Не стоит отмечать низкие победы
Лучше праздновать поражения, понесенные в борьбе за правое дело, чем отмечать триумфы, которые стали символом унижения других народов. Об этом элементарном принципе забывают инициаторы идеи празднования дня, в который низложенный московский царь 400 лет назад принес в Варшаве присягу польскому королю.
29 сентября в Кракове пройдет хэппенинг на историческую тему, центральным событием в рамках реконструкторского представления на тему московской кампании станет «русский оммаж». Некоторые круги уже не первый месяц рекламируют идею посвятить праздник присяге (совершенно неверно называемой «русской»), которую взятый в плен и низложенный царь Василий Шуйский принес в 1611 году Сигизмунду III. Год назад эта инициатива якобы встретила поддержку некоторых высокопоставленных чиновников.
Праздновать победы в несправедливых войнах – хуже, чем чтить память проигравших героев, бившихся за правое дело. Такой подход культивирует в обществе склонность к триумфализму, националистической экзальтации, он противоречит принципам христианства и традиционным ценностям национальной польской культуры. Ведь так называемая польская интервенция в начале XVII века, бывшая сначала инициативой нескольких магнатов (впрочем, в основном русского происхождения), а позже всей Речи Посполитой – это один из самых позорных эпизодов нашей истории. Она свидетельствовала не столько о мощи Речи Посполитой и ее оружия, сколько о близорукости польских элит: магнатов и Сигизмунда III Вазы.
Не будем забывать и о старом правиле «не делай другим того, чего не желаешь себе». Присяга Шуйского воспринималась и воспринимается как символ унижения Москвы более сильным на тот момент польским государством. Любопытно, какая реакция последовала бы в Польше, если бы на Красной площади или берлинском Унтер-ден-Линден решили устроить историческую реконструкцию раздела Речи Посполитой? В апреле 1797 года, 215 лет назад, Станислава Августа Понятовского принудили принять участие в коронации Павла I. Перед новым императором несли гербы всех земель империи, в том числе тех, что прежде принадлежали Речи Посполитой. Когда 65-летний лишенный трона, государства и титула польский экс-король, утомленный долгой церемонией, на минуту присел отдохнуть, царский камергер бесцеремонным образом приказал ему встать и отдавать честь императору.
Тот факт, что уже несколько лет подряд россияне отмечают день изгнания из Кремля поляков, не должен склонять нас к поиску «контрпраздника». Если даже абстрагироваться от мелочности подобной мотивировки, вся эта акция будет наверняка (вопреки своей исходной задумке) воспринята как проявление польских комплексов в отношении России. Впрочем, спокойное размышление о польском вторжении в Москву приводит к выводу, что россияне имеют полное право отмечать годовщину восстания против польских войск, прославившихся разбоем, насилием и унижением православных.
Какие же тогда события нам стоит отмечать? В первую очередь те, которые будут напоминать (как общественности внутри страны, так и загранице) о том, что в нашей истории, внешней политике, национальной культуре имеется славное, благородное и универсальное послание. Это может быть чувство национальной солидарности перед лицом опасности, угрожающей существованию государства (1920), готовность к самопожертвованию во имя «вашей и нашей» свободы (1848), героизм с патриотической подоплекой (восстания, Вторая мировая война), распространение республиканских и демократических идей (Тадеуш Костюшко) или, наконец, идеи морали в международных отношениях – здесь стоит вспомнить Павла Влодковица, который ввел в XV веке понятие справедливой войны, Рафала Лемкина – автора термина «геноцид», или, например, польскую инициативу «морального разоружения» 30-х годов XX века.
Но главное – нам просто следует больше читать об истории страны!
Лукаш АДАМСКИЙ,
историк и политолог,
координатор исследовательских проектов
Польско-российского центра диалога и согласия.
("Gazeta Wyborcza", Польша.)
Молодец какой поляк! Есть чему поучиться русским патриотам, которые вольно или невольно унижают граждан России - татар празднованием то Куликовской битвы, то юбилеем разбойника Ермака, то прочей чушью о раздвижении русских границ за счет татарского народа.
Не знаете русских "писак" что ли,как придет новый "царь",так под его"музыку"начинают переписывать историю,от этого всем тошно уже,когда только "выздоровеет" этот русский народ...
Да! Молодец поляк.Сразу виден уровень цевилизованности интелегенции двух стран Польши и России ( стараюсь не обобщать - есть отдельные личности)