27 ноября 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Кряшенские пазлы
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Кряшенские пазлы

16 февраля 2014 года
Кряшенские пазлы

      Фрагмент 2. Между двух огней.

     Рост национального самосознания кряшен, который наблюдается в Татарстане, имеет объективные причины. Стоит обратить внимание на то, что даже в советское время, когда «религиозные предрассудки» были преданы забвению, кряшены неуютно чувствовали себя в качестве составной части татарского народа. После развала Советского Союза идеологические противоречия между кряшенами и татарами обострились с новой силой. Попытки свести суть проблемы к межрелигиозному конфликту со стороны различных общественных активистов не имеют под собой никакой почвы. Дело в том, что оба народа являются достаточно миролюбивыми и в подавляющем большинстве – светскими.
     Накануне Всероссийской переписи населения 2002 года, когда российские власти предприняли попытку расчленить татар на огромное количество народностей, в частности, на кряшен, мишар, тептярей и т.д., кряшенская проблема привлекала внимание общественности. Однако в той эмоциональной дискуссии, к сожалению, мало кому удалось вскрыть истинные противоречия, с которыми столкнулись кряшены в результате своего исторического развития. Наиболее точно и емко смог раскрыть суть существующего конфликта политолог из Набережных Челнов Рустам Гибадуллин. Он отметил, что кряшены «не могут идентифицировать себя с героико-патриотической традицией многовекового народного сопротивления насильственному крещению, которая для татар-мусульман составляет едва ли не главный нравственный стержень их истории, поддерживающий в них чувство национального достоинства».
     При этом в Татарстане исторически сложились терпимые и даже теплые отношения между кряшенами и татарами. На бытовом уровне у них нет почвы для противоборства. И татары не называют кряшен предателями, как это сейчас пытаются представить некоторые кряшенские националисты. Однако такое отношение к себе они читают между строк в книгах по истории Татарстана, где рассказывается о мужестве мусульман, сумевших в тяжелых условиях царской России отстоять свою религию.
     В этих условиях, когда кряшены являются уже не татарами, но еще и не русскими, им приходится искать пути устранения внутреннего психологического дискомфорта. Здесь у них есть три пути: принять ислам и стать обычным татарином; «незаметно» обрусеть; либо начать конструировать собственный этнос. В ислам кряшены переходят нечасто. Как правило, на этот шаг толкает смешанный брак с мусульманином или мусульманкой. Надо сказать, что какая-то часть из них воспринимает это как шанс разрешить внутренние противоречия. Бывает и так, что кряшены просто не препятствуют своим супругам воспитывать детей в исламском духе, при этом продолжая считать себя кряшенами. Тем не менее в городах все чаще и чаще кряшены предпочитают растворяться в русской массе, не заморачиваясь на национальном вопросе. Этому способствуют идентичные русским ФИО и вероисповедание. Нередко это происходит уже в первом поколении, когда ребенок, имеющий обоих родителей из числа кряшен, начинает себя идентифицировать русским по национальности. Однако есть среди кряшен и достаточно высокий процент людей, озабоченных сохранением уникальной самобытности своего народа.
     Для них на сегодняшнем этапе важнейшей задачей является конструирование собственной истории, которая смогла бы консолидировать их этнос. При этом кряшены в первую очередь пытаются в ней обойти вопросы насильственной христианизации путем закрепления в общественном сознании тезиса о том, что их предками являются тюрки-христиане, проживавшие на этой земле еще во времена Волжской Булгарии. Их не смущает, что все нынешние представители кряшен являются потомками старокрещенов, т.е. принявших христианство в XVI – XVII вв., и новокрещенов, т.е. принявших христианство в XVIII в. Это говорит о желании кряшен любым путем получить идеологическую основу, позволяющую обрести чувство собственного достоинства, придав легитимность христианской вере как в собственных глазах, так и в глазах татар. Может быть, их исторические конструкции и антинаучны, и не выдерживают критики, но их устремления обособиться от татар вполне справедливы и оправданы. Мифотворчество – это обычная практика для любого народа, и кряшены здесь не являются изобретателями велосипеда. Однако их видение истории оказывается неприемлемым как для татар, так и для русских, поскольку для тех и других подрывает почву для скрытого национального самодовольства.
     Наличие «крещенных татар» позволяет ущербным представителям татарской нации иметь по отношению к кряшенам чувство собственного превосходства: мы типа сберегли исламскую веру, а вы не смогли. При этом так называемые «мусульмане», как правило, не имеют представления даже о том, как читается намаз, пьют водку и закусывают ее салом. Что же касается русских, то они в этом видят проявление неблагодарности, поскольку их миссионеры приложили немало усилий для донесения «слова Божия» до иноверцев. В этом просматривается и попытка поставить себя вровень с русским народом, имеющим древние христианские традиции, т.е. усомниться в лидирующих позициях русских в православии. Все это ведет к тому, что в кряшенском сообществе идут разговоры о желании противопоставить себя как татарам, так и православию. Однако протестантизм, о котором все чаще и чаще начинают задумываться представители светской части кряшенской интеллигенции, не имеет среди них глубоких традиций, не считая отдельных случаев перехода в баптизм, наблюдавшихся после Первой мировой войны. Возможно, кряшенам стоит обратить внимание на несторианство, так как именно оно из всех течений христианства имеет у тюрок действительно глубокие традиции.
     При этом если татарские националисты ради единства нации способны поддержать любые религиозные устремления кряшен, то именно для РПЦ неприемлема их религиозная самобытность. Внутри Православной церкви существует мнение и о недопустимости признания кряшен отдельным народом. Делом в том, что для РПЦ они являются плацдармом для дальнейшей христианизации татар, которые просто обязаны находиться внутри татарского народа.
     Отдельные случаи принятия современными татарами христианства, конечно же, радуют кряшен, возвышая христианство в их собственных глазах. Однако парадокс заключается в том, что этнический мусульманин из татар, принявший православие, не становится кряшеном, поскольку кряшенство – это уже давно закрытый клуб. Очевидно, что скромные успехи, достигнутые ими в продвижении православия среди этнических мусульман, чем они активно занимаются в крупных городах, не ведут к увеличению собственно кряшенского народа. Именно поэтому они, дорожащие своей самобытностью, не желают быть игрушкой во внутриполитической игре, но, безусловно, хотят использовать все политические возможности, которые для них открывает пограничное состояние между русскими и татарами. Поэтому нынешние не дружественные по отношению к татарам-мусульманам заявления со стороны некоторых кряшенских активистов нужно воспринимать не более чем как шаг отчаянья загнанного в угол народа, которому просто не оставили выбора.
     При этом удивляет, с каким упорством бросились разыгрывать кряшенскую карту различные политические силы. О том, что эта карта далеко не козырная, осознает, пожалуй, только татарская политэлита, которая пытается со стороны наблюдать за борьбой. Цель федерального центра, чьи интересы представляют московские черносотенные структуры, очевидна. Это желание за счет кряшен уменьшить долю татарского народа внутри республики с 52 до 48%. Безусловно, что после этого татары престанут быть большинством в своем титульном регионе, но что это меняет? Кроме того, потенциал кряшенских националистов в деле раскола татарской нации явно переоценен, т.к. большинство кряшен не видят себя вне татарского мира, просто хотят получить от татар элементарное уважение, и диалог в этом направлении надо вести уже давно.
     Наметившийся раскол между татарами и кряшенами воспринимается как трагедия, безусловно, обеими сторонами. Татары могут потерять внутриэтническое многообразие, а кряшены, в виду своей малочисленности, нуждаются в татарской языковой среде и образцах высокой татарской культуры, в частности, литературы, театра и т.д., частью которой хотят себя ощущать. Именно поэтому эти народы имеют шанс стать примером подлинного евразийского сообщества, если, конечно, смогут сохранить внутринациональное единство, на что, кстати, обратил внимание Рустам Гибадуллин еще 11 лет назад. Дело в том, что в мировой практике нет примеров мирного гармоничного сосуществования ислама и христианства в рамках одного этноса. Именно татары и кряшены как практическое воплощение идей евразийства могли бы стать предметом научной дискуссии и вызвать интерес на международном уровне, и это та фишка, за которую стоит бороться.
     В 2020 году ожидается очередная перепись населения России. Уже сейчас можно договариваться со здоровыми силами внутри кряшенской общины с целью сохранения общетатарского единства, создавая для этого реальные условия. Безусловно, у той незначительной части кряшенской интеллигенции и духовенства, которые борются за выделение кряшен в отдельный этнос, есть на это полное право, то и у их оппонентов, в том числе среди татар, есть полное право бороться за сохранение общенационального единства.

     Линур МИФТАХОВ.
     (Продолжение следует.)


Комментарии (26)
Башкорт, 16.02.2014 в 03:36

Собираются ли татары отатаривать башкир в РБ ?

Guest, 16.02.2014 в 04:28

"Безусловно, у той незначительной части кряшенской интеллигенции и духовенства, которые борются за выделение кряшен в отдельный этнос, есть на это полное право, то и у их оппонентов, в том числе среди татар, есть полное право бороться за сохранение общенационального единства".
==============
Конечно, кряшенам выгоднее быть татарами, ведь национальности "кряшены" вообще никогда не было в природе, и, к тому же, русские кряшенов не любят, они унижают их, называют инородцами, татарвой.
Их ведь совсем мало, поэтому с ними русские никогда не считаются и не будут считаться, а татары-мусульмане их всегда защищают и поддерживают, мы же один народ, просто русские православные идеологи всегда старались разъединить наш народ на части при помощи крещения, присваивания русских имен, хотя раньше у них (у их предков) были обычные татарские имена!

Guest, 16.02.2014 в 07:15

, к тому же, русские кряшенов не любят, они унижают их, называют инородцами, татарвой.________________

В петропаловском соборе есть отдельная церквушка, где молятся кряшены. Их в сам собор и не пускают ( так было в имперской россии), остается и сейчас.

Guest, 16.02.2014 в 08:22

У кряшен есть разные группы. Кто- то стремиться стать более русским, чем сами русские.Но это примерно как советских евреев особым народом называть.

Адиль, 16.02.2014 в 08:26

У меня тещя кряшенка,действительно нечто среднее между русской и татаркой.Тесть татарин, но совок по жизни.Благодаря тому что она вынуждена все таки общаться с татарами,говорит о себе "я татарка",а ее сестры и их дети все перемешались с русскими и стали сами русскими,живут под Екатеринбургом. А статья очень хорошая,грамотный анализ проблемы.

Guest, 16.02.2014 в 08:40

По Льву Гумилеву религия сильно влияет на пассионарный импульс. Выбор религии не случаен и органичен.Он связан с историей народа. Русские выработали особую форму православия например(народ-богоносец).Входят ли кряшены в состав народа-богоносца или они там воспринимаются как "полурусские"?

Аналитик, 16.02.2014 в 09:49

Ситуация, при которой представители одного этноса, принявшие религию, отличающуюся от религии большинства, провозглашаются новым этносом, уникальна. Это примерно как если бы русские-католики считались бы не русскими, а этносом "католиков", русские мусульмане - "мусульманами", русские баптисты - баптистами и т.д. Так почему правительство России настаивает на признании кряшен отдельным этносом, а вот такого же статуса для русских различных вероисповеданий не отстаивает? Правильный ответ: потому что кряшенский вопрос является еще одним способом разделить татарский народ, отделив от него еще одну часть, вслед за делением татар на булгар, сувар, башкирских татар, татаро-башкир, башкиро-татар и прочие племена. А вот русских почему-то на башкирских русских, казанских русских, сибиряков и прочих почему-то не делят. Каждый, у кого есть хоть капля ума, поймет, что к чему.

Guest, 16.02.2014 в 10:09

Делить татар на булгар не надо. Булгары - это историческое прошлое татар. Татары - прямые потомки Волжских Булгар. Волжская Булгария - это Великая история Татар. Это - ИСТОРИЯ. А ее должны должны знать потомки.
Советская власть переименовала некоторых татар в башкир. Искусственно создав % количество народа. Думаю. что татаро-башкиры себя ассоциируют с татарами и с историей Великих Булгар.

внимательный, 16.02.2014 в 12:44

Мне кажеться нужно, что существовала литургия на татарском которя есть у керяшен, я так понял на татарском служат пару священников в РТ. Розыгрыш проблему крешен выгоден силам в фед. центре типа РИСИ, есть якобы проблема есть финансирование...

Guest, 16.02.2014 в 15:47

Я, жил в Узбекистане, там крещеные татары стесняются своих русских имен,там в быту они себе берут мусульманские имена. А русские стараются своих детей женить на татарах мусульманах, чтобы внуки уже были мусульманами-татарами. А сдесь местные кряшены стесняются своих родителей перейти в мусульманство, это будет выглядить как предательство родителей.

Ибрагим, 16.02.2014 в 16:00

Кряшены это безусловно часть татарского народа. Православие было принято кряшенами в результате насильственной христианизации со стороны РПЦ. По существу именно РПЦ со времён Иана Грозного является идеологом насильственной христианизации всех нерусских народов России. РПЦ стала организатором и направляющей силой в преступной колонизации народов России. Царский режим России и РПЦ являются виновниками массовых преступлений против нерусских народов, совёршённых в ходе захвата территорий народов России. Царский режим понёс заслуженное наказание и в 1917 году был сметён революцией, а царь Николай 2 был заслуженно казнён. Это стало карой Аллаха за преступления против нерусских народов. А вот РПЦ удалось выжить и во время революции, и в годы советской власти , и уже в наше время продолжает совершать преступления против нерусских народов России. По существу РПЦ-преступная организация, подобная СС в фашисткой Германии. Эта организация должна быть судима международным трибуналом и распущена. Я не противник христианства, так как религия здесь не при чём. Я против преступной организации-РПЦ.

Аналитик, 16.02.2014 в 20:31

Кстати, почему "Звезда Поволжья" ничуть не интересуется другими религиозными меньшинствами, живущими в Поволжье?
Предлагаю следующие темы для обсуждения:
1) Старообрядческие пазлы
2) Баптистские пазлы
3) Пазлы Свидетелей Еговы
5) Католические пазлы
6) Кришнаитские пазлы
7) Буддистские пазлы
Список может продолжить любой желающий


Ленар(Татар), 16.02.2014 в 20:32

Керэшен миллэттэшлэрем!Без бит татарлар!БЕРГЭ БУЛЫЙК,БЕРДЭМ БУЛЫЙК!!!Ботен доньяга урнэк булыйк!!!

Guest, 16.02.2014 в 22:31

"А здесь местные кряшены стесняются своих родителей перейти в мусульманство, это будет выглядеть как предательство родителей".
========================
Они, скорее всего, не стесняются родителей (родители были бы только рады, что дети вернулись к религии предков!), а просто живут по инерции, и, кроме того, они же видят, что в России мусульманам намного труднее выжить, сделать карьеру и т.д.
Ведь всем известно, что, к примеру, с фамилией Иванов и с именем Иван в России намного легче прожить и сделать карьеру, чем с татарской- мусульманской фамилией.
Разве есть хоть один татарин-мусульманин, который работает премьер-министром правительства РФ, вице-президентом РФ, вице-премьером правительства РФ или министром правительства России?
Поэтому крещеные татары, хоть и знают, что их предки были татарами-мусульманами, но не все спешат вернуться к родной религии Ислам!
Они видят и чувствуют, как трудно татарам-мусульманам не только в России, но даже в Татарстане - на исторической Родине!

Гаяр, 16.02.2014 в 22:35

Татар дробили и будут дробить по разным признакам. Кряшенам, откровенно говоря, не позавидуешь. Они как бы между двумя жерновами. Но от того, что их назовут другим народом, будет им легче? Скорее всего, еще быстрее станут русскими.
Почему-то никому в голову не приходит делить русских на православных, мусульман, иеговистов, старообрядцев и т.д.
Конечно, и татарскую историю надо преподавать объективно. Ведь во взятии Казани и татары участвовали. Всяко было в истории.Нет и не должно быть в нас ненависти к своим русским соседям, простым людям. А про то, что творили и творят князья и у них, и у нас, то народ тут непричем.

Guest, 16.02.2014 в 23:01

Ситуация, при которой представители одного этноса, принявшие религию, отличающуюся от религии большинства, провозглашаются новым этносом, уникальна. Это примерно как если бы русские-католики считались бы не русскими, а этносом "католиков", русские мусульмане - "мусульманами", русские баптисты - баптистами и т.д. Так почему правительство России настаивает на признании кряшен отдельным этносом, а вот такого же статуса для русских различных вероисповеданий не отстаивает? Правильный ответ: потому что кряшенский вопрос является еще одним способом разделить татарский народ, отделив от него еще одну часть, вслед за делением татар на булгар, сувар, башкирских татар, татаро-башкир, башкиро-татар и прочие племена. А вот русских почему-то на башкирских русских, казанских русских, сибиряков и прочих почему-то не делят. Каждый, у кого есть хоть капля ума, поймет, что к чему.
___________
Аналитик, Вы правы на 100 %!!!
Это просто политика двойных стандартов -
один стандарт для русского этноса, и другой - для татар!
Имперские шовинисты ведь всю жизнь стараются методично разделять татарскую нацию на мелкие части, чтобы легче было нами манипулировать как марионетками!
Поэтому крещеным татарам не надо быть такими доверчивыми и поддаваться на провокации, а наоборот, надо объединяться с татарами-мусульманами, чтобы быть сильнее!
Все равно крещеных татар русские никогда не считали за своих, им никогда не доверяли, потому, что они были против насильственного крещения, и тайно соблюдали свою родную религию и традиции, а приняли православие только вынужденно, потому, что их предки не смогли откупиться от попов, не дали взятки православным попам, а кто-то слабый согласился на это ради привилегий, т.к., согласившиеся на крещение татары, освобождались от налогов и им давали землю.(((((
Навязывают ведь то, что не пользуется спросом, а Ислам никто никогда не навязывал и не навязывает, но умные люди сами его добровольно принимают, ибо видят в нем справедливость и равноправие для всех народов!
Крещеные татары, я думаю, тоже проявят силу воли, перестанут бояться империю, и вернуться к родной религии многострадальных предков!

Guest, 17.02.2014 в 00:12

"...Конечно, и татарскую историю надо преподавать объективно. Ведь во взятии Казани и татары участвовали. Всяко было в истории.Нет и не должно быть в нас ненависти к своим русским соседям, простым людям. А про то, что творили и творят князья и у них, и у нас, то народ тут непричем".
:::::::

Во взятии Казани принимали участие только единицы татар - это же такие мелочи, о которых даже смешно говорить, т.к. это погоды абсолютно не делает!
Из 100 % нападавших на Казанское Ханство татар было всего лишь 3%.
Поэтому это никакой роли не сыграло!
Гаяр, как обычно, хочет исказить историю в угоду шовинистам.(
А что касается крещеных татар, то если они согласятся под давлением имперских шовинистов называть себя "кряшенами" (то есть не по национальной принадлежности к татарской нации, а по религиозному признаку, навязанному им), то они не смогут выжить, сохранить свою идентичность, и станут русскими. Хотя русские их не считают своими, а даже хуже относятся, чем к татарам-мусульманам, т.к. они считают, что, называя себя русскими именами и имея русские фамилии, крещеные татары вводят в заблуждение русских, ведь русские могут принять их случайно за русских!
У нас на работе одна русская сотрудница как-то сказала: "Вот так ведь можно случайно попасться - подумаешь, что они русские, а на самом деле они крещеные татары!" То есть они считают, что крещеные татары какие-то другие люди - второго сорта! Мне это показалось страшным и диким - это же русофильство, ксенофобия и татарофобия в чистом виде! А она это так спокойно сказала, как-будто это в порядке вещей, как-будто русские чем-то лучше других!
Вообще-то надо как-то людей перевоспитывать на государственном уровне, прививать им уважительное отношение ко всем народам, приучать к равноправию, и отучать от убогих, разрушающих человеческую душу, имперских шовинистических традиций и амбиций.
Все народы должны быть равноправными, и нет никаких особенных, привилегированных народов-"богоносцев" - эти Истины надо вбивать в головы людям с детских лет (со школьной скамьи)!

Guest, 17.02.2014 в 00:24


"В петропаловском соборе есть отдельная церквушка, где молятся кряшены. Их в сам собор и не пускают ( так было в имперской россии), так остается и сейчас".
--------
Это так. Но почему они соглашаются на такие унижения, ведь они являются составной частью нашей великой Татарской нации!
Лучше бы вернулись в Ислам, и обрели бы внутреннюю уверенность, самостоятельность и человеческое достоинство! Зачем унижаться перед шовинистами?

Guest, 17.02.2014 в 10:39

Старая формула -разделяй и властвуй.если предпринимаются настойчивые попытки разделения, если в это вкладываются деньги, значит есть желание властвовать.

Guest, 17.02.2014 в 10:55

Москва заинтересована только в том, чтобы кряшены ассимилировались в русский народ. Для этого даст немного денег.

Алим, 17.02.2014 в 19:39

Сами, т.н.русские, по генам(доказано учеными),относятся к угро-финской группе,как и мордва.Что они делят всех на "старшего" и "младшего" "брата" остальных(инородцев)?!Славяне-это украинцы,белорусы,словаки...Пусть немного разуют глаза.Если бы Бату-хан своими войсками и законами не объединил их ,то до сих пор они жили бы отдельными княжествами...(в лучшем случае)...

Guest, 17.02.2014 в 21:36

Славяне-это украинцы,белорусы,словаки...
----------
Славяне - это только белорусы и словаки!
У украинцев совсем мало славянской крови, а у русских вообще ее нет ни капли!
Это доказали российские ученые, но почему-то некоторые продолжают пропагандировать старые мифы и сказки о славянском происхождении русского этноса.
Русские - это мордва и финны, у них одна кровь, они братья по крови!!!
Так что с украинцами и белорусами у них нет ничего общего!

УУСТИК, 17.02.2014 в 23:17

весь мир знает рашку только так и никак иначе:ОСТЕРЕГАТЬСЯ!хорошего от нее не ждут.а мы тут,изнутри,тем паче знаем то же самое,но на собственной уже шкуре!

Guest, 18.02.2014 в 11:49

"Из 100 % нападавших на Казанское Ханство татар было всего лишь 3%." Guest, 17.02.2014 в 00:12 ИСТОЧНИК ПЛИЗ!

УУСТИК, 18.02.2014 в 12:50

татар было полно,не надо задним числом наводить косметику.это то же,почему мухамадиев сегодня в москве.те татары,которых до этого выгнали,они воевали,чтобы вернуть отобранное-обычное дело во все времена.правда,в случае взятия казани дошло до геноцида:случился передоз,полный пиздец.

Guest, 18.02.2014 в 13:22

бер. ике эщ дурт биш))хватит уже разговаривать на эту тему делом займитесь!