Стенограмма встречи с представителями крымско-татарской общины (ч.2)
Л. Беззазиев: Буквально за неполные два месяца была принята Конституция Республики Крым – 11 апреля. Там, Владимир Владимирович, написано четко: в Крыму функционируют государственные языки – русский, украинский и крымско-татарский. Это великая победа, за все 70 лет (прошедшие с) депортации. 21 апреля мне позвонил Владимир Андреевич и сказал, что титрами на экране (телевизора) идет информация об указе президента о реабилитации. Я так кричал, ветераны плакали (от радости).
Что мы сегодня делаем во исполнение федеральной целевой программы? Три блока вопросов. Социально-экономический блок отрабатывает республиканский комитет по национальным вопросам Совета министров Республики Крым. Имеется в виду обустройство жилья, строительство и ремонт дорог, школ, ФАПов, детсадов. Эта работа будет апробирована до конца мая, мы ее примем на заседании постоянной национальной комиссии, покажем руководству Республики Крым.
Второй блок – это создание национальных культурных автономий, то, что вы подписали, с привлечением сообществ армян, болгар, греков и немцев. Они тоже дают свои предложения. Это духовная часть вопроса, в том числе и воплощение языков в образование и так далее. Это тоже будет отработано к концу мая.
Третий блок – благодаря Конституции мы за 23 года, находясь в Автономной Республике Крым в Украине, не имели права законодательной инициативы. У нас на сегодняшний день без движения в Верховной раде Украины лежат около семидесяти законопроектов. Это специально было так. Сегодня мы отрабатываем законы на основе законов Российской Федерации, берем их за базу. Те льготные мероприятия, льготы, которые определенным категориям граждан, будут выделяться. Например, на строительство – мы подсчитаем, какой объем (нужен) единовременной помощи. Тем депортированным, которые работали в спецпоселениях до 1956 года, – год за три года считается. Это все на основании закона, Конституции. Единовременные пособия тем, кто родился здесь до 18 мая (1944 года) – тоже определенный (объем). Мы сейчас готовим закон, то, что вы сказали, о наделении репатриантов земельными участками. Полагаю, что до конца месяца мы это осилим.
Поскольку вы в своем указе постановили это (реализовать) правительству Российской Федерации совместно с органами государственной власти Крыма и Севастополя, а в Севастополе 12 тысяч крымских татар проживает, Владимир Владимирович, мы про эти мероприятия договорились с председателем Совета и с и.о. главы республики. В июне принимаются постановления Совета министров, одобряются на сессии Государственного совета, и после рассмотрения и одобрения в июне мы их передадим в правительство Российской Федерации на утверждение и воплощение в жизнь.
Почему в июне? Я всем говорю, что у нас в Российской Федерации вопросы бюджета 2015 года рассматриваются уже летом, то есть чтобы мы успели.
Вот эти три блока, мы грубо прикинули до 2020-го, федеральные целевые мероприятия по ним потребуют порядка 12 миллиардов рублей на шесть лет, с 2015 года. Должен отметить, что за два месяца в составе Российской Федерации из бюджета мы получили 800 миллионов рублей на обустройство в 2014 году. В этом году мы планируем построить 15 тысяч квадратных метров жилья, газопровод, дороги и так далее. Вся команда (здесь присутствующих) едина в этих предложениях. Полагаю, Владимир Владимирович, что та неоценимая помощь, которую оказывает сегодня Российская Федерация и лично вы как президент, дает возможность развиваться в целом ускоренными темпами экономике Крыма, это сохраняет межэтнический мир. Мы считаем, что в этом вопросе мы не допустим каких-либо межэтнических непониманий между собой.
Те претензии, о которых вы говорили, к отдельным личностям – корни этого были пущены в Украине среди национал-радикалов, потом перешло границы на западе Европы, а потом – Вашингтон. Все это оттуда прекрасно финансируется. Эта публика оказалась в Российской Федерации никому не нужна, положение равноправия их, конечно, не устраивает. По пяти направлениям они имели финансовые потоки, теперь все прерывается. Вот поэтому они сегодня, естественно, «восстали». Но я полагаю, что все политические и общественные организации должны жить и работать в конституционном поле Российской Федерации. Только так, другого не дано никому.
Спасибо.
В. Путин: Спасибо вам большое за эти оценки. Для правительства России, для руководства самого Крыма это еще авансы, работа только начинается. Но не могу не согласиться с вами в том, я уже об этом сказал, что о людях надо думать прежде всего, об их интересах. Интересы граждан России, крымских татар, проживающих в Крыму, должны быть поставлены выше личных амбиций. Вот о чем надо подумать.
Надеюсь, что люди, а среди тех, кого вы сейчас упомянули, все-таки много искренних людей, которые искренне стремились к тому, чтобы людям жилось лучше, все-таки они должны понять: ситуация кардинальным образом поменялась. Нельзя защищать интересы крымских татар, проживающих в России и в Крыму, в парламентах других стран. Это просто нонсенс, смешно, просто не о чем говорить. Здесь надо работать: надо работать в России, в Москве, в Симферополе, в Севастополе – где люди живут, вот там нужно работать и на этом нужно сосредоточить все свое внимание.
Я обращаю ваше внимание: посмотрите, может быть, не все были в Татарстане, я любуюсь тем, как Татарстан развивается. Он же у нас лидер по очень многим направлениям развития, лидер по сравнению с другими субъектами Российской Федерации. Поэтому и у крымских татар есть все шансы стать такими же лидерами не только в Крыму, но и в России. Для этого, конечно, нужно слаженно с позитивным настроем всем вместе работать. Конечно, в рамках большой работы не может не быть сложностей, каких-то противоречий, споров, это естественное дело. По-другому не бывает и здесь, наверно, не будет. Но в основе всей нашей совместной работы должна быть забота о людях, и тогда нас, безусловно, будет ожидать успех.
Пожалуйста.
Р. Ильясов: Владимир Владимирович, можно от депутатов Меджлиса?
В. Путин: Да, пожалуйста.
Р. Ильясов: На самом деле я тоже благодарю вас за такую встречу в преддверии трагической даты. В общем-то мы не припомним такого – летели в самолете, разговаривали, – (такое) впервые. Спасибо вам. Думаю, что вы понимаете ситуацию, и в этой связи именно по случаю этой даты вы с нами встретились
Мы, ожидая вас, долго разговаривали, что же нас может ожидать, потому как вы отметили, 23 года в Украине, там тоже принимались разные программы, но, как правило, они не выполнялись.
В. Путин: Нам это знакомо с 90-х годов.
Р. Ильясов: Да, отличие России – как в политической жизни, так и на практике, каждодневные проблемы россиян, – она последовательна в своей политике. И это нас обнадеживает, что то, что было заявлено, в том числе указ, о котором говорил Лентун Романович. Полагаю, что в развитие этого указа будут приняты и соответствующие законы, и решения, которые на самом деле порадуют крымско-татарский народ.
А что там, внутри, вы уже и сказали сами: это и имплементация закона России о реабилитации репрессированных народов, это и та программа, о которой говорил Лентун Романович, это и представительство крымских татар во власти Республики Крым, и закон о языках, и так далее.
Там много законов. Действительно, надо садиться и работать. В чем проблема может быть? Их надо очень быстро проводить в жизнь, потому что люди на самом деле долго ждали. И в этой ситуации, в которой оказались крымские татары, необходимо постоянно давать позитив.
Я смею сказать, что у нас никаких претензий ни к одной национальности в Крыму нет. Абсолютно никаких. Мы очень дружим друг с другом. У нас нет претензий и к Владимиру Андреевичу, и Олегу Евгеньевичу, и Сергею Валерьевичу, потому что они в меру своих возможностей готовы оказывать содействие. У нас только есть требования и желания, просьба, чтобы проблемы решались, не загоняли их в тупик, не пытались говорить «завтра», «послезавтра». Загоняя проблему в тупик, мы понимаем, что от этого всегда бывают последствия.
Думаю, что те встречи, которые проведены были и с руководством Республики Крым, и в обществе, когда мы встречались, я думаю, есть положительный позыв, что на самом деле мы сможем все это решить.
Мы живем в Крыму, мы всегда жили в Крыму, крымские татары, с представителями многих национальностей. У нас рядом были синагога, мечеть, церковь. Мы дружили, люди знали язык крымско-татарский, мы знали русский. Поэтому у нас не будет проблем, думаю, что вместе мы в Крыму будем созидать, строить новую жизнь и решать проблемы крымских татар.
Я еще раз вас благодарю за то, что вы оказали такую нам честь. Может быть, я волновался, потому что я впервые с вами встречаюсь, с президентом такой большой страны.
Спасибо.
В. Путин: Вы знаете, что касается возможности загнать в тупик, как вы выразились, какие-то проблемы. В этом никто не заинтересован. Уверен, что и на Украине решались бы эти вопросы более эффективно, если бы были средства, а вечные политические проблемы и экономические не давали такой возможности. У меня же добрые отношения были со всеми предыдущими президентами (Украины), я знаю их настрой. Но проблема заключалась именно в экономике и в том, что Крым технически сделали дотационной территорией, а под раздачу попали и крымские татары. Технически сделали дотационной, то есть вынимали денег больше, чем давали.
Реплика: Эта политика была все 23 года.
В. Путин: Да. Но, поверьте мне, это не специально для того, чтобы уничтожать Крым либо крымских татар, либо русских, либо украинцев, живущих в Крыму, – нет, это не от хорошей жизни, а оттого, что нужно было подпитывать финансами другие территории, находившиеся еще в более тяжелом положении. Это не от хорошей жизни и не специально, так вот сложилось.
Я уже говорил публично, хочу повторить: у нас, слава богу, ресурсы есть и даже на этот год есть резервы правительства.
(Продолжение следует.)
18.04.
Крым воссоединился с Россией!
ТРИ МЕСЯЦА ДОМА.
татар наебут еще раз ,как бы сейчас ни распевались в унисон.горький наш собственный опыт подсказывает :что говорит путин -в недолгое время все случится НАОБОРОТ(как напр. в ЖКХ...).
А ведь при "бандеро-фашистском режиме" Украины вывеска была на трёх языках. Вот вам и результат российской аннексии Крыма - все права нерусских национальных меньшинств уничтожены в одночасье. Неудивительно, что крымские татары категорически против российской аннексии Крыма.
империя опять НАЕБАЛА татар в крыму.печально.пока империя - так все и будет.не ждем ничего путного.БЕТСЕН ИМПЕРИЯ!