7 июня 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Новый халифат
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       

Новый халифат

24 июля 2014 года
Новый халифат

      Радикальные исламисты, контролирующие северо-восточные районы Сирии и значительные территории Ирака, объявили о создании нового исламского государства и потребовали от мусульман всего мира присягнуть ему на верность. Заявление о создании «исламского халифата» было сделано в самом начале священного для мусульман месяца Рамадан. Главой самопровозглашенного государства стал Абу Бакр аль-Багдади – лидер исламистской группировки «Исламское государство Ирака и Леванта», которая в последние недели захватила крупные иракские города Мосул, Тикрит и Фаллуджа.
     Халифат – исламское теократическое государство. Слово «халиф» переводится как «наследник (преемник) пророка Мохаммеда». Первый халифат был основан мусульманами-суннитами после смерти пророка в VII веке нашей эры. Халифаты возникали в разные эпохи и существовали иногда десятилетиями, а иногда целыми столетиями, как халифат Аббасидов (750 – 1258 годы). Последний халифат был упразднен в Турции в 1924 году после падения Османской империи. Мустафа Ататюрк стал основателем светского турецкого государства.
     На тот факт, что халифат является политической моделью, характерной именно для мусульман-суннитов, а не шиитов, обращает внимание Керол Керстен, профессор Королевского колледжа в Лондоне. Шииты считали, что наследником пророка должен быть двоюродный брат Мохаммеда – Али. Однако, согласно суннитским традициям, правитель должен избираться. Али стал четвертым халифом после Абубакара, Омара и Османа. Все четверо известны в исламе как «четверка праведников»:
     – Али не называли халифом. Его называли имамом. В конце концов шииты признали передачу по наследству титула имама, а не халифа.
     Эксперт по исламу Джованни Бенси отмечает, что разделение мусульман на шиитов и суннитов произошло из-за того, что пророк Мохаммед не оставил четких указаний о том, кто должен стать его преемником:
     – Образовались разные партии. Были те, кто считал, что халифом должен быть человек из семьи Мохаммеда, человек, который должен быть избран в этой среде. Поэтому после смерти Мохаммеда образовалась какая-то цепь халифов, потому что вопрос не был решен. В частности, были первые четыре халифа – Абубакар, Омар, Осман и Али – «четверка праведников». Эта группа мусульман составила ядро суннитов – тех, кто признает первых четырех халифов после смерти Мохаммеда. Шииты – это те, кто считает, что первым «правильным» халифом был на самом деле Али. Но шииты были всегда в меньшинстве, около 20 процентов населения мусульманских стран, и этот процент действителен и сегодня. Но потом с течением времени возникло такое мнение, что вот в исламском царстве должен быть султан – человек, который держит светскую власть, политическую власть; и халиф, который обеспечивает религиозное наследство. С течением веков фигура халифа теряла все больше и больше свое значение и в некоторых странах, таких как Египет, стала совсем декоративной. Халифат был отменен окончательно в 1924 году с падением Османской империи. И Кемаль Ататюрк, тогдашний руководитель республиканской Турции, отменил халифат.
     Джованни Бенси подчеркивает, что попытки возродить халифатскую форму правления предпринимались многократно. В том числе и совсем недавно: «В 30-е годы прошлого века возникли «неохалифатические» движения, которые выступали за восстановление халифата в той или другой форме. Идея халифата стала снова актуальной с Осамой бен Ладеном, потому что Осама бен Ладен выступил с проповедью, в которой говорил, что вот мы, мусульмане, уже 80 лет бесправны, нас эксплуатируют, с нами обращаются очень плохо и так далее. Он имел в виду эпоху после падения Османской империи. Значит, чтобы мусульмане смогли снова достигнуть былого величия, они должны восстановить халифат. И с того времени идея человека, который должен представлять духовное единство мусульман, все время всплывает. Один пример – это Северный Кавказ, когда Доку Умаров образовал так называемый «Имарат Кавказ», построенный по принципу древнего халифата. «Имарат Кавказ» в его представлении собирает все республики Северного Кавказа и должен быть ядром нового халифата. Оттуда должна начаться борьба мусульман за создание нового халифата. А самое новое явление – этот халифат «Ирака и Леванта», который тоже выступает против нынешних режимов на Ближнем Востоке, шиитского, иракского и так далее, чтобы создать новые исламские государства. Халифат, который будет защищать всех мусульман во всем мире. Это, по сути дела, основа всей этой затеи, – рассуждает эксперт по исламу Джованни Бэнси.
     Провозглашение халифата группировкой «Исламское государство Ирака и Леванта» профессор Керол Керстен рассматривает как попытку исламистов узаконить свое правление на огромных территориях, взятых ими под контроль в последнее время. Они отказываются признавать существующие границы стран Ближнего Востока и заявляют о создании «аутентичной» альтернативной исламской политической системы:
     – Провозглашая халифат, они хотят подчеркнуть и укрепить свое желание осуществлять именно политический контроль над территорией, который существенно отличается от национальной государственной модели управления, на основе которой функционирует нынешняя международная политическая система.
     Не случайной Керол Керстен считает и дату провозглашения халифата – на следующий день после начала священного месяца Рамадан. Религиозные чувства мусульман, полагает профессор, в это время особенно сильны.
     Как ожидается, халифат не будет признан международным сообществом, в том числе и государствами Ближнего Востока. Провозглашение халифата – прямой вызов государствам Персидского залива, в первую очередь Саудовской Аравии, подчеркивает профессор Керол Керстен:
     – Несмотря на то что Саудовская Аравия поддерживает такие группировки, как «Исламское государство Ирака и Леванта», она совершенно точно будет реагировать жестко, потому что король Саудовской Аравии носит титул «хранитель двух мечетей» (в Мекке и Медине), что практически соответствует титулу халифа».
     Недовольна провозглашением халифата и Аль-Каида, от которой откололась группировка «Исламское государство Ирака и Леванта». Аль-Каида всегда заявляла, что именно она – главная сила международного джихада. Однако ей никогда не удавалось то, что удалось этой группировке – взять под контроль огромные территории в Сирии и Ираке.

     Андрей ШАРОГРАДСКИЙ.
     (Радио Свобода.)


Комментарии (4)
Guest, 26.07.2014 в 13:35

похоже,это есть какой-никакой результат возни на бл.востоке.

Guest, 26.07.2014 в 17:29

Будет халифат, будет вилайат Булгар Дар-аль-Ислам, не будет халифата, будет казанская губерния. А чей будет халифат: ИГИШ или Аль-Каиды, не принципиально. После того как джихадисты стерут границы между арабскими режимами на ближнем востоке, там как и 500 лет назад скорее всего турки наведут порядок, у них самая большая армия в регионе. Так, что халифат будет турецким в конечном итоге.

Роман, 27.07.2014 в 07:06

У халифата на Ближнем Востоке нет будущего. Нельзя вернуться на тысячу лет назад.

Guest, 27.07.2014 в 14:00

Почему же на тысячу лет лет назад. Внимательно читайте, в статье же указано, что Османский халифат был ликвидирован в 1924 году. А объявлен халифат Османами был в 1517 году, после чего практически все мусульманские государства его признали и подчинились, в том числе и Казань в 1521 году.
Объявление халифата в наши дни можно считать символическим концом колониальной зависимости, никак не меньше.