Как сохнут родники
Начал свой марафон по всему миру «Год экологической культуры и сохранения флоры и фауны». Относится ли человечество к этой сфере? В любом случае, когда наука XXI века достигла фантастических успехов, человечество не научилось мирно существовать, сохранив свое многообразие на подаренной нам Богом Земле.
АИФ «Оренбуржье» под рубрикой «Национальное сбережение» делится опытом, как «сберегать» национальности, число которых в области доходит до 126. По его мнению, Оренбуржье может научить, как жить в мире, даже другие регионы России. «У нас Совет по делам национальностей работает уже 17 лет, – информирует многоопытный директор НИИ истории и этнографии Южного Урала ОГУ Веналий Амелин, – и не безрезультатно, оставив даже Подмосковье в хвосте, «где подобный форум народов прошел ровно два года назад». По его мнению, форумы и советы необходимы «для грамотного регулирования ситуации». Например: «Численность русского населения в Оренбуржье составляет чуть более 2 млн. человек. Это меньше чем в 2002 году, однако в процентном отношении доля русских увеличилась». За счет кого, спрашивается. Вот вам ответ: «Это происходит не столько из-за повышения рождаемости, сколько из-за смены этнического самосознания». В данном случае почему бы не признать ассимиляцию национальных меньшинств, которых в области 125.
Почему самобытность национальностей не ценится, а ценится только чистопородность лошадей? Может быть, это затратно? «Вот, например, из личного опыта, – продолжает уважаемый Веналий Владимирович, – Во время переписи населения заходим в семью, спрашиваем о национальной принадлежности. Люди говорят, что они украинцы, но, подумав немного, меняют свое мнение. «На Украину мы жить не поедем, по-украински никто не говорит. Какие же мы тогда украинцы? Напишите нас русскими». Так и получается, что из одной национальности люди переходят в другую», – заключает В. Амелин.
В таких случаях у русских принято говорить: «Дешево и сердито». Во время переписи мне жаловался знакомый мордвин. Никак не может уговорить свою дочь указать национальность мордовки (не говоря уже мокша или эрзя). В свою очередь, дочь успокаивает отца: «Ну, пап, какая разница».
В Оренбургской области проживают 165 тысяч татарского населения. Под Оренбург татары были «завезены», например, в село Татарская Каргала, для экспансии земель юго-восточной Азии. В северо-западной же части проживают коренные жители-татары, которые при формировании Татарской автономной республики осознанно были отсечены, как и многие татары Башкирии, отошли от основного татарского населения. На территории Бугурусланского района проживали одни татары, башкиры. Произошла тихая, мирная, крепостно-крестьянская экспансия их земель отставными майорами, появились поместья аксаковых, державиных. На память о былых татарах и башкирах осталось одно название села Баймаково, где проживает чисто русское население. Город Бугуруслан основан в 1748 году. В районе осталась одна татарская деревня Чишмабаш. Татар в городе 5 тыс. человек. В свое время были татаро-башкирские отделения в педучилище, семилетняя татарская школа, которых уже давно нет.
Моя попытка, в бытность депутатом Горсовета, включить в повестку дня вопрос организации в 10-й, 13-й школах преподавания татарского языка вызвала бурную реакцию с выкриками: «Езжай учить свой татарский в Казань!». В знак протеста ушел из зала заседания, ничего не сказав. Приняли как оскорбление. Была попытка лишить депутатского мандата, потребовали объяснительную, однако, прочитав, промолчали. После, проверив протокол заседания, обнаружил – написано от руки, небрежно, ни слова об инциденте и о повестке дня. Вот и получается: «Человек познается в беде» или как у татар: «Человек познается в деле, а не когда с ним чай пьешь». Ты хорош и друг, младший брат, пока не возникаешь.
В последние годы появилась тенденция отказа татарских родителей от обучения детей родному языку. Почти в чисто татарском районном центре Асекеево по жалобе родителей закрыли татарский класс, организованный усилиями татарского общественного центра. В Северном районе (бывший Сок-Кармала, сменивший название в период реформистской деятельности Н. Хрущева) в деревне Ибряево закрыли школу. Возят учеников в соседнее мордовское село, расположенное в 4 километрах. Хотя была возможность учить детей в татарском селе Крежле в 7 км от Ибряево. В начале марта текущего года в местной «Бугурусланке» появилась статья «Прощай, малокомплектная!». Речь идет о закрытии школы с начала 2013/2014 учебного года в единственной в районе татарской деревне Чишмабаш (в переводе на русский «начало родника»).
Корреспондент пишет о школе: «Нет следов современного ремонта, зато есть с любовью собранный музей, маленькая уютная столовая и атмосфера домашнего тепла». Закрытие малокомплектной школы администрация объясняет нехваткой финансовых средств. Детей будут возить в с. Коровино в 12 км от Чишмабаша. Сельчане на вопрос «Кто виноват», отвечают: «Молодых у нас нет, рожать некому, работы нет». 17 человек проголосовали за закрытие школы, 2 против, 1 воздержался. Было и такое: «Все равно закроют, если даже не согласитесь – отберут лицензию». Естественно, в газете об этом не сказано. «Но не идет из головы, – пишет корреспондент, – фраза, произнесенная кем-то на сходе: «Не будет школы – пропадет село!». Искренне, взволнованно говорила на сходе директор Чишмабашской школы Сирина Мусагитовна: «Умом, конечно, я понимаю происходящее, но сердцем принять не могу».
«Пустеют села, – с горестью пишет корреспондент Людмила Рындина, – и причины здесь глубинные – экономические, демографические, политические. А явление малокомплектной школы – всего лишь следствие происходящих процессов». Кому-то надо разорением сел и деревень, включая и русские, лишить народы источников питательной среды для сохранения своей национальности, истинно национальной культуры. Есть вещи дороже денег. Исчезновением родников, таких как Чишмабаш, лишается источников Великий Идел-Волга, читай Россия: в Великую Отечественную войну для спасения Идел-Волги не жалели средств, в том числе и человеческих жизней.
В конце 2012 года татарский детсад «Чулпан» отметил 15-летие своего открытия. В сущности, детсад так и не заговорил на родном языке. Половина детей из смешанных браков. Для закваски обязательно направят русских детей со ссылкой на нехватку мест в дошкольных учреждениях. Кто бы возражал, если бы они научились говорить и по-татарски. Детсад и есть чишмабашы – начало родника, но его ручеек не сливается с другими родниками, образуя полные реки. Объявлением же лозунга: «Родному языку надо учить дома» проблему не решить, паровоз ушел, потеряна энергия 90-х годов.
Если бы только это. Десять лет бьемся над восстановлением сада имени Мусы Джалиля, который был построен в 60-х годах после его реабилитации. Есть проект, выполненный архитекторами Альметьевска, добились ограждения территории. В конце 2011 года администрация города, почему-то через доверенного лица депутата ЗС области в Бугуруслане С. Затеева, вернула мне проект сада: «Забирай свой проект, пока не потерялся». На вопрос глава города ответил: «Нет денег». Зато появились охотники занять площадь сада, те, у кого «деньги» есть. Всего-то надо 2 миллиона рублей.
Уверен, если бы сад назывался именем Иванова, Петрова, Сидорова – давно в нем отдыхали бы жители половины города. Для восстановления сада имени Мусы Джалиля нет денег, а говорим о патриотическом воспитании начиная с президента В. Путина. Не можем дозвониться работникам двух библиотек, где открыли отделы татарской литературы, отключили телефоны – у отдела культуры нет «денег» для оплаты услуг связи.
Для воровства миллиардами, для вывода капитала сотнями миллиардов за рубеж «деньги» есть. Отвлекаясь, вынужден сказать: тот, кто назначает министрами сердюковых, скрынник и им подобных, по демократическим меркам, должен был давно уйти в отставку. Невольно вспоминаются годы учебы, когда учебники по истории пестрели словами: «реакционное правительство», «реакционная дума». Чем отличается от них сегодня политика правительства России, политика Государственной думы в национальном вопросе? Абсолютно ничем. Может, пора их называть таковыми.
Мы сто с лишним лет, со времен Садри Максуди – руководителя татаро-мусульманской фракции Государственной думы царской России, клянемся в верноподданности Российскому государству – исторически доказали ее, в том числе Муса Джалиль, Александр Матросов, Газинур Гафиятулин. Да и весь татарский народ. С улицы пришедшие к власти чиновники не прислушиваются к демократически мыслящим умам, таким политикам, как Д. Сахаров, Ж. Алферов, И. Тагиров, Д. Исхаков, Р. Хакимов и другие.
Сохранение родных языков малочисленных народов не отвлеченный вопрос, это вопрос их выживаемости. Практически судьбой соотечественников за пределами РТ занимается полуправительственная организация Всемирный конгресс татар. Влияние ВТОЦ, который загнан в угол, ограничивается пределами республики, хотя без его общественно-политической поддержки не решить проблему даже в самом Татарстане.
Где влияние Всероссийской автономии татар? Ее руководитель в лице И. Гильмутдинова как участник конференции в Оренбурге единственно просил «не шуметь», хотя шума-то не было. Кто знаком с еврейским «катехизисом», знает: «Надо хлопать, если надо – кричать, топать ногами». Где там затюканному веками татарину до евреев. Может, И. Гильмутдинов – хороший человек, но это, как говорят, «не профессия», как депутат ГД не проявляет особого рвения в решении проблем соотечественников – это не Фандас Сафиуллин, видимо, действует по инструкции.
Если в Татарстане национальным вопросом занимаются первые лица, начиная с президента, председателя Госсовета Ф. Мухаметшина, в регионах же второстепенные чиновники, которые возглавляют различные ассамблеи, советы, комиссии, проводят форумы, конференции, заседания для «регулирования ситуации».
Каково отношение правительства к национальным меньшинствам, видно по тому, как функции решения их проблем переданы Министерству межрегионразвития, которому не до национальностей, слишком много дыр в инфраструктуре. На садака (милостыню), которая дается автономиям, национальный вопрос не решить. Верить в это – самообман. Не зря на одном из совещаний профессор Алла Федорова высказалась: «Бесплатная национальная политика – это нонсенс (бессмысленное занятие)!».
Пусть будут Сабантуи. Но не пора ли акцентироваться на обучении родному языку, чтобы песни и пляски продолжались на родной земле, а не на палубе тонущего «Титаника». Может, в Татарстане открыть отдельное министерство в регионах-махалля, все-таки нас вне республики пять миллионов! Нужен стимул. При постановке реальных задач нерешаемых проблем нет. Тогда можно будет «писать больше и о позитиве», если доживем.
Р. КАРИМОВ,
г. Бугуруслан.
В том то и весь вопрос состоит,что при необходимости и Шаймиев и Минниханов говорили и говорят о 7 миллионном татарском народе,но даже для 2-х миллионов татар Татарстана не создали условия для сохранения этнического Я.Разве кто нибудь из них или татарских депутатов в Госдуме и Соф.Федерации,поднял этот вопрос так как надо.Разве сказал что татары находятся в патовой ситуации,в деле сохранения языка и культуры,так как народ рассеян и фактически деградирует.Или все они считают,что только сабантуи сохранят татар.
Легитимных механизмов сохранения и развития своего народа у татар нет ,те которые есть фиктивные и марионеточные .Там где другие татары видят тупик я вижу путь .
Для любого языка главной и первой гарантией выступает национальное государство.Без него даже многомиллионные носители не могут спасти его от вымирания.-Это мнение ученых лингвистов.И это так.Пример с Израилем где возродили вымирающий иврит и сейчас это государственный язык,писатели пишущие на нем получают нобелевские премии.Другой пример Казахстан,где во времена СССР 40% казахов не знали родной язык.После распада сов. империи силой и мощью национального государства произошел ренессанс казахского языка,что кстати сыграло на пользу татарам живущим в Казахстане.Изучая казахский язык они возвращаются к татарскому.А вот в Кыргызстане плохо поставлено изучение кыргызского языка для не кыргызов и практически лишь малый процент татар живущих в Кыргызстане владеет татарским,что и приводит их к ассимилированию русскими.Большая часть татарской молодежи здесь создает браки с русскими т.к.находятся в одном психологическом поле с русскими.
Полностью согласен с вами Адиль .Только смелые и решительные действия помогут разорвать этот порочный круг .
Адиль и Рафаэль, полностью с вами согласны!!!
"Или все они считают,что только сабантуи сохранят татар." Ну почему вы так Адиль? Взгляните какой принимают закон об образовании в РТ, там сохранены базовые требования об обязательном и всеобщем изучении школьниками татарского. Готовится программа по дальнейшему расширению использования татарского в повседневной и деловой жизни, это всё именно руководство Татарстана и делает. Как вы это не замечаете?
07.06.2013 в 19:13
"Или все они считают,что только сабантуи сохранят татар." Ну почему вы так Адиль? Взгляните какой принимают закон об образовании в РТ, там сохранены базовые требования об обязательном и всеобщем изучении школьниками татарского. Готовится программа по дальнейшему расширению использования татарского в повседневной и деловой жизни, это всё именно руководство Татарстана и делает. Как вы это не замечаете?===================================================Когда над татарским народом нависла такая угроза все перечисленное вами всеволишь косметические меры .
Совершенно верно!Создается видимость на бумаге и в отчетах по развитию тат.языка.Если не учить такие предметы как химия,физика,биология,математика на татарском языке,особенно в старших классах,это согласиться на признание неполноценности своего языка и дать карт-бланш в руки всех русификаторов,которые маскируют свою подлость,якобы заботой о татарской молодежи.Мол им надо поступать в ВУЗы,поэтому точные науки надо изучать на русском.Тем самым ставится искусственный тормоз развития языка.И то разговор идет о татарах РТ(2 млн.),а о 5млн.татар за пределами РТ никто и не думает.Хотя, ошибаюсь, подумали при помощи 309 закона,ликвидирующего национальный компонент в образовательной системе.Русский шовинизм бьет по самому чувствительному для татарского народа,старается ликвидировать воспитание детей в татарской атмосфере.Они прекрасно понимают,что надо продолжать прерывать связь поколений у татар,а остальное свершится все само по себе по цепочке:дети воспитаются в отрыве от татарского языка-будут жить по русским понятиям и в русской среде-морально духовные ценности станут русскими-отсюда безразличие в выборе спутника жизни(главное чтобы была абстрактная любовь)-рожденные дети россияне,а точнее русские.В принципе большая часть татар уже включена в эту адскую цепь.А цепь куется идеологами империи,всякими там Кургинянами,Тишковыми и пр.русгебельсами.
Все таки евреи и казахи которые возродили свой язык ,живут в своем собственном государстве и на своей собственной земле.А татары живут где попало и расселяны на огромной территории.А это прямая ассимиляция и исчезновение.Кто нехочет исчезнуть и ассимилироваться пускай пересяляются в Татарстан.Остальные татары я думую исчезнут со временем.И небудет этой пустой болтовни про 5 миллионов татар которые некому ненужны.
, 07.06.2013 в 23:14
татары живут где попало и рассеяны на огромной территории.А это прямая ассимиляция и исчезновение.Кто не хочет исчезнуть и ассимилироваться пускай переселяются в Татарстан.
=======
Всех переселить вряд ли получится, но независимый Татарстан будет лучшей опорой для защиты их интересов, чем Татарстан - российская колония.
руководство наше ежедневно продает народ федералу,оттуда у него и деньга.так что это не помощник,а наоборот.
Создание своего национального государства единственный путь выживания для татар в современных условиях глобализации и политики оброисcянивания. Но вот хватет ли у татар духа сделать шаги в этом направление. для тех кто говорит, что большинство татар останутся за пределами Татарстана, нужно иметь в виду, что большинство живут на своих родных землях на территории Идел-Урала - Ульяновская, Cамарская, Оренбургская, Челябинская, Свердловская области, Башкортостан, Xувашия, Удмуртия, Пермский край. Границы Татарстана не учитывают коренные территории татар.
Кстати, речь в статье идет о Северном и Бугурусланском районе Оренбургской области, в которой много исчезающих деревень и много свободной земли. Было бы неплохо если бы татары из богатеньких прикупили бы там землицы для переселенцев, которые хотели бы переселиться в поволжье, ведь именно так и сделали еврей-купили земли в палестине и разрекламировали идею переселения евреев на родину. Да..., вроде недавно там Миниханов был, хоть какую-нибудь проблему татар решил, за кого-нибудь заступился? Что ему нельзя было дать указание чтобы в село Ибряево детский автобус из Татарского Кандыза заезжал. Тогда бы и народ к нему по другому относился. Да и татарам с сопределных территориях с РТ, если к ним такое отношение от руководства областей и республик, может им в ответ регистрировать свой бизнес в РТ и т.д.
Согласен с Маратом, это умное предложение!
Может быть наш Президент Р.Н. Миннеханов обратит на это внимание и примет соответствующее решение?
Надо, наверное, кому-нибудь обратиться к Президенту с таким предложением.
Тоже согласен с Маратом. Отличная идея. Было бы хорошо, если бы среди нас нашлись люди которые, смогли бы создать общественную организацию для решения подобных проблем. 1. Определить территории куда желательно было бы переселить татар из других реионов и стран, пожелавших переехать. 2. Заняться вопросами сохранения языка, школ, детских садов и прочих вопросов. 3. Добиваться соблюдения законных интересов и прав татар проживающих в других регионах. На государство только полагаться не стоит. В частности, если бы такая организация появилась в Оренбургской области было бы орошо. Если грамотно поднести, может какую то поддержку из Татарстана получило бы.
Чтобы остановить процесс ассимиляции нерусских народов в РФ необходимо создавать национальные системы образования с использованием возможностей Интернета. В национальной республике (например в Татарстане) должны быть разработана вся методическая литература, учебники для преподования на родном языке. Национальная система образования должна охватывать все ступени образования:от детского сада до высшего учебного заведения.
Согласны с Вами на 100 %!
Когда уже, наконец-то, займутся этим в Татарстане?
"В национальной республике (например в Татарстане) должны быть разработана вся методическая литература, учебники для преподования на родном языке. " А это уже и заложено в новом законе об образовании. Осталось дело за малым, чтобы родители татары отдали своих детей в такую школу. Сейчас есть одна чисто татарская школа,будут ли ещё увидим в сентябре.