История связи
С самого начала Великой Отечественной войны резко возросло значение Казани как пункта всех видов резервной правительственной связи. Наркоматом связи были приняты меры по повышению пропускной способности линий связи «Москва – Казань». Срочно была установлена новейшая аппаратура уплотнения Ленинградского завода «Красная заря» – двенадцатиканальная аппаратура дополнительных высокочастотных («ВЧ») каналов, и в первую же военную зиму оборудование начало работу на сверхсекретной магистрали «Москва – Казань», а затем через Казань с Куйбышевом (Самарой) и другими важными районами страны. Зимой 1941 года началась установка воздушной медной цепи «Казань – Куйбышев». В суровых условиях была налажена устойчивая связь с Мордовией. Нагрузка была нечеловеческой. Не хватало запчастей: каждый винтик, каждый метр проводов – на строжайшем учете. Женщин, а их было абсолютное большинство, отпускали домой только на два часа в сутки.
Осенью 1941 года, когда враг, не считаясь с потерями, рвался к Москве, согласно постановлению Государственного комитета обороны и указанию Наркомата связи страны, начали эвакуацию многих объектов стратегической связи.
Главную государственную радиостанцию им. Коминтерна отправили в Уфу. В Куйбышеве в то время строился новый крупнейший радиоцентр мощностью в 1,5 тысячи кВт глубоко под землей, в правительственном бункере. А в Казань прибыла резервная вещательная радиостанция из Ногинска во главе с начальником Борисом Исааковичем Смородинским (потом начальником стал Х.К. Ерзин).
Приказом по Наркомату связи от 13 сентября 1941 года в Казани сформирован приемно-передающий радиоцентр. В сложнейших условиях зимы, в необустроенном здании, в результате круглосуточной работы к январю 1942 года был смонтирован передатчик, налажена система энергопитания, антенное хозяйство. Знаменитый радиопередатчик «РВ-84» вышел в эфир в феврале 1942 года.
В состав радиоцентра в Казани входил и широковещательный радиопередатчик «РВ-17», известный казанцам еще с 1932 года, приемная радиостанция и станция правительственной связи «ДРК-15», эвакуированная из Одессы, а также коротковолновые передатчики особого назначения. В результате совместных усилий специалистов из Ногинска, Москвы и Казани мощность радиопередатчика была доведена до 150 кВт. Ее передачи принимались до 400 километров на длинных волнах и бесконечно далеко, почти на всю Европу, в средневолновом диапазоне.
Место для нового радиоцентра было выбрано очень удачно: на высоком берегу реки Казанки, в относительном удалении от городских промышленных объектов, в березовой роще Троицкого леса.
Троицкий лес называли «Немецкой Швейцарией» в основном потому, что в этом тихом и спокойном месте располагались загородные дома-дачи горожан с немецкими фамилиями. Из истории известно, что первым здесь поселился на месте села Троицкого в первой половине XIX века профессор КГУ Л.Л. Фогель, построивший для своей семьи загородный дом. Со времен революции до начала войны в Троицком лесу, в старинном двухэтажном здании из красного кирпича размещались в разные годы пересыльная тюрьма, колония для малолеток и школа милиции.
В 1941 году в переоборудованном помещении расположили два передатчика: «РВ-84» и «РВ-17». Ветеран радиосвязи «РВ-17» работал на средних волнах круглосуточно: днем как радиовещательный передатчик, ночью как музыкальный радиомаяк (условно «Чайка») для ночных бомбардировщиков. Гражданское население не могло знать, что передачи из московской радиостудии, голос знаменитого диктора Левитана и сводки Совинформбюро по кабельной связи передавались по линии «Казань – Куйбышев» и выходили в эфир именно отсюда. Но граждане слушали вещание только по городским, сельским проводным линиям радиоузлов, как тогда говорили, из «радиотарелок», так как все радиоприемники частных лиц были изъяты из обращения и хранились на государственных складах. Для большей технической надежности и секретности была создана специальная приемная радиостанция правительственной связи (на землях селекционной станции в районе Горок).
Радиопередатчики работали как «вечные двигатели». Представьте, что аварийное отключение даже на 2 – 3 минуты было недопустимо. Молчание в эфире считалось вредительством.
Из воспоминаний ветерана радиоцентра К.М. Синицына: «После взятия немцами Варшавы, используя антифашистский комитет и дикторов немецкой национальности, в условиях строжайшей секретности (об этой работе знали только три человека) из специально оборудованной комнаты в Казани велась передача, в которой обращались к немецким солдатам с призывами к борьбе против гитлеровского режима. Казанская радиостанция «РВ-84» при помощи специальной аппаратуры настраивалась точно на частоту варшавского передатчика, и фашистская речь перебивалась голосами, непонятно как туда попадающими. Немцам приходилось надолго выключать свой передатчик. Их контрразведке так и не удалось найти источник «вражеской» информации. Предполагали наличие группы в самой Варшаве…»
В сложнейших условиях связисты Казани обеспечивали бесперебойную работу радиосвязи на всю страну. Они понимали – от надежной, устойчивой связи на всех уровнях управления страной в военный период зависит приближение желанной Победы.
Многие сотрудники жили прямо в здании радиопередатчиков в отдельных комнатах, срочно были построены несколько бараков (последние из которых были снесены только в 90-х годах). Тогда никто не задумывался о влиянии на здоровье и жизнь сильнейшего высокочастотного излучения, исходящего от антенного радиополя, о вредности высокой напряженности электромагнитных полей.
Характерно, что в системе радиосвязи работали целые семейные династии: Добкины, Денисовы, Маркеловы. Всю войну трудились известные радиолюбители Б. Мямяшев, А. Максудова, П. Мухин, А. Андреева. Всех не перечислить!
Легендарный радиовещательный «РВ-84» прожил длинную трудовую жизнь и был демонтирован только в 60-е годы. На смену пришли новые системы и средства коммуникаций. Теперь «Радиотелевизионный передающий центр (РТПЦ) Министерства связи Республики Татарстан». Работа продолжается!
Борис МИЛИЦЫН,
ветеран радиосвязи.
P.S. Я отдал много лет (1954 – 1964 гг.) службы работе на передающих вещательных радиостанциях города Казани.