Объект политики
Среди исследователей кряшенской проблематики, которые немногочисленны и сегодня, а в советские времена являли собой скорее исключение, чем правило, более других известны Николай Воробьев (1894 – 1967), Иван Максимов (1903 – 1981) и Максим Глухов (1937 – 2003). Именно они пытались, хотя и безуспешно, публично обозначить кряшенский вопрос и побудить власти к политическому его решению. Конечно, они не умаляли важности научной разработки этой проблемы. Но считали, и небезосновательно, что в условиях нашей страны научные выводы и рекомендации реального влияния на политические решения не оказывают. И действительно, обращения Ивана Максимова в Центральный и Татарский областной комитеты партии, Академию наук СССР и ее отраслевые институты, послание Максима Глухова в адрес тогда еще председателя Верховного Совета ТАССР М.Ш. Шаймиева, депутатов Верховных Советов СССР и РСФСР Н.С. Сазонова и Д.А. Волкогонова абсолютно ничего не дали. Нет никаких сдвигов в национальной политике и нынешних властей.
Мое сообщение на данной конференции входит составной частью в тематический блок «Политика региональных и федеральных властей и национальная самоорганизация кряшен в постсоветской России». Следовательно, хронологически ограничено двумя последними десятилетиями. Однако чтобы полно представить нынешнее политическое самосознание и состояние кряшен, необходим краткий экскурс в их этническую историю. Так случилось, что кряшены были вовлечены в политическую жизнь еще на заре своего становления как этнического объекта. Причем почти независимо от них самих.
Дело в том, что в процессе завоевания чужих земель для российских властей поголовная христианизация иноверцев означала не только военное, но и идеологическое подчинение новых территорий. В этом их опорой могли стать и стали кряшены. Их менталитет был отнюдь не татарский и тем более не мусульманский, что подтверждается их участием в завоевании Казани и последующем подавлении восстаний народов края. Это – во-первых.
Во-вторых, Православная церковь была заинтересована в распространении своего влияния за счет увеличения числа христиан, в первую очередь кряшен, и вытеснении противоборствующих верований с завоеванных пространств (в Поволжье ислама и язычества). Предпринимались даже попытки, правда, безуспешные, подготовки священнослужителей из кряшен, дабы умножить число кряшенских приходов и оттеснить инаковерующих.
В-третьих, тюрки-христиане (предки кряшен, именуемые в литературе как «протокряшены»)), в первую очередь те, которые обитали в Поволжье до присоединения его к Московскому государству, уповали на улучшение условий отправления избранной ими веры и прямо или косвенно содействовали завоевателям, усугубляя раскол местного населения на религиозной почве.
В-четвертых, насильно обращенные в христианство татары не теряли надежды на возврат в ислам и выражали недружелюбие ко всему христианскому, нагнетая напряженность в межконфессиональных отношениях и прибавляя хлопот властям.
И, наконец, в-пятых, мусульманское духовенство не хотело уступать свои позиции, а язычество долгое время сосуществовало с православием, питая ненавистное миссионерам двоеверие, что надолго отодвигало стабилизацию межэтнической и межконфессиональной ситуации в крае.
В эпицентре этих противоречий, вопреки их желаниям, становились, как не трудно понять, кряшены. Они были своего рода барометром и противовесом умонастроений и духовного состояния крещеных инородцев, особенно крещеных татар, которые всегда служили предметом пристального внимания и особой заботы органов, ведавших внутренней политикой страны и делами православного и иностранных вероисповеданий. Совокупность перечисленных факторов спровоцировала возникновение кряшенского вопроса и обусловила необходимость его кардинального решения.
В качестве организованной силы и самостоятельного субъекта политики кряшены впервые выступили после создания в 1917 году Национального общества «Кряшен». Оно входило в состав Общества мелких народностей Поволжья, которое заинтересованно обсуждало вопросы федеративного устройства России, возможности создания Волго-Уральского штата, приемлемости экстерриториальной автономии. В этих вопросах оно было солидарно с платформой большевиков, которая базировалась на тезисе о праве наций на самоопределение в рамках отдельных территорий. В соответствии с ним был выдвинут лозунг «Кряшены – нация» и предприняты практические шаги по реализации обещанного большевиками права на национальное самоопределение.
Аркадий ФОКИН,
председатель
Совета ветеранов кряшенского движения г. Казани,
кандидат исторических наук.
(Продлолжение следует.)
тюрки-христиане (предки кряшен, именуемые в литературе как «протокряшены»)), в первую очередь те, которые обитали в Поволжье до присоединения его к Московскому государству, уповали на улучшение условий отправления избранной ими веры и прямо или косвенно содействовали завоевателям, усугубляя раскол местного населения на религиозной почве.
========
Фокин в своем амплуа лжеца и фантазера. Он ссылается на существование каких-то мифических татар-кряшен в Казанском ханстве. Откуда он взял? Он их просто выдумал, ни одна русская летопись не содержит указаний на это. Кряшены как религиозная группа возникли исключительно в результате насильственного крещения. О чем еще можно говорить, если даже XIX веке большая часть кряшен не имела никаких представлений об основах христианской веры, как это признавали сами православные миссионеры?
Скажите, вот этот облезлый в очках и есть Фокин ?
Тюрки христианами стали задолго до появления ислама! Это исторический факт!
И что, теперь в христианство идти что ли ? Почему не в иудаизм.
Guest, 04.04.2014 в 23:04
Тюрки христианами стали задолго до появления ислама! Это исторический факт!
============
Исторические факты доказываются не восклицательными знаками, а ссылками на конкретные данные. Никаких данных о существовании в Казанском ханстве православных татар до насильственного крещения русскими завоевателями не существует. Если они есть, выкладывайте, обсудим. А раз не выкладываете, то отсюда следует очевидный вывод - у вас таких данных нет, господин Фокин. Короче говоря, вы банальный жулик и фальсификатор.
Авраамий Болгарский и его община! - факт раз! Болгары христиане - факт два! Кыпчаки христиане - факт три! 12 францисканских монастырей на территории Улуса Джучи, Сарайская Епархия Православной Церкви, несторианские и православных центры! Этого мало?!
Почему в Христианство, а не в иудаизм? Потому что Православное Христианство - Истинная Вера!
Все татары должны стать крещеными, то есть кряшенами! Добровольно! Православные татары (кряшены) сохранили Истиную Веру - Христианство!
И чистый татарский язык сохранили крещеные татары, а не исламизированные!
И вообще, как пел Виктор Цой, дальше действовать будем мы!
враамий Болгарский и его община! - факт раз! Болгары христиане - факт два! Кыпчаки христиане - факт три! 12 францисканских монастырей на территории Улуса Джучи, Сарайская Епархия Православной Церкви, несторианские и православных центры! Этого мало?!________________________
ЕРЕСЬ !
Guest, 05.04.2014 в 06:54
враамий Болгарский и его община! - факт раз! Болгары христиане - факт два! Кыпчаки христиане - факт три! 12 францисканских монастырей на территории Улуса Джучи, Сарайская Епархия Православной Церкви, несторианские и православных центры! Этого мало?!
===============
Мальчик, ты путаешь религиозные мифы про всяких врамиев с историческими фактами. Если в Библии написано о распятии Христа, тоже будем ссылаться на это как на исторический факт? Давай исторические факты со ссылками на конкретные источники, на чушь!
Опечатка. Следует читать: Давай исторические факты со ссылками на конкретные источники, а не чушь!
Guest, 05.04.2014 в 00:48
Почему в Христианство, а не в иудаизм? Потому что Православное Христианство - Истинная Вера!
________________________________________________
православное христианство это путь к вырождению и самоуничтожению нации, а Ислам это путь к возрождению нации, вот это и есть истина, поэтому русские должны принять Ислам. Россия снова станет великой когда русские примут Ислам, тем самым они возглавят весь Исламский мир. Православие, панславизм, Российская империя - это атавизм прошлого, жить прошлым это значит не строить в настоящее время свою будущее. Русские это понимают и все больше русских принимают Ислам.
Живой язык развивается, изменяется неизбежно со аременем. Если он не меняется, значит его носители испытывают застой. То, что кряшены не развивали язык, тревожный признак.
Фокин был партийным функционером, директором зональной комсомольской школы, секретарем горкома комсомола. Оказывается, уверовал в Бога. Пора ему в монастырь грехи замаливать.
подтверждено множеством исторических дукаментов,факов и пр., и пр. :кряшены-самые-самые татары -рраз! крестились заранее,еще до христа_два!!сохранили в целости культуру,особый язык(татарский),одежду,обувь(лапти),домашние вещи и вообще много музейных экспонатов на всякий пожарный. в ООН их незамедлительно,зарегистрировать без волокиты!!а еще выделить денежки фокину,якину и бякину из спецфонда РИСИ для покупки современной одежды и обуви+карманные расходы+представительские_приодеться надо!нужны очки помоднее,галстух,новую рубашку...
Фокина избрать президентом кряшен и выделить резиденцию в Боровом Матюшино, с охраной, обслуживанием, личным самолетом.
НЕ НАДО ПУТАТЬ ТЕНГРИАНСТВО С ХРИСТИАНСТВОМ, НЕУЧ! НЕ БЫЛО НИКАКИХ ДРЕВНИХ ПРОТОТЮРКОВ ХРИСТИАН! ВСЕ ПРОВОКАТОРЫ ПРОДОЛЖАЮТ РАБОТАТЬ И РАЗДЕЛЯТЬ ТАТАР НА НАРОДИКИ. ДАВАЙТЕ РУССКИХ РАЗДЕЛИМ:МОСКОВСКИЕ, СИБИРСКИЕ, ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЕ И Т.Д.
НЕ НАДО ПУТАТЬ ТЕНГРИАНСТВО С ХРИСТИАНСТВОМ, НЕУЧ! НЕ БЫЛО НИКАКИХ ДРЕВНИХ ПРОТОТЮРКОВ ХРИСТИАН! ВСЕ ПРОВОКАТОРЫ ПРОДОЛЖАЮТ РАБОТАТЬ И РАЗДЕЛЯТЬ ТАТАР НА НАРОДИКИ. ДАВАЙТЕ РУССКИХ РАЗДЕЛИМ:МОСКОВСКИЕ, СИБИРСКИЕ, ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЕ И Т.Д.
---------------------------------------
Казаки точно не русские, а отдельный народ!
1. У Фокина опять одни фантазии и мифы. Он никак не коментирует статьи "Кряшенские пазлы", "Крещеные татары", так как они написаны на научной основе.
2. Есть примеры схожие с кряшенской проблематикой и у других народов. У грузин это аджарцы-мусульмане, у болгар помаки-мусульмане. У аджарцев и помаков также имеются проблемы с самоидиентификацией на современном этапе истории. Кстати, насколько я знаю, у аджарцев идет процесс рехристианизации.
Для Аркадий ФОКИН.
_______________________________________________
Ваши заявления, увы, ошибочные.
Это вызвано, прежде всего неизученностью доисламского - тенгрианского периода в истории татар.
Символьно-знаковая система была заимствована христианством у тюрков.
Сложившаяся ситуация ясно показывает необходимость системного изучения доисламского (древнетюркского) периода в истории татар. Этим должна заняться Академия наук Татарии. В противном случае подобные недоразумения будут продолжаться и впредь. Необходим системный и функциональный подход к изучению всех периодов в истории тартар. Выход только в этом. Нужны объективные научные данные.
Судя по вашей фотографии, вы-взрослый человек. Будет лучше, если вы успокоитесь и не будете ангажировать эти вопросы. Это не корректно. Лучше займитесь своим здоровьем. Доисламским периодом должны заниматься специалисты -профессионалы, владеющие новыми методами исследования различных феноменов в истории татар.
Для Аркадий ФОКИН (дополнение).
__________________________________________
До - и исламский периоды в истории татар взаимосвязаны органично. Они не противоречат друг другу. Если вы поймёте смысл этой взаимосвязи, это поможет вам избавиться от ваших заблуждений.
Желаем Вам успехов.