27 ноября 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество "Орда" и ее "корни"
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

"Орда" и ее "корни"

7 июля 2013 года
"Орда" и ее "корни"

     В день России 12 июня 2013 г. по Первому каналу, а это главный телевизионный официоз государства, транслирующий точку зрения руководства страны на те или иные события, показали фильм «Орда», на мой взгляд, самую агрессивную антитатарскую, антимусульманскую поделку последних десятилетий в нашей стране. Не буду пересказывать сюжет, многие его смотрели не только на телеэкране, есть он и в Интернете. Хотя до этого мне казалась излишней кампания, поднятая вокруг «Орды», в том числе и на страницах «Звезды Поволжья», но после просмотра фильма вынужден изменить точку зрения и тоже высказать свое мнение. Речь пойдет не о художественных достоинствах, их крайне мало. В целом, это довольно примитивная поделка в духе «вестерна» по мотивам средневековья. Главный его недостаток – историческая недостоверность. Поездку митрополита Алексия в столицу Золотой Орды для лечения жены хана, которая действительно «имела место быть», превратили в какой-то комикс. Действующие лица: карикатурно уродливые, кровожадные, вероломные, неблагодарные варвары-ордынцы и антиподы их – благородные русичи. Что же касается показа ужасающих условий, в которых содержались, изнемогая от голода, побоев и непосильного труда, русские пленники, в том числе главный герой – митрополит и целитель Алексий, то увиденное очень напоминает фашистские концлагеря, включая языки пламени, вырывающиеся из печей, на фоне которых и происходит большая часть страданий. Не хватает только зловещих надписей, которые висели у входа в эти концлагеря: «Йедем дас зайне» («Каждому свое»), или «Арбайт махт фрай» («Труд делает свободным») на «ордынском» языке. Кончается фильм в традициях Голливуда – «хэппи эндом». И у «нехристей», оказывается, хотя и крайне редко, просыпается совесть и чувство благодарности, и главный герой, умудренный опытом, но отягощенный болезнями, приобретенными в результате бесчеловечного обращения с ним ордынцев, верхом на коне отправляется домой.  
      Полагаю, что в истории взаимоотношений правителей Золотой Орды и русских княжеств, а в более широком смысле – татар и русских, много чего и самого разного бывало. В Золотой Орде шла постоянная беспощадная борьба за власть, один из эпизодов которой показан в фильме. Впрочем, и на самой Руси правители тоже не щадили друг друга, вспомним, к примеру трагедии Бориса и Глеба, Василия Темного, судьбы сотен князей и бояр, членов их семейств, «под корень» уничтоженных Иваном Грозным. Последнее вызывало восхищение у И.В. Сталина. Наверное, лучше и правдивее всех написал об этих временах выдающийся советский историк-энциклопедист В.В. Похлебкин в книге «Татары и Русь», которую советую прочитать всем.
      Автор сценария «Орды» явно с ней не знаком, а возможно, просто проигнорировал. А ему полезно было бы прочитать, что в 1261 г. в столице Орды учреждается православная епархия во главе с архиереем Сарайским, а главный православный храм разрешили воздвигнуть «прямо напротив ханской ставки». Епархия благополучно просуществовала до конца ХV века, один из ее архиереев даже выступал на Вселенском соборе. После развала Орды, как пишет В.В. Похлебкин, «весь персонал сарайской епархии был сохранен и переведен в Москву, в Крутицкий монастырь, сарайские архиереи получили титул митрополитов Сарских и Подонских, а затем Коломенских и Крутицких, т.е. формально были уравнены в ранге с митрополитами Московскими и всея Руси».
      Добавлю, что при одном из ханов был принят закон о том, что покушение на жизнь и здоровье православного священника считается тяжким преступлением против порядка управления, а виновный наказывается «злой смертью», то есть ему просто ломали хребет и оставляли умирать в этом состоянии. Конечно, случались и события, которые не следовало бы сейчас муссировать в «медиапространстве». Очевидно, именно поэтому в Татарстане пока нет даже попыток создать фильмы с показом сцен массовой «резни» и заваленных телами мирных жителей улиц Казани после ее взятия в 1552 г. и последовавшей затем «депортации» татар с берегов Волги и из окрестностей города.
      Об этом свидетельствуют именно русские источники, и придумывать тут «киношные» страсти, как это сделано в «Орде», не понадобилось бы. Или вспомним насильственное крещение татар, проходившее самым жестоким образом. Оно было прекращено только Екатериной Великой, посему и осталась она в памяти народной весьма положительной личностью. Даже улицу, названную по имени находившейся на ней церкви святой великомученицы Екатерины, татары связывали с императрицей, именуя ее «эби-патша урамы».
      Замечу, что понятие «Орда» давно уже внедряется в сознание россиян как символ агрессии и своеобразной «империи зла». Даже в замечательной главной песне Великой Отечественной войны есть строки о смертном бое, не только с «фашистской силой темною», но и «проклятою ордой». А потомки «ордынцев» сражались на фронтах, не подозревая, что борются и против орды. Но тут, очевидно, недосмотрел Иосиф Виссарионович, обычно весьма умело использовавший национальный фактор в политике. Хотя и он тоже не особенно жаловал татар. Ведь еще до революции, задолго до конфликта с М. Султан-Галиевым, К. Мухтаровым и Г. Мансуровым, он писал своему тогда еще другу и соратнику Л.Б. Каменеву, что в борьбе с политическими противниками надо следовать примеру былинного героя, «побивавшего татарина татарином». После революции он не единожды сетовал на то, что чересчур много татар находится в руководстве политическими организациями. Да и в постановлении ЦК ВКП(б) от 9 августа 1944 г. «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации», определившем на многие годы вперед вектор освещения прошлого татарского народа, говорилось о необходимости борьбы с идеализацией ханского прошлого. Так что корни «Орды» уходят довольно глубоко. Что же касается телевизионного показа фильма именно в День России, хочется думать, что это просто «недогляд» какого-то чиновника, а не демонстрация взгляда «верхов» государства и РПЦ на историческое прошлое народов России. В противном случае событие, произошедшее 12 июня, навело бы на весьма грустные размышления в духе некоторых политических прогнозов-предупреждений Р.Р. Ахметова. Ведь Универсиада в Казани, становящейся, по мнению многих, спортивной столицей России, – «на носу», а имя города «на слуху» во всем мире. Но кое-кого из «власть и деньги имущих» по каким-то причинам место ее проведения в столице Татарстана, очевидно, не устраивает. И, может быть, именно поэтому ретивые теленачальники побежали «впереди паровоза», не дожидаясь легитимной команды «фас». Надеюсь, что она и не прозвучит. Ведь желающих подпортить репутацию России накануне зимней Олимпиады в мире достаточно и без наших «ордаборцев». Конечно, все это не может не беспокоить руководство страны. Когда думаешь об этой истории с показом фильма именно в День России, вспоминается мудрая русская пословица о лицах, которым явно противопоказано совершать молитву ввиду опасности превращения ее в акт членовредительства. И последнее: с мыслями, изложенными в этой реплике, я познакомил своих друзей, не являющихся потомками «ордынцев», у кого-то из них корни уходят в Киевскую Русь, а у некоторых – аж в библейские времена. Все они со мной согласились. Один из них даже добавил, что не помешал бы и официальный запрос по этому поводу кого-либо из депутатов, представляющих Татарстан в Государственной думе. В нем может содержаться предложение проведения экспертизы на предмет выяснения того, не содержит ли фильм «Орда» элементы пропаганды национальной и религиозной, мягко скажем, нетерпимости. Полагаю, что эта проблема все же не менее актуальна, чем борьба с гей-активистами, которой Дума уделяет столь большое внимание. В качестве наиболее подходящей кандидатуры для такого «демарша» мой собеседник назвал даже имя депутата, активно пишущего на исторические темы, книги которого пользуются успехом.
 

Булат СУЛТАНБЕКОВ.


Комментарии (23)
Аналитик, 07.07.2013 в 14:45

Фильм "Орда" - не единственный пример фильма, оскорбляющего татарскую нацию. Тот факт, что на такие фильмы у российского государства есть средства, а на развитие татарского кинематографа нет, прекрасно характеризует российскую национальную политику. Так что российскую национальную политику можно охарактеризовать одним словом - культурный империализм.

Guest, 07.07.2013 в 15:36

Да нет, это бескультурный империализм. Если человек чувствует духовную основу своей родной культуры, он будет уважать и культуры других народов.Империализм основан на насилии, подавлении иных культур и всегда антикультурен. Настоящие русские интеллигенты всегда поддерживали борьбу за свободу других народов. Свободный человек всегда за свободу других народов, он против рабства. Вспомним лозунги польских восстаний. Вам господа нужна великая Россия, а нам свободная и справедливая Россия.

Guest, 07.07.2013 в 16:32

это культурный империализм
=================
Нет! Это АНТИкультурный империализм!
Культырные люди всегда уважают чужую культуру, религию, историю; они уважают Истину; они не позволяют себе снимать фильмы, основанные на лжи и фальсификации только ради того, чтобы оправдать и обелить кровавую, варварскую, захватническую и грабительскую политику жестоких русских царей.
У культурных людей на первом месте стоит СОВЕСТЬ и НРАВСТВЕННОСТЬ, а не меркантильные материальные и карьерные интересы.
Культурные и образованные люди думают о том, что за все дела и поступки предстоит отвечать и в этой жизни (здоровьем своим и своих близких; удачами и неудачами; успехами и трагедиями и т.п.), и ТАМ - в ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ.

Guest, 07.07.2013 в 16:35

Опечатка: вместо "Культырные" надо читать "КультУрные"

Роман, 07.07.2013 в 19:21

"Золотую Орду" неправильно как идеализировать , так и порочить. Нужен исторический сбалансированный подход, не впадая в крайности. Времена были жестокие и в них не было ангелов. Екатерина Вторая тоже была женщиной очень своеобразной и она отказалась от крещения татар не потому что симпатизировала исламу, а потому что ее напугал "пугаческий мятеж".

Guest, 07.07.2013 в 19:35

А вы Роман, конечно на небе парите, все вам Золотая Орда мешает, все ее порочите. Государство было нормальное, называется военная демократия.

Guest, 07.07.2013 в 20:24

Вот далась вам эта орда! Нет её и не будет больше, сегодняшним днём жить надо! Лучше почитайте сколько прекрасных, благодарных отзывов про Универсиаду, особенно открытие и уже говорят какой ещё прекрасней станет Казань к Чемпионату мира по футболу! а вы всё с ордой этой носитесь.

Aqbars, 07.07.2013 в 22:30

Фильм "Орда" демонстрация полного скудоумия чекисткой хунты. Для чего его показывают? Для мобилизации русских a la Проханов.
На большинство русских этот фильм вряд ли при произвел впечатление. Ибо о нашем иге им прожужжали уже все уши начиная с 4-го класса. И они все встают с колен на протяжении 600 лет.
А вот для татар и прочих народов России этот фильм явная демонстрация лицемерной, колониальной природы государства.

Аналитик, 07.07.2013 в 23:18

Aqbars, 07.07.2013 в 22:30
Фильм "Орда" демонстрация полного скудоумия чекисткой хунты. Для чего его показывают? Для мобилизации русских a la Проханов.
=========
Да не один фильм "Орда" про татар сняли, еще "Ермак", "Андрей Рублев" и массу других, даже мультфильмы есть, чтобы детишки с младых ногтей знали, как относиться к татарам. Так что это вовсе не случайность, это целенаправленная политика формирования образа врага-татарина.

привет, 08.07.2013 в 07:40

Фильм Орда - яркий пример толерантности тех кто создавал и кто позволил фильму появиться ! Фобия так и прет как из рога изобилия. Грязный, злобный фильм. Причем исторические факты искажены в соответствии в нравственными принципами режиссера. Сцена диалога ханши с сыном из ряда вон выходящее. Монголы были язычниками. Часть из них приняли ИСЛАМ, часть верили в пророка Иисуса. Золотая Орда стала государством, в котором соединились КУЛЬТУРЫ завоеванных народов, в том числе и русских. И в тот исторический период ЗОЛОТАЯ ОРДА не выглядела такой помойкой. Прошкин - сними фильм по И.Фадлану, расскажи о нравственности тех, кого автор называет русами. Вот будет открытие для всех! Не завидую нашим соотечественникам за пределами ТАТАРСТАНА !

Guest, 08.07.2013 в 07:43

Читать - с нравственными принципами !

Guest, 08.07.2013 в 09:19

Открытие Универсиады было грандиозным,Золотая Орда возрождается.

Aqbars, 08.07.2013 в 12:19

"Так что это вовсе не случайность, это целенаправленная политика формирования образа врага-татарина."
А кто у них не враги?
Все враги: Америка, Европа, украинцы, грузины, чеченцы,...
Ведь это - диагноз.

Пра, правнук Кулшарифа, 09.07.2013 в 09:09

Надо организовать совет и открыть счет ( сбор средств) для фильма" о взятии и гибель Казани от рук варваров"" заказать надо в Голивуде. Это будет наш ответ народу который любить петь " кистенем махнем города возьмем , да мечом махнем да корабль возьмем"

Guest, 09.07.2013 в 16:58

Определить бюджет фильма "Гибель Казани" в 100 млн. долларов. Если только передвижных телестанций для Универсиады закупили на 200 млн. долларов, то фильм можно снять.

Guest, 09.07.2013 в 17:07

"Открытие Универсиады было грандиозным,Золотая Орда возрождается" )))))))) Ох и насмешил, ну умора))) орду свою золотую преплёл, с какого боку не понятно))) А открытие действительно было грандиозным, похоже они обкатывают сценарии будущей Олимпиады. Интересно а когда чемпионат мира по футболу будет, это же вообще мегасобытие, что тогда с Казанью сделают? Будет пригородом Москвы если построят скоростную дорогу.

нугаев р.м., 10.07.2013 в 18:22

Не пора ли в г.Казани начать строительство памятника Ивану Грозному - освободителю города от татаро-монгольского ига?

Guest, 11.07.2013 в 20:14

Да, можно создать памятник Ивану Грозному, горящему в Аду - это будет хорошим наставлением и уроком всем шовинистам и кровожадным убийцам-завоевателям-имперцам. Это будет играть хорошую воспитательную роль, и наглядно показывать, что Зло жестоко наказывется, а Добро все равно одержало Победу несмотря на все препятствия!

Гаяр, 12.07.2013 в 23:36

Фильм "Орда" - это символ нового порабощения, знаменующий начало новой инквизиции. Сам режиссер считает свой фильм мифом. Однако его нагло тычут в глаза, выдавая миф за реальность. Так пишется новая история.
Статья написана замечательно, но где гордость татарской нации? Практически никто не возмущается, о чем свидетельствует сбор подписей в интернете:
NETCAT_BBCODE_IMGhttp://mtss.ru/im13/
Открытие Универсиады в Казани прошло практически без татарской культурной составляющей. Если бы не француз о Татарстане и не вспомнили бы, а Путин не позвал бы двух татарских президентов на трибуну.

Guest, 13.07.2013 в 16:31

Открытие Универсиады было жалким зрелищем.
Никакого татарского национального колорита не было, не была освещена история Татарстана, как-будто Татарстана никогда и не было. Не были показаны достижения татарских ученых, композиторов, поэтов, писателей. Не были показаны основатели наших древних процветающих государств (можно было сделать театрализованные представления или хотя бы упомянуть их великие имена). Не были упомянуты имена героев-защитников Казанского Ханства от захватчиков.
То есть все было представлено так, как-будто Татарстана нет и никогда не было, а Россия всех осчастливила.
Таким образом, объективности не было, и поэтому была мрачная, тоскливая картина по своей сути, по содержанию, но яркая, красочная по форме, по упаковке. А кому интересна упаковка?
И то, что не было дано слово Президенту Минниханову - это вообще позор!
Татарстан столько труда вложил в эту ненужную для него Универсиаду, но Президент РТ даже не имел возможности выступить с приветствием гостей.
Это было жалкое зрелище для татарского народа, а Миннеханов и Шаймиев оказались в унизительном, жалком и смешном положении.
Вот, что значит отсутствие равноправия!
Все равно, сколько не трудись, но всегда это будет считаться заслугой России, а не Татарстана! Это очень обидно и неприятно.

Роман, 13.07.2013 в 17:25

Guest Я тебе один умный вещь скажу, ты только не обижайся, у тебя комплекс неполноценности, у татар это называется мыскыл дивана.

Rimma, 13.07.2013 в 20:12

На меня 2 часть открытия произвела удручающее впечатление, я, услышав, ее ключевые точки: русские народные сказки, Пушкин и т.д. ужаснулась и просто ее прокрутила (смотрела по Интернету). Сразу вспомнили тезисы Грызлова: только русский народ, только русская культура, все другие выходят недолюди. Надо было и рассказывать про Золотую Орду. Да кто даст? А СССР против фашизма боролся, понятно почему - у него комплекс неполноценности был.

Guest, 14.07.2013 в 15:24

Я тебе один умный вещь скажу, ты только не обижайся, у тебя комплекс неполноценности, у татар это называется мыскыл дивана.
========
Это называется чувство собственного достоинства, уважение к своему народу и память о своих героических предках.
А комплекс неполноценности присутствует у тех, у кого нет уважения к своему народу, у кого рабский дух и преклонение перед вышестоящими по должности товарищами, и у кого меркантильные интересы преобладают над духовными, нравственными потребностями. Жаль таких людей, т.к. у них ущербная психология, и они не способны видеть красоту мира в ее разнообразии, они живут как-бы в футляре или пещере....