Точный выбор
После двухлетних склок в начале 2013 года внутри мусульманской общины Татарстана поползли слухи о возможной отставке председателя ДУМ РТ Илдуса Файзова. Вместе с тем обсуждались и возможные кандидатуры на этот пост. Так сложилось, что, несмотря на демократические принципы выдвижения муфтия, его, как правило, фактически всегда назначала светская власть. Иногда выбор, с точки зрения мусульман, был удачным, а иногда не очень. Нынешняя кандидатура, поддержанная президентом Татарстана Рустамом Миннихановым, оказалась для многих полной неожиданностью. Он четко дал понять, что хотел бы в качестве председателя ДУМ РТ видеть 28-летнего имама-хатыба казанской мечети «Тынычлык» Камиля Самигуллина.
Возможность такого хода со стороны президента РТ в исламских кругах республики даже не обсуждалась. Несмотря на то что в Татарстане немало достойных людей, которых можно было бы посадить в освобождающееся кресло, в народе высказывались различные стандартные предположения. Большинство сходилось на том, что поставят либо «клоуна» в чалме, как в некоторых регионах России, либо «порядочного татарина» в галстуке, совмещающего пятикратные намазы со старыми светскими привычками.
Такой пессимизм был продиктован тем, что в последние годы государство бесцеремонно делало неуклюжие попытки сделать из религиозных деятелей проповедников государственной идеологии. С этой целью в рядах мусульман выявляли неоправданно амбициозных имамов. Их правдами и неправдами ставили на ключевые посты в исламских структурах. Они получали денежные гранты, эфир на телевидении, ордена и медали, их незаслуженно именовали «богословами», но они никак не могли завоевать авторитет среди мусульман.
Нынешний выбор президента РТ оказался настолько крут, что заставляет предположить возможную перезагрузку отношений между светской властью и мусульманской общиной республики. Власть впервые предложила верующим не очередную политическую фигуру, а очень религиозного и образованного молодого человека. И если для большинства татар это не имеет принципиального значения, то для небольшой части практикующих мусульман это очень важно.
При этом стоит учесть, что Камиль-хазрат не является компромиссной для мусульманской общины фигурой, он – суфий. Однако подобрать кандидатуру, которая устроила бы всех, в республике, которая представлена ханафитами и салафитами, кадимистами и джадидистами, бабаями и молодежью, в конце концов, джахилями и националистами – дело безнадежное. Для рядовых мусульман важнее всего, чтобы муфтий был благочестив. И в данном случае, недовольные новой кандидатурой муфтия уже не смогут поставить под сомнение его нравственные качества или религиозность. Минниханов, безусловно, попал в самое яблочко! Именно поэтому выбор президента РТ является не просто смелым, но и достаточно рискованным с точки зрения светской части населения республики. Не вызывает сомнений и то, чего хочет добиться государство таким кадровым решением.
На протяжении нескольких последних лет власть в республике ведет борьбу с т.н. салафитами. Этим, нехорошим, с точки зрения государства, мусульманам противопоставляются хорошие, с точки зрения государства, ханафиты. Однако парадокс заключается в том, что объявив ханафитский мазхаб традиционной религией и назначив ее «вождями» своих прихлебателей, власть дискредитировала ханафитский мазхаб среди молодежи и создала прекрасную почву для развития салафизма в Татарстане.
Ситуация усугублялась тем, что власть взращивала еще и какой-то свой особенный «татарский традиционный ислам», который якобы отличается от пуштунского, арабского, турецкого и прочих вариантов. Этим она подменяла религиозную практику национальными обычаями. Естественно, назначенные «лидеры» этого лубочного ханафизма слабо, а порой комично смотрелись на фоне салафитских проповедников. Многие ханафиты стали искренне желать того, чтобы муфтием стал любой грамотный мусульманин вне зависимости от его идеологических взглядов. Многие, но не все.
Ханафиты Татарстана неоднородны по своему составу. Среди них имеется небольшая группа суфиев – представителей закрытого мусульманского братства. Их немного, но они, используя благосклонность российской и республиканской власти, смогли стать достаточно влиятельной структурой в Татарстане. Сложность заключается в том, что суфии и салафиты – это два разных полюса в исламе, или даже две крайности.
Таким образом, нынешнее затишье – это штиль перед бурей. Но уже сейчас очевидно одно, Самигуллину достаточно быстро удастся консолидировать разобщившихся при Файзове ханафитов. А вот салафитам придется не просто. Однако, судя по всему, новый муфтий не будет бегать с доносами на единоверцев в правоохранительные органы и лжесвидетельствовать в судах. Скорее всего он начнет пропагандировать среди мусульман ханафитский мазхаб, при этом приводя доводы из Корана и сунны, а не запугивая каталажкой.
Остается надеяться, что у Камиля Самигуллина, если, конечно же, он будет избран муфтием, хватит способностей и такта не выходить за рамки интеллектуальной борьбы. Не вызывает сомнений, что окружившие его многочисленные советники начнут свои аппаратные игры за место под солнцем. А вот хватит ли мудрости у молодого муфтия не попасть в расставляемые ловушки, покажет время.
Линур МИФТАХОВ.
Кто знает, может быть и точно, точный!
Нынешняя кандидатура, поддержанная президентом Татарстана Рустамом Миннихановым, оказалась для многих полной неожиданностью. Он четко дал понять, что хотел бы в качестве председателя ДУМ РТ видеть 28-летнего имама-хатыба казанской мечети «Тынычлык» Камиля Самигуллина.
===============
Как это дико - вмешиваться светской власти в чисто внутрирелигиозные дела ! Представьте себе, что президент Италии стал бы обсуждать, кто должен быть следующим Папой Римским ! А у нас кто только не лезет назначать муфтия - и православные, и спецслужбы, и журналисты ! Может быть, ДУМ таки не является организацией мусульман, а организацией по управлению мусульманами, куда правительство РФ, ФСБ и РПЦ назначают угодного им "менеджера" ?
В данном случае очевидно, что это выбор Минниханова, а не РПЦ.
очевидно-выбор КГБ,а не какого-то миннеханова.как было при советах,так и теперь.
Джавдат, 18.03.2013 в 06:48
В данном случае очевидно, что это выбор Минниханова, а не РПЦ.
=========
В данном случае это, может быть, и так, но что если пройдет фигура от РПЦ ? Опять будем иметь "удовольствие" видеть "муфтия", целующего руку патриарху ? По мне, лучше никакого муфтия, чем такого !
выбор центра,как всегда,неудачен.как было с файзовым,так же кончится и с этим умницей".запрещать игру в шахматы-это еще додуматься ведь надо!ясно одно-центр имеет такие кадры,хоть навкрху.хоть на местах-которые спецы по медвежьим услугам комедия это или драма власти-это факт.это похоже на то,что в ГД творится:что бы не предприняли,все выходит боком.
Камиль-хазрат никому в шахматы играть не запрещал. В ханафитском мазхабе, действительно есть запрет на эту игру, но там есть запрет и н питье спиртного, и на "поспать с женой друга, соседа; с неизвечно чьей женой, но мы вместе работаем", на свиноедство и т.д. думаю вас не должно беспокоить, что в этом диком исламе запрещены шахматы, т.к. вам нет дела и до других запретов.
Аналитик а вы сало едите? Ну мало ли на корпоративчике после трёх тостов уже всё равно бывает.)
, 19.03.2013 в 12:56
Аналитик а вы сало едите? Ну мало ли на корпоративчике после трёх тостов уже всё равно бывает.)
===========
Нет, я пью кровь христианских младенцев по воскресеньям.
По мне, лучше никакого муфтия, чем такого !
=========
А зачем вам вообще муфтий и какое вам дело до того кого изберут? Его избирают на сколько я понимаю не для гусских людей пьющих христианскую кровь, и не для той части татар, которая занимается свиноедством.
"Его избирают на сколько я понимаю не для гусских людей пьющих христианскую кровь, и не для той части татар, которая занимается свиноедством." Аналитик, поздравляю вас, вы теперь русский.)))