2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Татары на Дальнем Востоке (ч.2)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Татары на Дальнем Востоке (ч.2)

29 августа 2016 года
Татары на Дальнем Востоке (ч.2)

     Еще одна важная информация – упоминание Бохайского государства на тюркских надгробных памятниках «Боклийским каганатом». Здесь речь идет об эпитафии, выгравированной руникой на надгробном камне великого Билге-кагана, правившего в VIII веке государством куктюрков, и его брата Култагина. Этот комплекс-стелла сегодня находится в Монголии. 

     На востоке, где восходит солнце,
     на юге, в (странах) полуденного солнца,
     на западе, где заходит солнце,
     на севере, в полночных (странах),
     все имеющиеся там народы мне подвластны...
     Пришли с Бюклийских степей с востока, где восходит солнце,
     Из Табгача, Тибета, от авар, Рума, от кыргызов, учкурыканов,
     Отузтатар, киданей, татабы...
     Сев каганом,
     Весь неимущий и бедствующий народ я объединил.        
     Бедный народ я сделал богатым,
     Немногочисленный народ я сделал многочисленным.
     Разве это фальшь в этих моих словах?
     Тюркский народ и беки, услышьте это!
     Здесь я запечатлел (слова) о том, чтобы ты, тюркский народ,
     объединившись, сохранил свою державу!
     (Слова) о том, что, заблуждаясь, ты можешь погибнуть,
     я также здесь запечатлел.
     Все те (слова), что я имел сказать, я запечатлел на вечном камне.
     (Л.Ю. Тугушева. Тюркские рунические письменные памятники из Монголии. – Москва, 2008, стр. 35 – 50.)

     Воздействие тюрко-татарских государств на все племена, расположенные поблизости, в том числе и на мохэ, было настолько сильным, что это вынуждены были признать даже историки советского периода. «Не менее глубокое влияние на ход социально-экономического развития мохэ имели их связи с соседней Центральной Азии и Сибирью, конкретно с тюрками, – пишут они. – Об этом следует сказать подробнее, поскольку в лице тюрков мохэ имели союзников в борьбе против агрессии империи Тан». (А.П. Окладников, А.П. Деревянко. Далекое прошлое..., стр. 319.)
     Несомненно, тюрко-татарские каганы правили и боклийскими племенами и землями на Дальнем Востоке, но современные ученые изучают Бохайское государство и его племена вне тюрко-татар. Исторические находки они причисляют не к тюркскому наследию, а к каким-то мифическим племенам. Например, в Уссурийске в парке отдыха я видела очень древнюю мраморную черепаху, вырезанную из цельного гранита, весом 10 тонн. В буклете городского музея она датирована находкой XII века. Но выяснилось, что это не соответствует истине. В Уссурийске я специально встретилась с русскими учеными, изучающими именно ту эпоху, чтобы задать им свои вопросы. По их словам, черепаха – памятник XIII века, то есть относится к татаро-монгольской эпохе. Молодой ученый-археолог рассказал мне о том, что на месте Уссурийска раньше стоял старинный город Суйпин, у него было два кремля. Как пишут ученые, в XIII веке, то есть во времена правления Чингисидов, в Приморском крае существовало сорок старинных городов татаро-монголов. По Дальнему Востоку их насчитывалось свыше ста пятидесяти. Только никто это наследие, древнюю историю не связывает с тюрко-татарами. Они с ног до головы потонули в своем Бохайском государстве, племенах чжурчжэней, все пути проложены только в этом направлении, словно они на историю другими глазами и смотреть не могут. Я поинтересовалась у русских ученых в Уссурийске: «Здесь встречаются ли находки времен Тюркских каганатов и татаро-монгольской эпохи?». Они вынуждены были хоть частично признать это, ответили положительно. Например, в китайских источниках сообщается о нахождении здесь осколков горшков с руническими записями, а также поясах и подпругах эпохи Тюркских каганатов.
     И мраморная черепаха в центре Уссурийского парка оказалась памятником Тюркских каганатов! Предположительно, она должна быть изготовлена по меньшей мере в VII – VIII веках, такие фигуры устанавливали на могилах тюрко-татарских каганов. Подобная информация содержится и в «Татарском энциклопедическом словаре»:
     «Надгробный камень Культягина – древний тюркский эпиграфический памятник. Он находится на территории нынешней Монголии, установлен на могиле Культягина и его брата Билге-кагана. Четырехугольный продолговатый большой камень стоит по дороге в усыпальницу, в отдельном мавзолее, на мраморной черепахе». (Татарский энциклопедический словарь. – Казань, 2002, 376 стр.) В самом деле, на спине той мраморной черепахи есть продольная расщелина, предназначенная для установки надгробного камня-стеллы. Фигура исписана геометрическими фигурами, их значение должны истолковать ученые. К сожалению, наши тюрко-татарские историки еще не изучили это наследие и не сказали своего слова.

     Я вернусь к этим историческим памятникам при повествовании о городе Уссурийске, а пока хочу еще раз остановиться на тюрко-татарском периоде Дальнего Востока. Владения Тюркских каганатов, берущие начало у берегов Тихого океана, ранее именовавшиеся Татарским, и обхватившие все леса и горы, реки и озера, десятки тюрко-татарских племен и ставшие хозяином этих необъятных земель, в самом деле считались Татарской империей. Поэтому совсем неудивительно, что повелитель Вселенной Чингисхан был родом именно из тех мест и из этого народа.  
     «Тюркский историограф VIII в., повествуя о державе своих предков и завоеваниях первых каганов, пишет: «Вперед (т.е. на восток) вплоть до Кадырканской черни, назад (т.е. на запад) вплоть до Железных ворот они расселили свой народ». Кадырканская чернь – это горы Большого Хингана, а Железные ворота – проход Бузгала в горах Байсунтау по дороге из Самарканда в Балх в 90 км к югу от Шахрисяба. В момент своей наибольшей территориальной экспансии (576 г.) Тюркский каганат простирался от Маньчжурии до Боспора Кимерийского (Керченского пролива), от верховьев Енисея до верховьев Амударьи. Таким образом, тюркские каганы стали создателями первой евразийской империи, политическое и культурное наследие которой оказало существенное влияние на историю Средней Азии и Юго-Восточной Европы». (История татар. Том I. Народы степной Евразии в древности. – Казань, 2002, стр. 230.)
     Это официальное определение, его автор – ученый из Санкт-Петербурга Сергей Кляшторный. Оно дано самой историей и временем, выгравировано на могильном камне Культягина и Билге-кагана навечно...

     Когда вверху возникло голубое небо,
     внизу – бурая земля,
     между ними возникли сыны человеческие.
     Над сынами человеческими воссели (на царства)
     мои предки Бумын-каган и Истеми-каган.
     Воссев (на царство), они стали управлять страной
     по законам тюркского народа и обустраивать ее.
     С четырех сторон все были им врагами.
     Поведя войска, народы в четырех сторонах света
     все он покорил и привел к повиновению;
     имеющих головы, он заставил склонить (головы),
     имеющих колени, заставил преклонить (колена).
     Он расселил их на востоке до хребта Кадыркан,
     На западе – до Железных ворот.

     А теперь дадим характеристику местным племенам, подданным тюрко-татар. На передний план выдвигаются племена су-мо мохэ, чжурчжэни, кидан, манчжур-тунгус, есть еще чин-мачин-корейцы. Как уже отмечалось, Бохай-Боклинский каганат был очень развитым государством, состоящим из множества городов. Именно поэтому историки называют этот край «самым древним культурным краем». Как пишут некоторые ученые, племена мохэ и татан-татары, обосновавшие Бохайское государство, имели общие корни, их род назывался Да (Та), это укороченный, китайский вариант слова «татар».
     «В степях Монголии и Забайкалья по Онону издавна кочевали скотоводческие племена татань или татар, – пишут историки. – В «Цзинь-го-чжи» о их происхождении говорится, что они были потомками мохэсцев и жили у гор Иньшань. Татань делились в танское время и после на две группы. Жившие поблизости к Китаю назывались образованными, отдаленные от Китая, назывались дикими». (А.П. Окладников, А.П. Деревянко. Далекое прошлое Приморья и Приамурья. – Владивосток, 1973, стр. 376.)
     Из книги, написанной в советскую эпоху, мы получили наиболее достоверную информацию о тюрко-татарах и их родстве с местным населением. А в более поздних книгах, научных трудах уже ни слова об этом единстве и взаимодействии. А ведь в древних племенах мохэ очень сильно прослеживается тюркское начало – они любили лошадей, питались кониной и кобыльим молоком, у них существовал культ тигра, военное оружие тоже было тюрко-татарское, погребение производилось по тюркским канонам. В округе этот народ считался самым сильным, мохэ хорошо владели кузнечным ремеслом, первыми в этих краях научились ковать военное оружие из железа. Они также занимались земледелием, держали скот, ходили на охоту. Среди мохэ была популярна игра в мяч на лошадях – это напоминает состязания тюрков, т.н. «козлодрание». На наскальных рисунках гор Сихотэ-Али-Хинган мохэ изображали себя на конях и в степной одежде. На это обратили внимание и советские историки, но сходство объяснили «следствием крепкой связи с тюрко-монголами (татарами)».

     Фаузия БАЙРАМОВА,
писатель,
кандидат исторических наук.
     (Продолжение следует.)

     На снимке: татары Дальнего Востока.


Комментарии (7)
Guest, 02.09.2016 в 07:31

Совершенно верно. Для большинства татар, Дальний Восток с его татарской историей совсем неизвестен. Будет ли он полноценно осмыслен зависит лишь от самих татар. Почти такая же история и с татарами в Сибири.

Guest, 02.09.2016 в 14:49

Сибирские татары совсен не интересуются Казанью. Для них ближе Китай.

Татары Новосибирска , 02.09.2016 в 15:35

С чего ты это взял?

Guest, 02.09.2016 в 17:24

Guest, 02.09.2016 в 14:49
Сибирские татары совсен не интересуются Казанью.
==================================
Как всегда, ванька-провокатор в своем амплуа. Интересно, найдется ли хоть один русский нацист, который не порывался бы выступить от имени татар? Любой русский нацист твердо знает, что татарам свобода и независимость ни к чему, что им лучше всего русифицироваться и стать навозом для процветания русского народа.

Кунак, 04.09.2016 в 16:41

Guest, 02.09.2016 в 14:49
Сибирские татары совсен не интересуются Казанью.

Русские Сибири- сибиряки совсем не интерисуются Москвой. Даже если и приходится быть в первопрестольной,то и только как пересадка на следующий самолёт до Анталии, на берега Средиземного, или другие места отдыха. Не мало, кроме студентов не бывали в Москве. Захотели сибиряки самоиндефицироваться, стать сибирской нацией, но закрутили гайки, ФСБ забегало, привлекло кое кого. Но где нибудь резьба сорвется.

Guest, 05.09.2016 в 14:23

когда генерал ЛЕБЕДЬ,
губернатор красноярского края,
заговорил о масскве,
как о СОСЕДЕ ЗА УРАЛОМ,
ему тут же устроили авиакатастрофу.

Кунак, 07.09.2016 в 09:45

Guest, 05.09.2016 в 14:23
когда генерал ЛЕБЕДЬ,
губернатор красноярского края,
заговорил о масскве,
как о СОСЕДЕ ЗА УРАЛОМ,
ему тут же устроили авиакатастрофу.

И не только за эти слова. Гн. Лебедь выдвигал свою кандидатуру на пост президента России. Выхдит перешёл дорогу другому претинденту.