Лови момент?
В газете «ЗП», начиная с 5.09.2013 г. продолжается откровенное мифотворчество по вопросу якобы проживании славян на территории между Волгой и Уралом (в IV – VII вв.), что южнее будущей Волжской Булгарии (VIII – XIII вв.).
Уважаемый кандидат исторических наук А. Овчинников, обнаружив определенную «архаизацию ряда сторон жизни» в республике, ринулся восполнить пробел своими предложениями по реконструкции истории нашего края. В частности, ученый утверждает, что «стали популярными» так называемые «национальные истории» и что происходит мифологизация истории, когда «законы не всегда работают».
Однако напрашивается вопрос, как обстоит дело с логикой у самого уважаемого к.и.н. А. Овчинникова. Он выдвигает гипотезу («точку зрения») о том, что так называемая именьковская археологическая культура оставлена здесь древнеславянским населением.
Во-первых, что означает населенный пункт Именьково? Это село Имэн-Кискэ в Лаишевском районе на берегу Куйбышевского водохранилища. Возникает вопрос, это что же, древние славяне владели татарским языком? Странно как-то. Допустим, что мы сегодня вконец «архаизировались» и не соображаем ничего. Но древние-то были в своем уме, чтобы называть свое место проживания татарским названием.
Во-вторых, пожалуй, что главное, изделия именьковской культуры металлические. Спрашивается, что же это, древние славяне IV – VII вв. владели железоплавильным искусством? Конечно, это не так.
В-третьих, в V в. между Волгой и Уралом в этих широтах существовал известный всем Тюркский каганат, который трудно заподозрить в славянском происхождении. Тогда как железоплавильное искусство у них не отнять. Это у тюрков берет начало еще с алтайского периода их существования, где они пребывали до великого переселения народов в 370-х годах н.э.
Конечно, именьковская археологическая культура – это далеко не славянская, и никаких славян в эту эпоху на Средней Волге не было. Однако откуда проистекает этот исторический миф у ученого А. Овчинникова? Дело здесь связано с ошибочным переводом слова «сакалиба» с арабского языка на русский язык, начиная от Х. Френа и до А.П. Ковалевского, которые, изучая известные «Записки Ибн-Фадлана 922 г.», допустили эту «неточность». Подробнее информацию о происхождении этого ошибочного прочтения арабского текста можно найти в работе А. Хайри. Здесь нет необходимости в повторении этих вполне убедительных пояснений.
Наконец, что можно высказать здесь в «оправдание» к.и.н. А. Овчинникова? Это проблема о «нелогичности» мышления представителей «национальных историй». Вопрос этот из области методологии. Он не прост. Во всяком случае в методологическом аспекте, как представляется, наша историческая наука еще ждет своих уточнений. Например, современная культурология гласит, что история – суть не точная наука. У нее категорией является не столько «ум» (или «сознательность»), что требует весьма жесткой опоры на логику, а категория «разум» (или «мудрость»). Естественно, что наши «национальные» историки это весьма правильно ощущают. Но… Пока же никто этих методологических постижений культурологии не принимает всерьез. Вот тут-то можно пока «ловить момент», чем и можно воспользоваться молодому ученому А. Овчинникову. Но это уже дело «вкуса», как говорится. Ведь опошление сферы интеллектуального труда, истинно научной деятельности пока в действии.
Р. НУГМАНОВ,
доктор культурологии,
профессор.
молодые ученые не имеют фундаментального образования, которое было в 60-70 - х гг. Звания покупались, зачеты тоже. Короче, пробежали. Отсюда и мифы .
молодые ученые не имеют фундаментального образования, которое было в 60-70 - х гг. Звания покупались, зачеты тоже. Короче, пробежали. Отсюда и мифы .
=====
Согласен с Вами полностью!
Такие "ущеные" как Овчинников привыкли писать все за деньги. Кто хорошо им платит, ту песню они и исполняют. А Истина их совсем не интересует.
Спасибо профессору Нугманову за серьезную, аналитическую статью.
А Овчинникова никто историком ведь не считает, поэтому его "непосильные труды", хорошо оплачиваемые заказчиком, не представляют научного интереса. Это просто банальный бизнес, политика, но не наука.
Этот Овчинников раскрыл свою провокаторскую сущность. Посмотрите о чем он сожалеет " ошибкой советских руководителей было устройство начиная с середины XX в. научных провинциальных центров. Научные коллективы стали напоминать крестьянские общины ...". И это пишет ученый! Да у него нет и среднего образования. Профессор, сними очки - велосипед ! Что ты называешь провинцией ? А сам небось из забытого богом уголка российского, отсюда такие дремучие научные изыскания. Тебя уж точно НИКТО не будет читать!
Вопрос этнической атрибуции именьковцев на сегодняшний день крайне политизирован и идеологизирован[16].
Именьковцы официально считаются предками казанских татар наравне с волжскими булгарами[17]. С другой стороны, русские националисты и часть булгаристов непременно хотят видеть в именьковцах славян[18].
Кроме того, рядом историков выдвигаются теории, указывающие скифо-сарматское или готское происхождение именьковцев.[19][20]
В конце 19 века в районе с. Имән -Кискә , были найдены остатки 2 сабельных полос. Представители Финляндии заинтересованные в создании собственной национальной истории скупали на территории Российской империи в том числе в Центральной Азии любые древности с тюркским руническим письмом, т.к. считали в то время, что имеют к этому историческое отношение. Так выщло и в случае с этими саблями. Одна из них хранится в музее в Хельсинки, которую смого изучить известный тбрколог Старостин в 1977г. На сабле нанесена тюркская руническая надпись: "Имән Кискә уза бәге, алкыш киши, көчлеш Чикүгнең сугыш кылычы" - что в переводе значит: "боевой меч сильного Чикуга, славного человека, вольного правителя Имән Киски".
Автор Р.Нугманов показывает свою безграмотность, полагая, что в 4-5 веках в Поволжье жили татары и говорили на татарском языке... Что в Тюркском каганате жили одни тюрки... На самом деле леса и лесостепи Поволжья тогда были заняты предками фин-угорских племен... Но, будто случайно, и А.Овчинников показывает не меньшую безграмотность – даже в 11-м веке в землях восточнее от славян (от Днепра) жили муромы – финно-угорские племена. Знаменитый Илья Муромец был мордвином по национальности!..
Знаменитый Илья Муромец был мордвином по национальности!..
===========================================
Родом этот "мордвин" был почему-то из деревеньки с говорящим тюрко-татарским названием Карачарово (т.е. черный богатырь).
-------------------------------
Автор Р.Нугманов показывает свою безграмотность, полагая, что в 4-5 веках в Поволжье жили татары и говорили на татарском языке
===============================================
То что тюрки жили в Поволжье в то время свидетельствуют находки присущих именно культуре тюрков: котлов.
Именно так, но просто ведя речь о том времени не надо подменять слово "тюрк" словом "татар" это не корректно и вводит людей в заблуждение. Например, для Азии этноним "татар" впервые зафиксирован лишь в 8 веке, а именно в тюркской рунических надписи 732 г. на памятнике в честь Кюль-Тегина в форме "отуз-татар" и "токуз-татар". Примерно с того же времени этот этноним в форме "да-да" или "да-дань" появляется и в китайских источниках. Где-то с середины 12 в. этот этноним благодаря тем же китайцам получает определенно расширительное или по-другому собирательное значение и начинает употребляться в отношении всех кочевых племен северо-востока, причем не зависимо от действительной этнической принадлежности последних. На Ближнем Востоке и в Европе название "татар" или "тартар" становится известно лишь с конца 12 и начала 13 вв. в связи с известными завоевательными походами и войнами Чингисидов. До этого же времени говорить об этнониме "татар" и в частности в отношении Волго-Уральского региона просто неверно и безграмотно. Касаемо Восточной Европы можно вести речь о тюркоязычных гуннах (хунну, сюнну) или булгарах, хазарах четко и надежно зафиксированных почти всеми окружающими их письменными культурами и народами того времени.
Арабский автор Гардизи писал по-моему еще в 11 веке о том, что кимаки - это подразделение татар. А в свою очередь , как известно, кыпчаки -это подразделение кимаков.
Даже в т.н. "Кодекс куманикус" кыпчаки (куманы) говорят о своем языке: "татарча".
пардон, Гардизи - персидский историк
а сейчас этот памятник Кюль-Тегина существует?
В источнике 11 в. "Украшение известий", написанном Гардизи где-то в 1050-1052 гг., сообщается, что тюрки-кимаки происходят от "Шада - младшего сына начальника татар, живших на берег... р. Иртыша, и людей - родственников татар из рода Ими, Имек, Татар, Баяндер, Кипчак, Ланиказ, Аджлад". К мнению о том, что татары - тюркское племя склонялся крупнейший ученый-тюрколог 11 в. Махмуд Кашгари, отмечавший это в нескольких местах своего знаменитого словаря. Вместе с тем показательно его замечание, что "племена ябак, татар, басмил - каждое имеет свой язык, но они хорошо знают тюркский". Это замечание дало в свое время основание В.В.Бартольду утверждать, что татары в 11 в. были не тюркоязычными, а монголоязычными племенами, жившими где-то в горах Уту-гэна (Хан-гая) в верховьях Бий-Хема, одного из истоков Енисея. В 12 - начале 13 вв. под именем татар известно уже значительно большее число племён. Ну и что дальше, что это доказывает? Абу Са’ид Абд аль-Хай ибн аз-Заххак ибн Махмуд Гардизи — персидский историк о жизни которого ничего неизвестно и судя по нисбе он был родом из г. Гардиза или Гардеза, что на востоке Афганистана, к югу от Кабула. И что? В Азии первые упоминания этнонима "татар" восходят еще к 8 в. А "Кодекс куманикус" или по-другому "Словарь кипчакских языков", известный письменный памятник куманского (старокыпчакского) языка вообще составлен западными миссионерами на основе разговорного языка западной ветви кыпчаков в начала 14 в., а именно где-то в 1303 г., и что дальше? Первые упоминания об этнониме "татар" или "тартар" в Европе появляются еще в начале 13 в. И не надо путать название "таты" и "татары". Некий умник Камиль Аблязов вообще подсчитал, что кипчаков и булгар было не больше и не меньше чем по 70 тыс. человек на брата и что слово "батя" происходит от имени Батый, может и слово "ата" или "вата" тоже происходят от этого имени, и что теперь? Будем и дальше демонстрировать подобное свое убожество и откровенную безрамотность, высасывая какие-то, мягко выражаясь, фантазии из пальца, в попытке выдать желаемое за действительное? Чем тогда это всё отличается от тех же националистических и псевдопатриотических фантазий и сказок известных русистов и славянофилов как 18 - 19 вв., так и 20 в. и даже нынешнего времени, над которыми смеется весь остальной профессиональный научный мир.
Вот именно. Для 11 в. название татар является локальным и находится в составе других племен, живущих в азии, что и засвидетельствовано письменными источниками. И в европе об этом имени ничего неизвестно, хотя кипчаки (родственные кимакам и когда-то находившиеся в составе их союза), пришедшие к этому времени в причерноморские степи из Заволжья уже хорошо и широко известны в европе, да и на ближнем востоке тоже. Это еще раз доказывает, что для 11 в. название татары не является ни масштабным, ни тем более знаменитым и вообще не является широко известным. И только лишь после начавшихся в 12 - 13 вв. масштабных монголо-татарских завоеваниях это название, т.е. слово татары распространяется по тогдашнему цивилизованному миру и становится широко всем известным, притом как на востоке, так и на западе. Что опять доказывает - оно стало широко известным, приобретя именно переносный и собирательный характер, лишь благодаря этим завоевательным походам Чингисхана и его потомков и как раз в те времена, а не раньше.
И тем более никаких славян в поволжье и в прикамье в 4 - 7 вв. конечно не было. Само это название, т.е. слово славяне впервые было отмечено лишь в 6 в., да и то далеко на западе от этих регионов. Появление славян или различных смешанных со славянами племен в восточной европе и в частности в верхнем поволжье и на оке относится только в лучшем случае к 8 - 9 вв. Поэтому о каких славянах на волге или в прикамье касаясь 4 - 7 вв. можно вообще говорить, это же бред и невежество чистой воды.
главное-татарами называют именно нас,а не кого другого.отсюда и пляшем.
Плясать надо под свою, а не под чужую дудку и называть себя самим, а не так как тебя называют другие и на основании своего собственного происхождения и прошлого, а не чужого, вот отсюда и пляшем.
Не совсем понятно, отчего все-таки распространилось в 12 веке название татары, а не монголы. Это не могло быть случайностью, слишком огромная территория распространения и слишком разные народы были затронуты.
Вот именно - слишком разные народы.Еще китайцы начали употреблять и распространять название монголы, татары и монголо-татары (мэй-да), потом его подхватили дальше, пока оно не дошло до Европы, а там уже из-за случайного и в то же время такого удачного созвучия и совпадения со словом ТАРТАР, являвшегося для европейской мифологии весьма символичным и впечатляющим, популярность, всеохватность и широкомаштабность распространения этого слова была уже делом времени, причем относительно недолгого. Поэтому здесь нет ничего удивительного или тем более мистического, не надо высасывать из пальца того чего там нет или пытаться поймать рыбку в мутной водице, все здесь естественно, просто и обычно для истории и исторических процессов, надо лишь немного знать историю, хотя бы на элементарном уровне.
еще раз:татарами везде в мире(на планете Земля)называют именно нас и никого другого.пляшем отсюда,а не оттуда,кто и как сегодня указывает(не булгары мы,не кочегары и не плотники!..)
А ты кто такой, чтобы указывать кому, когда и под что плясать?! Если у тебя вместо мозгов в голове мусор от ветерка ворошится и ты ориентируешься на то, как тебя называют другие, и в данном случае как тебя называют в мире(на планете Земля), то следуя этой же своей тупой и рабской логике должен сегодня назваться русским, рашен, russian, потому что именно так в мире(на планете Земля) нас всех сегодня и называют. А потом, если тебя другие начнут называть, к примеру, крысой или харчком, можешь принять и это название, ведь ты же не булгар, не кочегар и не плотник, ты просто УУСТИК с планеты.
almas,опять начинаешь людей оскорблять,козел ты булгарский.
УУСТИК, 02.11.2013 в 09:53
гости всякие неуважаемые!пишите правильно слово "пишете".болтуны,почитайте назад,о чем вы(многие)треплетесь-самоутверждаетесь!а знаний-то и нету глубоких,отсюда манера брать горлом-как всегда.советикус,одним словом.что будете делать,ежли прикроется здесь испражняться?!жене дома будете рассказывать на ночь?так она слушать не станет ваш бред.азбуку выучить да текст набирать можно,конечно,научиться.а в голове ветер.это ведь вам не фортепьяно,бацаете весь мусор,кот.в голове от того ветерка ворошится.
Не совсем понятно, отчего все-таки распространилось в 12 веке название татары, а не монголы. Это не могло быть случайностью, слишком огромная территория распространения и слишком разные народы были затронуты._________________________________________
Впервые слово татары появилось у китайцев. Этим словом они называли всех не китайцев. Тоже самое мы видим у римлян, которые называли варавами другие племена. В 12 веке возникло Монгольское государство во главе с Чингис ханом. Он покорил сначала ненавистное ему племя татар ( они убили его отца. В военных походах он племя татар ставил впереди идущего отряда ( по понятным причинам). Поэтому отряд монголов воспринимался как татарское. Булгары никакого отношения не имеют к этому племени и к татарским завоеваниям! Казанские татары - булгары. Советская власть выдала народу паспорта с графой татарин. Что тут непонятно !
Вот именно. Еще китайцы начали употреблять и распространять название монголы, татары, монголо-татары (мэн-да) в переносном и расширительном смысле, потом его подхватили дальше, пока оно не дошло до Европы, а там уже из-за случайного и в то же время удачного созвучия и совпадения со словом ТАРТАР (из древнегреческой мифологии - глубочайшая бездна, ад), являвшегося для европейской культуры весьма символичным и впечатляющим термином и понятием, популярность, всеохватность и широкомаштабность распространения этого слова была уже делом времени, причем относительно недолгого. Поэтому здесь нет ничего удивительного или тем более мистического, не надо высасывать из пальца того чего там нет или пытаться поймать рыбку в мутной водице, все здесь естественно, просто и обычно для истории и исторических процессов, надо лишь немного знать историю, хотя бы на элементарном уровне тогда и подобных вопросов не будет возникать.