2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Скульптура Ак Барса и проблемы идеологии
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Скульптура Ак Барса и проблемы идеологии

10 апреля 2012 года
Скульптура Ак Барса и проблемы идеологии

     В последнее время в татарстанских СМИ разгорелась нешуточная дискуссия по поводу установки скульптуры Ак Барса в Булгарском заповеднике. Есть и сторонники, и противники этой идеи. Обе стороны апеллируют не столько к общественности, сколько к руководству республики. 
      Вообще, мне кажется, в этом деле у нас отсутствует какая-либо внятная политика, а все строится на вкусовщине первых руководителей РТ. Возьмем, к примеру, годы суверенитета. Казалось бы, вдохновленные духом национальной свободы мы должны были украсить Казань массой памятников, пронизанных этим духом, и у нас есть кому ставить памятники. Это и такие политические фигуры как Сююмбика, основатель Казанского ханства хан Улуг Мухамед, Кул Шариф, Батырша, мулла Мурад, Садри Максуди, Юсуф Акчура, а также наши ученые и деятели культуры: Ш. Марджани, Зыя Камали, Муса Биги, Гаяз Исхаки и. д.
      Подобные памятники, вывески и рекламы на татарском языке, объявление остановок в транспорте по-татарски, все это создает национальный колорит в городе и укрепляет национальное самосознание. Эти вещи очень важны, потому что человек может и не прочитать чего-либо о людях, которым поставлены памятники, но, проезжая мимо них десятки раз в день, он непроизвольно будет заряжаться национальной гордостью. Закон пропаганды таков: говори не глубоко и сложно, а говори чаще. С другой стороны, все это будет привлекать больше туристов в Казань.
      Но, к сожалению, бурной деятельности в этой сфере не наблюдалось. Это, на мой взгляд, произошло по двум причинам. Во-первых, наша элита так и не смогла изгнать из своей души остатки менталитета чиновника колониальной администрации. Ведь большинство наших героев боролись за национальное освобождение против Русской империи, становящейся сейчас своего рода «священной коровой» в политических прожектах внутриМКАДовской интеллигенции.
      Во-вторых, при хотя и мягком, но все же авторитарном режиме в Татарстане окончательное решение даже в области скульптуры и монументального искусства принимало всегда первое лицо. А посему все сводилось к вкусовщине первых лиц, которые, естественно, художественных академий не кончали. Отсюда даже те немногочисленные объекты культуры, которые созданы, например, на Ярмарочной площади памятник меценату, занимавшемуся откормом и продажей свиней, или Музей хлеба, не выражают величия татарской истории и культуры, а носят какой-то бытовой характер. Разве татары знамениты на весь мир как откормщики свиней или самые лучшие хлеборобы? Нет масштаба. Робость в политике перешла в робость в искусстве. Такие объекты можно создавать где-нибудь в мелких районных центрах (например, в Актанышском районе), а не в столице «потрясателей Вселенной».
      А чего стоит лишь один наш общенациональный позор! До сих пор мы не отдали дань уважения нашим предкам, отдавшим за нас жизни в 1552 году при защите Казани. До сих пор им не поставлен памятник. До тех пор пока он не будет поставлен, все в мире будут считать нас варварами, нелюдями и жалкими рабами. Ведь народ, который не уважает сам себя, не уважают и другие народы.
      А вот русские – молодцы. Они ухаживают за памятником для своих погибших воинов. Я их хотя бы за это уважаю.
Когда я вижу все это наше татарское варварство, мне становится стыдно, что я – татарин.
      А нашему руководству все – «божья роса». Я еще удивляюсь, как наша элита с этим позорным клеймом манкуртов собирается создавать индустрию туризма и проводить Универсиаду. Сначала надо отмыться от этого позора, а потом приглашать гостей.
      Помню, как-то робко пытались решить эту проблему. Объявили конкурс на памятник. Проект, в котором была скульптура защитника Казани в виде всадника с саблей и стоящей за ним женщины с ребенком (образ Родины-матери) руководством был отвергнут. Им был принят некий масонский проект в виде двух шаров и пирамиды, ни о чем не говорящих. Естественно, этот авангардизм был отвергнут общественностью. На этом отмывание позора и закончилось.
      Но зато в мгновение ока, без всяких обсуждений на территории Кремля был поставлен памятник двум архитекторам, якобы, сразу же после 1552 года спроектировавшим каменные стены Кремля. Один из них – русский, другой – татарин. Как говорится, победила дружба! Все это – искусственно придуманные исторические мифы, которыми хотят объяснить сего-дняшнюю так называемую «толерантность».
      Я предлагаю нашему руководству развить эту идею дальше. Почему бы не создать скульптурную группу из обнимающихся Раиса Сулейманова и Салагаева. Это был бы символ русско-татарской дружбы в XXI веке. И Москве было бы приятно.
      Что же касается скульптуры Ак барса, которую собираются поставить в окрестностях Булгара, то я бы сказал следующее. Правильно сделали, что не поставили его возле мечети или на пристани, все-таки власти прислушались к мнению общественности. На мой взгляд, лучшим вариантом было бы разместить его на гребне вздыбившейся волны, сделанной из бетона, и это должно располагаться в стороне от пристани и в самой воде. Неплохо было бы, чтобы барс медленно вращался вокруг своей оси, и каждый час из его глаз исходили зеленые лазерные лучи. Но барс должен быть изображен сильным и красивым животным. Его белый цвет говорит о его близости к небесным светилам и о том, что он обитал в высоких снежных горах. До эпохи ислама небо и горы являлись для наших предков символами божества Тенгри, которому поклонялись. В ту эпоху не было авангардистов и абстракционистов, наши предки были нормальными людьми своей эпохи. Они почитали красоту и силу.
      Барс же бурятского скульптора Даши Намдакова с этой точки зрения просто страшный и уродливый демон смерти в коричневых тонах. Чем ставить такого, где бы то ни было, лучше вообще не ставить. Нам барс, смахивающий на голодного бульдога, не кормленного несколько месяцев, не нужен.
      В таких делах художник сначала лепит фигуру из пластилина, и, если только ее одобрит общество, то под проект выделяются финансы, и фигура отливается из металла. Кстати, М. Шаймиев собирается дать скульптору за этого уродца миллион долларов народных денег.
      В нашем случае, видимо, сразу положились на вкус ваятеля, а он не совпал со вкусом и менталитетом современных татар.
      А что касается истерики, которую подняли «самые правоверные» мусульмане, то ее надо прекращать. Они тоже впадают в крайность. По их мнению, Ак Барса нельзя ставить даже в окрестностях Булгара. На это можно сказать лишь следующее. Во-первых, Татарстан – это светское государство. Во-вторых, Булгарский заповедник – это заповедник не только ислама и исламской культуры. Это – заповедник истории, культуры и туристического отдыха. Все, связанное с исламом, войдет в его культурную часть, Ак барс же относится к исторической части. Затем, смешно говорить в XXI веке, что Барс станет объектом поклонения, это будет просто исторический экспонат. Ведь у нас была история и до ислама, и мы должны ее показывать.
      Некоторые ретивые мусульмане против названия этого Барса «Хранителем» или «Защитником». Но, извините, у нас религия отделена от государства. Этот герб с Барсом был принят и утвержден парламентом РТ как исторический (а не религиозный) символ государства. В этом нет никакой веры и религиозности. По представлениям людей, ориентированных не на одни лишь исламские ценности, это – всего лишь признак уважения к своей истории. В таких вопросах не должно быть вмешательства и диктата мечети. Ведь госчиновники не указывают мусульманам, могут ли они называть Аллаха «Всемогущим» или нет. Как говорится, каждый сверчок знай свой шесток. Если это разделение не будет соблюдаться, то нам скоро будут диктовать из мечети, как нам следует одеваться, какие песни петь и какой длины носить бороды.
      Так не пойдет, ребята. Вас начинает немного заносить.
        Откуда происходит эта истерика? Она подпитывается людьми, которые стараются представить ислам как религиозное учение, которое никогда не менялось и не развивалось под влиянием разных исторических и этнических факторов. Они тянут нас к узко понимаемому догматическому исламу эпохи позднего Средневековья. Им кажется, что татар спасет именно такой ислам.
        Вот, к примеру, говорится, что ислам запрещает создавать изображения живых существ (животных и человека). Под этим предлогом и некоторые наши мусульмане против установ-ки в городе разных скульптур. Но в Коране об этом запрете – ни слова. А Коран – это слово Божье, основной документ, Конституция мусульманина. Действительно, в хадисах говорится об этом запрете, но хадисы – это ведь слова людей, сказанные в разные эпохи. А посему этот запрет в исламе никогда не был абсолютным.
      Например, в Иране, Османской империи, Средней Азии и Индии большое развитие получила книжная миниатюра. Даже в паспортах ваххабитов их Саудовской Аравии есть фотографии, и многие мусульмане пользуются фотоаппаратами.
      Некоторые бьют в колокола, что Барс станет объектом поклонения. Они не понимают того, что если перед язычником не будет Барса, то он может поклоняться большим камням, большим деревьям, большой реке (Волге), горам небу и т. д. По логике таких мусульман, необходимо будет все эти объекты природы просто уничтожить, что само по себе является глупостью.
        Из истории нам известно, что разные народы переняли ислам от арабов на свой манер. Они вплели некоторые свои языческие обычаи в ткань ислама, и этого не смогли предотвратить даже самые влиятельные мусульманские ученые. У татар наиболее ярким примером подобного симбиоза элементов язычества с исламом является проведение поминок по умершему на 3-й, 7-й и 40-й день после похорон. С этим ничего не могли поделать ни Ш. Марджани, ни Р. Фахретдин.
        Кстати, даже у самих арабов есть священный камень, которому они поклоняются и целуют его. По-арабски его называют «ал-Хаджру ал-Асваду» («Черный камень»). Он вмонтирован в стену священной Каабы. Ученые полагают, что этот камень метеоритного происхождения. Согласно хадисам, Аллах вручил этот камень Адаму, а от него он попал в Каабу.
      По хадисам считается, что, поклоняясь этому камню, люди опосредованно поклоняются Аллаху.
        Но в Коране вообще нет ничего об этом камне, о поклонении ему и целовании его. Некоторые ученые предполагают, что этот обычай появился на основе позднейших легенд и хадисов.
        Земля, на которой расположена Кааба, до ислама принадлежала племени Курейш. Там стояло 300 каменных языческих идолов, которым арабы поклонялись и которые они целовали. На мой взгляд, этот языческий обычай целовать камень через хадисы оставил свой след и в исламе.
        Из всего этого видно, что ислам – это широкое, глубокое и по-своему гибкое религиозное учение, но некоторые пытаются превратить его в застывшую догму и навязать нам эту догму в форме стандартного «ротного устава».
      Перечисленные выше довольно тонкие проблемы из мира идей и духовности возникают у правящей элиты Татарстана, ввиду отсутствия у нее своей ясной политики и идеологии. Они – в основном технократы.
        В 1990-94 годы такая идеология была. Это была идея национальной свободы, воплощенная в жизнь в форме суверенитета. Сейчас положение изменилось. Даже само слово «суверенитет» стараются употреблять по реже. Но у национального движения, общественных организаций, в целом, у татарского народа некая идеология все равно должна быть.
      Разные организации, социальные слои и их представители предлагают свои варианты некой идеологии. Одни предпочитают «чистый» арабский ислам, другие – национализм, третьи отдают предпочтение жизни, основанной на Западной культуре и высоких технологиях. Думается, что все это – несколько упрощенный подход к пониманию сути татарского общества.
      На самом же деле, национализм, исламизм и модернизация должны представлять собой единую идеологию, которая вобрала в себя эти три направления. Каждое из этих трех направлений должно найти свою нишу в душе татарина, должно определить свои задачи (Более подробно об этом будет изложено в другой статье).
        Эти три направления просматриваются даже в структуре Булгарского заповедника. Например, к исламизму можно отнести мечеть и все мероприятия, связанные с религией, скульптура Барса имеет отношение к национализму, модернизацию же можно увидеть в индустрии туризма и ее высоких технологиях. В таком варианте Булгарский заповедник будет воплощать в себе полную и комплексную татарскую доктрину. О синтетическом, комплексном характере нашей культуры говорят и наши имена: Минтимир (имя этнического, чисто тюркского происхождения), Ахмет (мусульманское, арабского происхождения), Марсель (Западного происхождения).
      Поэтому, дорогие друзья и соплеменники, давайте не будем плутать в этих трех соснах, а научимся жить, изучив их и опираясь на них.
 

Рафаэль Мухаметдинов


Комментарии (5)
Римма Уфа, 14.04.2012 в 10:24

Какое еще Татрстан-светское государства?О чем это Вы?Татарстан -это у России как "собаки пятая нога"!Какой суверенитет?На презентации Универсиады в Китае и близко ничего татарского не было!Не было ни национальных костюмов,танцев.музыки.Какой символ государственности Ак Барс-что Вы смешите людей!У Вас в центре Казани стоит масонская пирамида ,а над татарским мусульманским кладбищем глумятся попы.Раз Вы уважаете русских-я тоже,по той простой причине:они хоть своих языческих божков из дуба не востанавливают.а все внимание на православие!Даже ФСБ ИХ В ЭТОМ СТАЛО ПОДДЕРЖИВАТЬ!Почему нам татарам навязывается идолопоклонство?Хотя во всем мире возросло уважение.интерес к исламу?Ведь татары -1100 лет уже преданы этой молодой мировой религии!Наши предки умирали,теряли все-земли.имущество.все нажитое!Почему Вы все еще не понимаете,что именно Ислам спас татар от полного порабощения,татары никогда в отличии от русских не были крепостными крестьянами-религия не позволяла быть рабами!.И именно в отсутствии татарских школ в мечетях продолжали преподавать татарский язык,тем самым сохранили его для потомков!Если у Вас какие -то вопросы непонимания этого обратитесь к истории не только татар,но и русской исории.

Алмаз улы, 14.04.2012 в 14:38

Правоверные, обратите свое негодование и гнев на многочисленные символы унижения татар по всей территории Татарстана и поставте на их место по Барсу. Это лучше, чем с ненавистью жрать друг друга, незамечая , как над вами потешаются неверные!

Гость Рафаэль Мухаметдинов, 14.04.2012 в 19:36

Рафаэль Мухаметдинов
Миллэттэшлэр, мине "Барс хэм ислам арасындагы гауга" дигэн мэкалэмдэ фикерлэрем очен тэнкыйтьлэучелэр гумуми гыйбарэлэр хэм ярлыклар тагу белэн генэ чиклэнмэсеннэр иде. Сугудэн кубрэк безгэ конструктив диалог, конкрет материалларга нигезлэнгэн дискуссия файдалырак булыр иде. Тарих шуны курсэтэ ки, акылга,фикер иортугэ,эрдициягэ таянмаган коры инану ахыргы чиктэ башка идеологик ситемаларга оттыра. Сонгы Урта гасырларда Моселман цивилизациясе христианнарга, Аурупага ни очен оттырды, дип уйлыйсыз? Чонки моселманнар фикер йортмичэ, коры инануга гына таянып эш итмэкче булганнар. Инанырга англы рэвештэ кирэк. Доньядан, башка культураларнынг фэннэрен, сэнгатьлэрен кире кагып,уз кабыгыбызга гына биклэнеп яшэсэк,андый ислам безне сакламаячак, э киресенчэ, артта калдырыр. Хэр кеше исламны уз белеме югарылыгыннан англый. Кемдер коры инанудан да лэззэт таба хэм анынг монга хакы бар. Минем англавым башкача. Тэнкыйть конкрет проблемалар яки тематика буенча булсын иде. Элегэ кадэр мин гомуми кычкыру хэм фанатизмны гына курэм. Ул минем очен кызык тугел. Укучыларга да файда юк.

Гость, 20.04.2012 в 10:10

Шаймиев - молодец! Он сам не понял как, но поднял проблему истории татар. Она началась далеко до исламизации, христианизации, русификации татар. А хранительница может быть только с оскаленными клыками, раз уже посягнули на её детей. В этом скульптор, безусловно, прав. Не надо затевать драку на пустом месте, займитесь созидательной работой во благо сегодняшнего и будущего своей семьи, возможно, и татарского народа.

Рустам, 22.05.2012 в 17:37

Муфтиев соберут на открытие "Хранительницы"

Скандальную скульптуру установят в Болгаре, несмотря на протесты мусульманской общественности


Торжественные мероприятия Изге Болгар жыены

Скандальную скульптуру Даши Намдакова "Хранительница" все же установят на территории Болгара, несмотря на многочисленные протесты татарской и мусульманской общественности. Статуя будет установлена в Болгарах 10 июня на Болгар жыены – в день, когда в древнюю столицу съедутся мусульманские религиозные деятели и десятки тысяч мусульман со всей России, чтобы почтить память своих предков, многие столетия назад принявших ислам в качестве государственной религии. По сути, для мусульман, "Болгар жыены" – это и есть празднование дня принятия ислама Волжской Болгарией: если официальная дата принятия ислама волжскими Болгарами значится 21 мая, то именно в первой половине июня проходят народные торжества по этому поводу.






Таким образом, все официальные заявления насчет судьбы "чудовища" (буквально со слов Председателя Госсовета Республики Татарстан Фарида Мухаметшина) не нашли своего подтверждения. Напомним, татарстанские чиновники утверждали, что скульптура не будет установлена в этом году и дата ее установки не будет привязана к дате принятия Ислама предками татар, а также о том, что "Хранительницу" переименуют и установят на казанском вокзале.

"Скульптура готова. Есть много сторонников этой работы среди людей, которые понимают искусство на самом высоком уровне, но есть люди, которые не понимают и не воспринимают это. Но для того, чтобы оценить, а оценить может только время, скульптуру нужно оставить, а время рассудит", – заявил инициатор проекта Минтимер Шаймиев. Он отметил, что вокруг данной скульптуры развернулось много дискуссий, что свидетельствует об интересе к данной работе: "Пусть люди обсуждают, дискутируют, но при этом не стоит забывать, что это работа известного и все более признаваемого в мире мастера", – подчеркнул он.

Творение Даши Намдакова вызвало полемику в исламской среде
А тем временем Союз мусульманок России обратился к Президенту Татарстана Рустаму Минниханову, Председателю Государственного совета РТ Фариду Мухаметшину и Государственному Советнику РТ Минтимеру Шаймиеву с просьбой не устанавливать статую на территории заповедного Болгара. В обращении, в частности, говорится: "Мы крайне озабочены инициативой установки языческой статуи в месте, которое является памятным для всех мусульман нашей страны. Город Болгары, ставший свыше тысячи лет назад колыбелью исламской государственности на территории современной России, является живым памятником того, что ценности нашей религии имеют глубокие корни. Болгары как символ не ассоциируются ни с какой другой религиозной идеологией, кроме Ислама, поэтому устанавливать в самом городе или его окрестностях статую истукана является дискредитацией самой идеи Болгар. Пойти на это – значит опорочить как само место, так и тот выбор, который был сделан нашими предшественниками и которым мы сегодня гордимся".

"Болгары являются общим историческим наследием всех мусульман России, поэтому никакие отдельные этнические, общественные или властные группы не должны узурпировать право распоряжаться этим наследием на своё усмотрение. Решение об установке очевидно запрещённой Исламом статуи не может быть принято в одностороннем порядке без широкого обсуждения с мусульманским сообществом", - считают мусульманки страны. "Мусульманское сообщество уже неоднократно высказывало негативную точку зрения по этому процессу. В связи с этим мы обращаемся к вам с призывом прекратить процесс установки языческой статуи в Болгарах и его окрестностях", – говорится в письме.

Свои подписи под обращением поставили руководитель общественной организации "Муслима", главный редактор одноименной газеты Альмира Адиатуллина из Казани; главный редактор женского исламского журнала "Мусульманка" Гюльнар Джемаль из Москвы; руководитель женской общественной организации "Родник" Хадиджа Бибарсова из Саратова; а также руководитель школы нравственности при мечети "Ихлас" города Уфы, член Союза журналистов России и Башкортостана Фатима Фаткуллина.

Ранее с обращением к Президенту Татарстана выступила татарская и мусульманская общественность Республики. Под данным обращением оставили свои подписи более тысячи человек из различных уголков мира. Среди известных религиозных деятелей обращение подписали муфтий Саратовской области Мукаддас Бибарсов; имам мечети Кул Шариф Рамиль Юнусов; ныне покойный депутат Госсовета РТ, лауреат государственной премии им. Г.Тукая, драматург Туфан Миннуллин; Председатель Совета улемов Татарстана Рустам Батров; заслуженная артистка Республики Татарстан и Ингушетии, ведущая программы "Мусульмане" на канале "Россия" Динара Садретдинова; кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, зав.кафедрой исламоведения и регионоведения КФУ, главный редактор литературного журнала "Чётки" Ренат Беккин; председатель Казыятского управления мусульман Кемеровской области Духовного управления мусульман Европейской части России Темур Равшан; председатель Местной религиозной организации мусульман Санкт-Петербурга "Мекка" Ринат Валиев; директор по общественным связям VII казанского международного фестиваля мусульманского кино Мурад Секакмия; советник муфтия Пермского края Халим Шарафеев; имам-мухтасиб Санкт-Петербурга и Ленинградской области Мунир Беюсов; имамы мечетей из Астрахани, Башкортостана, Удмуртии, Чувашии, Мордовии, Московской, Самарской, Ульяновской, Челябинской и Тюменской областей, Магадана, городов и деревень Татарстана.

С отдельной просьбой не устанавливать данную статую в Болгаре к Президенту Татарстана обратились 2,5 тысячи мусульман села Средняя Елюзань Пензенской области, 1 тысяча 300 человек мусульман Саратовской области, а также Президиум Духовного управления мусульман Саратовской области. С личной просьбой к Минтимеру Шаймиеву обратился муфтий Саратовской области Мукаддас Бибарсов, который призвал Госсоветника Президента Татарстана отказаться от установки скульптуры "Хранительница".

Более того, единоверцев Поволжья поддержали и кавказские муфтии. В частности, против установки статуи "Хранительница" на территории Болгара выступили Муфтий Адыгеи и Краснодарского края Нурбий Емиж; Муфтий Северной Осетии-Алании Хаджимурад Гацалов; а также Председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа, муфтий Карачаево-Черкесии Исмаил Бердиев.

Нурбий Емиж выразил свою солидарность следующими словами: "Я присоединяюсь к муфтиям, которые выступили против установки статуи, и от имени мусульман Адыгеи и Краснодарского края заявляю, что мы не признаем никаких скульптур, тем более языческих. Мы против таких статуй, где их ни поставили бы. Это все запрещено Исламом", – подчеркнул он, назвав происходящее "происками сторонников шайтана, которые хотят вернуть язычество". Муфтий Северной Осетии-Алании Хаджимурад Гацалов отметил, что: "Минитмер Шаймиев серьезный, продуманный человек, и такое решение не вяжется с его образом. Если статую поставят в Болгарах, это будет вызывать постоянные споры и конфликты. Поэтому необходимо прислушаться к мнению народа. Думаю, Шаймиев примет правильное решение".

Как стало известно корреспонденту ИА IslamNews, мусульмане Саратовской области не собираются останавливаться на достигнутом – в начале июня они во главе с муфтием Саратовской области планируют провести автопробег по маршруту Саратов-Казань, приуроченной к акции протеста против установки статуи на территории города Болгар. Автопробег проводится, судя по всему, исходя из принципа – если нас не услышали, то может быть хотя бы увидят!

Единственная уступка, на которую на сегодняшний день пошел Шаймиев – это смена места установки статуи. Изначально предполагалось, что статуя будет установлена между Соборной мечетью и памятным знаком в честь принятия Ислама Волжской Болгарией. Однако, несмотря на то, что называются два места установки статуи – рядом с новым речным вокзалом или при въезде на территорию заповедника, точное место установки статуи до сих пор не определено, а если быть точнее – определено, но не озвучено, также как и дата установки может стать для всех неприятным сюрпризом.

Также ИА IslamNews стало известно, что ежегодный Всероссийский форум татарских религиозных деятелей, который в этом году состоится в третий раз, планируется завершить 10 июня именно участием всех делегатов на "Болгар жыены". А это более 700 имамов и муфтиев со всей Российской Федерации.

Открытие памятника в день, когда Болгары посетят более 700 имамов и муфтиев из всех уголков России, выглядит не иначе, как провокация. Во-первых, есть вероятность возникновения конфликта, а во-вторых, многие уважаемые имамы и муфтии должны будут поплатиться своей репутацией, так как их присутствие на церемонии открытия статуи будет по сути молчаливым согласием на данный акт.

Директор по общественным связям VII казанского международного фестиваля мусульманского кино Мурад Секакмия, оставляя свою подпись под Обращением татарской и мусульманской общественности Президенту РТ Рустаму Минниханову в знак протеста против установления статуи "Хранительница" на территории Болгарского заповедника, отметил следующее: "В прошлом году, на VII Международном Фестивале Мусульманского Кино в Казани была допущена непоправимая ошибка, которая вызвала резонанс исламской общественности, вследствие чего резко упал авторитет фестиваля среди мусульман всего мира! Если мы допустим установку этого идола на территории Болгарского заповедника, Татарстан навсегда потеряет статус самой "северной мусульманской республики!"

Первоначальной целью, заявленной в ходе работ по возрождению Болгарского заповедника, являлось создание более комфортных условий для так называемых паломников и туристов, ежегодно посещающих Болгар для того, чтобы почтить память своих предков, прикоснуться к истории своего народа. Однако, после трагедии, случившейся с теплоходом "Болгария", возвращающегося как раз из Болгара, некоторые мусульмане уже отказались от поездок на эти земли, расценив это как определенный знак от Всевышнего; многие заверяют, что откажутся от посещения Болгар в случае установки на его территории языческого идола. В данном случае, процитировав фразу Минтимера Шариповича в том смысле, что "оценить может только время", нам остается лишь гадать и ждать, превратится ли Болгар в туристический центр или, потеряв всю свою сакральность и таинственность, из центра духовного единения татарского народа превратится в отшлифованный, отталкивающий от себя всех и вся город. Делается это намеренно или по роковой ошибке, покажет время!
http://www.islamnews.ru/news-128261.html
Все заслуги Минтимера Шаймиева перед татарским народом и мусульманами вычеркивается одной лишь этой установкой непонятной статуи "Хранительницы". Это анти-мусульманское действие Шаймиева останется в истории Татарстана и татарского народа. Председатель Татарского общественного центра (ТОЦ), Рафис Кашапов, Набережные Челны.