Наставником был Муса Джалиль
![Тагир Курбанов Наставником был Муса Джалиль](/files/43/105/nastavnikom-byl-musa-dzhalil.jpg )
На 104 году жизни 16 января скончался ветеран Казанского педагогического института, заслуженный учитель РТ Тагир Яхич Курбанов. Известный исследователь истории народного образования, доцент, кандидат педагогических наук, участник Великой Отечественной войны. И еще одна деталь его биографии: он двоюродный брат Мусы Джалиля (их мамы Рахима и Галима – родные сестры), который был его другом и наставником в детстве и юности. Знал о нем он очень многое, в том числе и любопытные факты, не вошедшие в официальную, несколько приглаженную биографию поэта-героя, и многим был обязан ему в самом прямом смысле этого слова.
Родился 25 сентября 1910 г. в деревне Мустафино Оренбургской губернии в многодетной крестьянской семье. Когда Муса вскоре после окончания Гражданской войны приехал в родную деревню и организовал там первый в области отряд юных коммунаров «Кызыл чэчэклэр» («Красные цветы»), прообраз пионерии, Тагир одним из первых вступил в него. Впечатления о мустафинских мальчишках и девчонках тех лет легли в основу нескольких малоизвестных и даже до сих пор не обнаруженных пьес Мусы Джалиля, написанных им в начале 1920–х гг. Он всегда подчеркивал, что постоянное стремление к учебе, пополнению знаний на всех этапах своей жизни – это влияние «Муса-абый», который был старше его всего на четыре года. Несколько мустафинских подростков, в их числе и Тагир, по совету Мусы решили поступить в педтехникум и три дня пешком добирались до Оренбурга, ночуя в деревнях, а то и в поле. Так начинались его «университеты». После окончания техникума он работает сельским учителем, инспектором роно по национальным школам в Оренбургской области. Затем учеба на факультете татарского языка в Казанском пединституте, работа на его кафедре педагогики, которой он некоторое время заведовал после смерти своего научного руководителя В.М. Горохова – первого доктора педагогических наук в Поволжье, автора фундаментальных работ по истории народного образования. Круг научных интересов Т.Я. Курбанова был весьма обширен. Вначале он занимался изучением революционного движения среди учащихся медресе – шакирдов Казани и других городов Поволжья и Приуралья. Тема весьма интересная, не потерявшая актуальности до сих пор: о том, как некоторые будущие муллы приобщались к идеям марксизма и «уходили» в революцию. Могу судить об этом по судьбе своего отца, исключенного за крамольные разговоры и чтение запрещенной литературы из оренбургского медресе «Хусаиния», работавшего потом учителем в деревне Ядыгер, неподалеку от Кукмора под гласным надзором полиции. Затем были арест и высылка из губернии. Да и у многих его сверстников, вступивших, как и он, в партию в годы Гражданской войны, ставших потом наркомами, руководителями предприятий и государственных учреждений, секретарями обкомов партии, за «плечами» первоначально были медресе Казани, Уфы, Оренбурга, а уж институты и партшколы они заканчивали намного позже. Об этой части татарской молодежи и начале ее сложного, а подчас и драматического пути к новой жизни он опубликовал статьи и монографию и защитил диссертацию. Затем стал изучать историю становления советской системы образования и воспитания, в частности, он переписывался и встречался с учениками и воспитанниками знаменитого Макаренко. В годы Великой Отечественной войны был командиром курсантского взвода, а затем роты в эвакуированном в Сарапул Ленинградском пехотном училище. Несколько раз подавал рапорты об отправке на фронт с очередным выпуском, но начальство не хотело терять опытного офицера-педагога. После демобилизации в 1945 году старший лейтенант Курбанов недолгое время работал сотрудником президиума Верховного Совета ТАССР. Потом снова Казанский педагогический институт, аспирантура, защита диссертации и работа доцентом кафедры педагогики, которую он завершил в 1983 г. Все, кто общался с Т.Я. Курбановым, отмечали его исключительные порядочность и гуманность. Будучи секретарем парткома КГПИ, я как-то спросил его, каким образом во время различного рода конфликтов, а они бывали в преподавательской среде, он умудрился не нажить себе врагов, и услышал парадоксальный ответ: «Я всегда считал, что люди не хуже, а часто лучше меня», это было его жизненным кредо. Он очень тяжело воспринял распад СССР и особенно ликвидацию КПСС, в ряды которой вступил в годы Великой Отечественной войны. В разговорах часто сокрушался по поводу очернения советского прошлого и особенно Ленина в «лихо либеральные» 90–е гг. К сожалению, «метастазы» этого явления встречаются до сих пор, один из них недавно зафиксирован и в Казани. Будучи уже в далеко запенсионном возрасте, постоянно встречался с ветеранами и молодежью, участвовал в различных мероприятиях патриотического характера.
С особым интересом воспринимались слушателями рассказы о Мусе Джалиле и малоизвестных «мустафинских и оренбургских страницах» его жизни. Им он посвятил книгу воспоминаний, которую назвал «Красные цветы. То, что помню». В ней он приводит и фрагмент комедии «Кала малае» («Городской мальчик»), написанной Мусой Джалилем в 1923 г. на основе наблюдений за жизнью детей в родной деревне, и ее герои были весьма узнаваемы односельчанами. Пьесу поставили в сельском клубе, и Тагир в присутствии автора, бывшего и режиссером, играл в ней одну из ролей. Не исключаю, что он послужил прототипом одного из героев, названного «Давыт – деревенский мальчик 13 – 14 лет». Когда Муса Джалиль собирался на учебу в Москву, он долго беседовал с Тагиром и высказал тревогу за судьбу и состояние здоровья матери, остававшейся в Оренбурге. Ответ был короток: «Муса-абы, не беспокойся, поезжай спокойно, я отвезу ее в Мустафино к моей маме». Там она благополучно прожила вместе с сестрой вплоть до ухода из жизни. У Тагира Яхича сложилась хорошая семья, женой стала однокурсница, с которой прожил в любви и согласии много лет, двое сыновей, дочь. Его педагогический путь продолжила Айслу Тагировна Курбанова – кандидат психологических наук, доцент института психологии и образования КФУ.
Уверен, что он надолго останется в памяти не только тех, кто его знал, но их детей и внуков, которые нередко слышали о нем от взрослых, как о примере того, как надо жить и трудиться. Что же касается его неуемной жажды знаний, то вспоминаются слова Константина Симонова: «Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным».
Это и о Тагире Яхиче Курбанове.
Б.Ф. СУЛТАНБЕКОВ,
заслуженный деятель науки РТ,
профессор, выпускник КГПИ 1950 г.