Мечта и философия
«…спокойное движенье
Сияющих небес прерваться не должно.
А нашей жизни суждено
Исчезнуть в вечности, мелькнувши на мгновенье…»
Омар Хайям.
В конце 2012 года вышла в свет уникальная книга «Философия в Татарстане», подготовленная творческой группой сотрудников философского факультета Казанского университета во главе со своим деканом, членом-корреспондентом АН РТ М.Д. Щелкуновым. Она посвящена советскому и постсоветскому периодам и, как сказано в предисловии, «восполняет известный пробел, сложившийся в изучении истории философской мысли в республике». Дело в том, что еще в 2009 году вышла книга Ф.Ф. Серебрякова «Философское образование и философская мысль в Казанском университете», где охватывается период от основания университета до начала советского этапа.
Уникальность исследований истории философии в Татарстане (в Казанском крае) кроме всего другого вытекает из уникальной роли этого края и самой Казани в судьбе России и российской цивилизации, счастливейшие дни которой, как писал Н. Лобачевский, еще впереди, – и от себя добавим, что они предполагают прежде всего полет философской мысли.
А что же касается тех перипетий и трудностей, которые сопровождали философскую жизнь в начале советского периода, то отдавая должное мужеству конкретных философов – и прежде всего таких профессоров, как В. Несмелов, К. Сотонин, Н. Васильев, Б. Выропаев, Т. Ищенко, Д. Пронин и др. – и всего философского сообщества, мы должны понимать, что страна находилась в состоянии перехода от Российской империи к советской цивилизации и испытывала на исторической арене напряжение обновления самой молодой (российской) цивилизации на Земле. И философия как воплощение духа с радостью принимает на себя мужество стоять на той высоте, с которой видна вся эпоха – вопреки высказыванию Гете о том, что такой высоты не существует…
И то, что с позитивным влиянием философии на различные сферы в советской цивилизации обстояло совсем неплохо, по крайней мере не хуже, чем, например, в западной цивилизации того же периода, со всей очевидностью показывает опыт таких научных школ, как школа Н. Четаева в Казани и школа С. Вавилова в Москве – все это происходило в духе философского завещания Ленина, что в итоге привело к формированию в Советском Союзе своего варианта такого мирового философского направления, как философия естествознания. В Казани же в стенах Казанского университета в силу философского опыта профессора Виктора Николаевича Комарова зародилась Казанская школа философии естествознания, которая сочетает глубокую философичность с проникновением на самый передний край современной науки – отсюда вышла целая плеяда известных казанских философов: Михаил Щелкунов, Ринат Нугаев, Валентин Бажанов, Натан Солодухо, Ян Разногорский, Владимир Курашов, Камиль Хайруллин… Казанская школа философии естествознания Виктора Комарова – эта самая большая высота в Казанском философском высокогорье.
Авторы же книги немного увлеклись эмпирическими просторами, а между тем правда философии не сводится к эмпирии, а обнаруживает себя через те методологические горизонты, которые открываются с той или иной конкретной высоты. Причем в качестве горизонта выступают как педагогическое поле собственно самой философии, так и поле различных сфер: литература, математика, физика, экономика, политика, искусство… Потому следовало бы более рельефно обозначить конкретные вершины казанского философского высокогорья. В книге они немного размыты. Но это первый опыт такого масштабного исследования, и, несмотря на указанные обстоятельства, такой опыт удался, и книга будет полезна каждому, кто чувствует в себе биение мечты, открывающей в нем горизонт вселенскости – философия и есть фиксация ее полета, который имеет одну и ту же природу при всем разнообразии конкретности каждой мечты…
Урал ПИХТА.
К АВТОРУ ПРОСЬБА УКАЗАТЬ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИОБРЕТЕНИЯ
ДАННОГО СБОРНИКА...