Новости (№ 21 2012 г.)
В Казани с огромным успехом прошел I Международный фестиваль еврейской музыки. Как сообщил его организатор и «отборщик» Эдуард Туманский, на фестиваль приехали 16 коллективов (всего заявлялось 100 коллективов, но отбор был очень жесткий), это примерно 100 участников, самых лучших представителей различных, уникальных направлений мировой еврейской музыки. Пианист Леонид Пташка отметил, что сегодня в еврейской музыке около 70 разнообразных направлений: «Еврейские музыканты впитали всю мировую музыку, творчески переработали и теперь возвращают обратно». На фестивале чувствовалось, что 80% высококачественной «советской эстрады» вышло из еврейской музыки, эстрада России и Израиля очень близка. Сам Пташка, без сомнения, феноменальный пианист, мега-звезда, его выступления и импровизации вызвали на фестивале бурю восторга (откровенно жаль, что блестяще играл он не на рояле, как он горько пошутил, «в соседних кустах он рояль не обнаружил, и на следующий казанский фестиваль постарается купить»). Как заявил режиссер Борис Львович, каждый коллектив, по существу, хедлайнер практически любого международного фестиваля, и это был действительно фестиваль хедлайнеров. Казань такого еще не видела и не слышала, столь мощной концентрации выдающихся музыкантов мирового уровня. С этой точки зрения в какой-то мере это продолжение легендарного «Сотворения мира», но в котором были и яркие открытия, и провалы, здесь соблюдался «ровный» критерий высочайшего профессионализма (спасибо безупречному вкусу Туманского), и этот фестиваль стал масштабным праздником. Пташка, кстати, заявил, что Казань - один из самых красивых городов мира, а он человек знающий, побывал практически везде, и в Казани одни из самых красивых девушек мира, которым он посвятил свою композицию. Совершенно уникальная бродвейская певица Робин Эркол также потрясла казанскую публику ярким выступлением в БКЗ им. Сайдашева и на открытой площадке «еврейского квартала» на Петербургской. Ее еврейские песни пропитаны харизмой, то, что «под голосом», завораживает, и она, без сомнения, затмевает даже великую Барбару Стрейзанд и Лайзу Минелли, Казани повезло услышать великую еврейскую певицу с магией голоса высочайшего класса. Это не просто голос, это синтез мистики, исполнения, традиции в десять тысяч лет. Робин Эркол родилась в Екатеринбурге, и в полуторагодовалом возрасте родители увезли ее в США. Ей тоже очень понравилась Казань, и она сделала сенсационное заявление – предложила выдвинуть президента Рустама Минниханова на Нобелевскую премию мира. Ее, кстати, поддержал Роман Гринберг. Робин Эркол сделала надпись-посвящение в альбом редакции «Рашиту Ахметову с любовью». Прекрасно выступил коллектив «уральских евреев» из Екатеринбурга «David Jazz Orchestra», это была одновременно «взрывная» балканская музыка и «летящая» шагаловская народная мелодия, красивая, чувственная, пропитанная любовью и грустью, и юмором. Потрясающий кларнетист, скрипка, девушка на ударных, роскошный бас, лидер-пианист – хотим еще. «Уральские евреи» отметили, что Казань явно перегнала «Ебург» в своем «творческом» развитии, в статусе столичности. Роман Гринберг и группа «KLEZMOOD», основанная из музыкантов Венского симфонического оркестра, считается в мире лучшим клезмерским ансамблем. В составе группы талантливейшие музыканты, кларнетист «тянул» мелодию минут пять, зал задохнулся от восторга, Гринберг потом представил его как руководителя президентского оркестра Республики Молдова. Но все-таки группа Гринберга играла несколько «осовремененную» традицию, это был поиск, в какой-то мере авангард, индивидуальные интерпретации, без сомнения, очень интересные, но вот сама еврейская душа несколько исчезала под приоритетом поисков и «осовременивания». Но ансамбль, безусловно, мощный, «сбитый», с чувством локтя, интуиции, сконцентрированный, ему нужна раскованность Пташки, озорство, иногда он слишком фундаментально «профессиональный», а должна быть в венском ансамбле моцартовская легкость и тогда он вполне мог бы быть достоин звания «Beatls» клезмерской музыки. Хорошее впечатление произвели Давид Кобиашвили, Юлия Беляева, Елена Галкина, молодые исполнители еврейского рока, победители конкурса «Аллилуйя» в Израиле. Причем нужно отметить Елену Галкину, сильную вокалистку с «пробивающим» голосом, с личностным, даже «трагическим» исполнением – настоящий рок, продолжающий традиции Боба Дилана. На фестивале выступили и «Академик-бенд» из Ульяновска (почему в Казань не приезжают почаще, ведь соседи), и «Опа!» (Петербург), и «Pushkin!Klezmer Band» (Киев), и «Мамины дети» (Одесса), и «KLEZMASTERS» (Москва). Каждая группа достойна «сольника» и, как заявил режиссер Борис Львович, «я выпроваживал группы со сцены на Петербургской с болью в сердце, настолько каждый коллектив был интересен, с изюминкой, но время концерта продлилось в общей сложности 7.40». Львович и Туманский отметили, что фестиваль во многом посвящен легендарному Леониду Сонцу (чуть не написал королю Леониду Солнцу): «До Сонца евреи Казани говорили шепотом, втягивали головы в плечи, когда им напоминали, что они евреи. Теперь они гордятся, что они евреи». Та же история произошла, кстати, и с татарами благодаря Шаймиеву. Шаймиев вернул татарам гордость. Ментальность евреев и татар очень схожа, и возникает очень полезный симбиоз. Объективность требует сказать: наша «Симха» все-таки выглядела довольно трафаретно. Она технична, но поэзия - это то, что «между строк», душа, вот этого «между строк» «Симхе» не хватало. Но, думаю, фестиваль ее оживит. В общем, народ требует продолжения банкета. Робин Эркол заявила, что казанский фестиваль еврейской музыки задал высокую стартовую планку. Туманский и Львович выразили надежду, что фестиваль будет ежегодным, фестиваль удался, нужно расширять формат. Спасибо организаторам, спасибо Рустаму Минниханову и руководителю федеральной автономии евреев России Михаилу Скоблионку за уникальное музыкальное событие мирового уровня в Казани.
В Казани даже рояля не было приличного, но все-таки "с огромным успехом прошел I Международный фестиваль еврейской музыки".
Странно, а почему не в Москве - международном центре евреев и не в Международном московском доме музыки, где для этого есть все условия?