27 ноября 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Слово о нации (ч.3)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Слово о нации (ч.3)

26 октября 2014 года
Слово о нации (ч.3)

«У нас должны быть самодостаточными наука и индустрия».
Президент РТ Р.Н. Минниханов.

     Невероятно трудную задачу ставит многоуважаемый наш президент РТ. И особенно это сложно выполнить именно в нашем случае, в сфере гуманитарного знания. Взять, к примеру, непосредственно наш случай, где делается попытка раскрыть вопрос, почему именно определенным образом существует нация, в том числе и татарская нация.
     И главная трудность наша в этом вопросе заключается в том, что даже такие высокоименитые ученые, например, как г. В. Тишков, отвергают понятие «нация» как научное, ограничивая его статусом семантико-метафорической категории. Конечно, ученый прав, если рассматривать «нацию как коллективного индивида» (по В. Тишкову). Но что делать, если «нация – это коллек-тивная личность»? Судя по тому, как ученый пишет о «культурной гомогенности (т.е. однородности) нации», то он не отвергает того, что понятие «нация» – это явление культуры, то есть оно некое коллективно-личностное понятие. С другой стороны, многоуважаемый ученый предлагает отнести все национальное к сфере политических наук. К сожалению, зыбкость этого подхода легко обнаруживается, если вспомнить тот факт, что «политология» сама как наука – это скорее «познания о политическом искусстве», нежели собственно рациональная наука о политике. 
     В то же время нельзя упрекать только этого уважаемого ученого в отмеченных нами недостатках в толковании слова «нация», в проблемах, которые связаны с неопределенностью его понимания. Почему? Потому что пока мы не имеем общепризнанной отечественной культурологии как науки и отечественной же философии, способной нам объяснить, что есть культура. Поэтому, если феномен «нация» окажется в сфере культуры общества, то у нас надежды на достоверное постижение этого сложного универсума не велики. Тем не менее на свой страх и риск поделимся следующими суждениями по этому вопросу.
     Делать выводы в сфере ментальных понятий – дело философского метода. Иначе говоря, нам придется решение нашей проблемы сделать ситуативно очевидным. Напомним читателю, что здесь мы хотели бы выявить некий душевный образ татарского народа, отличить существование этой формы культуры от других. Это означает, что нам необходимо выявить какие-то уникальные особенности нашего народа. Как правило, мы в таких случаях вспоминаем о татарском языке, который входит в список 14 языков, которые нашли наибольшее распространение в мире. Однако сюда относятся и языки, которые находят применение в 50 – 100 раз больше татарского.
     Поэтому, как представляется в культурно-историческом аспекте, татарскую нацию лучше было бы определять по ее каким-то духовно-нравственным качествам, например, по относительно очень раннему духовному осознанию мира. Как уже говорилось, «этно-идейная кристаллизация» татар происходила в эпоху великого тенгрианского ренессанса Центральной Азии в I тысячелетии до н.э. Именно 2,5 тысячи лет назад наши предки осознали существование Единого Небесного Бога, творца Вселенной. Здесь, не останавливаясь на подробностях, заметим, что возникновение религиозного сознания всегда является главным условием возникновения государственного объединения народов. И в то время на тюркском Востоке так и случилось. Как сообщают нам историки, 92 этноса Алтая и Тибета объединились под единой религией – тенгрианством. Правда, существуют мнения о том, что тенгрианство – это язычество. Но если так, почему же ряд его основных положений оказались в священном аль Коране? (По этому вопросу можно посмотреть, в частности, и нашу публикацию, например, Вестник КазГУКИ, N2, 2014). Поскольку татары как прилежные мусульмане сегодня являются носителями этих духовных ценностей, то у нас есть основание их отнести к когорте древнейших государственных наций. Вполне очевидно, что чувство коллективного бессознательного (по Юнгу) у татар никуда не исчезло. Оно так или иначе всегда проявляется на всем протяжении истории наших предков, в том числе и в наши дни. 
     Перейдем к следующему этапу «опредмечивания» наших философских рассуждений о понятии «нация», о ее признаках существования именно в таком «формате», как мы сегодня говорим. Итак, что это за признак такой, который отличает наш народ от многих других народов Запада тех времен? 
     Думается, что это участие в том особенном прогрессе, который переживал ряд тюркских народов древнейшей цивилизации Центральной Азии, не исключая эпохи глобальных их переселений в II – V веках нашей эры. Это проявляется и в том очевидном явлении, что для татар как бы весь мир – своя родина. Татары оказались способными цивилизовать любые пространства. Они доставили в Средний и Ближний Восток, а также Европу: коня, железные орудия труда и сражений. Татары участвовали в формировании монотеистических религий и государственности ряда стран. Конкретно они участники становления Персии, Парфии и Кушанской империи на Востоке. Наконец, нам хорошо известна история создания Волжской Булгарии, Казанского ханства и золотоордынского конфедеративного союза на месте будущей Российской Федерации.
     Тюрки-татары оказались комплиментарны по отношению ко многим народам. И, во-первых, эта особенность позволила татарам расселиться по всему миру. Во-вторых, она оказалась важным признаком или показателем зрелости татарского народа как нации. Это свойство можно обнаружить и в некотором (своеобразном) методе мышления у татар и по восприятию окружающего мира, и в их отношении к своей родине, и в их отношении к сакральных ценностям. Здесь имеется в виду не только некое трепетное отношение к бумаге, но и способность наизусть выучивать аль-Коран и многие требования Сунны на арабском языке.
     Таким образом, как представляется сегодня, мы выявили три очень важных и конкретных показателя, которые подтверждают статус татар как нации. Это государственное сознание, историческая приверженность к прогрессу и, наконец, межнациональная зрелость или приверженность к стабильности татар. Причем нужно заметить, что, как известно из истории, татарские племена издревле жили не вместе, а скорее рядом. Но они всегда оказывались вовремя и там, где нужно.

Р. НУГМАНОВ,
профессор.


Комментарии (4)
Guest, 27.10.2014 в 15:05

он кто-брат мустафы?

Guest, 12.11.2014 в 12:29

"...по относительно очень раннему духовному осознанию мира".
__________________________________________
Почему относительно?
Татары владели ЗНАНИЕМ конкретных(!!!!!!!!!) техник и методов установления контактов с ТЕМ, кого вы сегодня называете ВСЕВЫШНИМ. Это не было отвлечённым понятием. Самосознание каждого татара было строго ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАНО (!). Татары владели методами выявления ЗНАНИЯ из своего подсознания, в том числе.
Кстати, ЗАПОВЕДИ ТЕНГРИАНСТВА почти в неизменном виде вошли в христианство и ислам. В иудаизме их исказили. Они пронизывают также буддизм.

Guest, 12.11.2014 в 12:41

Правда, существуют мнения о том, что тенгрианство – это язычество.
_____________________________________________
В древности, философы делились на посвященных и не посвященнных в ЗНАНИЕ. Для непосвящённых, это было язычество, но их мнение никого не интересовало, т. к было известно, что они не обладают НАСТОЯЩИМ ЗНАНИЕМ. Для тех, кто обладал ЗНАНИЕМ, это никогда не было язычеством и таковым НИКОГДА НЕ БУДЕТ. Но ИСЛАМ они не отрицают.

Guest, 12.11.2014 в 12:45

Вы бы вспомнили татарского пророка ГЭСЭР.
Почему такая не благодарность и тьма?