Памятник Герцену
В этом году Россия отмечает или скорее должна была бы отмечать 200-летие со дня рождения Александра Герцена. Эта юбилейная годовщина проходит тихо и практически незаметно. Удивляться здесь нечему: Герцен – это «западник», приверженец введения в царской империи либеральных порядков по образцу западных. Именно он издававшимся в Лондоне журналом «Колокол» будил подданных на бунт против царя.
Сейчас об этом вспоминать не любят. Даже декабристы, которые в 1825 году попытались поднять вооруженное восстание против самодержавия, не являются для соотечественников однозначными героями. О россиянах, которые засматриваются на западные образцы, здесь, вторя президенту Путину, говорят, что они «шакалят у иностранных посольств», кормящих их за подрыв государственных фундаментов.
О том, как воспринимают Герцена поляки, говорил в своем докладе главный редактор Gazeta Wyborcza Адам Михник. Для российского философа судьба польского народа, стремящегося к свободе, но остававшегося под управлением царей, была позором России и ее огромной моральной проблемой. Без свободных поляков, как твердил он, не будет и свободных русских.
Когда в 1863 году вспыхнуло Январское восстание, в среде российской интеллигенции, читающей и слушающей Герцена, усилились антипольские настроения и патриотическая решимость. Однако лондонский эмигрант твердо стоял на стороне польских повстанцев и призывал российских офицеров и солдат переходить на сторону поляков. А тех, кто это сделал, он воспевал, как великих героев.
Традиционный читатель отвернулся от «Колокола», тираж издания уменьшился наполовину. Но Герцен своей позиции не изменил.
("Gazeta Wyborcza", Польша.)
В очередной раз убеждаюсь в слабости сегодняшного русского народа... И так же быстро готовы встать на колени, только чтобы их за их проступки не наказывали. Говорю не про всех! Есть и адекватные личности, но сегодня это исчезающая роскошь. Стадо овец со всесильными пастухами. Но имперские замашки, когда-то очень давно-давно исторически обоснованные в этих пропитых умишках толкают их на пьяную браваду, ура-патриотизм и прочую ху..ню. Живут в говне и этим гордятся. Смотришь и начинаешь испытывать гордость, что ты не такой как они.