27 ноября 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Стенограмма встречи с представителями крымско-татарской общины (ч.3)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Стенограмма встречи с представителями крымско-татарской общины (ч.3)

26 июня 2014 года
Стенограмма встречи с представителями крымско-татарской общины (ч.3)

      В. Путин: Мы не будем забираться ни в какие другие программы развития ни по каким другим территориям. У нас есть резервы правительства, которые значительно превышают, я хочу это подчеркнуть, все потребности Крыма не только на этот, но и на последующие годы. Резервы этого года, они перекрывают даже все наши потребности.
     Но я вот хотел бы о чем сказать, мы об этом с Сергеем Валерьевичем говорили, и с Олегом Евгеньевичем, и с представителями парламента говорили: нужно, конечно, профессионально подойти к выработке этих программ, очень профессионально.
     Лишних денег ни у кого не бывает, и в России их нет. У нас и страна большая, но и проблем очень много. У нас есть и проблемы с расселением аварийного жилья во многих территориях Российской Федерации, у нас есть проблемы, связанные с поддержкой людей, которые находятся в достаточно сложном финансовом положении. Есть необходимость развивать образование и здравоохранение и так далее. Много проблем. Но на эти цели (на Крым) мы выделим средства из резервов, их достаточно. Но тоже нужно подходить очень рачительно, эффективно. Поэтому нужно, конечно, действовать быстро, по возможности быстро, сейчас такая федеральная программа по развитию Крыма готовится, и нужно, чтобы туда были вмонтированы интересы крымско-татарского народа, вмонтированы, чтобы четко было понятно, где что строить, конкретно какие потребности, в какие сроки и так далее.
     Пожалуйста.
     З. Смирнов: Смирнов Заур, председатель комитета по делам национальностей. Мы занимаемся вопросами обустройства и реализации программы, в том числе мы будем действовать в рамках федеральной целевой программ по обустройству крымских татар и других депортированных народов. В свое время я был делегирован, тоже недавно совсем, на эту должность национальным съездом крымских татар.
     Хочу сказать, Владимир Владимирович, во-первых, конечно, благодарны вам и за то, что вы нашли время и сегодня мы общаемся, есть возможность напрямую вам задать несколько вопросов чисто технических, рабочих. Хочу поблагодарить вас за то, что в самые первые такие трудные минуты по вашему поручению к нам действительно несколько раз приезжал Рустам Нургалиевич Минниханов, он очень здорово нам, если сказать по-русски, помог.
     Здесь и Сергей Валерьевич, и Олег Евгеньевич, и Владимир Андреевич знают, в каких тяжелых условиях работали. Но в итоге, слава богу, нашли…
     В. Путин: Он и в хоккей отлично играет.
     З. Смирнов: Да. Нашли выходы из многих ситуаций.
     Мы были тоже недавно в Татарстане. Нам есть с чего, вы правильно сказали, брать пример, к чему стремиться, насколько высок уровень, насколько эффективно использованы средства.
     В. Путин: Вы обратили внимание, я не знаю, кто-то бывал раньше в Казани, где-то 10 лет назад и сегодня – это просто абсолютно два разных города. И на самом деле можно только порадоваться за тех, кто живет там.
     Реплика: Универсиада…
     В. Путин: Универсиаду провели они блестяще, просто блестяще! Но там и другие были и юбилеи, и Универсиада, да и вообще там просто очень хороший план развития. В этом смысле, конечно, Казани повезло.
     З. Смирнов: Мы плотно сейчас работаем с их институтами власти. Некоторые программы гуманитарного характера, социального, образовательного мы хотим тоже имплементировать к нам в республику. Они все уже прошли, есть опыт. Где-то они даже говорят: мы лучше вам предложим, чем у нас есть. Поэтому в этом вопросе мы с ними плотно работаем.
     У нас проблема такая, Владимир Владимирович. Мы активно очень начали работать с ФМС Российской Федерации по вопросу получения паспортов Российской Федерации гражданами. Крымскими татарами мы непосредственно занимаемся, у нас есть совместные общественные приемные, где мы эту работу проводим. У нас сегодня за чертой остались те крымские татары, у которых на руках были паспорта граждан Узбекистана. По сегодняшнему законодательству они должны получить вид на жительство в Российской Федерации на пять лет и так далее, а потом получают гражданство. Но они у нас проживают постоянно.
     В. Путин: Надо подумать. Я сейчас не готов ответить, но решить эту проблему, безусловно, надо.
     З. Смирнов: Это порядка 5 тысяч семей, которые сегодня в такой ситуации.
     В. Путин: Знаете, давайте откровенно некоторые вещи скажем. Вот о чем хочу сказать. У нас большой поток иммигрантов в России. Считаю, что это сложная и чувствительная тема, вы наверняка видите это из средств массовой информации. Одна из проблем заключается в том, что рабочие места уходят в руки людей, которые приезжают из других республик бывшего Советского Союза, социальная инфраструктура не рассчитана на такое количество людей.
     Мы с вами будем осуществлять программы по крымским татарам. Но, если мы сейчас будем наблюдать какой-то сильный приток, то эта программа либо растянется на долгие годы, либо будет не очень эффективная, потому что она рассчитана на то количество людей, которые проживают де-факто сегодня. Понимаете, мы же с вами вместе будем считать эти деньги, и мы будем выделять энное количество.
     Я просто хочу, чтобы мы все это понимали. Мы готовы, конечно, к тому, чтобы все люди, которые когда-то здесь проживали, возвращались, но просто надо иметь в виду эти обстоятельства. Эта проблема имеет и моральный аспект, и политический, и чисто экономический, финансовый. Просто мы должны с вами это иметь в виду.
     З. Смирнов: Конечно. Мы это понимаем, поэтому я говорю именно о тех крымских татарах, семьях, которые не один год проживают в Крыму. Это вопросы гражданства с теми семьями, которые проживают по факту.
     В. Путин: Давайте подумаем.
     З. Смирнов: И по федеральным целевым программам мы плотно работаем с минэкономики, у нас очень много специалистов из минрегионразвития сегодня в республике. По нашей программе до 2020 года порядка 15,5 миллиарда мы сейчас расписываем. Мы уже приступили к пообъектной росписи каждого объекта.
     Хочу сказать, Владимир Владимирович, мы в принципе уже за месяц немало сделали. Только в Симферополе 90 квартир уже сдали в эксплуатацию, выдали людям ключи от первых 30 квартир. Вот в районы я выезжал недавно, давал ключи от квартир. Сети мы запускали газоснабжения, сети электрификации. Это вот буквально то, что мы за месяц успели сделать. И в этом году у нас только вводимые объекты в общей сложности на 800 миллионов рублей.
     Вот так вот коротко информация.
     В. Путин: Отлично.
     А. Мустафаев: Айдер Мустафаев, я здесь представляю Фонд исследований и поддержки коренных народов Крыма.
     Мне так в жизни повезло, что мой покойный отец из мест депортации нас вывез еще в 1967 – 1968 годах. Всю свою сознательную жизнь я проживаю на Украине, учился я в Белгороде, в России, служил в Москве, в Одинцовском районе. Культура, быт, история украинцев и русских для меня примерно одинаковые, равно как и крымских татар.
     Другое дело, есть поговорка, она есть на всяких языках: однажды ожегшись на молоке, дуешь на воду. За последние 23 года у нас, у крымских татар, в лице представительного органа либо в лице чиновников были встречи и с Леонидом Макаровичем Кравчуком, и с Леонидом Леонидовичем Кучмой. Со следующими президентами немножко было напряженней, с Ющенко и с Януковичем, но тем не менее принимались десятки постановлений, десятки поручений президента. Ну результаты вы сами видите – воз и ныне там.
     В. Путин: Печально.
     А. Мустафаев: Да. Хотя есть некий международный, некий мировой опыт, так вот мы говорим, план, практики. Вы в своей речи, когда по присоединению Крыма и Севастополя к России упомянули о правах народов на самоопределение, о декларациях ооновских. Там они тоже есть. Поэтому, если бы указом президента или законом Российской Федерации было бы гарантировано это право крымских татар, которое бы исключало даже возможности каких-то рецидивов прошлого, я же говорил, были правительства, были люди, были лидеры, были личности, а ситуация только усугублялась.
     Указ, который вы подписали, – всеобъемлющий, он дает огромный простор в том лишь случае, когда все целенаправленно работают на него. Но если вот этот коридор определенным указом сделать несколько жестче, несколько направленнее, допустим, тем же законодательным признанием крымских татар коренным народом Крыма. К большому сожалению, и Украина, и Россия не поддержали принятие Декларации ООН о правах коренных народов, воздержались несколько лет назад, где эти нормы уже заложены и приветствовались бы в буквальном смысле слова всеми, даже Украиной.
     В. Путин: Знаете, об этом, конечно, можно подумать. Только нам, решая один вопрос, нельзя порождать другие проблемные (вопросы).
     Что я имею в виду? Один из коренных народов, в том числе репрессированных народов, – это греки, они тоже имеют право, греки здесь были раньше нас с вами, понимаете? Поэтому нам нужно самым внимательным образом на все это посмотреть. Если у вас есть какие-то опасения, что указ, который был мною подписан, не является абсолютной гарантией исполнения того, что там внутри изложено, то можно подумать еще дополнительно на тему о том, чтобы таких опасений не возникало. Я готов вместе с вами подумать. Но только так, чтобы нам, еще раз повторяю, проблем не создавать.
     Л. Беззазиев: Владимир Владимирович, извините, я вмешаюсь. Я согласен с вашими мыслями. Хочу сказать, созидание – это поступательное движение. У нас сегодня в Крыму проживает 58 процентов русских, 24 процента украинцев и 15 процентов, будем считать, крымских татар. Это свыше 95 процентов. Поэтому здесь нельзя делать политику большого скачка, надо двигаться поступательно. Вы совершенно правильно сказали. Считаю, я и товарищам говорю, давайте мы осилим этот указ, наполним его полностью содержанием, начнем работать, а время покажет. Самый лучший показатель в этом мире – это время и жизнь наша. Торопиться не надо, иначе мы взорвем межэтнический мир. Ни в коем случае.
     В. Путин: Вы знаете, вот сейчас говорили о том, что отношения, слава богу, межэтнические очень хорошие. А мы вспоминаем Татарстан. Я помню, с Минтимером Шариповичем (Шаймиевым) разговаривал еще лет 10 назад в Казанском кремле. Много было споров по поводу того, что делать. Когда-то, во времена Ивана Грозного, там снесли мечеть и поставили церковь, потом возник вопрос: может, снести теперь церковь, а поставить мечеть на том же самом месте? Минтимер Шарипович – мудрый государственный деятель и мудрый человек: поставили мечеть рядом. И все счастливы, все ходят. Я посмотрел, батюшка там дружит с муфтием, они ходят друг к другу в гости и так далее, праздники вместе отмечают.
     В Татарстане до сих пор сохранили деревянную церковь, которую Иван Грозный переправил по Волге, когда Казань брал. Это вызывает усмешки или улыбки, а между тем даже в тот период это же было практически в рамках единого государства. Там, с одной стороны, воевала ударная татарская конница, с другой стороны, пехотные полки русские. Там было все перемешано. История гораздо сложнее, чем мы о ней в учебниках читаем.
     Поэтому действовать нужно очень аккуратно. Если мы увидим с вами, что чего-то не хватает, добавим.

     (Продолжение следует.)


Комментарии (1)
Guest, 26.06.2014 в 16:08

наебут конечно,два пальца об асфальт.