«Министр-мечта» (ч. 1)
Ушел в отставку министр образования и науки РТ Альберт Гильмутдинов, с легкой руки Тины Канделаки названный «министром-мечтой». Однако популярная телеведущая явно забыла прописную истину о том, что не стоит судить о человеке по первому взгляду. Ведь Гильмутдинов ушел с большим шумом: поборы в школах, низкие темпы капремонта учебных учреждений, громкий коррупционный скандал, связанный с программой «Алгарыш» (когда за счет выделенных из бюджета 630 млн. руб. за рубеж отправились некие случайные люди), который закончился отставкой зама и выговорами. И лишь Альберт Гильмутдинов оставался долгое время непотопляемым, объявив войну правозащитникам, обвинив их во лжи.
«Министр-мечта»: путь в финансовую пропасть
Однако доводы правозащитников были более чем весомы. Так, руководитель Казанского правозащитного центра Игорь Шолохов рассказал:
«Весной 2009 года, когда к нам обратилась мама ученика с жалобой на денежные поборы в лучшей школе республики, только-только ставший главой Минобрнауки РТ Альберт Гильмутдинов лично встретился с заявительницей и в присутствии журналистов заявил о недопустимости принудительных взносов. Более того, он признал, что проблема школьных поборов является актуальной для системы общего образования, и по пунктам расписал незаконные действия сотрудников учебных заведений. Однако проведенные правозащитниками горячие линии для родителей учеников в последующие три года показали, что ситуация не только не улучшалась, а даже ухудшалась. Свидетельство тому – количество обратившихся в 2009 году (46 человек) и в 2011 году (291 человек). Осенью 2012 года в КПЦ обратилось 140 человек».
В итоге Альберт Гильмутдинов ушел с поста министра под аккомпанемент проблемы школьных поборов, которую ему так и не удалось решить. И это не единственный огрех экс-министра. Так, мама ученика лицея N83 Наталья Алексеева обратилась в прокуратуру Приволжского района с жалобой на то, что родителей учеников вынуждают самостоятельно покупать учебник по математике Л.Г. Петерсона. Гильмутдинов упорно утверждал, что учебник Петерсона закупаться на бюджетные деньги не будет – дескать, это книги одноразового использования, дети в них пишут, вырезают отдельные элементы. Однако, проверив жалобу Алексеевой, прокуратура внесла представление об устранении нарушений законодательства, поскольку ученики обязаны были обеспечиваться учебниками Петерсона бесплатно. Прокуратура посоветовала Алексеевой обратиться в суд с иском о восстановлении нарушенных прав. А насчет того, что «дети в них пишут», то школьникам обязаны выдаваться бесплатно рабочие тетради по семи предметам. Так, во время проверки по данному вопросу в Омской области прокуратура подчеркнула, что рабочие тетради являются приложениями к учебникам и должны выдаваться бесплатно. Однако в школах Татарстана при Гильмутдинове не выдавались бесплатно ни тетради, ни учебники!
На что же тратились бюджетные деньги при прежнем министре? Нарушений в этом плане хватало (см. подробности ниже). Так, по мнению академика РАО, врача, кандидата педагогических наук Гузели Мухаметзяновой, программа «Килячяк» была принята при экс-министре для того, чтобы выделить под нее большие деньги. В ней не прописана миссия образования, нет государственной политики и внятной идеологии, а мишень развития системы образования обозначена как «борьба с недостатками образования». Существенных новаций в программе нет, так что непонятно, на что были потрачены 8 миллионов рублей.
Причем надзорные ведомства не раз находили нестыковки в финансовой отчетности возглавляемой Гильмутдиновым структуры. Так, еще в октябре 2011 года в столице РТ прошло заседание Совета по противодействию коррупции Казани, на котором обсуждалась тема поборов в образовательных учреждениях. И это в то время как образованию отведена самая большая статья в городском бюджете – 5 млрд. 636 млн. рублей, или почти 40% бюджета! На заседании исполняющий обязанности прокурора Казани Фарид Сафин заявил, что по итогам прокурорских проверок в образовательных учреждениях, инициированных Казанским правозащитным центром, готовится много представлений об устранении нарушений законодательства. Оказывается, заказанные управлением образования горисполкома учебники стали поступать в школы только в конце августа. «Где же июнь, июль, – задавался вопросом прокурорский работник. – Управление образования здесь винить нельзя. Министерство образования здесь виновато»,
Эту точку зрения поддержал и мэр города Ильсур Метшин:
«Полностью оно. Из 400 млн. руб., которые необходимы, дали 150 млн. Министр должен был идти к президенту, к премьер-министру и доказывать. Что остается делать директорам – на пальцах обучать? Больше того, эти 36,5% он (глава Минобрнауки РТ Альберт Гильмутдинов) с опозданием профинансировал. Мы не должны вводить в заблуждение никого. Как можно 36,5% растянуть, как одеяло, на всех?».
Причем Управление образования Казани предлагало Минобрнауки РТ самостоятельно развезти учебники по школам, но ведомство отказалось. «Значит, есть какая-то заинтересованность – заключил и.о. прокурора Казани Сафин. – Не зря президент республики показал министру «желтую карточку»!».
Ильсур Метшин эмоционально заявил:
«Подтверждаются факты, когда отдельные педагоги позволяют себе стыдить учеников в присутствии других детей, что их родители не сдали денег на какие-то цели. Все это ниже всяких моральных норм. У меня сердце кровью обливается, когда я слышу такое. Такие факты надо не просто искоренять, их надо выжигать каленым железом. Таким педагогам в школе не место!».
По мнению руководителя КПЦ Игоря Шолохова, «жесткая реакция мэра обусловлена тем, что своей инертностью, а порой и бездействием Минобрнауки РТ дискредитирует власти Казани, в которой только школ 171 единица. Удивляет позиция руководства министерства, которое в начале сентября 2011 года утверждало, что заказ на учебники выполнен почти на 100%. А потом, по мере увеличения звонков на «горячую линию», стало ссылаться на отсутствие средств и дороговизну учебников.
Неутешительные выводы сделаны аудиторами в отчете Счетной палаты РТ «О результатах проверки целевого и эффективного использования средств бюджета РТ, выделенных Министерству образования РТ». Этот отчет охватил период с 2009 года по сентябрь 2010 года. К примеру, если в 2010 году доля учебников, приобретенных за счет средств муниципалитетов и родителей, составляла 19%, то уже в следующем учебном году родители и местные власти взяли на себя 81% учебной литературы. Столь полярное изменение статистики произошло еще и на фоне того, что более 1 млн. руб., выделенных бюджетом на учебники, не были использованы.
Также ревизоры выяснили, что объем и ассортимент поставляемой литературы часто не соответствовал заявке и потребностям учебных заведений. Из-за этого на складах поставщиков скопились остатки литературы, которая школам, похоже, не была нужна. К примеру, на складе поставщика ООО «Пегас» на 1 сентября прошлого года находились 150 тыс. книг на общую сумму в 18 млн. руб. Точно такая же ситуация с подобными суммами была зафиксирована и на складах двух других поставщиков.
Отчет Счетной палаты был отправлен для проверки в прокуратуру.
Установленные в ходе проверки факты свидетельствовали, что в Минобрнауки РТ перед составлением заданий не уточнялись количественные значения показателей, используемые в расчетах. В результате денежные средства бюджета РТ в общей сумме 7 млн. 785 тыс. рублей, перечисленные министерством на содержание государственных автономных образовательных учреждений среднего профессионального образования, использованы неэффективно, что свидетельствует о недостаточной организации внутриведомственного финансового контроля в Минобрнауке РТ.
По результатам прокурорской проверки должностные лица министерства были привлечены к ответственности.
Важно также отметить, что рынок закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд является чрезвычайно привлекательной сферой для лиц, желающих обогатиться за счет государства путем осуществления различных махинаций. Прокуратурой РТ в рамках осуществления надзора в указанной сфере правоотношений активно используется потенциал органов финансового контроля. При анализе результатов проверки Минобрнауки РТ, проведенной Счетной палатой Татарстана, установлено, что по результатам электронных аукционов министерством было заключено 5 государственных контрактов с ООО «Композит» на поставку учебной литературы на сумму более 2 млн. руб. При отсутствии в контрактах условия об обеспечении поставщиком исполнения данных контрактов напротив было заложено авансирование указанного общества. В результате после перечисления аванса в размере более 800 тыс. руб. поставщик исчез, государственные контракты до настоящего времени не исполнены, средства бюджету республики не возвращены.
В рамках прокурорской проверки установлено, что общество «Композит» имеет признаки фирмы-однодневки. В частности, учредитель и руководитель указанной организации отнесен к категории «массовых» и неоднократно давал пояснения о том, что, несмотря на регистрацию ряда организаций на его имя, отношения к их деятельности не имеет. По результатам контрольно-надзорных мероприятий три должностных лица министерства привлечены к дисциплинарной ответственности. Материалы проверки направлены в органы внутренних дел для решения вопроса о наличии признаков хищения бюджетных средств.
Как выявила проверка Счетной палаты РТ по целевому и эффективному использованию средств, выделенных из бюджета РТ Минобрнауки республики, за 2010/2011 годы не доставлено учебников на 30 млн. 587,6 тыс. рублей. В большинстве случаев контракты на поставку учебников заключались с июля по декабрь, что сильно сказывалось на своевременности доставки книг в школы к началу учебного года. По состоянию на 1 января 2010 года стоимость недоставленной литературы 2009/2010 учебного года составила 61 млн. 165,9 тыс. рублей. Через год ситуация оказалась не намного лучше: не доставлено учебников 2010/2011 года на 30 млн. 587,6 тыс. рублей. К слову, учебники, закупленные по контрактам 2009 года, доставлялись в школы вплоть до 2011 года.
За эти услуги по доставке и хранению учебников министерство выплатило уполномоченным 19 млн. 320 тыс. рублей. Однако проверка отдельных школ Казани показала, что фактически администрации учебных заведений были вынуждены вывозить книги со складов собственными силами. Встречными проверками в Агрызском, Альметьевском, Верхнеуслонском, Пестречинском, Нижнекамском районах республики и в Набережных Челнах выявлено, что более 20 тыс. книг в 2011/2012 учебном году также доставлены в школы самовывозом. В ряде школ выявлены остатки невостребованной литературы, поставленной в 2011 году.
По результатам проверки Счетной палатой РТ направлено представление в Минобрнауки РТ для устранения установленных нарушений. Материалы проверки переданы в Прокуратуру РТ.
На очередном заседании Совета по противодействию коррупции была поднята тема коррупции в сфере образования. По словам президента РТ Рустама Минниханова, огромное количество уже приобретенной учебной литературы два года лежало на складах. Деньги на ее перевозку были выплачены компаниям, которые вообще не имеют никакого отношения к транспорту. Критике со стороны президента Татарстана подверглась также реализация республиканской программы «Алгарыш» по подготовке специалистов за рубежом. При проверках отмечались многочисленные нарушения, в частности, факты направления на обучение лиц, не являющихся специалистами по тому направлению, по которому они получали дополнительное образование. И, кроме того, многие специалисты были «потеряны» – Минобрнауки РТ не имеет данных о нынешнем положении более чем 100 выпускников программы «Алгарыш».
А ведь все начиналось не сегодня и даже не вчера: еще в марте 2011 года на первом заседании Совета по противодействию коррупции поднимались вопросы поборов в школах. Весьма эмоционально выступил тогда прокурор РТ Кафиль Амиров:
– Родительница, воспитывающая детей одна, написала заявление в прокуратуру, что не может внести деньги в фонд школы. И тогда директор ответил ей: «Приходи и мой полы!». Что это такое? Это настолько унизительная процедура. И министерство проходит мимо таких фактов – ну что ж, сказали «помыть полы», переломится она, что ли! Это издевательство над законодательством и родителями учащихся!».
Амиров посетовал также на то, что отсутствие контроля за школьной «благотворительностью» ведет к тому, что деньги уходят отнюдь не на нужды образования, а на покупку мягкой мебели, холодильников, музыкальных инструментов, которые стоят в кабинете директора, в приемной, в учительской.
Рустам Минниханов тогда сказал:
– Если кто возьмет деньги наличными, то его надо сразу сажать в тюрьму. Значит, у него есть цель своровать. У нас есть богатые люди, которые могут внести деньги. Пусть вносят!
Минниханов упрекнул министра образования и науки РТ Альберта Гильмутдинова:
– И это все с вас начинается, уважаемый министр! И нельзя такими красивыми мягкими словами навести порядок. Порядка нет, бардак! В вопросах противодействия коррупции мы будем действовать более оперативно и более жестко. Все эти формы «пожурил, ты так больше не делай» не работают. Все хуже и хуже! Люди вообще наглеют. Если человек получил пост, это не значит, что он может как угодно себя вести и позволять себе какие-то решения. Будем жестко бороться!
Минниханов привел в пример бывшего сингапурского премьер-министра, который в борьбе с коррупцией не пожалел своего друга. Он заявил, что не будет щадить ни друзей, ни знакомых – таким образом он решил проявить политическую волю в решении этой проблемы. И, как видим, президент сдержал свое слово, уже в марте показав Гильмутдинову «желтую карточку» – ему было объявлено замечание «за упущение в организации мер по противодействию коррупции».
Кстати, одно из слабых мест в структуре образовательных учреждений в бытность Гильмутдинова министром – высокий уровень пожароопасности в школах. Из бюджета на противопожарные мероприятия было выделено достаточно средств – 5840,1 тыс. руб. Однако отдача была низкой. Так, только в этом году в общеобразовательных учреждениях произошло два пожара. Перед началом нового учебного года выяснилось, что в настоящее время в 751-й школе имеются нарушения требований пожарной безопасности. В 95 школах имеются нарушения требований пожарной безопасности, связанные с состоянием электропроводки и электрооборудования. Таким образом, количество объектов с неисправным электрооборудованием в среднем по республике составляет порядка 4,9% от общего количества школ. Наибольшее количество школ, где требуется ремонт электрооборудования, расположены в Казани, Аксубаевском, Альметьевском, Муслюмовском, Нижнекамском районах. Причем, несмотря на проведенную в 2011 году работу по оснащению всех школ системами автоматической противопожарной защиты, на сегодняшний день имеются проблемы по содержанию и ремонту данных систем. Основная часть школ, имеющих проблемы с решением данного вопроса, находится в Казани. В 20 учреждениях Казани не заключены договоры на техническое обслуживание системы пожарной автоматики, в 12 – установки пожарной автоматики неисправны или не соответствуют установленным требованиям. Так же данная проблема актуальна в Арском (одна школа), Буинском (1), Дрожжановском (2), Муслюмовском (1) и Черемшанском (2) муниципальных районах республики.
Стоит также добавить, что в 15 (0,7%) школах республики системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не соответствуют установленным требованиям, более того – в 12 учреждениях они находятся в неисправном состоянии. Проблемными в этом вопросе выглядят школы в Казани (в 12 школах не соответствует, в 8 – неисправна) а также в Арском, Буинском, Дрожжановском, Верхнеуслонском районах.
Наряду с нарушениями капитального характера остается нерешен вопрос с обеспечением школ нормативным количеством огнетушителей. Так, 16 школ республики не обеспечены огнетушителями в полном объеме, а именно, в Тетюшском районе – 7 школ, Черемшанском – 3, Чистопольском – 2, Ютазинском – 1, Арском – 1 и в Казани – две школы. При этом имеют место нарушения соответствия путей эвакуации требованиям пожарной безопасности, а именно: применение на путях эвакуации горючей отделки – 52 школы. Данные нарушения имеют место в Зеленодольском (пять школ) и Пестречинском (4) районах республики, а также в Казани (31) и Набережных Челнах. Ширина и высота эвакуационных путей и выходов не соответствуют установленным требованиям в 6 школах – в 4 школах Верхнеуслонского района, в одной школе Заинского района и в одной в Казани. В 6 школах отсутствуют планы эвакуации людей. Данные нарушения имеют место в Верхнеуслонском (2 школы) районе и в Казани (4).
В 151-й школе не проведена огнезащитная обработка, худшее положение дел имеет место в Агрызском, Алексеевском, Балтасинском, Буинском, Мамадышском, Нурлатском районах и в Казани. Допускаются даже элементарные нарушения требований пожарной безопасности – в трех школах (в двух школах Чистопольского района, кадетской школе-интернате и Лучевской СОШ, а также в одной школе Ютазинского района – Байряко-Тамакской СОШ) обслуживающий персонал не знает своих действий в случае пожара.
В начале октября 2012 года Счетная палата РТ обнародовала результаты аудита эффективности расходования бюджетных средств при использовании энергетических ресурсов Минобрнауки РТ за 2007 – 2010 годы. Общий объем выявленных в министерстве нарушений составил 182,8 млн. руб., из которых 141,2 млн. руб. использованы неэффективно. За счет непроизводительных расходов энергоресурсов и несоблюдения нормативов энергопотребления министерством и его подведомственными учреждениями за 4 года излишне потрачены бюджетные средства на сумму 113,4 млн. руб., или 37,3 процента от общего объема, израсходованного на оплату коммунальных услуг. Не обеспечено узаконенное трехпроцентное снижение объемов потребленных энергоресурсов по теплу – в 60 процентах подведомственных учреждений, по электроэнергии – в 68 процентах, по воде – в 52 процентах, по газу – в 71 проценте учреждений.
Одной из главных причин такой ситуации аудиторы назвали отсутствие в министерстве отраслевой программы энергосбережения, а также низкую дисциплину исполнения внутриведомственных распорядительных документов и отсутствие внутреннего контроля за их реализацией. К тому же, как показали проведенные выездные проверки, ежегодные отчеты подведомственных учреждений и самого министерства отличаются низкой достоверностью.
Еще одно «узкое место» – отсутствие или ненадлежащее использование приборов учета. Так, на начало текущего года приборы учета тепла отсутствовали в 42 учреждениях (43 процента), электроэнергии – в 9 учреждениях, воды – в 20 учреждениях. Не особо жалуют в ведомстве и энергосберегающие мероприятия. При этом рекомендации энергоаудиторов в полном объеме выполнены только в двух из 26 проверенных учреждений, что привело к перерасходу энергоресурсов на 9,4 млн. руб. В частности, здесь продолжают освещать и обогревать неиспользуемые помещения и здания. В качестве примера неэффективного использования средств был приведен ремонт кровли в Лаишевской школе-интернате для детей с нарушением зрения: израсходовано около 3 млн. руб., а крыша по-прежнему протекает…
В ходе проверок с использованием тепловизионной съемки установлены большие потери тепла из-за низких теплоизоляционных качеств оконных проемов, стеновых панелей, входных дверей. При этом более одного года оставались неиспользованными 16,5 млн. бюджетных рублей, выделенных на капремонт объектов отрасли и внедрение энергосберегающих технологий. Вот и получилось, что на оплату завышенного потребления электроэнергии учреждениями израсходовано 334 тыс. рублей, тепла – 620 тыс. рублей. И в немалой степени потому, что в Минобрнауки РТ не было на должном уровне организовано обучение специалистов в области энергосбережения. В частности, для снятия показаний приборов учета привлекались коммерческие организации.
Не уделялось при экс-министре образования и науки РТ Альберте Гильмутдинове должное внимание и коррекционным учреждениям. Так, согласно данным Счетной палаты РТ, из полутора миллиардов бюджетных рублей, выделенных коррекционным учреждениям Татарстана за два с половиной года, около 40 миллионов потрачены неэффективно. Неэффективно использовали бюджетные рубли в десяти спецшколах. Суммарный объем нарушений – около 8,5 миллиона рублей. Так, республиканская школа для детей и подростком с девиантным поведением перечислила 4 млн. руб. за аренду здания, которое фактически не использовала. Еще полмиллиона пошло в счет платы за коммунальные услуги для этого дома. Аналогично поступили и в казанской коррекционной школе N6. За отопление здания, которое даже не числилось на балансе учреждения, бухгалтерия выложила 217 тыс. руб. В Ново-Кинерской коррекционной школе-интернате в Арском районе вот уже два года не могут достроить прачечную. Белье стирают вручную, а стиральные машины на сумму 300 тысяч руб. так и стоят нераспакованными!
При проведении Счетной палатой РТ аудита эффективности расходования бюджетных средств при использовании энергетических ресурсов Минробрнауки РТ и его подведомственными учреждениями установлено, что средства в общем объеме 1483,5 тыс. рублей, выделенные на ремонт Мамадшыской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната и Казанской специальной (коррекционной) школы-интерната N6 (им. Е.Г. Ласточкиной), более двух с половиной лет находились в распоряжении подрядной фирмы.
Но больше всего вопросов у ревизоров вызвали государственные контракты на поставку в коррекционные учреждения продуктов. В нарушение закона и условий заключенных договоров отдельные школы авансировали своих поставщиков. Даже тех, которые не выполнили обязательства по предыдущему контракту.
В ходе аудиторской проверки всплыли и другие любопытные факты. С формальной точки зрения некоторые контракты составлены так, что и комар носа не подточит. Но при внимательном изучении выяснилось: в документах прописаны заведомо невыполнимые условия. В нескольких случаях оговоренная контрактом цена составляла не более 10 процентов реальной рыночной. Например, частный предприниматель обязался поставлять одной из школ курицу по цене 8 рублей 8 копеек за кг., яйца – по 10 копеек за штуку, свежую рыбу – по 8,64 рубля за кг., соленую руб. – по 5 рублей, творог по 4 рубля за кг. Фактически же цены на продукты оказались выше в 10 – 12 раз!
Также Счетной палатой РТ была проведена проверка целевого и эффективного использования средств, выделенных в 2010 – 2011 годах и первом полугодии 2012 года на развитие государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Объем финансирования за проверяемый период – 453335,8 тыс. руб. Детские дома являются подведомственными учреждениями Минобрнауки РТ. В большинстве учреждений не решен вопрос об определении организационно-правовой формы, в отдельных случаях не доведены государственные задания на 2012 год. Не прошли обязательной государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости стоимостью 1641,9 тыс. руб., установлены факты невостребованности товарно-материальных ценностей, нарушения бухгалтерского учета, перечисления средств поставщикам сверх имеющейся потребности. По результатам контрольного мероприятия направлены представления в детские дома для принятия мер по повышению эффективности использования средств и устранению выявленных нарушений. Материалы проверки направлены в Прокуратуру РТ и уполномоченному по правам ребенка в Татарстане.
Еще один важный вопрос – капитальный ремонт школ. Ближе к концу июня 2012 года на заседании Совета по противодействию коррупции был рассмотрен вопрос об эффективности мер по противодействию коррупции в сфере образования. Проведенные в этой области проверки выявили нарушения, в том числе имеющие коррупционные последствия. Общая сумма таких нарушений составила 11,5 млн. руб. Коррупционные признаки, в частности, выявлены при использовании бюджетных средств, выделяемых на капремонт школ. В ряде случаев имели место факты завышения объемов работ, замены строительных материалов, привлечения к подрядным работам фирм-однодневок. Только на этих вопросах бюджет потерял порядка 2 млн. руб. Неудивительно, что президент РТ Рустам Минниханов призвал принимать жесткие меры по отношению к тем подрядчикам, которые допускают нарушения при капремонте школ. «Надо принимать более жесткие санкции к тем, кто нарушает капремонт. Пока все требования не будут соблюдены, ни одну школу принимать не будем!», – заявил глава республики. «Все-таки школа – это для детей. И так не слишком много денег выделяем, так уж надо все делать, как положено, – считает Рустам Минниханов. – Требования к школам должны быть очень жесткими».
При проведении Счетной палатой аудита эффективности в учреждениях образования установлено, что к участию в открытых аукционах на проведение капремонта школ в муниципальных образованиях не были допущены участники по шести лотам. В итоге госконтракты были заключены на конкурентной основе с единственными участниками на общую сумму более 18 млн. руб. Некоторые директора школ выступили контрагентами фирм-однодневок и организаций с признаками обналичивания денежных средств. Директор Кургузинской образовательной школы Зеленодольского района Р. Хусаинов был уволен за совершение финансовых нарушений в 2010 году.
Актуальной остается и проблема взяточничества при поступлении в вузы или при сдаче зачетов, экзаменов, защите дипломных работ. В ходе опроса населения каждый второй подтверждает факт коррумпированности преподавателей вузов. В 2011 году было выявлено 63 преступления коррупционной направленности, из которых 24 приходится на вузы. С поличным при получении взятки задержано 10 лиц из числа профессорско-преподавательского состава. За первый квартал 2012 года в сфере образования выявлено 18 фактов коррупции.
А вот весьма любопытные результаты еще одной проверки, связанные с деятельностью Минобрнауки РТ под руководством Гильмутдинова. Проверка целевого и эффективного использования средств бюджета РТ, выделенных государственным автономным образовательным учреждениям среднего профессионального образования, подведомственным Минобрнауки РТ, за 2009 – 2010 годы проводилась в Альметьевском колледже физкультуры, Альметьевском политехническом техникуме, Бугульминском машиностроительном техникуме, Лениногорском музыкально-художественном педагогическом училище, а также в Минобрнауки РТ.
Во всех проверенных учреждениях, имеющих общежития, показатель «количество проживающих в общежитии» не соответствовал фактическим значениям. Из показателя «общей площади общежитий» не вычиталась площадь, на которой проживают жильцы, не являющиеся студентами бюджетных групп данных учреждений.
Установленные факты позволяют сделать вывод, что министерством перед составлением заданий не уточнялись количественные значения показателей, используемых в расчетах. В результате денежные средства бюджета РТ в общей сумме 7785,2 тыс. руб., перечисленных министерством на содержание государственных автономных образовательных учреждений среднего профессионального образования, использованы неэффективно.
Допускались и нарушения жилищного законодательства. Так, в нарушение ст. 105 ЖК РФ в общежитиях проверенных учреждений проживают лица, не состоящие в трудовых отношениях с министерством или не проходящие обучение в нем. В общежитии Альметьевского политехнического техникума жилая площадь в комнатах для проживания учащихся составляет 3,7 кв.м. на одного жильца. В то время как она должна составлять не менее 6 кв.м. на одного человека. То есть в жилую комнату людей набивали как сельдь в бочку!
Охота к перемене мест
После всего того, что перечислено выше, неудивительно, что 20 сентября 2012 года Рустам Минниханов подписал указ об отстранении Альберта Гильмутдинова от должности министра образования и науки РТ. И тут же, исходя, видимо, из неписаной чиновничьей традиции, предложил ему «запасной аэродром»: должность и.о. ректора КАИ. Но для того чтобы стать ректором, Гильмутдинову необходимо пройти сито выборов.
Вот что думает по этому поводу председатель Казанского общества русской культуры Александр Салагаев:
– И.о. ректора еще не значит ректор вуза. В КАИ достаточно сильный корпоративный дух. Гильмутдинов может запросто проиграть выборы. Он интересен как ученый, но как организатор, как менеджер он никакой. Особенно спорная ситуация сложилась у него по кадровой политике в министерстве образования. Например, назначение замом Гузалии Минкиной, которая никакого отношения к науке и образованию не имеет. За ней тянется шлейф коррупционных скандалов. На одном совещании антикоррупционного совета при президенте РТ за поборы в школах министр получил «желтую карточку», на втором заседании вскрылось, что учебники, закупленные за миллионы в Москве, остались лежать невостребованными на складах, потому что никто не мог их вывезти. Кроме того, Гильмутдинов – очень авторитарный человек, он не слышит никого, кроме себя. Или слышит только то, что хочет слышать. Ему трудно будет ужиться в таком коллективе, как КАИ.
Впрочем, дальнейшая судьба Гильмутдинова – это его личные проблемы. Многих волновал вопрос: кто заменит его в кресле министра образования? Это должен был быть человек дела, а не очередной краснобай, который может только обещать, отчего ситуация дальше не продвигается. Министерство образования и науки РТ обязано нести ответственность за ситуацию в учебных учреждениях и принимать своевременные меры по решению назревших проблем. Общественные организации, Казанский правозащитный центр, родители и учителя в один голос утверждали, что новый министр образования обязан мгновенно реагировать на злободневные проблемы и реально решать их, а не отмахиваться и втирать очки окружающим: дескать, у нас все хорошо, тишь, гладь да божья благодать! Он обязан учесть ошибки и промахи своего предшественника, фактически укоренившего в школах порочную систему поборов и допустившего нецелевое использование бюджетных средств в немалом количестве.
Родился в семье учителей
И вот 1 октября 2012 года Рустам Минниханов назначил на пост министра образования РТ главу Актанышского района Энгеля Фаттахова. Не скроем – это назначение оказалось поначалу для многих чуть ли не шоком. Однако нельзя не отметить, что президент РТ сделал оригинальный ход, поскольку именно ему хорошо известны возможности и потенциал 51-летнего Энгеля Фаттахова. Министр – это в первую очередь хозяйственник, который должен не только руководить образовательным процессом, но и рачительно, с чувством, с толком и расстановкой использовать бюджетные средства, отпущенные на нужды образования и науки. Вспомним: ведь именно к хозяйственной деятельности предшественника Фаттахова возникло немало вопросов. Были у нас министры, которые проводили один сомнительный эксперимент за другим, а решение реальных задач оставались за бортом.
Назначение Энгеля Фаттахова министром образования тем более не случайно, что он вырос в семье учителей (о чем многие даже и не подозревали!) Отец, ветеран войны, отличник народного образования РФ, долгие годы работал директором школы. Сестры Фаттахова также избрали профессию педагогов, двое из них являются заслуженными учителями РТ. Энгель окончил факультет механизации сельхозакадемии, работал инженером, секретарем парткома. Он кандидат технических наук, изобретатель и автор более 10 работ. Среди глав районов лишь в активе у Фаттахова защита кандидатской столь сложного уровня (другие руководители предпочитали получать научные степени в области экономики, социологии, проявляли активность в сфере политики и т.д.). Защитив кандидатскую диссертацию без отрыва, так сказать, от основной деятельности, Фаттахов закончил успешно аспирантуру и преподавал в вузе. Он мог бы сделать успешную карьеру на этой стезе, уехав в город, но остался в родном селе, поскольку как младший сын обязан был оставаться возле родителей и ухаживать за ними. Фаттахов трудился на различных участках и был назначен в 1998 году главой Актанышского района. Начиная с 1990 года здесь сменилось уже 6 руководителей! То есть район лихорадило. За 14 лет своего руководства Энгель Фаттахов сумел сплотить район в единый кулак и вывести по всем показателям на передовые позиции. Многие, прочитав эти строки, наверняка подумали: конечно, по-другому и быть не могло – ведь этот район является малой родиной Минтимера Шаймиева! Дескать, он и финансируется намного лучше, чем остальные районы, поэтому и население здесь хватает все блага прямо с неба.
Однако это не так – район никто не выделял, ему созданы равные условия с другими. Для того чтобы убедиться в этом, приведем официальные выкладки.
«Работа в Актанышском районе поставлена и есть движение вперед, – заявил побывавший в районе в конце прошлого года Рустам Минниханов. – Сегодня Актаныш по многим направлениям развития стал одним из ведущих районов».
Чем же обосновал свои слова глава республики? По данным Минэкономики – рейтинга муниципальных образований РТ, в 2011 году Актанышский район по общим показателям экономического развития занимал 4 место среди 43 районов. Это неплохой показатель для района, преимущественно сельскохозяйственного. По производству зерна и животноводству он находится на лидирующих позициях. Очень важно, что в районе сохранены все 87 деревень. Но самое главное – за последние годы району удалось решить многие социальные проблемы. Включая строительство дорог, полную газификацию всех населенных пунктов, капитальный ремонт школ и дорог. В прошлом году актанышцы собрали самый большой урожай зерновых, у них был зафиксирован самый высокий надой и уровень производства молока. Зарплата выше, чем в среднем по республике. В районе уделяется должное внимание развитию различных форм хозяйствования: ООО, семейным фермам, личным подсобным хозяйствам. Одним из перспективных направлений для района является добыча нефти. Здесь работают три нефтяные компании, которые добывают 130 тыс. тонн «черного золота»! Актанышский агрегатный завод выпускает тормозные колодки, кронштейны и другие комплектующие для ОАО «КамАЗ», на предприятии трудятся более 100 человек. Это выгодно для обеих сторон: муниципалитет заботится о своих гражданах и получает рабочие места, а «КамАЗ», освобождаясь от второстепенных производств, имеет возможность сосредоточиться на основных. «Если бы со стороны главы района не было активности, но этого бы не произошло. Такая работа должна вестись во всех районах РТ», – подчеркнул президент. Средняя зарплата на заводе достигла 17 тысяч рублей.
//');
//]]>