27 ноября 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Сдвиг

24 марта 2013 года
Сдвиг

     Состоялся визит президента Путина в Казань с проверкой состояния подготовки к Универсиаде. Он посмотрел состояние объектов, из 29 было готово 27, стадион и Дворец водного спорта будут готовы к 15 мая. К середине мая откроют метро(3 станции), пятикилометровую линию железной дороги до аэропорта. Только откуда там пассажиры, если даже Люфтганза недавно отказалась от рейсов в Казань? Запланировано миллион пассажиров в год. Были заявления, что Казанский аэропорт станет хабом для Поволжья. Даже при вводе в строй Иннополиса миллион пассажиров в год – цифра явно неподъемная, если, конечно, не перевести в Казань Совет Федерации РФ. 
      Путин улыбался и был откровенно счастлив. Как он заявил, работа выполнена качественная, все в Казани почти уложилось в смету, нет существенных превышений, и Путин заявил, что опыт Казани нужно распространить по всей России. Стадион «Казань-арена» класса «5 звезд» вместо 10 миллиардов рублей обошелся в 13 миллиардов, разве это превышение, как на Олимпиаде в Сочи, где горнолыжная трасса обошлась вместо 1,5 миллиарда в 8 миллиардов и практически, несмотря на огромные «потраченные» деньги, осталась в таком же первозданном состоянии, что и два года назад. Проект стадиона, разработанный, как сообщили, в Казани, Путин распорядился взять за типовой для страны для футбольного мирового чемпионата. У многих региональных руководителей, наверное, уже вытянулись лица. Там только проект стоил миллиард. Они лишались свободы маневра в расходовании средств. Конечно, спорт у нас развивается в виде зрелища, стадионы – Колизеи, футболисты – те же гладиаторы.
      Работа Минниханова была оценена на отлично и, вероятно, что после Универсиады и Олимпиады (где никак не уложатся ни в график, ни в смету) может последовать смена премьера правительства России, Медведева может сменить Шойгу, на Минниханова опять будет оказано давление с предложением занять пост вице-премьера в правительстве России. Уже во время этого визита Минниханов, несмотря на превосходную оценку его работы из уст Путина, выглядел задумчивым и озабоченным. Наверное, предварительный разговор с Путиным уже состоялся, и тот убедительно просил Минниханова подставить плечо. Судя по назначению Набиуллиной председателем Центрального банка России, Путин доверяет татарам и предполагает создать из них некую новую личную «преторианскую гвардию». Год назад Путин предлагал Минниханову возглавить Министерство сельского хозяйства России, но Минниханов отказался, причем прокомментировал это так: «Нам удалось устоять» – что указывает на его крайнее нежелание уходить из Татарстана. Если вспомнить, что выходцы из Татарстана сделали недавно головокружительную карьеру: Олег Морозов возглавил Управление внутренней политики администрации президента России, а Николай Никифоров возглавил федеральное Министерство связи, то это уже тенденция.
      В федеральных СМИ уже мелькали сообщения, что Минниханова могут назначить министром по делам Дальнего Востока и Восточной Сибири в ранге вице-премьера. Это, конечно, гигантская корпорация с несколькими сотнями миллиардов рублей оборота. Но в Татарстане через три года валовой региональный продукт уже составит 2 триллиона рублей, кроме того в Татарстане Минниханов – председатель совета директоров «Татнефти», то есть в Татарстане он контролирует лично не менее 500 миллиардов рублей и вполне самостоятелен. А на Дальнем Востоке его быстро могут съесть, как съели в свое время Камиля Исхакова.
      Эксперты в России оценивали аппаратный «вес» Минниханова в советских реалиях как кандидат в члены политбюро ЦК КПСС, у Шаймиева он был выше – член политбюро ЦК КПСС. Но, судя по всему, Минниханов быстро «тяжелеет» и Путину комфортно с ним работать. Недавно Минниханов, который всегда подчеркивал свою дистанцию от политики, выдвинул авторитетную кандидатуру Камиля Самигуллина на пост муфтия Татарстана. Несмотря на свою молодость, он в умме России расценивается как один из самых ярких богословов. Самигуллин учится в Российском исламском университете, и, конечно, есть некоторая парадоксальность в том, что муфтий Татарстана является студентом вуза, который сам в духовном плане должен ему, муфтию, «подчиняться».
      Минниханов совершил молниеносный визит в Саудовскую Аравию и совершил малый хадж в Мекку (к слову сказать, течение ислама ваххабизм является государственной религией Саудовской Аравии). Его фото в одежде паломника произвело фурор. То, что фото было растиражировано – не случайный факт, а осознанная российская политика (Шаймиева мы в таких одеждах никогда не видели), явно указывает на то, что из Минниханова пытаются сделать крупную мусульманскую фигуру в России, учитывая условия не всегда благоприятных для России «арабских революций». Заявление Путина о том, что Казань стала спортивной столицей России, явно прокладывает мостик к тому, чтобы провозгласить Казань восточными воротами России, как Ташкент в СССР. Особенно в свете того, что к 2050 году ожидается, что число мусульман в России может достигнуть половины населения.
      Уже сегодня мусульманский мир становится практически единственным союзником России, сюда можно включить и Индию, но Индия стремительно вестернизируется, там государственный язык – английский. Конечно, ось Россия – мусульманский мир – Индия потенциально довольно влиятельна, но отношения с мусульманским миром еще нуждаются в наладке, и с этой точки зрения мусульмане-татары являются для России бесценным кадровым потенциалом. Татарстан – это парадный фасад России для исламского мира, насчитывающего ныне 1,2 миллиарда человек. Весь вопрос в том, что получат татары взамен, вряд ли татар будет продолжать устраивать роль вечных «мальчиков на побегушках». Если и дальше будет продолжаться политика дискриминации татарского народа (еще раз вспомним фильм «Орда»), то это может окончиться закономерно плохо для федерального центра.
      Пока что мусульманские страны используют Россию в качестве оружейного завода. Но как, например, отнесется мусульманский мир к ликвидации Татарстана и превращению его в губернию? Скорее всего ликвидация мусульманских республик в России может послужить причиной переориентации мусульманского мира на Китай. Если Индия, которая является, по существу, частью анлосаксонского мира, переориентируется на США в своем противостоянии с Китаем, то тогда Россия превратится в сателлита Китая. Такова цена ликвидации республик в России. Невольно вспоминается анекдот: «2017 год. Сегодня на китайско-финской границе все спокойно».
      У нас в принципе мало задумываются о будущем. Живут прошлым, интересуются прошлым, но прошлое – это только опыт для построения будущего. Пора перестать оборачиваться назад, а честно и прямо взглянуть вперед. Нет объективных исследований, а могут ли принципиально существовать равноправно татарская и русская культуры, как обеспечить реальное равноправие, как создать обстановку долговременной и искренней дружбы, а не «принуждения к дружбе». Поражает какая-то патологическая глухота некоторых людей к развитию естественных государственно-культурных запросов других народов. В России до сих пор сохраняется странное положение, косвенно поддерживаемое некоторыми властными группировками и остатками ВПК, которые путают патриотизм, любовь к Родине с шовинизмом и пренебрежением к другим народам. Криков о патриотизме все больше, но они все фальшивее и фальшивее. Положение в стране характеризуется как «смутное время».
      Россия взяла за образец государственной модели Византию, которая постоянно стремилась законсервировать внутреннее и внешнее социальное пространство. Москва – это второй Константинополь. Россия была изолирована от Европы не татаро-монголами, а византийским православием. 450 лет историки и политические лидеры России обвиняли в отсталости России «татаро-монгольское иго», но причина сталинизма не в военной демократии татаро-монгол, а в имперском византизме. Государственная российская идея соборности, пишет историк В. Булдаков, представляет из себя квазиконструкцию, набор полуразложившихся реликтов, эстетизированный анахронизм, «соборность – это воспроизводство образов прошлого», она превращает страну в вечно догоняющего аутсайдера. Вписывается ли Татарстан в «российскую соборность», в идеологию великодержавности и нужна ли она ему?
 

Рашит АХМЕТОВ.


Комментарии (23)
Guest, 25.03.2013 в 00:03

Дед Ахмед снова серинады МИНИ-хану строчить начал.Скоро губернией татарстан станет . Не спасет уже ничего

Guest, 25.03.2013 в 00:18

Зачем Минниханову работать в правительстве России?
Лучше работать на Родине в Татарстане на благо возрождения нашего татарского народа: культуры, языка; развития науки, инноваций, промышленности и т.д.
Что может быть дороже Родины и служения родному народу?
Думаю, что у него достаточно силы воли, твердого характера, принципиальности, чтобы остаться в своей РТ!

Guest, 25.03.2013 в 09:20

Бедные шовинисты-все верят что если заменят республику на губернию, то татары успокоятся. Идея фикс.

Marat, 25.03.2013 в 11:53

Скоро Московия развалится - не спасет уже ничего!

Рафаэль, 25.03.2013 в 13:45

Пусть упразднят Республику Татарстан тогда скорее Россия развалится .

Эд, 25.03.2013 в 22:14

19 марта

Стирая лишние границы

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Комиссия Общественной палаты по региональному развитию и федеративным отношениям к концу мая представит свои предложения по поводу изменения административно-территориальных границ регионов России. Об этом сообщил председатель Комиссии Леонид Давыдов 19 марта по итогам слушаний в ОП.

«Мы соберем группу экспертов в данной области и разработаем аналитический документ, в котором будет представлен наш взгляд на проблему», — отметил Леонид Давыдов.


По его мнению, тенденция к укрупнению регионов, которая наблюдается в последнее десятилетие, будет продолжена. В некоторых случаях укрупнение целесообразно с точки зрения развития местной экономики, повышения качества управления и сокращения издержек на содержание административно-управленческого аппарата.

В числе первых кандидатов на слияние Леонид Давыдов назвал Тюменскую область, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский округа. Как считает член ОП, также следует объединить Архангельскую область и Ненецкий автономный округ.

Леонид Давидов пояснил, что сейчас в указанных регионах существует запутанная система управления и ведомственного подчинения: некоторые учреждения дублируют друг друга, другие, наоборот, являются общими для нескольких субъектов. Иными словами, система управления настолько запутана, что непонятна как гражданам, так и потенциальным инвесторам.

Рафаэль, 25.03.2013 в 22:35

Укрупнять так укрупнять ! Бестолковая система управления в России настолько запутанна и не понятна китайским товарищам что назрела необходимость обьединения региона Россия с передовым Китаем .

..., 26.03.2013 в 03:13


Меня всё время "умиляют" казанские татары-авторы "аналитики" про "восточные ворота", китайскую экспансию. Вы хоть восточнее Уфы то были хоть раз в жизни? Иногда в разговорах для казанских Омск-это где то в Ханты Мансийске, а Барнвул-около Янаула в Башкирии. Кукмор почти как Северный полюс.)) Что же касается укрупнения, то вхождение в Татарстан той же Кировской области это "оседлание" Трансиба, восполнение земельных и лесных запасов, столь дефицитных в Татарстане. То есть масса плюсов. Хватит уже иметь кругозор диаметром в 300 км.. Пора уже хотя бы и до 600 км. расширить.

Guest, 26.03.2013 в 08:49

Профессору от 26.03. в 03:13

"УМИЛЯЮТ" некоторые " профессора", которые возлагают надежду на " манну небесную" от укрупнения регионов.
Губернизацию - проходили. Россия к 20 веку подошла нишей и отсталой, аграрной страной. В маленькой Литве имеется такая система управления, при которой районы республики, теперь уже государства, самостоятельное управление. Что позволяет районам страны быть чистыми и уютными. Попробуйте опровергнуть, профессор...

Рафаэль, 26.03.2013 в 10:07

В Татарстане своей земле пока ума не могут дать .При желании можно земли взять в долгосрочную аренду .Так же по лесам .Германия до сих пор не может поднять на нужный уровень территорию Гдр а Татарстан с 70 % процентами налогов которые уходят в Москву это сделать подавно не получится .Не надо торопится всему свое время тем более все эти земли татарские .

Aqbars, 26.03.2013 в 12:11

"Россия была изолирована от Европы не татаро-монголами, а византийским православием. 450 лет историки и политические лидеры России обвиняли в отсталости России «татаро-монгольское иго», но причина сталинизма не в военной демократии татаро-монгол, а в имперском византизме. "

Рад, что намечается здоровый взгляд на российскую историю. Историю московского империализма, расцветшего на пожарище гражданской войны в Золотой Орде.

Guest, 26.03.2013 в 18:29

Никто не против включения Кировской области в Республику Татарстан. Но именно в республику, а не в Казанский край.

Guest, 26.03.2013 в 23:32

Рафаэль Хакимов: «Кто такие булгары?»

http://www.business-gazeta.ru/readblog/2791/536/


Guest, 27.03.2013 в 09:20

"Никто не против включения Кировской области в Республику Татарстан. Но именно в республику, а не в Казанский край" Это не тебе решать а Госсовету РТ! Вот когда выберут тебя жители республики тогда и вякай. Сейчас Госсовету надо ещё решить выбирать Минниханова или они сами его будут назначать, так что забот у них выше крыши в отличии от тебя фантазёра.

Aqbars, 27.03.2013 в 19:36

Если речь идет об укрупнении регионов РФ, то необходимо создать республику Идель-Урал, территориально совпадающую с Казанским Ханством.

Аналитик, 27.03.2013 в 21:29

..., 26.03.2013 в 03:13
Что же касается укрупнения, то вхождение в Татарстан той же Кировской области это "оседлание" Трансиба, восполнение земельных и лесных запасов, столь дефицитных в Татарстане. То есть масса плюсов. Хватит уже иметь кругозор диаметром в 300 км.. Пора уже хотя бы и до 600 км. расширить.
==========
Зачем мелочиться с какими-то сотнями километров ? Слабо осилить 6000 километров и объединиться с тем же Китаем ?

Guest, 28.03.2013 в 08:42

"Зачем мелочиться с какими-то сотнями километров ? Слабо осилить 6000 километров и объединиться с тем же Китаем ?" Аналитик вы уже выучили китайский? Кстати, в этом случае надо о татарском забыть, ну разве что на улице со знакомым, как и русский забыть придётся. Так что следующий коммент пишите на китайском))).

Халида Хамидуллина, 28.03.2013 в 14:37

А почему Давыдов не сказал о таком искусственном апендиксе называемом еврейская автономная область, кою создали на территории эвенков? Ликвидировать это искусственное образование как преступное наследие еврея Сталина, пожиравшего чужие земли. Тыве дать независимость, как оккупированной земле.

Халида Хамидуллина, 28.03.2013 в 14:41

аппендикс, опечатка, sorry

Рафаэль, 28.03.2013 в 16:58

Халида ханум Биробиджан евреям даром не нужен им Москвы для кормления вполне хватает .

Guest, 30.03.2013 в 01:19


Письма к русской нации". 1910 г.
«НЕЦАРСТВЕННЫЙ ИМПЕРИАЛИЗМ»

Один из идеологов крайнего русского национализма, шовинизма Михаил Осипович Меньшиков писал так:

«…Еще Екатерина Великая крепко держалась старого принципа царей, выражавшего собой инстинкт народный: Россия для русских!
Только в конце ее царствования, с присоединением ожидовленных окраин и с появлением иностранцев, этот принцип поколебался.

Совершенно неверно, будто "покоренные племена в большинстве добровольно признали духовное первенство России" (это слова Столыпина).

Увы, ни одно племя добровольно не признало этого первенства.

Не признают его даже вынужденно, ибо покориться политически еще не значит признать духовное первенство. Зачем говорить то, чего нет?

Укажите мне хоть одно племя, которое бы добровольно приняло духовные наши преимущества - нашу веру, язык, культуру!

Напротив, даже полудикие племена финские, которых горсть и которым, казалось бы, поистине терять нечего, - даже те отстаивают всеми силами и язык свой, совершенно нищий, и похожую на бред веру, и первобытную культуру. Правда, эти племена исчезают, но больше от сифилиса и водки, чем от добровольного слияния с имперским племенем.

О воспаленной ненависти к нам поляков, евреев, финнов, латышей, армян (а в последнее время и грузин) я напоминать не стану, но даже сравнительно мирные инородцы, татары, разве они "объединены с нами общими идеалами"?
Совершенно напротив: они объединены с нами не больше, чем Коран с Евангелием!

Еще недавно ко мне приезжал один православный епископ с Волги.
Он рассказывал крайне тревожные вести о татарском национальном движении, о быстрой татаризации тюрко-финских племен, об антигосударственном, враждебном России подъеме русского ислама.
То, что это правдоподобно, обратите внимание на так называемую мусульманскую группу в Думе.
Едва сложился парламент, как татары отгородились в нем в свой лагерь, который во всех вопросах идет рука об руку с польским колом и с кадетами.

Во второй Думе я лично наблюдал одного татарина-депутата, молодого и образованного, - его ненависти к России позавидовал бы любой жид.
Хоть некоторые депутаты из татар держат себя посмирнее и поумнее, но, умея лучше скрывать свои мысли, они, может быть, тем самым и поопаснее кричащих шовинистов…

Империя - как живое тело – это не мир, а постоянная и неукротимая борьба за жизнь….
Русская Империя есть живое царствование русского племени, постоянное одоление нерусских элементов, постоянное и непрерывное подчинение себе национальностей, враждебных нам.

Мало победить врага - нужно довести победу до конца, до полного исчезновения опасности, до претворения нерусских элементов в русские.
На тех окраинах, где это считается недостижимым, лучше совсем отказаться от враждебных "членов семьи", лучше разграничиться с ними начисто!…»

Guest, 30.03.2013 в 01:49


О Столыпинском плане преобразования России.

В столыпинский план преобразований в России, рассчитанный на десять лет, входило и решение национального вопроса.
Одним из краеугольных камней здесь явился лозунг единства и неделимости Великой России.
Столыпин полагал, что при его реализации он может рассчитывать на тесное сотрудничество с националистами всех типов.

Большая роль при этом отводилась школе, направление и дух которой был определен еще в 1870 году тогдашним министром просвещения Д.А.Толстым: "Конечной целью образования всех инородцев, живших в пределах нашего отечества, должно быть обрусение их и слияние с русским народом".
Правительство П.А.Столыпина продолжило открыто русификаторское направление.

Его позиция по этому вопросу очень полно и ясно была сформулирована в отзыве министра народного просвещения А.Н.Шварца от 3 апреля 1908 года на проект плана государственной обороны, представленный военным ведомством.

Указав на необходимость развития и укрепления в школе русского национального духа, министр отмечал: "Необходимо неуклонно отстранять всякие притязания инородцев на какую бы то ни было обособленность и национализацию школы.
Руководящим началом должна быть единая русская государственная школа, на всех ее ступенях и для всех без исключения инородцев империи". И далее: "Во всех учебных заведениях должно неуклонно и строго последовательно проводиться образование и воспитание в духе любви к русской народности и русским идеалам... Школа должна быть национальна и консервативна, и никакие в этом отношении послабления не должны быть терпимы".

Итак, школа может быть только национальной русской.
Это подтвердило и обсуждение в том же 1908 году в Совете министров законопроекта о допущении преподавания "в начальных школах местностей с малорусским населением" на родном языке, внесенного 37 депутатами III Государственной думы.

Совет министров в особом журнале от 14 мая подчеркнул, что обучение на малорусском языке недопустимо: оно должно вестись "исключительно на общерусском языке".
Смысл школьной политики в целом сводился к попытке полного запрета родного языка даже в начальной "инородческой" школе, к объявлению всех нерусских языков вне закона.

Этот же курс проводили правые и националисты в Государственной думе.
Всякое заявление о необходимости допущения преподавания на родном языке даже в самых скромных пределах встречало с их стороны ожесточенное сопротивление, а также демагогические заявления о культурнической миссии русского языка.

Именно в ответ на такие заявления член мусульманской фракции думы, депутат от Казанской губернии Садри Максуди с горечью вопрошал: "Скажите же нам откровенно, когда нам предлагалась русская культура, освобожденная от всяких русификаторских тенденций? Когда предлагался правительством русский язык без задней мысли обратить мусульман в православие?.. Русское правительство до сих пор, уверяю вас, ничего не делает для того, чтобы ввести среди нас, мусульман, культуру в смысле цивилизации. Были тенденции, как я вам описал, обратить в православие, было желание насадить русификацию, но никогда не открывалось ни одной школы с единственной целью - обучать арифметике, географии и т.д. ".

Действуя под официальным лозунгом националистов "Россия для русских", П.Столыпин и возглавляемое им правительство планировало свою национальную политику, получавшую отражение на страницах правой печати.

Так, газета "Окраины России" писала в 1910 году в передовой статье "Ближайшие окраинные вопросы": "Два особенно важных [вопроса] ожидают решения в наступившем году: мы тут развеем окончательное выяснение отношений Финляндии как провинции к Российскому государству и окончательное решение вопроса о выделении Холмской Руси из состава Привислинского края, или Варшавского генерал-губернаторства".
В качестве задач второй очереди здесь же назывались кавказские дела и вопрос о панисламизме и т.п.

При выработке национальной политики правительство широко использовало институт Особых совещаний.
Необходимо отметить, что в третьеиюньский период образование и деятельность Особых совещаний по самым разным вопросам превратилось в систему.
Не внося "формальных изменений в государственно-правовую конструкцию третьеиюньской монархии, совещания представляли собой консультативные органы при ведомствах".
Хотя "возможность образования таких органов предусматривалась учреждением министерств и частично реализовалась раньше", только в начале XX века начинает широко применяться такая их форма, как межведомственные совещания.

Остановимся вкратце на деятельности некоторых совещаний, призванных подготовить рекомендации по национальной политике для правительства.

В мае 1905 года в Петербурге при Министерстве народного просвещения работало "Особое совещание по вопросам образования восточных инородцев".

Решая вопрос о дальнейших путях развития образования нерусских народов, живущих к востоку от Волги, участники совещания особое внимание уделяли татарам-мусульманам. После долгих споров совещание высказалось "за систему активного, а не пассивного отношения школьного ведомства к мектебам и медресам, придумав, однако, такие формы, которые не лишают названные школы известной автономии и не представляют вторжения в область веры".

Для разработки и планирования всех антифинляндских мероприятий, "последовательное осуществление которых должно было привести к уничтожению финляндской автономии", при Совете министров на основании доклада П.Столыпина, утвержденного царем 18 октября 1907 года, было образовано "Особое совещание по делам Великого княжества Финляндского".

Во главе совещания, существовавшего вплоть до Февральской революции, неизменно стоял председатель Совета министров.
Составлено оно было из представителей 10-15 министерств и ведомств.
"Более зловещих для Финляндии фигур, чем такие члены Особого совещания, как Дейтрих, Гарин, Бородкин, Корево, Липский и другие, невозможно было отыскать, - отмечал А.Я.Аврех. - ...Все антифинляндские законопроекты и мероприятия, проектировавшиеся между 1907 и 1917 годами, так или иначе, возникали в недрах Особого совещания и разрабатывались им".

Законопроект о Холмщине также готовился в Особом совещании. Оно было образовано при Министерстве внутренних дел с участием представителей девяти министерств и ведомств и работало с перерывами в 1906-1912 годах.

В эти годы "холмский вопрос" сделался не только предметом самого пристального рассмотрения в Министерстве внутренних дел, в Особом совещании, в стенах Думы, но и темой "ожесточенной газетно-журнальной полемики, псевдонаучных изысканий и исторических экскурсов.

Его склоняли с церковных амвонов и в публичных лекциях, он вызвал к жизни массу проектов и записок".
О характере националистической пропаганды свидетельствует специально выпущенная объемистая книга под названием "Холмский вопрос".
Законопроект о выделении Холмщины из Царства Польского был подготовлен под непосредственным руководством П.Столыпина и внесен в Думу 19 мая 1909 года, но обсуждение его в Думе проходило уже после смерти премьера. 23 июня 1912 года законопроект был утвержден царем и стал законом.

Особое совещание было создано и для подготовки плана преобразования управления Туркестанским краем.
Его организация в 1907 году была поручена военному министру. Совещание работало в 1911-1912 годах и подготовило проект "Основных начал преобразования управления Туркестанским краем". Он был обсужден в Совете министров 20 ноября 1912 года и утвержден Николаем II 25 февраля 1913 года, после чего вступил в силу.

В этом же ряду находятся Особые совещания по мусульманским делам, работавшие в 1910 и 1914 годах при Министерстве внутренних дел.
Причем необходимо подчеркнуть, что "мусульманские дела" - это прежде всего широко развернувшееся в начале XX века культурно-национальное движение среди татар.

Обширные материалы, касающиеся подготовки и работы этих совещаний и отложившиеся в фондах Совета министров, различных департаментов Министерств внутренних дел и народного просвещения, весьма значимы для понимания места и роли национального вопроса во внутренней политике России начала XX столетия, особенно в период, когда П.Столыпин взялся "твердой рукой" наводить порядок в стране.

Эти материалы отчетливо показывают, что в арсенале великодержавно-националистической политики были не только антисемитизм или антифинляндские, антипольские законопроекты, но и "мусульманский вопрос", "панисламизм" и т.д., прямо направленные против татар.

Обоснование необходимости "всесторонне обсудить и сообразить все дела нашего культурного труда в Поволжье в Особом совещании" содержится в доверительном письме П.А.Столыпина обер-прокурору Синода С.М.Лукьянову от 19 сентября 1909 года.17 "Для народа христианского столкновение с мусульманским миром знаменует не религиозную борьбу, а борьбу государственную, культурную, - подчеркивает премьер. - Этим объясняется тот успех, который получила за последнее время панисламистская пропаганда, успех, который у нас в России имеет особо важное значение.
С 1905 года в среде татар Поволжья стало усиленно развиваться национальное оживление, получившее религиозную окраску и выразившееся и в устройстве мечетей в небольших деревнях, и в открытии школ, и в издании литературных произведений.
По татарским деревням стали разъезжать книгоноши - мужчины и женщины с газетами, книжками, листками и проч[им].
Повсеместно у татар возрос интерес к просвещению, стремление к сознательной жизни, к национальному самоопределению".

Казалось бы, просвещенный премьер-министр государства, считавший, что "усилия для поднятия экономического благосостояния населения... будут бесплодны, пока просвещение народных масс не будет поставлено на должную высоту", должен всецело поддержать этот интерес к просвещению.

Но нет. Его беспокоит, что "этим настроением татарского и вообще мусульманского населения широко воспользовалась та часть его духовенства и светских вожаков, которая принадлежит по своим воззрениям к так называемому прогрессивному направлению".

И следует вывод: "Очевидно, что при таком положении мусульманский вопрос в России не может не считаться грозным. Поэтому всякое активное проявление магометанства... заслуживает самого серьезного внимания, самой решительной борьбы со стороны правительства.
Возвращаясь к Поволжью и, в частности, к Казанскому краю, я не могу не отметить, что к этой местности, местности с инородческим населением, колеблющимся, как сказано, между русско-православным и татарско-мусульманским влиянием, должны быть направлены серьезные усилия к пресечению национально-татарского движения».

Цели межведомственного совещания, действовавшего при Министерстве внутренних дел с активным участием представителей Синода и Министерства просвещения с 12 по 29 января 1910 года, ясно видны уже из его названия - "Особое совещание по выработке мер для противодействия татарско-мусульманскому влиянию в Поволжском крае".

Думается, что протоколы заседаний этого совещания, предлагаемые читателю, весьма интересны и позволят ему самому сделать выводы о путях выработки линии правительства относительно национальных проблем в их конкретном преломлении. Протоколы печатаются с сокращениями, не затрагивающими основного содержания.
В заключение следует подчеркнуть, что подготовленные членами совещания обширные рекомендации должны были стать основой для разработки новых законов в отношении татар.

Из протоколов заседаний Особого совещания по выработке мер для противодействия татарско-мусульманскому влиянию в Поволжском крае 1910 году

Заседание 12 января 1910 года

«…Коли правительство объявит, что обучение в мусульманских школах общеобразовательным предметам представляется явлением противогосударственным, то обучающие им будут государственными преступниками, с которыми, как с отдельными лицами, правительство может бороться.

Председатель предлагает совещанию следующую формулировку:

1). Конфессиональное образование, производимое на материнском языке, должно быть отделено от общего образования, и в конфессиональной мусульманской школе должны преподаваться исключительно предметы, относящиеся к изучению вероучения, причем изучение других предметов недопустимо, и даже нежелательно устройство русских классов.

2).Между конфессиональным и общим образованием должна быть поставлена резкая грань, и выработана, при содействии самих мусульман, программа чисто конфессиональной школы.

3).Конфессиональное образование является достоянием самого населения и должно быть всецело предоставлено ведению духовенства с правом регистрации и надзора со стороны правительственной власти.

С.И.Анцыферов примкнул к означенной формулировке, объяснив, что изъятие русского языка из программы конфессиональной школы необходимо для большей определительности понятия недопущения в них вообще общеобразовательных предметов, а также и того обстоятельства, что требование об открытии при мектебах русских классов вызывало тайное учреждение мектеб[ов]. [...]


Он отметил, что Министерство народного просвещения, считая мектебы школами конфессиональными, относится отрицательно к ходатайствам о выдаче из средств земства денежной помощи на открытие татарских школ.
При этом всегда возникает возражение, что мектебы - школы общегосударственные, так как в них преподается русский язык. [...]

И.М.Платоников предложил сообщить губернаторам о желательности приостановления постановлений земских собраний об ассигновании денежных средств на открытие магометанских школ. Означенное мнение принято всеми членами совещания.


Заседание 16 января 1910 года

[...] С.И.Анцыферов: "[...] В целях сохранения за мектебами исключительно конфессионального характера, русские классы при них не должны открываться, а существующие - быть закрыты. [...]
Закрытие русских классов приведет мусульман в общие училища, каковая задача никогда не будет достигнута, если не будут раз навсегда закрыты русские классы при мектебах. [...]

П.К.Камышанский заметил, что конфессиональное обучение должно быть резкой гранью отделено от общего образования, которое должно быть лишь государственным.
Из приведенных цифровых данных о количестве часов преподавания в Бубинском медресе, отведенных на богословские предметы (33), общеобразовательные (53) и на языки (116), из коих на русский язык отведено 68 часов, П.К.Камышанский вывел заключение, что магометане сами признают необходимость изучения русского языка; отделение же 2/3 часов на общеобразовательные предметы указывает на стремление создать обособленную школу и сплотить мусульманское население.
Движение новометодистов идет не из населения, а прививается ему отдельными лицами, почему и необходимо воздействовать на этих агитаторов.
В данном школьном вопросе, по мнению П.К.Камышанского, как в вопросах финских и военных, государство не может поступиться своими прерогативами и должно ясно провозгласить принцип о принадлежности государству общеобразовательной школы и твердо и открыто его проводить, не смущаясь боязнью возбуждения инородцев. [...]"

Guest, 30.03.2013 в 14:46


Идеолог крайнего русского национализма, шовинизма Михаил Осипович Меньшиков писал так:

"Мало победить врага - нужно довести победу до конца, до полного исчезновения опасности, до претворения нерусских элементов в русские.
На тех окраинах, где это считается недостижимым, лучше совсем отказаться от враждебных "членов семьи", лучше разграничиться с ними начисто!…»
_________________________________________________

Значит, исходя из слов этого иделога империализма и шовинизма, "На тех окраинах, где это считается недостижимым, лучше совсем отказаться от враждебных "членов семьи", лучше разграничиться с ними начисто!…».
То есть, получается уже тогда этот идеолог понимал, что есть такие "члены семьи" (татары, конечно), с которыми лучше разграничиться совсем, т.е. договориться с ними об отделении!
Значит он осознавал, что татары настолько самостоятельны, независимы, горды и самодостаточны, что управлять Россия ими никогда не сможет, что это не реально.
Получается, что этот идеолог империализма был реалистом по отношению к татарам, и вообще в вопросе взаимоотношений с татарским народом.
Не все народы ведь ручные, не все подвергаются дресировке и управлению.
И это вполне понятно, ведь татары имеют богатый опыт государственного строительства, имели свои богатые и успешные государства, и мирно жили со всеми народами и соседними государствами.
У нас, слава Богу, очень мудрый и миролюбивый народ, который может построить хорошие взаимоотношения с любым народом!