Россия, соблазн альянса с исламизмом
Александр Адлер: Последствия вывода западных войск из Афганистана мы уже наблюдали на примере ухода Советской армии: анархия и подъем вооруженного исламизма.
Владимир Федоровский: Принцип домино – возвращение талибов и дестабилизация Пакистана – может представлять прямую угрозу для России, так как может распространиться по всей Средней Азии. Тем более что власть в этой зоне, прежде всего в Узбекистане, принадлежит престарелым лидерам, а половина молодежи сидит без работы. Симпатии к исламизму проявляются все отчетливее.
Таким образом, нельзя исключать целую серию прорывов исламизма от Средней Азии до Кавказа, где ситуация в Чечне и так уже создает большие трудности для России. Все это может повлечь за собой настоящий хаос.
Толчок всему могут дать американо-израильские удары по Ирану – при том, что Россия в случае образования крупной антизападной коалиции, как обычно, попытается создать помехи для Запада, который в очередной раз допустит старую ошибку и попытается использовать исламистов против Москвы. Каждая из сторон постарается действовать подобным образом, причем результаты будут совершенно контрпродуктивны как для одних, так и для других. Альтернативой может стать альянс Запада и России перед лицом подъема исламизма, который предложил Путин Бушу после 11 сентября 2001 года – «мы все в одной лодке». Тем не менее, предложение так и осталось без ответа.
– Можно ли ожидать изменения его позиции?
– Его главная задача заключается в том, чтобы Россия вернула свое место на международной арене и вела сотрудничество с Западом, в том числе – в форме чего-то вроде бартера нефти и газа на технологии.
С этой точки зрения Германия сегодня занимает выгодную позицию.
Эта логика преобладала с момента прихода Путина к власти до недавнего времени, однако с тех пор Путин стал гораздо жестче. Сегодня он рассуждает следующим образом: мы старались принимать во внимание западные интересы, заключать соглашения по наркотикам в Афганистане и стремились к сохранению равновесия. А в результате – с нами все равно не считаются, и система ПРО никуда не делась, поэтому мы можем считать стратегический альянс с Западом контрпродуктивным.
Таков главный постулат..
Александр АДЛЕР,
сотрудник
Le Figaro и Europe 1.
Владимир ФЕДОРОВСКИЙ,
самый широко издаваемый
во Франции российский писатель.
(«Atlantico», Франция.)