Полпред (ч.5)
Истоки булгаризма
Во время одной из русско-турецких кампаний Петр I со своей армией был окружен у реки Прут османским войском, полностью состоявшим из крымско-татарских подразделений. Петру I грозил плен, но спас огромный выкуп. После переговоров с русскими Мехмед-паша выпустил Петра I со свитой из окружения. Сторонниками был подписан соответствующий договор о временном перемирии.
В эти времена Петр I уже призывал в регулярную армию урало-поволжских татар. Участие в составе русской армии татарских воинов в сражениях против татарских войск Османской империи противоречило логике военной пропаганды, и поэтому встал вопрос возможного пересмотра этнического названия российских татар. (По этой же причине татарская конница в русской армии в 1798 – 1861 гг. была официально названа башкиро-мишарским казачеством.)
Досконально изучив эту проблему, Петр I в 1722 году приехал в Булгар, дал указание казанскому губернатору, чтоб начали восстановление древних памятников. В то же время он поручил применять к носителям этнонима «татар» самые суровые притеснения. Но в Булгарском городище памятников булгарского периода не было. Поэтому стали восстанавливать и реставрировать здания, сооружения и надмогильные камни татарского золотоордынского периода XIII - XIV веков, приписывая их к булгарам. По заданию царя с этими «булгарскими» памятниками начинают проводить соответствующую работу ученые-историки из С.-Петербурга. С этого периода (XVIII в.) зародилась теория о происхождении волжско-камских татар от булгар. Даже разработчик первой цельной истории татарского народа в XIX веке Ш. Марджани, будучи действительным членом научного сообщества Казанского императорского университета, вынужден был учитывать эту официальную концепцию.
Но булгаризм как фактор идентификации не укрепился среди татар. Даже в начале XX века, когда революционные события дали право на самоопределение, о булгарском варианте никто и не вспомнил. Рассматривались варианты создания Всероссийской национально-культурной автономии мусульман Европейской части и Сибири, штата «Идель-Урал», «Татаро-Башкирской Республики», которые закончились созданием отдельных республик: Башкортостан в 1918 году и Татарстан в 1920 году.
Почти забытая теория булгаризма получила очередной политический импульс из центра только во время Великой Отечественной войны Постановлением ЦК ВКП(б) от 09.08.1944 г., наверное, опять в связи с крымскими татарами - на этот раз в связи их депортацией. (Официальная версия принятия постановления - издание дастана «Идегей» о Золотой Орде.)
Булгарское городище для современного татарского народа постепенно становится памятником архитектуры золотоордынского периода и священным местом российского традиционного ислама.
Н.М. МИРИХАНОВ,
август 2005 г.
Байки от полпреда
Многие уже знают, что полпред Республики Татарстан в РФ Назиф Мириханов неплохо выступает с речами на любые темы, может написать глубокомысленную, чаще острую, статейку, но, мало кто знает его как интересного рассказчика, потому что в мероприятиях с участием высоких гостей и в шумных компаниях он больше слушает. Я тоже люблю его слушать, как пресс-секретарь полпредства.
Вот некоторые байки, основанные на реальных событиях, от Назифа Мириханова.
Президенты
В годы, когда Б.Н. Ельцин работал на даче с документами, М.Ш. Шаймиев побыл у него, подписал кучу документов и поехал в Кремль к А.С.Волошину - руководителю администрации президента РФ, чтобы дать ход подписанным письмам. После основной работы я вышел в приемную, оставив руководителей для разговора тет-а-тет. За это время дверь несколько раз открывал сухощавый, небольшого роста, светленький молодой человек и спрашивал: «Не освободился ли еще Волошин?». Потом он решил подождать, присел рядом со мной к журнальному столику. Пообщались о погоде в Казани, о передаче, которая шла в этот момент по телевизору, о том о сем. Вышел Минтимер Шарипович, мы оба встали. В коридоре Шаймиев между прочим спросил, кто со мной был рядом. Я сказал, что новый заместитель Волошина, назвал фамилию. Минтимер Шарипович молча принял эту, малозначащую тогда, информацию, и мы зашагали к выходу. Так состоялась первая мимолетная встреча президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева с будущим президентом Российской Федерации В.В. Путиным.
Он сам такой
В первые годы работы полпредом в близких к президенту Республики Татарстан кругах я иногда подвергался критике как националист. В один из таких моментов Минтимер Шарипович пошутил: «Да не националист он, он сам такой». Так я остался самим собой не только среди своих, но и в общении с федералами.
Пушкин
Ехали мы как-то с Минтимером Шариповичем в машине по Москве в сторону Кремля. Президент неожиданно спросил:
- Александра Сергеевича знаешь?
- Пушкин, - тут же автоматически выпалил я по давней школьной привычке и зная обычную многогранность вопросов Шаймиева. Заметив, что мой ответ не в точку, быстро поправился:
- Абрамов.
Реакция президента была адекватной создавшейся ситуации:
- К первому у меня вопросов нет. А со вторым - соедини...
Клинтон
Работа полпреда считается отчасти дипломатической, которая требует знания английского языка. А у меня немецкий в советском формате: школа, вуз. Это несоответствие мне ни разу не помешало, кроме одного случая.
Когда на приеме в Кремле в честь юбилея президента РФ в отставке Б.Н. Ельцина мы ходили среди многочисленных гостей, М.Ш. Шаймиев, заметив бывшего президента США Билла Клинтона, захотел с ним пообщаться и спросил насчет моего английского.
Я дал отрицательный ответ, Минтимер Шарипович расстроился. Так я единственный раз подвел своего президента.
Псевдоним
Со временем сотрудники Федеральной службы охраны в Московском Кремле начали узнавать меня в лицо и, не утруждая себя произношением моей фамилии, по внутренней связи начали докладывать друг другу: «Шаймиевский прибыл», «Шаймиевский прошел», «Шаймиевский к вам пошел» и т.п. Так я получил почетный для себя псевдоним - Шаймиевский. Изредка при обращении ко мне этим псевдонимом пользовались и высокопоставленные лица.
Рафис ИЗМАЙЛОВ.
(Газета «Татарские края»,
Казань, №11, март, 2005 г.
По случаю 70-летия М.Ш. Шаймиева
повторно опубликованы в газете
«Республика Татарстан», 20.01.2007 г.)
Предложения по развитию отношений между Республиками Татарстан и Башкортостан
(в порядке подготовки соответствующей конференции при поддержке академика РАН и АН РТ, бывшего президента АН Башкортостана Р.И. Нигматуллина)
Современные татары и башкиры, как и некоторые тюркские народы Российской Федерации, являются производными от одного исторического тюркского (тюрко-татарского) золотоордынского суперэтноса.
Башкиры, как самые близкие родственники современных татар, сохранили элементы кочевой культуры, а татары сегодня представляют в основном оседлую жизнь. Только в симбиозе этих двух начал в культуре и двух диалектов в языке сила наших народов. Без башкир у современных татар не может быть полноценной истории и культурного наследия, а без татар башкирам будет трудно идентифицировать себя в прошлом, настоящем и будущем. Взаимодействие на современном этапе должно быть построено на основе принципа: «Две республики - один народ, один народ - две ветви».
Исходя из этого предлагается:
1. Не политизировать, а по возможности минимизировать конфликтные выступления друг против друга татарских и башкирских националистов в Башкортостане и Татарстане.
Основной проблемой наших народов является не взаимная башкиризация и татаризация, а общая тенденция потери родных национальных языков. Только объединив усилия, как самые близкие родственные тюркские народы, мы сможем противостоять процессу ассимиляции, исчезновению.
2. По возможности в отчетность и лексику ввести понятие «татарский и башкирский народ». Например, татар и башкир в Российской Федерации 6,8 млн. чел., в т.ч. татар 5,5 млн. чел., башкир 1,3 млн. чел.
3. Сохранить и развивать общее достояние двух народов в культуре, гуманитарной сфере: татаро-башкирские песни и пляски, татаро-башкирскую литературу, татаро-башкирский сабантуй, татаро-башкирскую борьбу и др. Не допускать их разделения на татарскую и башкирскую - такой подход приведет только к ослаблению обоих народов.
4. Ученым двух республик приступить к работе по сближению и унификации существующих алфавитов татарской и башкирской письменности с целью создания единого алфавита.
5. В учебники татарского языка включить сведения о башкирском языке, а в учебники башкирского - о татарском языке, как о ближайших родственных тюркских языках.
Рассмотреть возможность открытия татаро-башкирских и башкиро-татарских учебных заведений.
6. Ученым двух республик вести постоянные консультации по разработке ассоциированной (взаимоувязанной) концепции истории татарского и башкирского народов.
7. Активизировать обмен опытом и совместную работу в республиках в области реализации национальной политики и законов о языках.
8. Вести согласованные взаимоотношения с соседними регионами Российской Федерации, а также с Республикой Казахстан в рамках подписанных международных договоров РФ.
9. Принимать совместное участие в научно-исследовательских разработках российской науки в области этнологии и истории, разработке стратегических документов федеральными структурами по развитию федерализма в России и формировании Евразийского союза.
Предлагаемая тематика выступлений:
1. Глобализация и этносы. Консолидация родственных народов - естественная реакция на процесс глобализации.
2. Усиление межрегионального экономического сотрудничества - мировая тенденция.
3. Два народа - одна культура. Две республики - один народ.
4. Сотрудничество в сфере образования: общие учебные заведения, общий алфавит.
5. Разработка общей исторической концепции.
6. Сотрудничество между Всемирным конгрессом татар и Всемирным курултаем башкир, Федеральной национально-культурной автономией татар и Федеральной национально-культурной автономией башкир.
7. Объединение татарских и башкирских национально-культурных автономий и других общественных организаций в регионах Российской Федерации и за рубежом.
Н.М. МИРИХАНОВ,
март 2009 года.
На снимке: Назиф Мириханов.