2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Новости (№ 34 2013 г.)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Новости (№ 34 2013 г.)

27 сентября 2013 года
Новости (№ 34 2013 г.)

     В Казани с 6 по 11 сентября с большим успехом прошел Международный кинофестиваль мусульманского кино. Конкурсное кино демонстрировалось бесплатно, залы были полны зрителями, и люди жаловались на небольшие залы. Фестиваль проходит уже девятый раз. Председателем жюри был Карен Шахназаров. Муфтий Равиль Гайнутдин, председатель оргкомитета фестиваля, подчеркнул, что в этом есть большой смысл, когда православный армянин возглавляет жюри мусульманского кинофестиваля. Факт этот не случайный, ощущается, что фестиваль значительно вырос, приобрел влияние в мире, для отбора было предоставлено 450 картин различных жанров. Режиссер Владимир Меньшов на открытии заявил, что ему очень нравится Казань, и он стал интересоваться исламом, «конечно, я не предам свое православие, но к исламу теперь отношусь гораздо доброжелательнее». Фестиваль стал плотнее контролироваться Москвой. В кулуарах обсуждали слухи о том, что МИД России попросил не включать фильм «Хайтарма» о депортации крымских татар в конкурсную программу фестиваля, и он был показан в конце фестиваля, в зале, где было всего 150 мест, вне конкурса. Выступить творческой группе создателей фильма в составе режиссера, продюсера, ведущих актеров практически не дали, их презентация продолжалась около 5 минут, но в фойе с ними очень жарко общались журналисты. Фильм, конечно, завоевал бы призы фестиваля, по существу, это первый полноценный «татарский» фильм. Зал был переполнен, люди сидели на ступеньках, и после завершения фильма весь зал встал в едином порыве и в течение десяти минут приветствовал создателей фильма бурными аплодисментами. У половины зрителей, в том числе и мужчин, на глазах были слезы. Создатели фильма, говорят, передали диск с фильмом Минтимеру Шаймиеву, ему фильм очень понравился, и, говорят, он тоже плакал, потрясенный трагедией татарского народа, выселенного из Крыма 18 мая 1944 года. Было выселено более 200 тысяч человек, из них около 100 тысяч погибло при депортации. С экрана неслись слова «татарские морды», «коллаборационисты», «татарские фашистские собаки», «все татары – предатели», присутствовали сцены расстрела татарских стариков, которые отказались покидать родину. 30 тысяч татар-мужчин, воевавших в это время в рядах Советской армии, после окончания войны тоже были депортированы после демобилизации. Фильм снят на частные деньги руководителя крымско-татарского телеканала ATR Ленура Ислямова, съемки обошлись примерно в 1,2 миллиона долларов. Люди, более тысячи человек, снимались в массовых сценах бесплатно, они откликнулись на призыв создателей фильма со всего Крыма. Украина хочет выдвинуть фильм на Оскар. Ленур Ислямов заявил редакции, что привез фильм в Казань с большим волнением и готов его здесь показывать в кинотеатрах Татарстана и Башкортостана, а также на телеканале ТНВ бесплатно. Но ощущался некий негласный запрет на показ фильма. Казанцы требовали его показа в Татнефтьарене. В конце фильма летчик Аметхан Султан и его друг, тоже Герой Советского Союза летчик Андрей, спрашивают друг у друга: и на чьей стороне мы после этого должны воевать? Работник особого отдела расстреливает в спину майора-особиста, который помог Аметхану спасти отца и мать (режиссер сказал, что это была единственная крымско-татарская семья, которой позволили остаться в Крыму). Создатели фильма заявили, что все татары – это единый народ, и они с трепетом приехали в Казань, им важна оценка казанского зрителя. Интересен был и ряд других фильмов. Например, в фильме о Свияжске, отлично снятом Ягофаровым, было сообщено, что это место «у черемисов» всегда считалось проклятым еще с давних времен. Сообщили, что после завоевания Казани войсками Ивана Грозного в Свияжске жило 4 тысячи человек, а в Казани 6 тысяч. В то же время о том, что в Свияжске были расстреляны при Сталине около 10 тысяч представителей татарской интеллигенции, сообщалось мельком. О том, что затем на острове открыли сумасшедший дом, тоже не сообщалось. В американском фильме «Право на любовь» рассматривалась проблема любви между девушкой-мусульманкой, черкешенкой, и албанцем-католиком. Девушка – патриотка своего народа. Они живут в Нью-Йорке, но семья албанца категорически против брака с мусульманкой и ставит ему ультиматум: либо семья, либо брак с мусульманкой. Албанец бросает мусульманку. О девушке начинается заботиться поклонник ее таланта актрисы и сценариста продюсер-еврей, и, кажется, у них все складывается хорошо. Интерес вызвали и фильмы «Иван, сын Амира» (Россия), «Круги» (Сербия-Германия). Но в целом отбор носил довольно «осторожный» характер по сравнению с прежними фестивалями. Раньше фильмы были гораздо разнообразнее, в этот раз отбор производили московские критики, которые профессиональны в области кино, но не совсем чувствуют мусульманскую специфику. Москва, конечно, могла бы сделать Казанский кинофестиваль неким продолжением Ташкентского фестиваля стран Азии, Африки и Латинской Америки. Но сегодня она не дает ему развиваться самостоятельно, чувствуются некие ограничения, хотя мусульманское кино явно на подъеме. И в который раз возникает вопрос: почему отсутствует татарская киностудия, почему у татар нет своего кино? Крымские татары показали, что интересное и правдивое кино может появиться скорее всего на основе частного капитала.  


Комментарии (4)
Guest, 27.09.2013 в 22:20

У Татар был фильм Зулейха. Хотелось бы посмотреть Хайтарама.

Almas, 27.09.2013 в 23:25

"Хайтарму" русско-московские оккупанты к показу на территории этой своей колониальной империи не разрешат. А снять фильм о разрушении Казани и истреблении нашего народа Иваном Бешенным и подавно. Это и есть гнилые плоды и результаты колониального гнета и русско-московского ига.

"Председателем жюри был Карен Шахназаров. Муфтий Равиль Гайнутдин, председатель оргкомитета фестиваля, подчеркнул, что в этом есть большой смысл, когда православный армянин возглавляет жюри мусульманского кинофестиваля".

Да, в этом, конечно же, есть смысл, когда над мусульманским стадом татарских баранов ставят православного армянского или другого подобного пастуха. В этом заключен большой смысл и знак, а особенно этот смысл увеличивается, когда мусульманский муфтий, как покорная и преданная собака услужливо машет своим хвостом и подобострастно лижит хозяйскую задницу и пресмыкается перед этим своим пастухом. Нас итак во всем уже ограничили, так зачем же нам самим ограничивать себя ещё какими-то рамками, рамками какого-то там "мусульманского кино", творчество, как и любая другая общечеловеческая культурная или духовная ценность, не может быть замкнуто в какие-то примитивные и совершенно условные и надуманные рамки, а тем более ограничено какими-то религиозными и абсолютно однобоко-идеологическими утопиями и демагогиями. Вот отсюда и закономерный, и естественный результат - татарский мусульманский высокопоставленный религиозный служка, этакий религиозный чинуша-бюрократ вынужден позорно пресмыкаться и вилять своей клирикальной задницей перед мирским киношным чинушей-бюрократом пастухом.

Guest, 28.09.2013 в 01:40

Муфтий Р.Гайнутдин никогда не вызывал уважения. И немолодой. И божьего гнева не боится !B как предателей земля держит !

УУСТИК, 28.09.2013 в 09:53

даа!Баалшой смысыл.такой же,как в челнах армянин обрезал десятилетиями татар-мальчиков.в конце один даже умер.