27 ноября 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Иммунитет к вызовам истории
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Иммунитет к вызовам истории

7 декабря 2012 года

     В последнее время активизировал свою работу Совет при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека. Конечно, инициатором активизации данного негосударственного органа является сам президент, ведь по мнению многих юристов у нас формой правления является суперпрезидентская республика, поэтому первое и последнее слово у нас остается за ее руководителем. Справедливости ради следует признать, что в России с учетом ее географических и этнических особенностей форма правления всегда имеет свою специфику. Главное, президент, как гарант Конституции понимает, что другие способы по созданию правового демократического государства исчерпаны (ст.1).  
      Это очень хороший сигнал к миру и согласию в нашем обществе. Хочется верить, что власть по настоящему осознает, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3 Конституции РФ). А что думает сегодня о своем положении этот сам народ в действительности? Сегодня многие ее граждане представляют Россию как беспросветное дно. Такое представление сформировано как на уровне подсознания, которое заложено веками, а где-то исходя из реальной ситуации с правами и свободами человека. Его окружает коррупция, экстремизм, пьянство, наркомания и т.д.
      Выход видится только в развитии гражданского общества. Гражданское общество – это правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Граждане России хотят чувствовать себя свободными и защищенными. Ясно, что государство сегодня, к сожалению, это не способно обеспечить. Поэтому граждане вынуждены действовать более активно в указанном направлении.
      Одновременно Конституция декларирует, что Россия федеративное государство. Татарстан неотъемлемая ее часть. Ее волнуют те же проблемы, с которыми сталкивается вся Россия. При этом, как нам представляется, потенциал Татарстана по совершенствованию гражданского общества пока еще достаточно высокий и этим надо воспользоваться.
      Сегодня Татарстан признан самым инвестиционно привлекательным регионом России, ее спортивной столицей и т.д. К нам едет лидер великой державы (Китая), госсекретарь США и др. Наверно, не только на прогулку, а и за некоторым опытом. Это означает признание успехов татарстанского общества по многим важнейшим направлениям политики, культуры, экономики и т.д. Но что стояло за этим?
      Вспомним эпохальные 90-е, и особенно их начало. Россия бурлит, нет единой линии в руководстве страны. Татарстан в 1992 году первым в истории современной России (!) принимает Конституцию, т.е. подтвердил свое право называться правовым демократическим государством. Если быть объективным, раньше Российской Федерации, как субъекта права. Нет Конституции – нет государства. Именно татарстанская Конституция положила началу парада Конституций, подтолкнула на более активные действия по совершенствованию основ государственности. Но при этом лидеры татарстанской независимости получили порцию различных обвинений, в т.ч. в совершении якобы государственных преступлений.
      Те же лихие 90-е…. Россию захлестнула преступность, в отдельных регионах криминал откровенно рвется во власть. Татарстан первым принимает законодательный акт, направленный на борьбу с организованной преступностью – Закон РТ от 25 мая 1993 г. «О чрезвычайных мерах по борьбе с преступностью». В Казани была разработана специальная схема перекрытия города – «Заслон», сотрудникам милиции предоставлялись широкие полномочия в борьбе с организованной преступностью. И опять, каким только нападкам не подвергался вышеуказанный закон! Но по данным МВД, за время действия названного и иных документов в РТ было разобщено свыше 70 организованных преступных формирований, привлечено к уголовной ответственности свыше 2 тыс. человек, в том числе 70 лидеров и 500 активных участников. Лишь через год появился Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 1994 г. «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности».
      Есть обоснованные предположения, что определенные властные структуры (прежде всего, в правоохранительной сфере) в России могла быть причастна к незаконным действиям. В частности, до сих пор неясно, насколько обоснованно предположение о действиях «Белой стрелы»? История знает немало примеров, когда государство, чьи правовые институты не справлялись с преступностью, прибегало к методам тайного террора и убийств. «Око за око», «Пурпурная роза», «Белый воинственный союз» — все это секретные вооруженные формирования, известные под общим названием «эскадроны смерти». Все-таки версия, что в отдельных регионах формирования типа «Белой стрелы» действовали, весьма живуча. Вряд ли это могло иметь место в Татарстане. Знаменитые в 2000-е процессы над лидерами и членами организованных преступных группировок в Татарстане показали всей стране, что с преступностью надо бороться только правовыми методами.
      Все эти успехи татарстанской правоохранительной системы свидетельствует о потенциале гражданского общества в Татарстане. Народ и руководство Татарстана в бурных дискуссиях с центром, с угрозами с ее стороны, не за закрытыми дверями, а основываясь на всенародное волеизъявление (референдум), принял свою Конституцию. Именно эта Конституция все эти годы обеспечивала как стабильное социально-экономическое развитие республики в целом, так и правопорядок. Президент РТ на праздновании 20-летия Конституции признал ту Конституцию «новаторской» и этим уже многое сказал. Народ один раз (в 1990, а затем в 1992 году) уже сказал – мы не бараны.
      Честь и хвала руководству Республики, правоохранительным структурам (особенно таким ее руководителям, как Галимов, Сафаров, Найфиев и др.) за почти образцово выполненную работу (были наверное, определенные просчеты, но не ошибается тот, кто ничего не делает), за терпеливое и самоотверженную работу в деле борьбы с преступностью. И наконец, за гражданскую смелость. И эта смелость имела свою основу – они опирались на народ, который на референдуме выразил доверие курсу руководства.
      Все это позволяет сделать вывод: Татарстан, как никакой другой субъект РФ близок к созданию гражданского общества. Гражданское общество – это автономная и непосредственно не зависящая от государства сфера общественных отношений, т. е. система экономических, духовных, культурных, нравственных, правовых, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в различные организации и союзы для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Государство – лишь форма гражданского общества. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых институтов, организаций и союзов, действующих в рамках права, которые служат барьером для монополизации государственной власти. В европейских странах работают общественные институты, есть развитое гражданское общество, а лидер руководит страной строго в этих рамках. Иными словами, только гражданское общество способно органично вырабатывать механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства, ее чиновников.
      Татарстан благодаря активно формирующемуся гражданскому обществу не раз доказывал, что может выйти из любого кризиса. Он не позволил развиться крайним радикальным течениям в 90-е годы, тем самым предотвратив развал страны, не позволил преступникам безнаказанно действовать на территории республики.
      Все вызовы новейшей истории государственные институты Татарстана успешно преодолели и продолжают эту работу. Но вот он встал перед новым вызовом. Он выйдет и из этого кризиса, порожденного религиозным фанатизмом, во многом привнесенного и управляемого из-за рубежа. Татарстан должен всему миру показать, как надо эффективно строить отношения в большом доме. Не ковровыми бомбардировками, как в Афганистане и Ираке, не точечными ударами по базам боевиков в Израиле и другими действиями насильственного характера.
      Только правовыми методами, диалогом можно преодолеть кризис. Но иногда кажется, что Россия просто одурела. Куда не приедешь, везде сочувствие, а чаще неприкрытое злорадство по поводу последних событий. Как будто РТ захлестнул терроризм. Любой юрист может говорить, а если он вообще, или хотя бы в серьезных масштабах? Ведь даже убийство священнослужителя Якупова квалифицировано по ст. 105 УК РФ (убийство, а не терроризм). Или журналисты и прочие писаки недостаточно юридически подкованы, или они участвуют в некой политической компании.
      Что говорят о Татарстане в России, ясно. Но и в самом Татарстане не совсем понятна позиция отдельных политиков. В частности, заявляется о неприемлемости какого либо диалога с религиозными радикалами, т.е. речь идет лишь об их тотальном преследовании и уничтожении. За этой профессиональной промывкой мозгов могут начаться и активные действия. Почему-то когда выгодно, в России становится популярной версия о причастности спецслужб США к взрывам 2001 года. А почему такое не может случиться в Татарстане? Под видом борьбы с терроризмом и экстремизмом могут ведь начаться массовые зачистки мирного населения и неугодных оппозиционно и националистически настроенных групп. Сегодня нет оснований подозревать наши спецслужбы в подготовке таких сценариев. А если все же кому-то из заигравшихся политиков придет в голову организовать такое подобное, то только развитое гражданское общество, являясь основой правового государства, способно защитить граждан и общество от произвола.
      Честь и хвала тому, кто построит диалог с «мирным» ваххабизмом (сегодня, на любого исповедующего, как принято говорить, нетрадиционный ислам стараются повесить ярлык ваххабита). Ведь большинство из них далеки от крайнего радикализма, более того они наши граждане и с ними необходимо работать, быть с ними в постоянном диалоге.
      А с радикальными представителями нетрадиционного ислама необходимо вести непримиримую борьбу. Опыт у силовиков имеется, ведь по сути деятельность радикальных религиозных организаций подпадает под категорию организованная преступность, а с ней они умеют бороться. Следует заметить, что и газета «Звезда Поволжья», как активный проводник позиции этого гражданского общества, публикует весьма интересные предложения по обузданию экстремизма в республике. Так, А. Шарипов в свое статье «Экстремизм» предлагает весьма жесткие, но правовые меры в отношении крайних радикалов.
      Следует отметить особую роль по созданию правового государства в Татарстане таких деятелей, как М.Ш.Шаймиев, Ф.Х.Мухаметшин. Немалая заслуга в этом и бывшего министра МВД Сафарова. Правда последний не понимал (или ему не позволили, выведя МВД по РТ из-под какого либо контроля народа) силу и назначение гражданского общества. В последние годы ему стало видимо казаться, что в Татарстане разрастается война как в Чечне, где он проводил по службе довольно много времени, рисковал жизнью и психологически, наверное, готов был использовать в Татарстане некоторые приемы, применяемые на Кавказе. За большими целями забыли, что полицейских надо еще и учить разговаривать с людьми, уважать их права и достоинства… Еще их надо отбирать, а не подбирать.
      Несколько слов о новом министре МВД, ведь сегодня, особенно в преддверии Универсиады, он становится ключевой фигурой. Последние его действия и слова показывают, что для Татарстана он свой человек. Именно такой человек может налаживать контакт с гражданским обществом. И очень важно, что он умеет строить правильные отношения и с руководством республики. В соседней республике вновь назначенный глава МВД (сегодня уже бывший) прибыл с явной установкой из центра. Рассказывают, что когда ему было сделано какое-то замечание о работе ведомства главой республики, то он не пожелал объясняться, демонстративно встал и со словами «Честь имею» гордо удалился. Не знаю, это случайность или закономерность, что такой руководитель скоро оказался не нужным не только в республике, но и в Москве.
Представляется, в Татарстане такое невозможно. Ведь Президенту Татарстана власть дана Конституцией, которая была принята на референдуме и он наделен в соответствии с ней высшими полномочиями в регионе. Умный чиновник, неважно федерального или местного уровня, должен помнить, что, прежде всего, следует служить народу. Кажется, Хохорин это понимает. В частности, он осознал, что с некоторыми заявлениями надо быть осторожным (например, это касается «необьявленной войны»). Последние его высказывания носят уже более спокойный тон : «Ситуация не аховая…У нас нет почвы для экстремизма». Это уже заявление политика, желающего мира и владеющего оперативной обстановкой.
      В Татарстане формируется гражданское общество. Найдите еще такой регион, особенно в среде национальных образований, где достаточно свободно ведутся дискуссии. Мы можем выслушивать самые разные точки зрения. Всем известны татарские националисты, высказывающие крайние взгляды. Известен и историк Сулейманов, который высказывает, на наш взгляд, крайние взгляды. Он очень огорчается тому, что власть пытается выстроить с ваххабитами диалог, стращает возможными событиями вроде Беслана и Норд-Оста (газета Российская газета от 29.10.2012 г.). Ему нет дела, что отказываясь от какого-либо диалога, он призывает к уничтожению и тех молодых членов татарстанского общества, кто сбился с пути, но которых можно вернуть в это общество.
      Его отчаяние можно понять – «отбирают хлеб». Ведь в это же время власти Татарстана ищут выход из сложной ситуации и небезуспешно. Уже на заседании Совета Федерации (под председательством В.Матвиенко) принято предложение Татарстана о внесение изменений в законодательство в сфере отношений между государством и религиозными организациями. Похоже, в республике взят курс на расширение диалога с любыми течениями в религии. С особо непримиримыми предлагается вести жесткую борьбу.
      Представляется, или казанский центр РИСИ (Российский институт стратегических (!) исследований) несерьезная мифическая организация, или вышеназванный историк, стоящий во главе ее, дискредитирует эту серьезную организацию.
      Заявления и тех и других радикалов в целом негативно оцениваются значительной частью населения республики. Однако и в них можно найти полезные зерна. Поэтому совершенно справедливо главный редактор данной газеты помещает статьи лиц, негативно относящихся к людям другой национальности, вероисповедования, или статьи тех политологов и историков, негативно воспринимающих федеративное устройство государства, стремление регионов к экономической самостоятельности, национальной самоидентификации. Ведь в любом случае они представляют чьи-то интересы. В европейских странах с развитым гражданским обществом ведут серьезный диалог даже с геями.
      Власть уже сегодня должна услышать голос гражданского общества. Например, только в последние месяцы прозвучали следующие предложения:
      1. Создать отдельные институты гражданского общества при президенте РТ, министре МВД;
      2. Пересмотреть отдельные нормативные акты, ущемляющие права граждан, в том числе верующих;
      3. Учесть предложения о повышении ответственности лиц, проповедующих экстремизм (см. предложения А.Шакирова в З.П. от 1-7 ноября и др.).
      Татарстан небольшой клочок земли на карте России. Но это столица всех татар мира, российский исламский центр (полное завершение восстановления Болгара еще более укрепит этот статус). Уверен, придет время, когда к татарскому национализму, сегодня как почти ругательному выражению, будут относиться уважительно и русские, и чувашские, и чеченские националисты, т.е. люди, уважающие свой народ, ее историю, культуру, язык. А плесень в большом доме, к сожалению, всегда найдется. Иммунитет к вызовам истории у татарстанского общества сегодня еще более укрепился и с намеченного пути уже не свернуть. Хочется лишь обратиться к истинным патриотам родного края: «Давайте не опозоримся и объединимся перед всемирным форумом – Универсиадой, направим все усилия на процветание страны и республики, забудем мелкие распри…». А тем, кто хочет использовать предстоящий мировой форум в своих корыстных интересах, гражданское общество, а где это необходимо и правоохранительные органы должны сказать свое веское слово. Например, привлечь их… к посадке деревьев, ведь так не хватает зелени столице будущей всемирной Универсиады.
 

Р. Рахматуллин


Комментарии (0)