2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Казанская вода
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Казанская вода

12 августа 2017 года
Казанская вода

     «...а для власти самое главное -
в возможно короткие сроки
решить одну из самых важных проблем
для жизнедеятельности человека -
снабжение водой по цивилизованным стандартам,
качественно, надежно».
     М.Ш. Шаймиев.

 

     Одной из самых злободневных проблем последних лет для республики и г. Казани остается обеспечение жителей питьевой водой пищевого качества. Вода является самым потребляемым пищевым продуктом в нашей республике. И пока еще даже пенсионеры и малообеспеченные группы населения позволяют себе пить ее регулярно без строгих оптимизационных мероприятий правительства.
     Качество воды - это основа качества жизни. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), 80% заболеваний - результат употребления экологически грязной воды. Особенную опасность для генофонда представляют диоксины и диоксиноподобные токсиканты, содержащиеся в питьевой воде. Диоксины обладают политоксичностью, являются абсолютным ядом для живого вещества. Самый токсичный из диоксинов в десятки тысяч раз ядовитее цианистого калия и в сотни раз токсичнее боевых отравляющих веществ группы зарин. Они добавились к обширному перечню экологических бед в последней четверти XX века и стали общеизвестны после применения американцами во время Вьетнамской войны. Длительное воздействие диоксинов даже в ничтожных концентрациях приводит к росту онкологических заболеваний, гибели плода во чреве, рождению детей с физическими и психическими уродствами (без рук, без ног, вплоть до без мозгов), к снижению иммунитета. Последнее дало основание для броского названия токсикации диоксинами - «химический СПИД». Еще один вид воздействия диоксинов - потеря фертильности - подвижности мужской спермы, что приводит к бесплодию. Самая же легкая форма диоксиновой токсикации - поражение интеллекта и потеря способности к отвлеченному (абстрактному) мышлению. Это мы наблюдаем уже в течение последних 25 - 30 лет по состоянию морали и нравственного уровня нашего общества. Величина предельно допустимой концентрации (ПДК) диоксинов в питьевой воде по санитарным нормам установлена 0,000035 мг/л, а в США величина ПДК на три порядка, т.е. ровно в 1000 раз, меньше и составляет 0,00000005 мг/л.
     Превышение дозы ПДК возможно даже при ничтожном количестве фенолов, образующихся в волжской воде от разложения водорослей в период цветения, при взаимодействии с хлором. Соединение этих двух веществ однозначно приводит к образованию диоксинов и создает угрозу запуска механизма экологической катастрофы. Подтверждается также наличие в камской и волжской воде и «готовых» диоксинов промышленного, техногенного и антропогенного происхождения.
     По нашему оценочному мнению, диоксины и диоксиноподобные ксениобиотики являются основной причиной онкологических заболеваний в республике.
     Данные Минздрава об увеличении количества и катастрофические темпы роста злокачественных новообразований с 1990-го по 2014 год в 2,75 раза являются подтверждением самых худших предположений. Официальные цифры по онкологическим заболеваниям по Республике Татарстан за последние годы для наглядности представляем в табличной форме.


      Неуклонный рост количества больных, как повышение благосостояния народа при доблестных секретарях обкомов, в комментариях не нуждается.
     Необходимо отметить, что смертность от рака на 100000 населения в США – 197,5 чел, в России – 227,69. Эти цифры, безусловно, результат установленной в государствах величины ПДК для диоксинов в питьевой воде.
     Чтобы убедиться в достоверности изложенного, достаточно пройтись по длинным коридорам многочисленных корпусов Республиканского онкологического центра на Сибирском тракте с бесконечными очередями.
     В Республике Татарстан проблема диоксинов изучена недостаточно и по непонятным причинам игнорируется. 
     В ежегодных «Госдокладах о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан», выпускаемых Минэкологии от имени правительства РТ, информация о диоксинах отсутствует. При молчаливом нейтралитете служб Роспотребнадзора - Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан - от решения вопроса полностью отстранились и правительство, и коммунальные службы. В г. Казани анализ волжской воды и воды из водопроводных кранов на присутствие в ней диоксинов не налажен и не производится. В системе Госсанэпиднадзора нет лабораторного оборудования для определения наличия диоксинов в питьевой воде даже в пределах принятого «льготного» ПДК. Это создает неотвратимую угрозу массового отравления жителей города.
     В 2010 году на запрос о планах организации контроля за содержанием диоксинов в городской водопроводной воде Управление Роспотребнадзора по РТ дало подробный и четкий ответ (письмо №20/11158 от 17.05.2010). Удержаться от цитирования этого правильного документа  невозможно: «…В соответствии с методическими рекомендациями по обеспечению выполнения требований санитарных правил и норм 2.1.4. 559-96 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» на водопроводных станциях при очистке природных вод», утвержденными постановлением Госстроя РФ от 31.03.2000 г. №24, контроль за содержанием в питьевой воде, в том числе хлорфенолов, осуществляется при необходимости.
     Принимая во внимание технологию водоподготовки питьевой воды (хлорирование), подаваемой Волжским водозабором МУП «Водоканал», интенсивное развитие промышленности, способствующее поступлению в водоемы новых веществ и соединений, представляющих угрозу для здоровья населения, проведение производственного лабораторного контроля за содержанием диоксинов, образование которых возможно даже при минимальных количествах фенола (природного и техногенного происхождения), является актуальным.
     Для установления приоритетности исследования диоксинов, получения более достоверной информации о химическом составе питьевой воды, подаваемой Волжским водозабором, Управлением Роспотребнадзора по Республике Татарстан в адрес Комитета жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани направлено письмо о необходимости в 2010 г. организации проведения МУП «Водоканал» лабораторных исследований качества питьевой воды по содержанию диоксинов в рамках производственного лабораторного контроля».
     Прошло три года, и на повторное обращение в 2013 году с напоминанием о проблеме уважаемое учреждение дает другой ответ (письмо №1511570 от 26.12.2013):
     «…Одновременно доводим до вашего сведения, что в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» приказом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) от 28.12.2012 г. №1204 утверждены показатели качества воды, характеризующие ее безопасность, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды и требования к частоте отбора проб воды, данным приказом контроль качества питьевой воды на наличие 2, 3, 7, 8 тетрахлордибензо-п-диоксина не регламентирован».
     Что же изменилось? Совершенно непонятно.
     Контроль качества питьевой воды на наличие 2, 3, 7, 8 тетрахлордибензо-п-диоксина не был регламентирован и до 2010 года. Но приведенные в письме аргументы не состоятельны, потому что:
     - Диоксины включены в перечень вредных веществ табл. 1 п. 299 с величиной ПДК = 0,000035мг/л. в Санитарных правилах и нормах охраны поверхностных вод от загрязнения, утвержденных Минздравом 4 июля 1988 года №4630-88. Эти нормы подтверждены вновь с 1.01 1989 г., никем не отменены и в настоящее время вполне законно действуют на всей территории Российской Федерации для всех без исключения. Дополнительно к этому законом определено, что «концентрация химических веществ … присутствующих в воде в результате промышленного, сельскохозяйственного и бытового загрязнения, не должна превышать ПДК, утвержденных Минздравом СССР…» Предусматривается при наличии или при подозрении присутствия диоксинов или веществ, являющихся исходными веществами для образования диоксинов в исходной или водопроводной воде, обязательный контроль за наличием этих веществ, устанавливается по решению местных органов власти и Роспотребнадзора.
     Таким образом, как и было правильно предусмотрено в первом письме, этот вопрос должен решаться сочинителями приведенных ответных писем совместно с местными органами власти.
     Одним из основных условий образования диоксинов является наличие в воде хлора. К сожалению, применение хлора при обеззараживании питьевой воды в централизованных системах водоснабжения в любой дозе – вынужденная мера, на сегодня не имеющая альтернативы, и применяется, как говорится, «не от хорошей жизни», а как «неизбежное зло».

     Николай ПЕТРОВ-TEKIN,
специалист по водоснабжению.

     (Продолжение следует.)


Комментарии (1)
Guest, 13.08.2017 в 13:38

Пожалуйста, дайте нам экологически чистую воду, Воздух и землю.