Наследие и наследники
Неделю назад, в юбилей Ильдара Ханова, мы с вами, любуясь светлой стороной рожденного им Вселенского храма, увидели, как его последователи продолжают начатое великим гуманистом дело. Сегодня настал черед поговорить как об объективных, так и об искусственно создаваемых, встающих перед продолжателями идей Ханова проблемах. С первого взгляда может показаться, что их столько и они так крепко переплелись, что распутать их верно попросту невозможно, однако на деле часто оказывается так, что чем сложнее с виду задача, тем проще на нее ответы.
Так на главнейший из вопросов: на какие деньги продолжается строительство храма и в нем проводятся многочисленные мероприятия, ответ тривиален: на те же, что и раньше, на добровольные пожертвования. У большинства меценатов гуманистические идеи Ильдара Ханова давно стали и их собственными, и видя, что они продолжают развиваться, они и продолжают вкладывать в них свои личные деньги, оказывать другую посильную помощь (привозить кирпич, бетон, выделять технику и т.д.). Понятно, что после ухода Ильдара их стало значительно меньше и потому, что пока не сказало своего веского слова государство, судьба храма далеко не определена и не известны конечные перспективы их добровольных вложений. Поэтому формально эти люди деньги не дарят, а дают в долг, и при развороте вектора развития храма в сторону от идей Ханова будут вправе востребовать их назад. Многие более мелкие, часто и не знакомые с идеями храма инвесторы вкладывают в увиденную ими красоту ради того, чтоб не без гордости похвастаться перед друзьями или внуками, что и они имеют к ней самое непосредственное отношение.
Самым же сложным и неоднозначным в этом плане является принципиальный вопрос о самой возможности открытия в стенах храма какого-либо собственного производства. Дело в том, что Ильдар не раз говорил, что никакой коммерции в храме вообще быть не должно. Начнешь, мол, с малого и не заметишь, как превратишься в заурядного спекулянта. В том, какова тут степень корреляции и что мог бы сказать Ханов в сегодняшней ситуации, мнения пока расходятся.
Важнейшим для его перспектив является и повисший в воздухе вопрос о будущих собственниках храма. И тут ситуация в принципе достаточно ясна, однако перспективы ее развития действительно весьма туманны. Кто-то, не зная всех обстоятельств, уже пытается в этом обвинить самого Ильдара, не оставившего после себя однозначного завещания. На деле же все совсем иначе. Ханов всегда говорил, что строит Вселенский храм для людей и им после него он и должен принадлежать. Зная особенности характеров некоторых из своих родственников, он понимал, что те не до конца поддерживают эту его идею, а потому пытался всем выплатить их долю еще при жизни, после чего и составить окончательное завещание. Успел он это сделать лишь с проживающими в Москве братом и сестрой. Раузу Султанову он обеспечил хорошей квартирой. На дочь Юлию и казанскую сестру Флеру ни средств, ни, главное, времени у него попросту не хватило, а значит, они и оказались формальными наследницами его Вселенского храма.
Флера Галеева, очень достойная женщина, всю жизнь проработавшая участковым терапевтом в одной из казанских поликлиник, действительно любила брата, постоянно оказывала тому посильную помощь, они всегда, в том числе и при мне, по-родственному тепло общались. После смерти Ильдара Флера заявила, что намерена продолжать его дело, и возглавила попечительский совет созданного для этого фонда с официальным названием «Некоммерческая организация «Общественный фонд «Культурно-просветительский центр Ильдара Ханова».
С Юлией ситуация гораздо сложнее. Ее мама, супруга Ильдара Наталья, по ряду понятных причин не захотела ехать с ребенком из Москвы вслед за мужем на зарождающееся строительство КамАЗа. Предпочла она остаться в ней и когда Ильдар, исполняя услышанную им Божью волю, начал в Казани, на месте отчего дома, строительство Вселенского храма. О жене и дочке Ильдар не забывал, при возможности старался их навещать. Их дом он считал и своим тоже. Понятно, что как женщину новую спутницу Ханова Раузу Султанову это не устраивало, и, не спросив Ильдара, та отправилась в столицу и учинила его жене при дочери грандиозный скандал, требуя немедленного развода. Наталья ответила просто: будет так, как решит сам Ильдар. Умерла она на несколько лет раньше своего законного супруга. Своего Рауза не добилась, лишь навсегда отбила у Юлии желание нанести ей ответный визит вежливости. В результате в унаследованном храме та была лишь на похоронах отца, ну а свою долю в нем оценила в 10 млн. рублей.
Понятно, что всем, хотя бы со стороны видевшим гордость Казани Вселенский храм, эта сумма покажется смехотворно маленькой. И это действительно так. Но дело в том, что во всех реестрах формально значится, а соответственно, и подлежит наследованию лишь часть храма на участке земли, официально принадлежавшем Ильдару Ханову. Его остальная, в разы большая часть, в том числе и та, что была возведена уже после смерти Ильдара, ни в каких документах никак не числится и, скорее всего, пойдет как бесплатное приложение к исходной части храма. Уверен, что именно в этом и кроются интересы всех тех, кто все старательнее, не скупясь в средствах, пытается вырвать храм из рук бескорыстных продолжателей идей Ханова, в коих он, к счастью, пока еще находится. Понятно, что именно последние более всех других заинтересованы в выкупе доли наследства Юлии, и к ней у них есть выгодные обеим сторонам предложения.
Ранее родственники Ильдара Юлию фактически не признавали. Так, когда в Москву приехали за телом Ильдара, его брат Ильгиз, которого мы еще не раз не без трепета вспомним, не мог даже указать дом, где живет его племянница. С друзьями отца знакома она, увы, не была. Потому идти с кем-то на контакт относительно наследства она сейчас попросту не хочет. Остается надеяться, что в ближайшем будущем этот барьер нам удастся-таки преодолеть, ибо только в этом случае дело ее отца может получить свое полноценное продолжение.
Пока же на ум приходит известная фраза о том, что расчленить недвижимость на несколько наследников все равно, что подложить под нее мину. И хоть Ильдар именно этого и старался избежать, направленный взрыв в храме готовится фактически со дня его смерти. Цель и назначение предельно ясны – убрать из него одних, чтобы отдать другим. Только на сей раз его идеологи, видимо, памятуя о неудачных попытках взорвать творения Ханова в Челнах, вместо тротила решили пользовать ложь, клевету, а заодно и угрозы. Причем лично меня удивляет не сам факт придуманных обвинений, которых при таких ставках не избежать, а их абсолютная беспочвенность и даже абсурдность и, понятно, легкость разрушения. При желании могли сочинить что-нибудь куда более интересное. Однако не удосужились, решили взять количеством.
Еще в глубоком детстве мама учила меня не говорить вслух прочитанные где-то глупости, имея в виду в основном заборы и стены подъездов, ибо ни рекламных изданий, ни Интернета в ту пору, понятно, не было. Однако сегодня я просто вынужден повторить хотя бы некоторые из них лишь для того, чтобы кто-то, не дай Бог, не подумал, что, как говорится, дыма без огня не бывает, а понял, что храм пытаются окутать отнюдь не ароматным дымком, а заурядным смрадом, который выделяет больной из-за недостатка духовной пищи организм.
Георгий СЕЛЕКТОР.
...пропал калабуховский дом!..
(М.Булгаков,"собачье сердце").
Идея Ханова вовсе не гуманистическая. Смысл в том, что татарский народ будет отвлечен от борьбы за свое национальное освобождение во имя какой-то космической идеи. А подлинный гуманизм состоит в том, чтобы всегда бороться за права своего народа, служить его интересам, а не космосу. Любая учительница татарского языка в тысячу раз лучше такого пророка. Меценатам намного лучше было бы строить дома татарским учительницам, а не космические храмы!
тут надоть подойти к проблеме СЕЛЕКТОРНО!
Воспитаны были такие Хановы не своим народом,а теми кто презирал его народ.Отсюда и трагедия человека,потерявшего ориентиры в жизни и пошедшего за ложными целями.
хатынынг марджа булса...
Москва, а никакая не Казань, - столица татарских русских. Все в Москву! Казань - это так, котелок!
Ханов И.,увы, заблудший сын татарского народа. Таких как он, однако, ни мало.
Елена Рерих-мать Святослава Рериха, оправдывала русскую оккупацию и террор над не русскими народами.
Почитайте её письма. Всем предсказывала смерть и гибель, в случае освобождения народов от русского оккупационного режима. Даже воробьям и воронам. Бедные птички. Они то причём?
Её предсказания, к счастью, не подтвердились.
Guest, 18.05.2016 в 09:06
Идея Ханова вовсе не гуманистическая
_______________________________________
Вся его идея оказалась -механической эклектикой.
Он сам себе противоречит. Он не логичен.
Он механически объединил архитектурные формы разных "религиозных" стилей.
В реальной жизни этого нет.
При этом, никто не отрицает, что Всевышний один.
Но, каждый идёт к нему своим путём.
У татар есть древнейшая религия Тэнгринство и свой пророк Кау-сар!Вот какой религии должен принадлежать этот храм!!!Потому что эта религия-есть начало мирового единобожия!
Вот какой религии ...
______________________________________________
В этой религии есть свои храмы.
Они называются -кенасса.
Архитектура кенасс известна.
Ханов И. и понятия об этом не имел,также как и Рерих С. и его мамаша -"пророчица".
Даёшь свет христианства татарам!
Ну все таки,куда смотрит Минздрав России? За что мы налоги платим,почему башкирскую шизу не лечат.Ну пусть он старик уже,но лечит надо.Духу у него как у Мисбаха аксакала,конечно не хватит с врачей халтурщиков спросить,но помочь то как то надо.Элементарную микстуру Кватера ему прописали бы и то бы ему полегчало бы. а то создается впечатление,что все башкиры на него похожи.
Термин «кенасса» происходит от древнееврейского глагола «канос» (כנוס), что подтверждается в книге «Ган-эден» известного караимского богослова XIV в. рабби Агарона Второго Никомодио (1300—1369)[2]. Этим же словом (кенеса́) персидские евреи называют синагогу.
Я родилась русской ,а могла родиться в татарской илиеврейской семье и почитать совсем другие традиции как единственно верные?!А они общие для всех-добро и любовь и Храм Ильдара это храм общих ценностей