27 ноября 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество История Отечества - наша биография
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

История Отечества - наша биография

23 февраля 2017 года
История Отечества - наша биография

     Крупнейшим отечественным историком XIX века, несомненно, был Василий Осипович Ключевский. Его лекции по русской истории имели огромный успех при жизни автора и ныне сохраняют определенную научную значимость. Многочисленные афоризмы усиливают их занимательность. Можно привести некоторые из них. Первый в заголовке. Другие: «История - это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого», «Чтобы знать, куда и как идти, нужно знать, откуда и как мы пришли», «История народа, научно воспроизведенная, становится приходно-расходной книгой, по которой подсчитываются недочеты и передержки прошлого», «Изучая дедов, узнаем внуков, то есть, изучая предков, узнаем самих себя», «Нет исторической памяти - и нет исторического глазомера», «Русский ум больше всего проявляется в глупостях», «Россию никто не изучает, зато много охотников управлять ею». Глубокое знание истории давало Ключевскому исторический глазомер, позволивший предвидеть многое из того, что произошло в России в XX веке. Так, после расстрела царскими войсками мирного шествия рабочих в январе 1905 г. Василий Осипович произнес вещие слова: «Николай II - последний царь. Алексей царствовать не будет».
     Начался XXI век. По-прежнему самыми популярными о нашей стране у иностранцев, да, пожалуй, и у россиян остаются стихотворения Федора Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить». Правда, один современный поэт иронизирует: «Умом Россию не понять, а чем понять - опять не ясно». Другой поэт полагает:

     Нам больше не на что пенять.
     Самих себя перехитрили.
     Умом Россию не понять
     Без помощи психиатрии.

     Вновь и вновь мы пытаемся осмыслить путь, пройденный Россией на протяжении веков. На фоне затяжного кризиса в современной России мощно проявляется синдром «доброго старого времени». Одни оплакивают Россию, которую «потеряли» в 1917 г., где, по слухам, все пили только смирновскую водку и шустовский коньяк, закусывали паюсной икрой и молочными поросятами, и все это стоило, можно сказать, гроши. Другие - ту страну, которая исчезла в 1991 г., где образование, медицинское обслуживание, жилье были бесплатными. А теперь, как пишет поэт Илья Фоняков:

     Нынче в мире все другое.
     Изменились времена:
     Жизнь не та, не те герои,
     Мы не те, не та страна.

     Так чем же может нам сегодня помочь в осмыслении нашей истории Ключевский? Вглядываясь в прошлое, мы видим, что Россия всегда была многоликой, многозначной, многомерной, многонациональной, многоконфессиональной и т.д. Она располагалась в разных частях света и географических районах. Противоречивость российской действительности ярко выразил Н.А. Некрасов:

     Ты и убогая,
     Ты и обильная,
     Ты и могучая.
     Ты и бессильная,
     Матушка Русь.

     В чем причины такой противоречивости? Как объяснить, например, причины отсталости России? Ее объясняли ордынским игом, но на ликвидацию его последствий достаточно было одного века, между тем в последующие столетия отсталость не уменьшилась, а увеличилась. Характерно, что если в XVIII в. Россия была способна побеждать не только турок, но и шведов, немцев и французов, то после Отечественной войны 1812 г. она проиграла Крымскую войну англичанам и французам, японцам в 1904 - 1905 гг., немцам в 1914 - 1918 гг., побеждала она только Персию и Турцию, страны еще более отсталые, чем она сама.
     В чем же дело? Описывая процесс непрерывного расширения Московского княжества, Московского царства, Российской империи, Ключевский делает вывод: «История России есть история страны, которая колонизуется». По его мнению, именно этот фактор является важнейшей особенностью российского исторического процесса. Весьма образно действие этого фактора показал Максимилиан Волошин:

     А между тем от голода, от мора,
     От поражений, как и от побед,
     Россию прет и вширь, и вдаль - безмерно;
     Ее сознание уходит в рост
     На мускулы, на поддержание массы.
     На крепкий тяж подпружных обручей.

     Постоянное территориальное расширение стало определяющей причиной многих цивилизационных особенностей России. Значение этого фактора весьма многогранно. Прежде всего отметим явление, совершенно неизвестное США и многим странам Европы. В XIII - XX вв. Россия каждое столетие подвергалась опустошительному нашествию, часто одновременно с нескольких сторон. По подсчетам Ключевского, великорусская народность в период своего формирования за 234 года (1228 - 1462 гг.) перенесла 160 внешних войн. В XVI в. Московия воюет на северо-западе и западе против Речи Посполитой, Ливонского ордена и Швеции 43 года, ни на год не прекращая борьбы на южных, юго-восточных и восточных границах. В XVII в. Россия воевала 48 лет, в XVIII в. - 56 лет. Можно сказать, что территориальная экспансия России, породившая «великость» ее территории, во многом была вынужденной мерой, направленной на защиту от внешних угроз. История России зачастую выглядит как история осажденной крепости.
     Негативные последствия нашествий и войн громадны, даже если иметь в виду только убыль населения, причем наиболее активной его части. Так, в результате беспрерывных войн Петра I население России, по подсчетам Ключевского, уменьшилось на одну треть. В ходе Первой мировой войны Россия потеряла 5 миллионов человек. В годы Великой Отечественной войны потери составили 26 миллионов 600 тысяч человек. В первый период боев (с июня по ноябрь 1941 г.) мы ежесуточно теряли на фронтах сражений по 24 тысячи человек, из них 17 тысяч убитыми и около 7 тысяч ранеными (каждые 18 дней мы теряли столько убитыми, сколько США за все годы Второй мировой войны). В конце войны (с января 1944-го по май 1945 года) эти потери составляли 20 тысяч человек в день, из них 5,2 тысячи убитыми и 14,8 тысячи ранеными. Таких потерь не имела ни одна страна в мире. Они продолжают сказываться на демографической ситуации в стране и в XXI веке.
     Расширение территории шло как военными, так и мирными путями. Важной особенностью цивилизационного развития России явилась добровольность вхождения в ее состав многих народов Поволжья, Северного Кавказа, Сибири, народов Украины, Казахстана, Башкирии. Такой шаг упрочил многонациональность страны в качестве ценнейшего исторического достижения всех ее народов. Россия сохранила их самобытность, а не уничтожила, что сделали многие страны при создании колониальных империй. Соединенные Штаты Америки, например, возникли в ходе не имеющей аналогов в мировой истории этнической чистки, для «расчистки» жилой площади «настоящими» американцами (а таковыми долгой время считались только англосаксы-протестанты) было «выкорчевано» свыше 500 коренных народов. Об этом ныне не стоило бы забывать поклонникам сплошной «губернизации».
     Некоторые западноевропейские страны тоже имели свои колонии. Они, являясь заморскими территориями, представляли собой иной мир, иное жизненное пространство. Другое дело - Россия. Новые земли находились не за морями, а в пределах одной страны, что оказывало прямое воздействие на развитие всех народов, населявших ее. Общность жизненного пространства - еще одна из особенностей России. Судьба многих народов, мирно или немирно вошедших в состав России, стала неотделима от судьбы русского народа. Так, вместе с русскими повстанцами Пугачева сражались и башкиры, и татары, и калмыки, и мари, и мордва. Подобных явлений не было в европейских колониях (скажем, история не зафиксировала совместных восстаний англичан и индийцев и т.п.). В течение сотен лет совместной жизни, суровой борьбы за выживание у российских народов формировалась общность их исторической судьбы, геополитических и экономических проблем, взаимообогащалась их культура.
     Как воспринималась гигантская Россия на Западе? В силу различных причин она на протяжении сотен лет была изолирована от Европы. Московская Русь в какой-то степени была открыта всего лишь на 6 лет ранее Америки. Ключевский красочно описывает, как в 1486 г. некий немецкий рыцарь Поппель каким-то образом попал в Москву. Вид столицы неведомого Московского государства поразил его «как политическое и географическое открытие». Воротясь домой, Поппель рассказал германскому императору Фридриху II, что за Польско-Литовской Русью есть еще другая Русь, государь которой будет, пожалуй, посильней и побогаче польского короля. «Изумленная Европа, в начале царствования Ивана III едва ли даже подозревавшая о существовании Московии, затиснутой между Литвой и татарами, - писал Карл Маркс, - была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на ее восточных границах».
     Данный эпизод истории показывает, насколько велика была взаимная изолированность России и Европы, а значит, и взаимное невежество относительно друг друга. В представлении европейцев на Востоке располагался загадочный гигантский русский медведь. Даже великий Лейбниц, разработавший по просьбе Петра I проекты развития и государственного управления в России, говорил о русских: «крещеные медведи», а еще ранее ученый швед Иоанн Ботфрид защитил диссертацию «Христиане ли московиты?». О качестве европейских представлений говорит и то, что даже в XIX в. в Европе русских именовали татарами (например, Байрон в поэме «Дон Жуан»). Стали традиционными страхи Запада перед русским экспансионизмом, сменившимся затем жупелом «красной опасности» (при этом антикоммунизм зачастую оказывался неприязнью к России как таковой). Даже сегодняшнюю Россию на Западе часто малюют как чуть перекрасившуюся «империю зла».
     Как воспринимались в самой России ее огромные размеры, как они отразились на ее исторических судьбах? Правители России на протяжении всей ее истории усматривали величие страны не в благополучии народа, а в приумножении территории, в ее военном могуществе. Отождествление величия страны с «великостью» ее территории часто лежало в основе ошибочных решений российских правителей. В 1904 - 1905 гг. они собирались шапками закидать маленькую Японию. Узнав о нападении японцев на Порт-Артур, Николай II заявил: «Я вообще смотрю на это, как на укус блохи». В ноябре 1939 г. советское правительство в ультиматуме правительству Финляндии напоминало финнам слова крыловской басни: «Ай, Моська, знать она сильна, что лает на слона!». В декабре 1994 г. наши военные руководители обещали одним полком десантников за пару часов взять Грозный («чтобы улучшить имидж президента»).
     Феномен территориального величия был присущ не только царям, министрам и генералам. Оно стало предметом национальной гордости. Так, Пушкин полагал, что завоевание «Кавказского края» «не будет нам преградою в будущих войнах - и, может быть, сбудется для нас химерический план Наполеона в рассуждении завоевания Индии». Вспомним его же:

     Иль мало нас?
     Или от Перми до Тавриды,
     От финских хладных скал
     До пламенной Колхиды,
     До стен недвижного Китая,

     есенинские:

     ...шестая часть земли с названием кратким Русь,

     симоновские:


     Касаясь трех великих океанов, она лежит, раскинув города,
     Покрыта сеткою меридианов, непобедима, широка, горда.

     Октябрь ВАЛИТОВ,
профессор,
доктор философских наук,
кандидат исторических наук.
Уфа.

    На снимке: Октябрь Валитов.

 


Комментарии (57)
Guest, 24.02.2017 в 17:12

Если бы Ленин был жив, то мы сейчас жали бы в процветающей стране. А современные олигархи специально принижают роль Ленина, чтобы народ не понял, что надо делать. А многие дурачки на эту удочку клюют.

Читать первоисточники и документы надо, а не фальшивки в интернете.
=========================
Не надо идеализировать Ленина. Он еще тот шулер - к примеру - в решении национального вопроса . Документ об образовании ТАССР подписывал он, так какими такими мысли он руководствовался, A?
НЭП, создал новый класс предпринимателей, их тогда называли нуворишами как и сегодня. Их разгульная жизнь в ресторанах, с охапками баб ( как будто сегодня) была на виду. И тогда то мысль " а за что воевали) витала в воздухе в таком густом гневе, что терпеть НЭП было опасно. К тому же он породил кризис хлебозаготовок и множество иных причин, что заставило партию отказаться от НЭПа. Сталинская модернизация страны превратила ее в индустриально - аграрную, вывела страну на первое место в Европе и 2 место после США. Историческое экономическое чудо воспринимаемое миром. Китай получал поддержку и значительное от СССР. Его продукция - ширпотреб, самого низкого качества. В РФ завозили молча, не указывая на эти качества от начала перестройки. Этим и объясняются его успехи. В 1922 - 1924 - Ленин был серьезно болен. С 1923 г. продиктовал Последние письма и статьи. Судьбы страны , социализма он связывал с решение 3 задач - индустриализация, коллективизация, культурная революция. О НЭПе ни слова. Да, что касается грамотности россиян 35%. Вот вам россия капиталистическая.

Guest, 24.02.2017 в 17:21

Так, вместе с русскими повстанцами Пугачева сражались и башкиры, и татары, и калмыки, и мари, и мордва. Подобных явлений не было в европейских колониях (скажем, история не зафиксировала совместных восстаний англичан и индийцев и т.п.). В течение сотен лет совместной жизни, суровой борьбы за выживание у российских народов формировалась общность их исторической судьбы, геополитических и экономических проблем, взаимообогащалась их культура.
=========================
Что то какими то небылицами запахло. В Пугачевском восстании участвовали народы Поволжья, конечно, же за обещанную национальную свободу, а не из глубокой любви к русскому крестьянину. Да к тому же никакого взаимообогащения не произошло, во всяком случаи татары как держались Ислама так и остались в ней, да и обычаи и традиции блюли. Смешанных браков не было. Да и детей не называли русскими и европейскими именами. Царизм, Коммунисты, Демократы никто не заботился о национальном развитии не русского народа. Цепи колониализма как были так и остались. Но народ порабощающий другой народ кует цепи для себя. Никакого взаимовлияния, взаимообогащения - самодержавие, православие , россия для русских. Уровень развития национальных культур на уровне самодеятельности.

Guest, 24.02.2017 в 19:46

Вот они,Валитовы.Бывшие секретари парткомов ВУЗов,зав.кафедрами марксизма-ленинизма и пр.
Так и пахнуло совком и единым советским народом.

Guest, 25.02.2017 в 23:51

октябрь(по старому стилю) валитов...

Guest, 27.02.2017 в 09:22

Валитов похож на Винни Пуха застрявшего в заячьей норе - одна часть снаружи, а остальная в совкеNETCAT_SMILE_SMILE

Guest, 27.02.2017 в 12:36

С 1923 г. продиктовал Последние письма и статьи. Судьбы страны , социализма он связывал с решение 3 задач - индустриализация, коллективизация, культурная революция. О НЭПе ни слова. Да, что касается грамотности россиян 35%. Вот вам россия капиталистическая.
=================================================
НЭП была Ленинская идея. Партия от нее открещивалась. Ленин настоял. Коллективизацию Ленин видел добровольную, в виде ТОЗов.
НЭП не родил новый класс буржуев, он был и до революции - малый и средний бизнес, по нашему. Просто его легализовали.
И вообще НЭП, по Ленину, это государственный капитализм под присмотром партии. Ленин всячески приглашал капиталистов и промышленников в России, создавал для них условия. Это, как он сказал, всерьез и надолго. Сталин и партия после его смерти идеи Ленина извратили и НЭП закрыли.
Снова его открыли и применили в Китае. Недавно в одной своей речи главный китаец прямо сказал, что идея НЭПа легла в основу модернизации Китая.
Все это Ленин написал в одной из своих последних татей, не вошедших в собрание сочинений. И еще много того, о чем "ленинцы" и не знают.У меня эта его работа есть.

Guest, 28.02.2017 в 13:06

Читать невозможно. Воняет нафталином.

Guest, 01.03.2017 в 10:23

Вчера я был в КГУ в музее истории КГУ. Экскурсовод нам рассказала, как недавно там побывала китайская делегация и все китайцы плакали от счастья, что они увидели настоящие ленинские вещи и аудиторию, в которой сидел ВЕЛИКИЙ ЛЕНИН! А Вы - нафталин. Именно Вы и являетесь нафталином, который не понял сути ленинских реформ. Почитайте документы и программу КПК. У нас власть специально оплевывает Ленина, чтобы не допустить модернизации экономики России, которая не позволит им грабить страну.

Guest, 01.03.2017 в 12:28

Интересно, ваш верховный гуру в лице Зюганова,согласен с тобой.

Guest, 01.03.2017 в 13:03

Для меня Зюганов не гуру, а пошляк. И я вообще не коммунист, и даже пионером в отличие от Вас, не был. Состою в оппозиционном движении. Ко всему отношусь объективно, стараюсь читать не газеты, а первоисточники. Зюганов последние труды Ленина не читал, и не знает, что в 1922 г. Ленин публично отрекся от марксизма и провозгласил государственный капитализм целью России (а никакой не НЭП, который ему приписали позже). И именно про этот капитализм Ленин сказал: Это всерьез и надолго.

Удивительно, как въелся в народ фиктивный образ Ленина-коммуниста, созданный КПСС. Хотя на самом деле Ленин совсем не такой примитивный паренЬ каким его провозглашают коммунисты. И Вы все обсасываете партийные догмы, не желая заглянуть в первоисточники.

Guest, 01.03.2017 в 14:29

Призрак бродит по России,призрак коммуниста.

Guest, 02.03.2017 в 05:43

Guest, 01.03.2017 в 10:23
Именно Вы и являетесь нафталином... .У нас власть специально оплевывает Ленина, чтобы не допустить модернизации экономики
______________________________________________
Без модернизации гражданских прав,и без соблюдения конституционных прав граждан, разве возможна модернизация экономики?
Неужели не понимаете взаимосвязь?

Guest, 02.03.2017 в 10:06

Россия исторически сложилась как азиатская страна. И гражданские права у нас реализованы по азиатски. По крайней мере половина населения России - чистые азиаты. Поэтому у нас примерно одинаковая система власти с Азербайджаном, Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией и т.д. Поэтому Ваше требование ввести в азиатской стране европейские принципы - не совсем умная вещь. США пробовали, и что из этого получилось? Чтобы в азиатской стране появилисб европейские права и свободы, азиатам надо стать европейцами. А это, если в принципе это возможно, через сотни лет.
Пример Южной Корее и Японии не в счет. Там демократия держится на американских деньгах и штыках.

Guest, 02.03.2017 в 11:55

держится на американских деньгах и штыках.
____________________________________________
Только недавно там были. Никаких штыков и денег американских там нет. Сами трудятся, точнее пашут, сами себя во всём организовывают. С правами нормально. Никому не запрещают выражать своё мнение. И за это в тюрьмы не сажают как, например, в России. Так что врать не надо.

Guest, 02.03.2017 в 13:08

Все правильно. Внешне это незаметно. Но если что-либо пойдет не так, то руководителей либо отстранят от власти путем переворота, которых совсем недавно было полно, или какой-нибудь цветной революцией. Сколько руководителей Юго-Восточной Азии ликвидировали таким образом!
Сейчас в тюрьмы не сажают, а совсем недавно это была страна с деспотическим режимом, с пытками и политическими убийствами, пока не вмешались США.

Guest, 02.03.2017 в 13:30

События в Южной Корее.

К концу 1979 года народ уже устал от Пака (Чжон Хи). 16 октября в университете Пусана (второго по величине города страны) начались выступления против диктатуры, вскоре выплеснувшиеся на улицы всех крупнейших городов. Власти попытались подавить их силой, но в итоге на сторону протестующих перешли и некоторые приближенные правителя. 26 октября 1979 года директор ЦРУ Ким Чжэ Гю собственноручно застрелил Пака. По его словам, диктатор мешал демократизации, а от его режима корейцы уже устали. Спустя год убийцу повесили.

Guest, 03.03.2017 в 05:15

26 октября 1979 года директор ЦРУ Ким Чжэ Гю собственноручно застрелил Пака. По его словам, диктатор мешал демократизации, а от его режима корейцы уже устали. Спустя год убийцу повесили.
===================================================
ЦРУ расположено в Корее?
Один раз спросил у такого же эксперта,что такое Скотланд Ярд.Тот ответил,ну эта такая организация богатых людей на Западе.

Guest, 04.03.2017 в 16:35

Европейцы уничтожали коренных народов Америки с целью получить богатства у них накопленные веками. Русским воинам не было интереса уничтожать коренные народы Поволжья, Урала и Сибири. Коренные народы жили промыслами, добывали к примеру зверей с ценными мехами и т.д., затем большими партиями продавали за границу. Воин к этому не приспособлен, его нужно кормить, поить и всячески ухаживать. Часто они женились на коренных красавицах. Коренные народы часто работали в рудниках. Уничтожать коренные народы, как в Америке русскому правительству не было смысла.

Guest, 04.03.2017 в 16:51

Guest, 04.03.2017 в 16:35
Уничтожать коренные народы, как в Америке русскому правительству не было смысла.
====================================
Но ведь все-таки уничтожали, когда нужно было захватить их земли, да и просто поработить. Когда отказывались стать рабами русских, тогда их русские захватчики безжалостно уничтожали.
Типичный пример поведения русских захватчиков на новых землях:
В 1760 г. помимо уже упоминавшегося бота "Св. Гавриил" Г. Пушкарева на промысел отправились еще два судна: "Св. Иоанн Устюжский" компании Т. Чебаевского во главе с мореходом казаком А. Воробьевым и "Св. Андреян и Наталья" компании Ф. Холодилова под управлением морехода А. Толстых. Экипаж первого из этих судов провел очень тяжелую зимовку на о-ве Атту - от холода и голода там тогда погибли 6 русских и 2 камчадала52. Летом "Св. Иоанн Устюжский" достиг Крысьих о-вов. Здесь его экипаж устроил настоящую вакханалию убийств и грабежей. Так, проезжая у о-ва Булдырь, голодные промышленники заметили заготовлявшиеся алеутами на берегу рыбу и мясо. Помощник Воробьева Василий Шошин тут же отправился с вооруженной группой на берег. Напрасно испуганные внезапным появлением незваных пришельцев алеуты умоляли не грабить и не убивать их - передовщик Шошин дал приказ открыть огонь. После того как от выстрелов погибли два алеута, остальные разбежались, и их запасы на зиму достались промышленникам. Последние позднее перебрались на соседний о-в Кыска. Местные алеуты после серии убийств своих сородичей скрылись от промышленников на голых неприступных скалах у берегов острова. Мучаясь там от жажды и голода, алеуты просили пощады у русских, обещая за это добывать для них каланов. Но Шошин был неумолим: впервые в практике покорения Алеутских о-вов он решил полностью истребить всех алеутов на острове, мотивируя это тем, что в таком случае промышленники не подвергнутся опасности внезапного нападения. Осуществив свой варварский замысел, он устроил еще ряд набегов на соседние острова и навел на оставшихся в живых алеутов такой панических страх, что, только завидев байдару Шошина, те с готовностью выносили и клали на берег каланьи шкурки и юколу, а сами тут же скрывались. Алеутам, жившим на небольших голых безлесых островах, некуда было скрыться от озверевших промышленников, а шансов на победу в открытом бою над вооруженными огнестрельным оружием пришельцами у них практически не было.

Guest, 04.03.2017 в 16:55

Guest, 04.03.2017 в 16:35
Русским воинам не было интереса уничтожать коренные народы Поволжья, Урала и Сибири. Часто они женились на коренных красавицах.
=============================
Вот как русские воины "женились на коренных красавицах" на Аляске.
Сначала промышленники и алеуты жили мирно, но довольно скоро команда Пушкарева вследствие недостойного поведения ее членов вызвала ненависть туземцев. В январе 1762 г. Пушкарев вместе с партией промышленников "учинил насилие женщинам Унги" (остров из группы Шумагинских о-вов). В ответ на это алеуты напали на русских, двое из них были убиты, один ранен. При повторном нападении они убили еще четырех промышленников и четырех ранили, а временный лагерь русских сожгли. В мае алеута расправились еще с двумя промышленниками, отлучившимися из лагеря. В отместку русские казнили семерых аманатов-заложников, взятых ранее у алеутов.

Guest, 04.03.2017 в 17:01

А вот как приобщали к "русскому миру" аборигенов Камчатки - путем истребления свыше 90% исходного населения.
Между тем мирные отношения между казаками и ительменами продолжались только до той поры, когда была завершена постройка острога. После этого пришельцы направились к ближайшим острогам и стали там грабить и насильно похищать все, что им ни понравилось. У мужей они отнимали жен и детей, а сыновей их брали себе в услужение; равным образом забирали они нарты и собак для своей личной надобности и похищали соболей, лисиц и запасы из балаганов. Затем они уговаривали население ближайшей к разгромленному острогу местности напасть на последний и окончательно разорить его, не оставя там в живых ни одной души.
Так как казаки всегда хитро поддерживали дружеские отношения с некоторыми продувными ительменами, то через них и через туземных девушек, которых они целыми толпами принуждали к разврату, они всегда заблаговременно узнавали о всех замышлявшихся соседними ительменами враждебных против них действиях и принимали против них соответствующие меры защиты. Нельзя достаточно надивиться на храбрость и редкую изворотливость этих казаков, составлявших лишь горсть людей, в большинстве случаев либо искателей приключений, либо бежавших от правосудия, либо сосланных сюда из России за совершение всевозможных неблаговидных дел, для которых эти люди были самым подходящим элементом.
Ительмены в первый раз явились сюда по суше, и притом в таком количестве, что их нельзя было даже сосчитать, и стали хвастать, что они закидают казаков шапками и истребят их, но казаки, которых было всего приблизительно человек 70, ринулись им навстречу из острога и сразу же прогнали их, перебив при этом столько ительменов, сколько это было возможно. В другой раз туземцы прибыли в лодках по Большой реке, притом тоже в таком числе, что у казаков душа ушла в пятки. Тем не менее казаки искусно распределили свои силы по речным протокам, воспрепятствовав таким способом ительменам поддерживать связь друг с другом. Благодаря этому большая часть туземцев, избегнувших пуль и копий, утонула в реке. Так была одержана вторая победа.
Взятые тогда в плен туземцы были безжалостно забиты насмерть ремнями и дубинами; некоторых туземцев раздели догола, без различия возраста, вымазали все тело вонючею рыбою и бросили их живыми на растерзание голодным псам.
Когда казаки увидели, что этот народ слишком все же многочислен и что им в конце концов невозможно будет ни справиться с ним, ни прочно осесть среди него, они стали, сильнейшим образом обижая туземцев, подавать последним повод к началу неприязненных действий, а затем начали убивать всех попадавшихся им под руку стариков и взрослых мужчин, а жен и детей их обращать в рабство; имуществом же их они овладевали как добычей. Таким образом, они в течение 40 лет низвели численность туземцев до одной двенадцатой или пятнадцатой части первоначального их количества. А так как, кроме того, туземцы и сами враждовали между собою, то казаки, воспользовавшись этим обстоятельством, стали оказывать одной партии поддержку против другой и, наконец, ослабив их еще больше, окончательно покорили их.
Г.Стеллер "Описание земли Камчатки", гл.21.

Guest, 04.03.2017 в 20:04

Все заваевания одинаковы. Чтобы быть объективными, Вы заодно расскажите о том, как иммигранты из Европы осваивали просторы обеих Америк и низводили численность индейцев до современного уровня. А также не забудьте и Золотую орду, которая задолго до России низводила численность коренного населения Сибри и Востока.

Guest, 04.03.2017 в 21:09

Guest, 04.03.2017 в 20:04
Вы заодно расскажите о том,
================
А вас кто в редакторы назначил?
Тут речь о преступрениях времен русского нашествия, если не нравится - про злых американов идите комментировать боливийские газеты, ну если владеете их языком, конечно.

Guest, 04.03.2017 в 21:35

Преступления были, и их никто не отрицает. Здесь не сказано ничего нового. О них пишут сами русские историки. Наличие нехороших дел во время любых завоеваний давно и всеми признано (кроме историков о завоеваниях ЗО). На то они и завоевания, чтобы, по возможности, поработить завоеванных. И я их признаю. И согласен с Вашим мнением. Вы ломитесь в открытые двери.

Guest, 05.03.2017 в 00:18

Guest, 04.03.2017 в 20:04
А также не забудьте и Золотую орду, которая задолго до России низводила численность коренного населения Сибри и Востока.
==========================
Это очень интересно, потому что Сибирь и Дальний Восток, включая Камчатку, никогда не входили в состав ЗО. Наверняка это специальные отряды, посланные Чингисханом по приказу русских историков.

Guest, 05.03.2017 в 00:22

Guest, 04.03.2017 в 20:04
Чтобы быть объективными, Вы заодно расскажите о том, как иммигранты из Европы осваивали просторы обеих Америк и низводили численность индейцев до современного уровня.
=============================
Вечный аргумент русских историков - а в Америке негров линчуют! Почему в русских учебниках пишут о том, как европейцы низводили численность аборигенов Америки до современного уровня, а о том, как русские низводили численность аборигенов Азии до современного уровня, в русских учебниках нет ни одно абзаца? Чтобы быть объективными, надо бы об этом написать, нехорошо говорить детям неправду.

Guest, 05.03.2017 в 12:03

Такого еще в истории не было,чтобы русские признали свои преступленя,а тем более исправляли их.

Guest, 05.03.2017 в 17:08

сейчас согласно институтов русского языка главной угрозой русского языка является языки малых коренных народов Российской Федерации.

Guest, 05.03.2017 в 18:19

Guest, 05.03.2017 в 00:18

Guest, 04.03.2017 в 20:04
А также не забудьте и Золотую орду, которая задолго до России низводила численность коренного населения Сибри и Востока.
==========================
Это очень интересно, потому что Сибирь и Дальний Восток, включая Камчатку, никогда не входили в состав ЗО. Наверняка это специальные отряды, посланные Чингисханом по приказу русских историков.
=================================================
Значит, Сибирскох Ханство не является частью ЗО, отделившееся от нее. А оно расположено на территориях коренных сибирских народов, покоренных татаро-монголами.

Guest, 05.03.2017 в 18:21

Guest, 05.03.2017 в 17:08

сейчас согласно институтов русского языка главной угрозой русского языка является языки малых коренных народов Российской Федерации.
====================================================
Это не является угрозой, а развитием. Язык, который не развивается, обречен. Например, латинский язык.

Guest, 05.03.2017 в 18:21

Guest, 05.03.2017 в 17:08
сейчас согласно институтов русского языка главной угрозой русского языка является языки малых коренных народов Российской Федерации.
=============================
И чтобы устранить угрозу "великому и могучему" языку, русские нацисты снова приступили к уничтожению языков малых и небольших народов. Именно к этому направлена вся политика России в области образования.

Guest, 05.03.2017 в 21:19

Надо думать о том, как их сохранить. Может быть, запретить в РТ употребление русского языка даже дома. Куда смотрят Ваши избранники?

Guest, 05.03.2017 в 21:54

Guest, 05.03.2017 в 21:19
Надо думать о том, как их сохранить. Может быть, запретить в РТ употребление русского языка даже дома. Куда смотрят Ваши избранники?
===================================
Никаких избранников в ни в РТ, ни в РФ нет. Есть чиновники, изображающие депутатов, потому что никаких выборов в России с 1996 года нет.

Guest, 06.03.2017 в 08:47

Язык народов сохраняется там,где коренное население составляет хотя бы 70% от всего населения.Вот Чечня например,обезопасила свой язык и культуру изгнав русских со своей территории.Им теперь практически по х...у,президент ли у них или глава или какие там глупости напринимает русская Госдума в виде законов.они там все равно не будут работать и главное контролеров нет.

Guest, 06.03.2017 в 16:42

Во главе здравомыслящей части народа Чечни, теперешнее руководство уничтожил сепаратистов и установил демократическое правление. Местные русские просто не вмешались в их разборки, уехали.

Guest, 07.03.2017 в 07:29

Guest, 06.03.2017 в 16:42
Местные русские просто не вмешались в их разборки, уехали.
================================
Ну да, русские "просто не вмешались в их разборки", просто унесли ноги, пока целы. А вместе с русскими исчезла и проблема русского языка, ведь русский - это господин над всеми народами, при нем никто не смеет разговаривать на каком-то нерусским языке. Мораль такова: проблема русского народа в том, что он мнит себя народом-господином, не способным уживаться на равных ни с одним народом, даже с близкими по языку, религии и культуре украинцами.

Guest, 07.03.2017 в 12:49

Закон о единой российской нации,Госдума решила принять в другой редакции,учитывая недовольство общества. Этот планируемый к принятию закон,авторством Тишкова и Михайлова,если отбросить словесный туман,прямо говорил,что все проживающие на территории России народы,суть одно и тоже и поэтому приводятся к общему знаменателю и языку.Говоря прямо,по этому закону все будут считаться русскими, о гарантии сохранении языкового, культурного многообразия,хотя бы каких то осязаемых форм национальной государственности практически умалчивается.
Теперь будут решать вопрос,как бы за языковыми вывертами спрятать очевидное.Сам закон является поручением Путина соответствующим структурам и будет принят во что бы то ни стало.Это дают понять всем.

Guest, 07.03.2017 в 20:15

Guest, 07.03.2017 в 12:49
Закон о единой российской нации - это фактически закон об уничтожении нерусских наций как таковых. Если русский империализм и отказался от принятия этого закона, то лишь потому, что цель уничтожения нерусских народов путем их русификации была провозглашена слишком откровенно.
Не будем сомневаться - русский империализм будет преследовать эту цель и впредь. Поэтому выбор у нас небольшой - или мы уничтожим империю, или империя уничтожит нас!

Guest, 08.03.2017 в 17:26

даже русские не желают быть россиянином. Они говорят, родился русским и вдруг стал россиянином.
И я думаю они правы. Нация имеет признаки - территория, язык, история, обычаи и традиции. А здесь очень сложно понять кто и что, тем более , если кто то и откажется легко ( как от президентства), то другие будут собирать в кулак силу, что называется национально - освободительным движением. После 2 мировой многие митрополии остались без колоний благодаря н-о движению.Национальный вопрос, он очень сложный вопрос. Поэтому, что либо решать , лучше обратиться к общественному мнению за одобрямсом.

Guest, 08.03.2017 в 22:59

Guest, 08.03.2017 в 17:26
даже русские не желают быть россиянином. Они говорят, родился русским и вдруг стал россиянином.
===================================
При этом русские нацисты настаивают, чтобы нерусские народы стали "россиянами", т.е. рабами русских в культурном, политическом и экономическом смысле.

Guest, 09.03.2017 в 02:27

Владимир Путин - националист без нации

Закона о единой российской нации в России не будет - рабочая группа по его подготовке сочла, что общество к этому не готово. Почему так случилось и что на самом деле объединяет россиян? Мнение Олега Кашина.

NETCAT_BBCODE_IMG
На Западе Владимира Путина часто называют националистом, но в России такой титул звучит двусмысленно - как, впрочем, и само слово "нация". В постсоветской политической традиции национализм приравнен к ультраправому радикализму, отношения которого с государством почти исчерпывающе регулируются уголовным кодексом и соответствующими полицейскими ведомствами. При этом основные политические силы, включая либеральную оппозицию, никак не оспаривают этого положения вещей и тоже относятся к национализму как к чему-то неприличному.

Идея законодательного оформления "российской нации" в этом смысле могла бы стать вполне революционной, но, судя по тому, что рабочая группа, готовящая законопроект, объявила о своей фактической капитуляции, национальное строительство спустя 25 лет после создания государства в его нынешнем виде - это все-таки слишком поздно.

Буряты, воюющие за "русский мир"?

Три года назад после смены власти на Украине официальная Россия и в риторике, и на практике объявила себя защитницей этнических русских в сопредельном государстве. Словосочетание "русский мир" звучало с высоких трибун и телеэкранов, но уже тогда слово "русский" явно входило в клинч с более привычными официальной Москве "россиянами" и "российским".

Словом "россиянин" можно назвать и чеченца, то есть представителя мусульманского народа, в последние 20 лет дважды воевавшего с Россией, и бурята - сибирского буддиста. Буряты в России традиционно предпочитают служить в танковых войсках, многие из них воевали на востоке Украины, и когда российская пропаганда заявляла, что в Донбассе идет борьба за русский язык и русскую культуру, украинцы язвительно возражали: неужели буряты имеют какое-то отношение к жителям Донбасса? Они молятся другим богам, они говорят на другом языке, они внешне не похожи на русских - что они вообще забыли в украинских степях?

Национальное строительство давно прекратилось

Постсоветская Россия в первые годы своего существования была озабочена множеством куда более приземленных вопросов, чем национальное строительство. Кто-то был увлечен перераспределением собственности, кто-то учился жить в условиях катастрофической бедности - думать о высоком было просто некому.

Россия сохранила советское административное деление, важнейшим свойством которого были национальные автономии, в новых условиях превратившиеся в полноценные этнократии - когда титульная нация занимает большинство руководящих должностей, в школах обязательно изучение местного языка и культуры, у республик есть свой флаг, гимн и национальная история.

Так устроена Чечня, так устроен Татарстан, так устроены мусульманские Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, буддистские Калмыкия и Тува, финно-угорские Мордовия, Удмуртия и еще несколько национальных республик. Их существование не позволяет России называться государством русского народа - официальная риторика использует термин "многонациональное государство", подразумевая, что Россия принадлежит всем этносам, входящим в нее. На этой стадии национальное строительство и остановилось в 1991 году - возможно, навсегда.

Несуществующая историческая общность

Стоит иметь в виду, что сохранившаяся до сих пор советская традиция подразумевает однозначно этническое значение слова "нация". В СССР этническую группу, к которой принадлежит гражданин, фиксировали в его паспорте, и в обиходе до сих пор сохранились вполне нацистские обороты со словом "кровь" - "во мне четверть украинской крови", "во мне есть только русская кровь". В СССР нациями назывались именно этнические группы, а все люди, которые жили в стране, принадлежали к "советскому народу". Предполагалось, что по мере построения социализма и затем коммунизма этнические различия между людьми исчезнут.

В годы правления Никиты Хрущева и Леонида Брежнева советская пропаганда изобрела термин "новая историческая общность", предполагающий, что русские, украинцы, грузины и прочие уже не отличаются друг от друга и все вместе принадлежат к этой общности.

Несостоятельность такой теории проявилась в годы правления Михаила Горбачева, когда "советский народ" в Азербайджане и Армении начал

Guest, 09.03.2017 в 02:28

Несостоятельность такой теории проявилась в годы правления Михаила Горбачева, когда "советский народ" в Азербайджане и Армении начал между собой настоящую межэтническую войну. Оказалось, различия между нациями никуда не делись, и советские люди готовы убивать друг друга только за принадлежность к чужому этносу.

На территории нынешней России эта же проблема проявилась уже в 1992 году, когда мусульмане-ингуши и христиане-осетины начали убивать друг друга в ходе территориального спора за небольшой ингушский район около осетинского города Владикавказа. Теперь в этом районе ингушей нет, а отношения между ингушами и осетинами остаются напряженными. Совсем недавно российский телеканал "Звезда" был вынужден уволить редакторов, подготовивших фильм об осетино-ингушской войне, в котором комментарии давал только ингушский президент Юнус-бек Евкуров, а осетинской стороне слова предоставлено не было. При этом и ингуши, и осетины формально - совершенно одинаковые россияне, имеющие равные права в своей стране.

Сегодня в России межэтнические противоречия задавлены сильной центральной властью, и Владимир Путин, очевидно, это понимает. Попытавшись на уровне закона объединить граждан России в "российскую нацию", он столкнулся с тем, что кроме массовой лояльности лично ему у объединяемых народов ничего общего, очевидно, нет. Возможно, Владимир Путин действительно хотел бы быть националистом, вот только нации, интересы которой он был бы готов защищать, не существует, и попытка изобрести ее в очередной раз провалилась.

Автор: Олег Кашин - независимый журналист и писатель, основатель и главный редактор информационного ресурса kashin.guru. Автор еженедельной колонки на DW. Олег Кашин в Facebook: Oleg Kashin

Guest, 09.03.2017 в 11:16

Межэтнические противоречия в любой стране мира были и есть всегда. И их никогда полностью устранить нельзя. И все сваливать на Путина - бессмысленно. Они никуда бы не делись, если бы президентом РФ был бы Навальный, Немцов, Явлинский, Хакомада или Белях. Я думаю, было бы только хуже.

Частичным решением проблемы стало бы создание всероссийских настоящих, а не игрушечных, екстерриториальных нац.культурных автономий со своими финансами и правами. Прототипы таких независимых автономий есть в США (украинская, китайская и т.д.). Но нац. элиты категорически против, и ясно почему. Это очень серьезная творческая и бескорыстная работа. На ней много в карман не положишь. Надо использовать опыт, например, Швейцарии.

В нац. вопросе России есть противоречия. С одной стороны, некоторые нац. кланы, например,
клан Шаймиева-Минниханова, не прочь бы выйти из состава РФ. С другой стороны, когда появляется такая реальная возможность из-за ослабления центральной власти, они не торопятся сделать это фактически, а используют это для шантажа Москвы. Ибо понимают, что пребывание в составе РФ приносит им лично большие барыши, в то время как при независимости они могут распоряжаться в сотни раз меньшими ресурсами. Кроме того, при независимости они должны нести полную ответственность за свой народ лично, а, будучи в составе РФ, все можно сваливать на русских. А что касается простого народа, то всем им на наго наплевать.

Как, например, может существовать независимая Якутия? Ее населения не хватит даже для охраны своих границ. И как якуты будут жить дружно с другими народами, живущими на территории Якутии? Уже сейчас между ними есть серьезные трения. Если ослабить центральнцю власть, как хотят некоторые, межнациональные противоречия с всероссийского уровня просто перейдут на уровень региональный. И это будет много хуже, чем сейчас.

В 1612 г Казанская губерния со всем своим населением элементарно могла бы выйти из России, т.к. центральной власти не было. А можно было бы договориться с поляками, чтобы они в обмен на их поддержку поддержали сепаратизм Казани. Но, однако, казанцы совершенно добровольно выступили против поляков за единую и неделимую Россию. Парадокс?

Поэтому не все так просто в нац. вопросе. И кто в независимой РТ наградит орденом Минниханова?
Для русских было бы неплохо кое-от кого и избавиться. Как наконец-то избавляемся сейчас от Украины.

Guest, 09.03.2017 в 13:45

Согласен! Россия должна сбросить нерусские территории, признав независимость Татарстана, Башкортостана, Якутии, Карелии, Северного Кавказа, других национальных республик. Тогда русские, избавившись чужой нефти, газа, алмазов и других природных богатств, непременно заживут счастливо. На все 100%!

Guest, 09.03.2017 в 17:26

При этом и ингуши, и осетины формально - совершенно одинаковые россияне, имеющие равные права в своей стране._______________

Нет не равны, осетины и абхазцы имеют больше прав. Вот не понятно как так ? Все равны, но некоторые равнее. Кстати, у осетин никогда не было своей исторической территории. У Ингушей отторгли территорию и имеют особый статус.

Guest, 10.03.2017 в 11:55

Алмазы все равно никогда якутам не достанутся. Не будет русских, найдутся другие хозяева. В США русских нет, а хозяева на богатства индейцев нашлись. И видели ли вы хоть одного якута в алмазной шахте? И на чем они будут вывозить - на оленях? И как они будут продавать алмазы? А без огранки алмазы - это мусор.
Сейчас научились делать искусственные алмазы не хуже натуральных.

Guest, 10.03.2017 в 18:41

Guest, 10.03.2017 в 11:55
Алмазы все равно никогда якутам не достанутся.
====================================
Ты прав, ванятка, на все 100%! Пока Якутия будет в составе России, алмазы якутам не достанутся, им достанется только загрязнение окружающей среды при добыче алмазов. Это ведь не какая-нибудь индейская резервация в США, где аборигенам достаются и алмазы, и нефть, и газ и любые прочие природные богатства на их землях.
Якутия, Татарстан, Башкортостан и другие национальные республики - это колонии русского империализма, со всеми вытекающими последствиями, включая национальное угнетение и колониальное ограбление.

Guest, 10.03.2017 в 21:57

Дожили. Татарин пишет дифирамбы так называемому "историку", который умудрился написать историю Росссии почти не упоминая татар.
Зачем вы помещаете такие бездарные статьи?
Которые повторяют лживые советские штампы.
Пора собрать все книги Карамзина, Соловьева и Ключевского и сжечь в большом костре.

Guest, 10.03.2017 в 22:11

В годы Великой Отечественной войны потери составили 26 миллионов 600 тысяч человек.// Прочтите статью на сайте Реальное время о новых рессекреченных данных о войне. Потери СССР в ВОВ 41,2 млн чел. Официальные документы.

Guest, 10.03.2017 в 22:30

Вот дает.
Сколько можно повторять ту невиданную ложь, которую выдумали советы?
Этот уфимский господин пусть прочитает «Историю башкир» З.Валиди. Никакого добровольного вхождения не было. Вообще не было никакой Башкирии. А была Ногайская орда и её завоевание. Валиди пишет, что до середины 17 века фактическое присутствие московитов в Ногаской орде не было. Они сидели в своих крепостях и боялись выходит из них. Татары платили ясак Урус мурзе и другим. Что касается всех тех шежере, преданий и прочих, в которых говорится будто бы о добровольном вхождении, он о них пишет, что таких шежере и преданий в советское время насочиняли сотнями прямо в институте языка, литературы и истории. Чтоб обосновать такую красивую историю края. Действительно, в тех деревнях, в которых будто бы нашли эти предания и шежере, люди узнали о них только с газет. А те люди, с которых будто бы записали эти «предания», оказались помершими год три-четыре тому назад. Вот ведь были какие люди, которые знали о каких-то таинственных шежере, о которых никто нигде не знал и не слышал, но никому об этом не говорили. Только перед смертью рассказывали работникам ИЯЛИ. Вся история так называемых «башкир» построена на таких фальсификациях.

Guest, 10.03.2017 в 22:50

Россия сохранила их самобытность, а не уничтожила, что сделали многие страны при создании колониальных империй.// Что за чушь пишет автор?
Почему вы даете слово таким врунам в газете?

Guest, 10.03.2017 в 22:59

«Изумленная Европа, в начале царствования Ивана III едва ли даже подозревавшая о существовании Московии, затиснутой между Литвой и татарами, - писал Карл Маркс, - была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на ее восточных границах».// Цитата вырванная из контекста. Энгельс ничего хорошего не пишет о Московии. Он пишет, как бывшая татарская Орда превратилась в какую-то Московию. Которой никогда не было, о которых никто никогда и не слышал, которую никто никогда и не видел. А Татарию, Великую Татарию немцы знали всегда. Он пишет, что эта Московия – та же Татария, которая изменила только свое название. Вот какие профессоры у нас работают. Вот какие специалисты у нас в стране учат студентов!

Guest, 11.03.2017 в 07:58

То что было сотни лет назад,можно теперь как угодно переврать.Что и делается.Русские всю свою историю написали заново,в угодном для себя свете.В мире при написании каких то исторических работ,русские исторические источники просто игнорируются т.к. всем историкам известна их фальшивость.

Guest, 11.03.2017 в 23:32

Guest, 10.03.2017 в 22:50
Россия сохранила их самобытность, а не уничтожила, что сделали многие страны при создании колониальных империй.// Что за чушь пишет автор?
Почему вы даете слово таким врунам в газете?
=================================
Если Россия и сохранила чью-то самобытность, то только потому, что не смогла ее уничтожить. Национальную политику Российской империи в отношении нерусских народов прекрасно изложил в 1870 году министр просвещения Д.А. Толстой, который сказал: «Конечной целью образования всех инородцев, живших в пределах нашего отечества, должно быть обрусение их и слияние с русским народом».

Теперь Российская империя, замаскировавшись под "федерацию", проводит ту же политику, но суть ее не изменилась - превратить нерусские народы в навоз для процветания русского народа. Поэтому у нас нет другого выхода, кроме как уничтожить империю, потому что в противном случае империя уничтожит нас!

Guest, 12.03.2017 в 12:56

кстати о южной корее:
-импичмент коррупционеру-президенту !
сравнивать даже с рашей никак -
у нас порядки противоположные !

Guest, 12.03.2017 в 16:01

Россия есть империя, владеющая колониями и возглавляет ее император, а не президент. России надо выбирать - или колонии, или демократия. Третьего не дано!

Guest, 13.03.2017 в 11:56

Guest, 12.03.2017 в 12:56
кстати о южной корее:
-импичмент коррупционеру-президенту !
сравнивать даже с рашей никак -
у нас порядки противоположные !
==================================================
Одного коррупционера сняли, будет другой.

Guest, 13.03.2017 в 13:22

Все может быть,но в отличие от рабской рашки,СНЯЛИ и НАВЕЛИ ПОРЯДОК.