин.
Согласна с высказываниями Виля Султановича Мирзаянова. По части музыки.
По части отношения к татарам. Софья Губайдуллина - совершенно отвратительная личность: татарофобка и исламофобка. Известны ее высказывания как против татар, так и против исламской веры.
Не место этой мерзавке в нашей Казани.
Кстати, за какие такие привилегии семья сразу же получила 3-х комнатную квартиру в Казани? Случаем не НКВД-шник был ее папаша? Какие же неоценимые услуги ее родители оказали фашистско-чекисткой власти?
Чего прицепились к женщине,ну не хочет она быть татаркой.Мать у нее русская,само собой по русски воспитана.Первая что ли она такая.Хлеб она у вас не просит,даже в России не живет.Пусть будет человек мира.
Гадкое чувство возникает после таких татаро маржушек как Софья .
"Не место этой мерзавке в нашей Казани." Да да, ей место в вашей Москве мадам Хамидуллина!)))
Гость, она же теперь живет в Германии. Русские показали ей, каково быть русской. По ее словам, она то ли в под Костромой, то ли под Ярославлем, купила дом, который тут же хорошенько ограбили. Теперь она в Германии, в маленьком домике и маленькой деревушке, над которыми взлетают самолеты с близжлежащего аэропорта. Как раз то, что способствует музыкальному творчеству.
Гость, она же теперь живет в Германии. Русские показали ей, каково быть русской. По ее словам, она то ли в под Костромой, то ли под Ярославлем, купила дом, который тут же хорошенько ограбили.
=============================
Да, она очень счастлива, что уехала из России, и что живет в развитой, культурной, демократичной стране, где она может спокойно творить, и никто ее не ограбит, и никто не оскорбит за то, что она татарка. В Германии все нации равны, там же нет народов - "богоносцев"! Удачи ей и успехов в творчестве!
p
зАЧЕМ ЗЛОСЛОВИТЬ? Есть Софья Губайдуллина,хотите или нет ,признанный авторитет в культуре,и это замечательно,а высказывания я думаю не против татар вовсе ,а против тех негативных фактов ,которые действительно были и не цепляйтесь к фамилиям .Для всех она татарка.