Роза
Так много сделала, так емко и многогранно проявила себя личность, философ и поэт высшей пробы Розалика Гумеровна Шагеева. И говорить о ней трудно и легко. Высокопрофессиональна. В высшей степени пассионарна. Этнограф, научный деятель и особого чутья, тонкости, особого, неповторимого языка поэт. И именно эти многогранность, окрыленность, поэтический вкус, посыл и подход к слову раскрыли в ней замечательного искусствоведа. И само по себе редкое сочетание искусствоведа и поэта дало ожидаемый и блестящий результат: адекватно тонкое, точное, поэтически емкое, образное решение образа художника и его творчества – так в течение жизни рождались отклики на творчество конкретных художников, на целые явления, пласты татарского искусства.
Интерпретация творческого мира каждого из художников подаются в ее статьях, выступлениях, искусствоведческих эссе с присущей ей особой живописностью слова и так обогащающей ее исследования ассоциативностью, пронизывающую всю ткань ее текстов. Примеров так много! По сути, вся творческая, художественная жизнь Татарстана охвачена, отмечена, охарактеризована ею. Практически нет личности в нашем изобразительном искусстве, о ком не было бы отзыва, эссе или фундаментального, но обязательно философски-поэтичного исследования Шагеевой. Ею написаны сотни статей. Издано одиннадцать фундаментальных альбомов о художниках. Назовем основные: «Софья Даниловна Кузьминых. Кожаная мозаика» 1992 г.; «Василий Магиков» Москва, СХ, 1987; «Вдохновленный Тукаем» (графика и живопись Файзрахмана Аминова. 2011 г.); «Хамит Латиф. Вселенский лад». 2006 г.; «Кадим Замитов». 1992 г.; «Владимир Попов, Искра Вавилона». Каталог. 2003 г.; «Любовь Сперанская» Каталог. 2000 г.; «Страна Шурале» Посвящается 127-летию Г. Тукая; Асхан Фасхутдинов; Абрек Абзгильдин; Баки Урманче; Рада Нигматуллина…
Пробуя создать творческий портрет теперь уже самой Розалины Шагеевой, понимаем, что это и трудно, но и легко! Может быть, потому, что мы сами – художники, да к тому же дочери удивительного и созвучного образу Шагеевой скульптора Рады Нигматуллиной. Личности особого творческого горения, особой поэзии в скульптуре, особенной любви и знания пластики образа, поэтичности в каждой детали, в каждом мазке! Мы живем в этом мощном поэтическом мире с детства, и мы четко научились отличать особую «обремененность» талантом. И в этом смысле нас поджидали два удивительных и прекрасных открытия. То, что так ценно в мамином творчестве, творчестве заслуженного художника России, лауреата госпремии им. Г. Тукая Рады Нигматуллиной, «пролилось» на нас в первую очередь и с первой же строчки прочитанных нами стихов Розалины Шагеевой. Это целый мир с забурлившим, заискрившимся тем самым дорогим, что может быть: любовью к жизни и ее чудесным живописным картинам, любовью к жизни и ее ежеминутным проживанием чего-то такого индивидуального и вместе с тем общего для многих – для всех! – художников слова. Кисти, пластика любой области творчества. С первого же прочитанного ее стихотворения-ощущения, стихотворения-состояния открылся мир глубоко индивидуальный и вместе с тем глубоко напитанный поэтическим гением Цветаевой, Бродского, неистово-фантазийной лирикой Г. Гейне. Возникают ассоциации и с музыкой Шуберта, и одновременно с особым духом восточной, иранской поэзии, ее «шелкового» пути… Итак, мы окунулись в творчество талантливого и высокопрофессионального поэта.
И нашим, повторяем, много созвучного поэзии скульптурного стиля и духа Рады Нигматуллиной, и своим собственным творческим поискам. И когда мы говорим о двух удивительных открытиях для нас Розалины Шагеевой, то вторым, не менее значимым для нас, оказалось ее слово о Тукае, о мамином Тукае. Ниже мы коснемся замечательных поэтическо-искусствоведческих и разноплановых художников Татарстана, «расцветивших» материю духовно-культурной жизни нашей республики, нашей нации. А вот удивительный пример сгустка, сотворчества талантливых личностей: Рады Нигматуллиной и Розалина Шагеевой – книга–альбом о более чем сорока скульптурных композициях, названный «С любовью к Тукаю», посвященный одной из ярких страниц творчества скульптура, ее многолетнему «сотворчеству» с поэзией Габдуллы Тукая. Вступительное слово министра культуры Татарстана А. Сибагатуллина определило их как «яркую совокупность образов поэта, удивительных по чистоте и непосредственности восприятия. В них в зримой одухотворенной форме представлены «запавшие в сердце» каждого почитателя таланта поэта его трагически прекрасное детство, отрочество, юность… передана «генетическая» родственная связь между поэтом и его народом».
Розалина Гумеровна Шагеева в этой удивительной по эмоциональной, творческой, пластической насыщенности сгустке-книге проявилась в полную силу своего таланта искусствоведа-поэта, поэта-искусствоведа. В этом смысле ее слово в этой книге, ее на едином дыхании, едином импульсе и, как всегда, архитектонично выстроенном эссе о Тукае, о Тукае Нигматуллиной, о духовном сотворчестве этих двух личностей, – само есть сотворчество, само есть поэзия. Это тот случай, когда взаимопроникновение скульптуры, поэзии, живописности языка и слова усиливают друг друга и дают особое, новое, сильное звучание, в данном случае, невиданного доселе скульптурного воплощения духа татарской науки, выраженного через поэтическое творчество Тукая. И хочется здесь привести отрывок из этой книги, еще раз напомнив о тонкой взаимосвязи гражданственности и поэтичности в данном случае поэта, искусствоведа, патриота своей науки Розалины Шагеевой: «цикл «С любовью Тукая»… – по-настоящему актуальное явление в искусстве Татарстана. Это сформировавшийся на наших глазах Музей поэзии, показывающий своеобразную душу нации, или «Парк Тукая», как мечтают скульпторы, где в эпоху безликого архитектурного дизайна, восковых ужасов и стерильных мультипликаций у нас наконец появились серьезная альтернатива и шанс за счет выплеска необыкновенного мифа образов Г. Тукая и его виртуозного воплощения в целомудренном материале создать свой духовный пантеон, живописный сад поэзии… И там восторжествует несомая народом в тысячелетиях полихромия, зазвучат неумирающие стихи народного поэта, разыграются омертвелые от долгого терпения и томления музыкальные пальцы гениального творения природы – гения места Шурале. И вернется народу волшебная сказка…»
Нам кажется, нельзя сказать лучше, тоньше, гражданственнее.
Возвращаясь к гражданственности образа Р.Г. Шагеевой в лучшем значении этого слова, хотелось бы немного подробнее коснуться всей ее многогранной и взаимообогащаемой деятельности, напрямую связанной с искусствоведением. Итак, Розалина Гумеровна Шагеева, глубокий знаток национального наследия и последовательный интерпретатор современного искусства, художественный критик, музеолог, прошла неординарный творческий путь. Многолетняя ее деятельность в деле ее исследования и комплектования духовных ценностей народов Татарстана (1969 – 1991 гг.) вылилась в годы формирования Музея изобразительных искусств, в создание (совместно с археологом А. Халиковым, искусствоведом Ф. Валеевым, Г. Могильниковой, В. Цой) научной экспозиции изобразительного искусства Татарстана. Одновременно она явилась инициатором проведения десятков монографических и тематических выставок, способствовавших обогащению собрания и накоплению научных знаний о татарской культуре XX века.
К числу ее достижения надо отнести невозможное по тем временам собирательство работ представителей казанского авангарда, а также уникальной коллекции древних шамаилей. Огромная научно-исследовательская работа проводилась Шагевой по обеспечению зональных, всероссийских, декадных выставок, к каталогам которых написано сотни статей, буклетов и передач. Как уже говорилось выше, ею сделаны серьезные публикации в научных сборниках ИЯЛИ АН ФТ, Музея ИЗО СХ РТ, в том числе статьи к каталогам «Большая Волга», «Б. Урманче» «К. Зомит», «Л. Сперанская», «В. Маликов», «В. Акимов», «Ш. Нигматуллин», «Каюмы кун», монография «Л. Фаттахов», а также статьи о творчестве В. Попова, В. Скобеева, А. Абзгильдина, И. Зарипова, Т. Хазиахметова, А. Ильясовой, а также к декадным выставкам в Москве, Ленинграде, Чувашии и Каракалпакии. Итоговый труд этих двух десятилетий – капитальный альбом «Декоративно-прикладное искусство казанских татар», выпущенный в 1991 г. в ГДР совместно с искусствоведом Г. Сулеймановой-Валеевой.
С 1991 г. Р. Шагеева – идеолог и фактический руководитель строящегося Музея национальной культуры, участник международных симпозиумов и конференций. За короткий срок НКЦ «Казань» превратился в настоящий форум деятелей татарской культуры России и Зарубежья, здесь проводились и проводятся десятки фундаментальных историко-культурных и персональных выставок-вернисажей: «Древняя Казань», «Ислам и духовная культура татарского народа», «Казани 1000 лет» (в Париже в рамках ЮНЕСКО), «Ислам в Поволжье» (в Казани и Италии) и другие. В 2002 г. выходит альбом-монография «Ахсан Фатхутдинов» по современному искусству (вступительная статья, изд. «Рухият», печатался в Финляндии). В 2005 г. – посвященный 1000-летию столицы плюс альбом о творчестве исторического живописца Фирината Халикова (издательство «Заман»). Вот краткая выдержка из этого замечательного искусствоведческого исследования Шагеевой: «Жители Флоренции при виде живого Данте: «Боже мой, он был в аду!». Это было после создания «Божественной комедии», где он показал свои знаменитые круги ада и описал их так ярко и сильно, что у людей создавалось впечатление подлинности изображаемого. История культуры знает много примеров, когда творчески заряженные люди, рассекая границы обыденного, устремлялись в неизведанное: «спускались в преисподнюю», на дно океана, «в рай», «в ад» и возвращали человечеству целые пласты культуры эпохи и цивилизации.
Про художника Фирината Халикова можно сказать, что он совершил символическое погружение в вечность. Спустившись в закрытую обманчивыми слоями последующих столетий ханскую Казань, он вынес из обуглившихся обломков прошлого ее портрет… и показал древнюю Казань с момента возникновения до расцвета – эпохи ханства XVI века (панно «Светозарная Казань»)… Получилось так, что воссозданный им виртуальный город пробудил интерес у зрителей к нынешнему, воспитывая жажду жить в нем, украшая и оберегая его лик от грубого вымысла и забвенья… Подобную миссию в искусстве Татарстана не выполнял еще ни один художник».
Вот отрывок из статьи альбома об Абреке Абзгильдине. Это «Мифистории», с них начинается эта статья-исследование, и речь идет о символической картине «Посвящение Габдулле Тукаю, Баки Урманче, Салиху Сайдашеву»: «Светозарная столица представлена на переломе эпох, перекрестке времен, цивилизаций. На большом прямоугольном формате холста перед зрителем разворачивается динамичное зрелище фантастического города: внизу… декоративным поясом из узнаваемых фрагментов следует вся зримая театрализованная архитектоника празднества Сабантуя, с кульминацией – состязания батыров. Это можно сказать, генетический фундамент духовной культуры Казани.
Второй слой – Казань «золотого века» татарской культуры с ее университетами, мечетями, храмами, базарами, конками и трамваями, среди которых непринужденно катящаяся голова «Кисекбаша в экзотическом жабо эпохи Шекспира». В альбоме подробно разбираются самые известные произведения А. Абзгильдина, и среди них «Сон Тукая» (1980 г.), «Тукай и Шурале» (как Фауст и Мефистофель) (1980 г.), «Поэт Дэрдменд» (1996 г.), «Рождение поэта» (рождение Магомеда) (1997 г.) и т.д.
И опять Шурале. В статье-альбоме-монографии «О творчестве Ахсана Фатхутдинова» так и формируется основная идея: Шурале в человекоподобном виде, как воплощение конструктивного разума. Адаптация к природе, выживаемость человека, ему 1000 лет – феноменальный возраст! На его модели Ахсан Фатхутдинов как бы строит человеческое существование, его будущность, его назначение – бессмертие! Сущность его крепка. И весь цикл произведения начат с образа Шурале. Название «Духи-хранители. Хозяева» От Шурале пантеон духов расширен до хозяев земли, неба, дорог… Подробно разбираются в особом шагеевском поэтическом ключе такие произведения А. Фатхутдинова, как «Стихи Тукая» (1976 г.), «Отрочество. Внуки Тукая». «А потом переход к Шурале, человекоподобному: «Шурале с гармонью» (1977 г.), «Шурале у порога» (1982 г.), «Мой Шурале» (1984 г.), «Летит Шурале» (1996 г.).
И в творчестве Баки Идрисовича Урманче (каталог 1987 г.) – свой Шурале! «Более ста графических листов посвятил Урманче поэме «Шурале»… Новым этапом в освоении поэтического наследия Тукая представляется серия акварелей художника, выполненная в конце 1970-х годов в технике китайской туши. Здесь рука об руку шли два процесса: шлифовка техники акварели и отказ от описательности, иллюстративности, стремление к максимальной выразительности поэтического материала… В поисках образной системы, наиболее ограниченной для воплощения уникального героя народной фантазии, он обращается к китайской живописи го-хуа – «живописи птиц, цветов и трав». Созерцательность, утонченная хрупкость этой техники, ее изящная графичность, идущая от туши, и колористическое богатство, создаваемое акварелью, кажется, как нельзя более подходят для отображения ирреального, фантастического образа героя».
Можно бесконечно цитировать Шагееву-искусствоведа, мыслителя, иногда сотворца произведений татарских художников, сотворца и опять поэта, глубоко эрудированного и вместе с тем непосредственно увлекающегося сюжетами, их травкой, внутренней логикой художника, ее духовным и художническим прозрением.
И подчеркнем еще раз: Розалина Шагеева – одна из тех, кто вернул Казани ее прошлое и «утерянные сокровища». И научные музейные реконструкции, и увлекательные статьи искусствоведа, и научные версии по выдающимся раритетам и шедеврам искусства имеют непреходящую ценность. Глубоко эрудированный специалист, мастер завораживающих устных выступлений и оратор, руководитель мобильного творческого коллектива и идеолог художников, среди которых десятки народных художников России и лауреатов России и лауреатов госпремии Г. Тукая, Розалина Шагеева создала особый микроклимат вокруг современного татарского изобразительного искусства, способствуя его мировому признанию. Она пользуется заслуженным уважением среди художников и музееведов Татарстана, Башкортостана, Узбекистана, Москвы, Екатеринбурга, С.-Петербурга, Ирака и Турции, которые видят в ней традиционную для России личность поборника и защитника культуры. Об авторитете и популярности Шагеевой в широких слоях народа и интеллигенции свидетельствуют статьи и документальные фильмы о ней. Вклад ее в многонациональное искусство народов России заслуживает безусловного внимания и высокой оценки.
И мы, художники, скульпторы, считаем за честь представить Розалину Гумеровну Шагееву как искусствоведа и многогранную пассионарную личность, и с удовольствием рекомендуем на почетное звание лауреата Государственной премии имени Г. Тукая.
Изабелла Викторовна РОГОЖИНА,
Марина Викторовна НИГМАТУЛЛИНА,
скульпторы, живописцы, графики,
члены С/х России и Татарстана,
лауреаты Госпремии им.Г. Тукая за 2007 год.
P.S. К нашим словам искренне присоединяется наша мама, скульптор, заслуженный деятель искусств РТ, народный художник РТ, заслуженный художник России, лауреат госпремии имени Г. Тукая (2007 г.) Рада Хусаиновна Нигматуллина.
Розалика Гумеровна одна из претинденток на Тукаевскую премию. Она достойный человек. Но по моему убеждению премия должна быть присуждена Гульзаде Сафиуллиной - то же претиндентке, певице, общественному деятелю, подвижнице,воспитательнице детей в национальных традициях. Это мое личное мнение. О ней - Google
Розалика Гумеровна - татарская интеллигентка высшей пробы.
А по мне, все эти розы, розалики, рады и прочие чужеименные интеллигеты из бывших татар, для себя я их называю "опущенными татарами", к татарам отношения никакого уже не имеют. Как "опущенный" утратил свое половое естество, так и "опущенный татарин" утратил свое этническое и духовное естество. Нормальный человек старается всеми силами старается сохранить свою природу, отказывается от нее только ненормальный, с дефективной психикой или даже с пониженным IQ.
Муса. Прежде чем такое писать о человеке, убедись что ты прав изучив его.
Сегодня на открытии выставки в НКЦ слышала, как она рассказывает о картинах. Розалина Гумеровна очень редкий, удивительный человек! Как выразительно и поэтично Она может раскрыть содержание и идейный смысл картины. Очень грамотная, харизматичная женщина.
ОТВЕТ НЕКОЕМУ МУСЕ -УВАЖАЕМЫЙ-А ПОЧЕМУ ВЫ ТАК НЕХОРОШО ОТЗЫВАЕТЕСЬ О РОЗАЛИНЕ? ВЫ ЗНАКОМЫ?НАСКОЛЬКО Я ЗНАКОМА С ЕЁ РАБОТОЙ, ОНА-ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ПОЭТ И ПЕРЕВОДЧИК ПОЭЗИИ!ИЛИ ВАМ НЕ НРАВИТСЯ,ЧТО ЖЕНЩИНА УВАЖАЕМА И ИЗВЕСТНА В КРУГАХ РАБОТНИКОВ ИСКУССТВОЧЕМУ ОНА-ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ПОЭТ И ПЕРЕВОДЧИК ПОЭЗИИ С ФАРСИ,ТАТАРСКОГО-НА РУССКИЙ И НАОБОРОТ! МНОГО СИЛ ПОЛОЖИЛА НА СОЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЭКСПОЗИЦИИ ТАТАРСКИХ ХУДОЖНИКОВ В МУЗЕЕ КРЕМЛЯ!ИЛИ ВЫ С НЕЮ НЕЗНАКОМЫ,НО АПРИОРИ СЧИТАЕТЕ ЖЕНЩИНУ НЕДОСТОЙНОЙ РАБОТЫ В ЭТИХ СФЕРАХ,И ТОГДА ВЫ-ОБЫКНОВЕННЫЙ ОТСТАЛЫЙ РЕТРОГРАД,ИЛИ ВЫ -ПРОСТО ЗАВИДУЕТЕ РОЗАЛИНЕ!
НЕ МОГУ УСПОКОИТЬСЯ-ТАК ВЫ-МУСА-МЕНЯ "ДОСТАЛИ"! И ХОЧУ СПРОСИТЬ-А ВЫ ТО ЗНАЕТЕ,КАК РОЗАЛИНА- И РУССКИЙ И ТАТАРСКИЙ В СОВЕРШЕНСТВЕ И ТУРЕЦКИЙ И ФАРСИ И АРАБСКИЙ-КАК РОЗАЛИНА? И В 70 ЛЕТ ПРОДОЛЖАЕТЕ РАБОТАТЬ НА БЛАГО РОДИНЕ,ИЛИ ВЫ-МОСЬКА ИЗ БАСНИ КРЫЛОВА И ЛАЕТЕ ИЗ ПОД ЗАБОРА,ЧТОБЫ НАГАДИТЬ В ДУШУ ПОЧИТАТЕЛЯМ ТАЛАНТА -РЕДКОГО ДЛЯ ЖЕНЩИНЫ ПРИЧЁМ!-РОЗАЛИНЫ ШАГЕЕВОЙ?!!!