Казанская духовная академия
Четвертая Духовная академия в России. Здание Духовной академии расположено на Арском поле. Сейчас в этом доме N2 по улице Ершова находится городская клиническая больница N6.
Здание академии было возведено в 1846 году по проекту архитектора Александра Песке и представляет собой постройку позднего классицизма. Комплекс состоит из главного здания, двух флигелей и просторного парка. До революции академия занимала целый квартал, ограниченный в настоящее время улицами Ершова, Вишневского, Чехова и Шмидта.
Здание Казанской духовной академии по улице Арской (теперь ул. К. Маркса). Одна из старейших улиц города берет начало от юго-восточной башни Кремля и до Центрального парка им. А.М. Горького и далее переходит в улицу Н. Ершова. Улица Арская начиналась около Варваринской церкви, С XVIII века эти улицы становятся одними из самых респектабельных в городе, так как располагались в верхней, наиболее здоровой и удобной части города. К застройке привлекаются лучшие архитекторы. Здесь много учебных заведений, культовых зданий.
Здание Духовной академии в Казани было заложено 8 мая 1845 г.
Главный трехэтажный корпус размещался в парке с большим отступлением от красной линии улицы, выходил северным фасадом на улицу Арскую и отделялся от нее металлической оградой с кирпичными столбами. С восточной и западной сторон, по красной линии застройки, находятся два флигеля, возведенные в 1849 году под квартиры наставников. В 1887 – 1890 годах к главному корпусу с двух сторон были сделаны трехэтажные пристрои. Чуть позднее появились пристрои и к флигелям.
Здание, частично сохранившее внешний облик и интерьер, выполнено в характерных для середины XIX века строгих формах.
Академия была столь заметным явлением в Казани, что впоследствии место, где находилось это учебное заведение, дало название прилегающей слободе – Академической. Она не случайно была размещена на окраине – для воспитанников было важно отрешение от городской суеты.
В конце XIX века с восточной стороны слободы располагались два кирпичных завода, с южной – еще одно кирпичное производство. Улица, расположенная здесь, до недавнего времени называлась Кирпично-Заводской (накануне тысячелетия Казани она получила имя Хади Атласи (Атласов, 1876 – 1938) – историка, общественного деятеля, члена Общества археологии, истории, этнографии при Казанском университете). С запада граница слободы проходила по улице Госпитальной (ныне Чехова), с севера находился сад Русская Швейцария (Центральный парк им. Горького).
В советские годы этот район сделался престижным. Здесь селились творческая интеллигенция, руководящая элита (в так называемых «обкомовских», позднее «совминовских» домах), а в последнее время – предприниматели и «новые русские».
1913 год, случилось важное для академии событие: как и университет, она удостоилась наименования императорской.
Православие получило распространение на территории Татарстана середины XVI века. Это важный раздел истории многонационального и многоконфессионального народа.
Созданная в 1555 г. Казанская епархия уже довольно быстро стала одной из крупнейших в России. Здесь были открыты монастыри (27 монастырей до 1917 г.) и 800 приходских храмов. Чудотворная Казанская икона Божьей Матери – одна из самых почитаемых церковных святынь, всероссийскую славу имеют и две другие чудотворные иконы – Седмиозерная (Смоленская) и Грузинская (Раифская).
С Казанской епархией связаны имена множества русских святых. Это первые казанские святители Гурий, Варсонофий, Герман, мученики Авраалит Болгарский, Иоанн, Петр и Стефан Казанские. Наиболее известен Гермоген – священник Николо-Гостинодворской церкви, в дальнейшем Казанский митрополит, патриарх–мученик и герой смутного времени в России, канонизирован в 1913 г. Митрополит Казанский Кирилл (Смирнов), не принявший безбожную власть и принявший мученическую смерть. Его судьбу разделили многие сотни священнослужителей.
Вопрос о необходимости учреждения в Казани высшего духовного учебного заведения был поставлен еще в конце XVIII века. К тому времени Казань считалась центром религиозно-нравственного просвещения для всего обширного востока России, а основанная в ней еще в 1733 году духовная семинария получила настолько значительное развитие, что ее приравняли к Киевской и Московской семинариям.
С 1797 года Казанское духовное училище располагалось на территории Кремля в Спасо-Преображенском монастыре, а после, уже в качестве Духовной академии, переселилось во вновь построенные корпуса (1848 г.) на Арском поле.
В 1798 году Казанскую духовную семинарию по указу Павла I переименовали в академию. Поскольку она была высшим образовательным учреждением, ее можно считать первым казанским университетом. Располагалась академия неподалеку от Петропавловского собора и просуществовала до 1818-го, так и не сумев оправиться от крупного общегородского пожара, который случился тремя годами ранее.
Именно ее выпускником в 1799 году был знаменитый впоследствии ученый-востоковед, член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук отец Иакинф (Никита Бичурин) (1777 – 1853) – основатель российской синологии (китаеведения).
В 1842 году по указу синода в Казани вновь была открыта Духовная академия. До 1844 года она размещалась в Спасо-Преображенском монастыре, позже – в Казанском подворье на улице Большая Проломная (ныне разрушенное здание гостиницы «Казань»). И только затем академия переехала в собственное здание на Арском поле. Здесь она находилась до августа 1917 года, когда была выселена Временным правительством. В здании разместились эвакуированный из Пскова кадетский корпус, а также военный госпиталь.
В 1917 – 1918 годах занятия с воспитанниками академии продолжались в других помещениях, в основном в здании духовной семинарии (нынешний геофак КГУ на ул. Кремлевской). В 1918 году в академии прошли последние выпускные экзамены и защита магистерских сочинений, выданы последние дипломы.
Казанская духовная академия – четвертая и последняя в России после Киевской, Московской и Петербургской. Количество студентов здесь в разные годы составляло от шестидесяти до трехсот. В их число принимались выпускники первого разряда (то есть отличники) из духовных семинарий Поволжья и Сибири, но часто и из других регионов. В академии училось немало иностранных студентов – представителей православных церквей из Австро-Венгрии, Болгарии, Греции, Сербии, Османской империи, Черногории и Японии. Абитуриенты сдавали сложные вступительные экзамены, срок обучения составлял четыре года. Большинство студентов не имели духовного звания, но были среди них и представители «белого» духовенства, и монахи. Многие принимали постриг в ходе обучения.
Академия была закрытым учебным заведением, студенты жили здесь же, в главном корпусе. Кроме аудиторий, в здании были предусмотрены столовая, комнаты для отдыха, занятий, а также церковь в честь Михаила-Архангела.
Самой большой достопримечательностью академии была библиотека, которая первоначально принадлежала Соловецкому монастырю и собиралась на протяжении многих столетий. Богатая библиотека Соловецкого монастыря, состоящая из 47 тысяч рукописей и старинных книг. Известно, что в нее вносили ценные дары первые лица государства. Например, Иван IV преподнес библиотеке монастыря рукописную «Историю иудейской войны» Иосифа Флавия (XVI в.).
В 1853 году началась Крымская война, события которой охватили пространство от южных границ империи до северных берегов. Была опасность обстрела монастыря английскими военными кораблями (и такой обстрел позднее действительно имел место). Поэтому православные иерархи приняли решение вывезти столь значимое духовное достояние с Соловков на материк. Библиотека по решению синода была переправлена в Архангельск и передана в Антониево-Сийский монастырь.
Вскоре архиепископ Казанский и Свияжский Григорий (Постников), прекрасно осведомленный о значении библиотеки Соловецкого монастыря, попросил синод передать ее часть в хранилище молодой Духовной академии в Казани. Синоду понравилась эта идея, и в 1855 году в Казань доставили 1515 рукописей и 83 старопечатных издания. Так город обрел бесценную коллекцию.
Позднее по спискам бывшей Соловецкой библиотеки было опубликовано множество памятников древнерусской письменности (например, «Просветитель» Иосифа Волоцкого, сочинения Максима Грека, Вассиана Патрикеева, старца Филофея, князя Андрея Курбского). В Казань для изучения древнерусской литературы приезжали исследователи со всех концов мира.
Духовная академия Казани осуществляла контроль над всеми низшими и средними религиозными заведениями от Н. Новгорода до Кавказа и по всей Сибири.
К сожалению, после революции библиотека была варварски разграблена и утрачена. Обучение в академии давало не только обширные знания, но и обеспечивало выпускникам хорошую карьеру – как минимум преподавателя духовной семинарии. Многие преподавали в вузах, гимназиях, служили в ведомствах народного просвещения и православного вероисповедания. Лучшие выпускники стали крупнейшими иерархами православной церкви (в XIX – начале XX веков академическое образование было обязательным для кандидатов на хиротонию, то есть посвящение в сан).
Священники с академическим образованием, как правило, скоро получали звание протоиерея и если не служили по учебной части, то становились настоятелями храмов. В Казанской губернии во второй половине XIX – начале XX веков подавляющее большинство священников были выпускниками именно этой академии. Студенты и выпускники, постригшиеся здесь в монахи, как правило, становились со временем епископами.
В Казани в середине XIX века было более 100 монахов, 50 монахинь и 900 священнослужителей в 40 церквях и 4 монастырях.
25 июля 1842 года старая академия по указу синода была преобразована в Высшее учебное заведение (1842 – 1921). С первого года открытия в ней началось преподавание истории (русская, всеобщая, церковная). Почти все преподаватели стояли за «просвещение» нерусских народов. Церковные историки стали обращать внимание на освещение вопросов истории народной жизни.
Ректорами академии были почтенные люди, окончившие другие российские духовные академии и тоже ставшие епископами. Так, первый ректор архимандрит Иоанн (1842 – 1844 гг.), выпускник Киевской духовной академии, был впоследствии настоятелем крупного монастыря в Смоленске. Кстати, именно Иоанн добился от властей Казани решения строить собственное здание академии на Арском поле.
Академия была также крупнейшим научным центром в разных областях знания, среди ее преподавателей много видных ученых. Вот только некоторые из них: богословы, церковные правоведы и историки Александр Бухарев, Василий Миротворцев, Николай Ивановский, арабист и исламовед Гордий Саблуков, монголовед Александр Попов, тюрколог Николай Катанов, востоковед и этнограф Николай Ильминский, тюрколог, этнограф, историк народов Поволжья и миссионер протоиерей Ефим Малов... В академии преподавал видный публицист демократического направления Григорий Елисеев.
Работы историков города М.С. Рыбушкина, Н.К. Баженова, архимандрита Гавриила публиковались на страницах первых казанских газет и журналов: «Казанские известия», «Заволжский муравей». Большое значение для развития церковного исторического краеведения стало издание академией с 1855 года журнала «Православный собеседник», а с 1867 года – «Известий по Казанской епархии». На их страницах публиковались как крупные ученые, профессора Духовной академии, так и простые священники. Многочисленные работы, посвященные истории храмов, монастырей, религий, опубликовали Е.А. Малов. И.М. Покровский, Каменский (Никанор) и другие. В Казанской губернии к началу ХХ столетия служили 31 священник из татар-кряшен. С 1800 года в Казанской духовной академии введено изучение татарского языка. Преподавал этот предмет в 1800 – 1818 гг. А.А. Трояновский.
Надо отметить педагогическую деятельность историка Афанасия Прокопьевича Щапова (1831 – 1876).
Щапов родился в селе Анга Иркутской губернии в семье бедного дьячка. Мальчик рос в нищете. Учился в бурсе (закрытом учебном заведении), проявил удивительные способности и за казенный счет был переведен в духовную семинарию, которую блестяще окончил в 1852 году. Затем его направили в Казанскую духовную академию, где готовили миссионеров для распространения православия среди восточных инородцев. Здесь он защитил диссертацию «Русский раскол старообрядства» и как лучший из выпускников был оставлен при кафедре русской истории.
Наряду с чтением лекций Щапов принимал активное участие в организации воскресных школ, хлопотал об учреждении общества распространения грамотности. Под влиянием передовых идей окончательно сформировались его демократические взгляды.
Лекции Щапова имели ошеломляющий успех. В одной из них он говорил о будущей России как о федерации отдельных областей.
События, произошедшие в селе Бездна Спасского уезда, перевернули всю его жизнь. Напомним, что весной 1861 года там собралось около пяти тысяч крестьян, так как разнесся слух, что «царский посол» будет объявлять «настоящую волю». На подавление стихийного крестьянского выступления были направлены войска. Их командующий дал приказ стрелять в безоружных. При этом пострадали более 350 человек, 57 из них были убиты.
Когда весть о кровавой расправе над крестьянами достигла Казани, студенты университета и Духовной академии устроили панихиду в кладбищенской церкви. Щапов со слезами на глазах произнес пламенную речь в память об убиенных. Казанские власти, опасаясь выступлений демократического студенчества, поначалу не решились арестовать ученого. Но вскоре повод представился, и после проведенного следствия Афанасий Прокопьевич был сослан в Сибирь. Правительство строжайше запретило Щапову жить поблизости от крупных культурных центров, что морально сломило его. Горожане увековечили имя благородного соотечественника в названии одной из улиц в центре Казани.
Среди выдающихся ученых Духовной академии выделяются: П.В. Знаменский, Н.И. Ильминский, Ф.А. Курганов, Е. Малов, В.И. Несмелов, Н.В. Никольский, Я.Я. Порфирьев, К.В. Хорлампович.
Петр Васильевич Знаменский (1836 – 1917), доктор богословия, был председателем комиссии по описанию рукописей Соловецкой библиотеки. Всего было описано около 700 рукописей.
В 1892 году Казанской духовной академии исполнилось 50 лет. Ученый совет поручил профессору Знаменскому написать ее историю. Восторженную оценку «Истории» дали многие ученые, философы. Он был избран доктором Московского университета, членом-корреспондентом Петербургской академии наук, доктором истории Казанского университета, пожизненным членом Московского общества истории и древностей. Все четыре российские Духовные академии удостоили его звания почетного доктора. Он, бывший полуголодный бурсак, превратился в гражданского генерала, действительного статского советника.
Петру Васильевичу не довелось дожить до трагической развязки исторической российской драмы. Он скончался 2 мая 1917 года.
В соответствии с Декретом 1918 года «Об отделении церкви от государства» академия утратила статус учебного заведения, но продолжала действовать вплоть до 1920 года, присваивала учебные степени, а занятия проходили в Иоанно-Предтеченском монастыре и на квартирах профессоров.
Академия прекратила существование в апреле 1921 года, когда ректор Анатолий (Грисюк) и 32 преподавателя были арестованы и сосланы.
После Гражданской войны комплекс бывшей академии поочередно занимали Восточный коммунистический университет, Институт повышения квалификации партийных работников, партшкола (совпартшкола), в годы Великой Отечественной войны – эвакогоспиталь, и снова, до 1961 года, партшкола. Затем здание было передано для организации лечебного учреждения – городской клинической больнице N6 (муниципальное учреждение здравоохранения).
Преемница академии – духовная семинария – возобновила работу, но в другом месте – возле храма Во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, в доме на улице Челюскина, 31а.
Борис МИЛИЦЫН.
Спасибо "З.П" за исторические произведения. Побольше бы таких историй о Казани.
Поменьше бы таких заведений в Казани.
Айрат Шарипов не такли ?
Эта статья к тому, что скоро РПЦ подаст иск с целью прихапать это здание. Это информационный вброс!
РПЦ - это еще один инструмент для русификации народов Поволжья, не только татар, но чувашей, башкир, марийцев, мокша, эрзьзя, удмуртов. Алгоритм русификации отработан и состоит в отрыве сначала от национальной культуры, а потом последующей русификации. Потому-то и РПЦ всегда пользовалось такой поддержкой русского империализма. Вообще любую церковь или любое православное учреждение на территории Татарстана татарский народ должен рассматривать как базу для враждебных действий против себя, каким в 1552 году была Свияжская крепость, на которую базировались русские войска, штурмовавшие Казань.
Уважаемый Аналитик, вот тут-то я тебя поддерживаю на все 100%!
Я собственно так рассматриваю церковную инфраструтуру как враждебное образование для татар . Но времена уже не те и сейчас это больше музеи или муляж.
Вы дорогие мои,подчиняетесь России,так как Татарстан ей подчиняется.Суверенитета нет!!! Так что не нужно писать глупости!!! К примеру Кул-Шарифа,что в Кремле вообще не было исторически на этом месте,он был абсолютно в другом месте. И не нужно разжигать национальную вражду!!! Хотят востанавливать пусть востанавливают,тем более что было исторически.Тем более академия была,самая последняя четвёртая Россия! Или Вы хотите,чтобы кругом бородачи с кинжалами бегали???!!! Татарстан-то придерживается традиционного ислама,так что уж извольте жить в дружбе с Русским народом и с их православной верой!!!
Среди выдающихся ученых Духовной академии был, наверно, и профессор Снегирев В.А.-автор книг "Психология", "Логика", его учеником был В.И.Несмелов. С уважением Александр