Иран и Татарстан
Несмотря на активную работу иранского генконсульства и значительный интерес Ирана к Татарстану, идеологическое влияние Тегерана в РТ остается на прежнем, весьма незначительном уровне и не демонстрирует тенденцию к росту. Причина этого коренится в разнонаправленности векторов духовного развития шиитского Ирана и светского (а в исламской составляющей – суннитского) Татарстана.
Преодолеть эту религиозно-идеологическую пропасть в обозримом будущем не смогут никакие социально-экономические и культурные проекты, во множестве реализуемые обеими сторонами.
Торгово-экономические отношения Ирана и Татарстана, имеющие пока небольшие объемы, демонстрируют явно поступательное развитие. В 2010 году двусторонний внешнеторговый оборот между Республикой Татарстан и Ираном составил 25,4 млн. долларов (в 4,5 раза выше уровня аналогичного периода 2009 года), в том числе экспорт – 23,1 млн. долларов, импорт – 2,3 млн. долларов. По итогам 2010 года Иран занимал 43-е место среди стран-партнеров Республики Татарстан по объему внешнеторгового оборота (годом ранее – лишь 55-е). Среди перспективных направлений двустороннего сотрудничества – автомобилестроение, авиастроение, машиностроение, пищевая, легкая, фармацевтическая промышленность, привлечение иранских инвесторов в ОЭЗ «Алабуга», совместная деятельность в области нефтедобычи на территории ИРИ и очистки нефтепродуктов. Многочисленные делегации экономистов и бизнесменов регулярно посещают Иран и Татарстан в поисках почвы для новых взаимовыгодных проектов.
Что касается общественно-политических связей, то мощным толчком, который перевел их на новый уровень, стало открытие в Казани иранского консульства. Консульский округ включает территории Татарстана, Башкортостана, Республики Коми, Марий Эл, Удмуртии, Чувашии, Пермского края, а также Кировской, Оренбургской, Самарской, Свердловской, Ульяновской и Челябинской областей, однако активная работа ведется только в РТ. Генеральный консул ИРИ Реза Багбан Кондори приступил к работе 1 декабря 2007 года. По его словам, дипломаты выбирали между Санкт-Петербургом и Казанью, но остановились на столице Татарстана.
Деятельность господина Кондори является хорошим примером роли личности в истории. Если бы не его неуемная энергия, татарстано-иранские отношения вряд ли приобрели бы нынешнюю динамику. Не забывая об экономических связях, генконсул поставил во главу угла гуманитарные вопросы. Это неудивительно, если Республику Татарстан, по его словам, воспринимают в Иране как «сердце ислама, которое бьется в центре России», а РТ и ИРИ, как полагает г-н Кондори, имеют много общего в историческом и культурном плане.
С момента открытия генконсульства прошло менее полугода, когда республику посетила представительная иранская делегация во главе с председателем ГТРК Ирана (вице-премьером) Эзатоллой Заргами, подчеркнувшим, что татары близки иранцам «и по религии, и по культуре» (это утверждение потом неоднократно звучало из уст различных иранских общественных и политических деятелей). В рамках визита прошла презентация Центра иранистики, открывшегося на иранские средства в Институте истории имени Шигабутдина Марджани АН РТ, а также подписание соглашения о сотрудничестве между генеральным директором татарстанской телерадиокомпании «Новый век» (ТНВ) Ильшатом Аминовым и заместителем председателя по международным вопросам гостелерадио ИРИ Мохаммадом Джафаром Сафи.
Главная цель Центра иранистики, возглавляемого Алсу Арслановой, – установление прямого сотрудничества в разработке актуальных научных и культурно-просветительских направлений в области иранистики с иранскими научно-исследовательскими учреждениями, а в области исследований по истории Татарстана и Ирана – в библиотеках и архивах обеих стран. По словам Арслановой, результаты исследований и гуманитарных программ «будут направлены на всемерное пропагандирование достижений культурного наследия народов Исламской Республики Иран и Республики Татарстан».
Соглашение между ТНВ и гостелерадио ИРИ предусматривало обмен художественными фильмами, телесериалами, документальными лентами, программами для детей и подростков, мультфильмами, однако по прошествии нескольких лет можно сказать, что развития оно, к сожалению, не получило.
Заметно активизировались и межрегиональные связи Татарстана. Без малого три года назад мэры Казани и Тебриза (столицы провинции Восточный Азербайджан) подписали меморандум об установлении между городами побратимских отношений. Как отмечается в документе, города-побратимы будут сотрудничать и обмениваться опытом в области градостроения, благоустройства, транспорта, развития городов, коммунальных, технических, инженерных, транспортных, туристических услуг, озеленения, реконструкции и сохранения исторических памятников, памятников культурного наследия, науки, культуры и спорта, организации выставок по культурной тематике, а также осуществлять обмен делегациями специалистов. В целях развития торгово-экономических связей, совместных технических и инвестиционных проектов в Казани и Тебризе будут проходить торгово-промышленные, технические и инвестиционные выставки. Меморандум о сотрудничестве между городами был подписан еще в 2002 году.
Особый интерес представляет сотрудничество иранских и татарстанских научных центров в области науки. Сотрудники иранского генконсульства принимали участие во всех относительно крупных казанских научных мероприятиях, в особенности в гуманитарной сфере, причем отнюдь не с дежурными приветствиями. Выступая на I Евразийском научном форуме «Евразийское пространство: цивилизационные кризисы и поиски путей гражданского согласия» с докладом «Иран и Татарстан: история отношений и современное положение», советник генконсульства Бахрам Тахири высказал уверенность, что «Татарстан будет играть важную роль в развитии отношений Исламской Республики Иран с РФ». Тахири упомянул как о необходимости создания полноценного транспортного коридора ИРИ – РФ и увеличения торгового оборота, так и о развитии туризма и образовательных программ.
Иранские дипломаты стремятся использовать практически любую научную трибуну, чтобы привлечь внимание к татарстано-иранским отношениям. Например, в казанской конференции «Сохранение и развитие родных языков в условиях многонационального государства: проблемы и перспективы», формально посвященной двухсотлетию казанской школы тюркологии, не принял участие ни один представитель генконсульства Турции, тогда как приветственное слово Резы Багбана Кондори отличалось как объемами, так и оригинальностью. Пожалуй, именно на этом научном мероприятии стало очевидно, что Иран выигрывает в негласном соперничестве Тегерана и Анкары в РТ, причем исключительно за счет собственной активности на фоне полной пассивности турецких коллег.
Генконсул Кондори задал тон и другому крупному мероприятию – «круглому столу», прошедшему в Казани в рамках II Евразийского научного форума и приуроченному к тридцатилетию исламской революции в Иране. Он отметил относительность доминирования США в современном мире, указав, что реальные цели спонсоров «цветных» революций заключаются прежде всего в обеспечении доступа к нефти. Иран, напомнил генеральный консул ИРИ, владеет серьезными энергетическими запасами и располагается в центре транзитных путей региона, в связи с чем очень важен для реализации политических целей вашингтонской администрации. По его мнению, в этом смысле «у России и Ирана общая судьба». Утверждения консула вызвали оживленную полемику участников мероприятия.
8 – 10 февраля 2010 года в Казани прошла крупная международная научная конференция «Исламская революция в Иране: цивилизационный феномен и его перспективы». В мероприятии, организованном Центром евразийских и международных исследований КГУ, международным университетом имама Хомейни и генконсульством, участвовали практически все ведущие российские иранисты, а также большая делегация представителей политического, экспертного и университетского сообщества ИРИ. Собравшиеся пришли к выводу, что на данном этапе российско-иранское сотрудничество не носит стратегического характера, и причиной тому являются мироощущение и деятельность ряда государственных и общественных структур как в Москве, так и в Тегеране. Высокий уровень конференции подчеркивало участие в ней тогдашних министра культуры РТ Зили Валеевой и директора департамента внешних связей Татарстана Тимура Акулова, отметивших давнюю крепость татарстано-иранских связей и неслучайность проведения конференции именно в Казани, а также чрезвычайного и полномочного посла Ирана в РФ Резы Саджади. Иранскую делегацию приняли председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин и тогдашний президент РТ Минтимер Шаймиев.
Что касается образовательных программ и обмена студентами, то в настоящее время в Казанском (Приволжском) федеральном университете проходят обучение более 40 иранских аспирантов и студентов, и, по мнению татарстанской и иранской сторон, это далеко не предел. Базовый меморандум заключен также между Российским исламским университетом (Казань) и Международным университетом им. Имама Хомейни. В декабре 2010 года в РИУ был открыт Центр персидского языка, организовавший бесплатные курсы по его изучению для всех желающих. Преподавателями курсов стали «носители персидского языка из Иранского консульства в Казани». Персидский язык также преподается в КФУ и в Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете, где с 2005 года работает Поволжский региональный центр изучения иранистики. Учитывая специфику шиитского Ирана, практика студенческих обменов вряд ли получит широкое распространение даже в сфере религиозного образования, однако стремление Тегерана «догнать и перегнать» Анкару и на «образовательном» поле заслуживает как минимум пристального внимания. Процесс идет и в обратном направлении: как заявил в феврале 2011 года президент РТ Рустам Минниханов, в ближайшее время в Татарстан прибудут 9 студентов из Ирана для прохождения обучения по нефтегазовым специальностям. Еще 27 иранских студентов прибудут в Татарстан позднее.
Иранское консульство в Казани уделяет большое внимание пропаганде культурных достижений своего государства. На лучших площадках столицы Татарстана регулярно проходят выставки иранского искусства, в том числе керамики, картин, ковров и других произведений, неизменно вызывающих большой интерес интеллектуальной публики, организуются Дни культуры Ирана в Татарстане и т.п.
Нельзя не обратить внимание и на четко обозначенную линию казанского генконсульства на усиление привлекательности шиизма в среде татарстанских мусульман, что представляет собой достаточно сложную задачу. Выступая на международном научно-практическом симпозиуме «Исламоведческие исследования в современной России и СНГ: достижения, проблемы, перспективы», консул Исламской республики Иран в Казани Саед Мохаммад Реза Зареи дал емкую характеристику современному состоянию российской уммы и ряд советов по исправлению положения. Как и на других аналогичных мероприятиях, «турецкого (как, впрочем, и татарского) ответа» на этот демарш не прозвучало.
Подобная активность вызывает негативный отклик в среде татарстанских исламских интеллектуалов, полагающих, что «казанско-тегеранское партнерство может негативно сказаться на укреплении отношений Татарстана с арабским миром», а в перспективе привести к усилению влияния в РТ фундаментализма, в том числе и в его шиитском варианте.
Учитывая, что татары и иранцы исповедуют различные направления ислама – суннизм и шиизм, между которыми существуют серьезные вероучительные противоречия, попытки усиления иранского духовного влияния воспринимаются в Казани без энтузиазма. Ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин полагает, что «шиитизация» поволжских мусульман «невозможна, это из области фантастики», поскольку богословские разногласия достаточно велики, чтобы осложнить контакты даже в области образования, не говоря уже о чем-то большем. Схожего мнения придерживается и один из лидеров татарского национального движения, доктор исторических наук Дамир Исхаков, убежденный, что шиито-сунннитские противоречия слишком велики, чтобы их не учитывать. Татарстанские религиозные (как, впрочем, и светские) деятели выступают категорически против строительства в Казани шиитской мечети, предлагая шиитам посещать обычные суннитские, и в обозримом будущем эта позиция вряд ли изменится.
Как полагает руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов, иранцы воспринимаются татарстанцами как «не совсем свои», хоть и мусульманские единоверцы, в связи с чем ресурс их влияния существенно ограничен.
Например, известны два случая: первый имел место, когда около трех лет назад в Нижнекамске был выпущен диск с мусульманскими видеолекциями антишиитского содержания, а второй – когда в КФУ планировали провести научную конференцию по Холокосту. По задумке организаторов, она должна была продемонстрировать, что не все мусульмане согласны с позицией президента Ирана Махмуда Ахмадинежада, отрицающего факт геноцида евреев в годы Второй мировой войны. «В обоих случаях иранское консульство в Казани направило ноту протеста в республиканские органы власти, – напомнил Раис Сулейманов. – Чтобы не доводить ситуацию до международного скандала, власти изъяли из продажи диск с антишиитскими видеолекциями и запретили проводить научную конференцию». Таким образом, полагает он, влияние иранцев в Татарстане ограничивается сугубо дипломатическими механизмами, с которыми региональное руководство вынуждено считаться, но не делает Тегеран привлекательным в качестве внешнеполитического ориентира для казанского Кремля. Исходя из этого можно прогнозировать, что в обозримом будущем духовно-религиозное влияние Ирана в РТ так останется на прежнем – невысоком – уровне, тогда как экономические связи будут поступательно развиваться.
Яна АМЕЛИНА,
начальник сектора
кавказских исследований РИСИ.
Захотелось как-то русским
на Кавказ пойти войной
сел на танк ефрейтор Ваня
возвратился чуть живой
От...... урусов
только шум стоял в горах
ехало 120 танков
возвратились на ногах
С тех времен при слове "горы"
русский сразу .... бежит
не полезут больше в горы
русский .... дорожит
Автору стихов:на Кавказ урусы ходили не одни,а гнали
всех "подчиненных" ими народов и не все оттуда живыми возвращались.И пожалуйста перестаньте материться.Просто надо конкретно,обоснованно дать
комментарий данной статье.Насчет отношений Татарстана
с Ираном:выше пупка,то бишь Москвы,никто не прыгнет,что б там не говорили-таков у нас суверенитет.Даже в экономических связях.
Задроты вы .... Только и можете п...., что правительство говно, что надо съе.... из Рашки, что хачи ...., а на самом деле главная проблема в вас. Вы бесперспективный планктон, который только и думает, где и как побольше сп..., больше получить ничего не делая. Страна, где лохи разводят лохов, моральные слабаки!
Предыдущий гость повторяющийся в разных постах скорее всего провокатор и пустышка кроме мата ничего
дельного.
У русни везде правокаторы и враги. По ходу имперское и совковое рабство не прошли даром.
Я не люблю русских за их заносчивость с претензией на высшую расу, за лень и беспробудное пьянство, за неряшливость, за неумение держать своё слово, за любовь к халяве и стремление к обману, за рабскую покорность перед всем и вся.
Вы татары-агаряне забываете один простой факт - вы оккупанты земли нашего КРЯШЕНСКОГО народа.
Мы несколько веков вынуждены были терпеть басурманское иго, пока нашу родную землю не освободили войска под руководством Его Величества Царя Ивана Грозного.
Татарские нацисты живут на подачки из бюджета США. Это всё на что способен ваш гнилой арабизированный народец?
СЛАВА РОССИИ!
Как известно, величие духа, или героизм, как отдельного человека, так и народа, проявляется по их отношению к более слабым. В первом случае — по отношению к праву и достоинству более слабого человека, во втором случае, по отношению крупного народа к правам и достоинству малых народов. Ни величия духа, ни героизма у русских, в большинстве случаев не имеется, к сожалению. Как говорил философ Бердяев: «Почему-то у нас в России все интересуются управлением и распределением, вместо того, чтобы заниматься творчеством и производством…Если инородцы духовно сильнее русских и русские могут сохранить себя лишь насилием, выявлять собственный национальный лик лишь утеснением чужого лика, то нельзя верить в судьбу русского народа».
Тот кто ненавидит русских, как и другие народы, имеет комплекс неполноценности и не разобрался в самом себе. Просто сходите к хорошему психоаналитику и не нужно брызгать злобой на людей. Каждая религия говорит - Бог есть любовь, а ненависть от дьявола. Злобой пышут только бесы.
Русские изменились за последние годы. Если раньше такой средний русский представлялся на Западе, как мужик в ушанке с балалайкой и бутылкой водки, то сейчас образ стал намного хуже. В самой России русские этакие постоянно лаящие и матерящие друг друга гоблины. Право иностранцы, которые учили русский язык на Западе, диву даются, как испоганили русские свой родной язык. А на зарубежных курортах русский - это такая пьяная, тупая, постоянно что-то орущая толпа.