Хлебников
В «Тандеме», в кинотеатре «Киномакс» состоялась премьера фильма известного кинорежиссера Бориса Хлебникова «Долгая счастливая жизнь». Он уже снял кинокартины «Коктебель» (2003), «Свободное плавание» (2006), «Сумасшедшая помощь» (2009), «Пока ночь не разлучит» (20012). Обладатель многочисленных международных наград, дважды отмечен как лучший режиссер на Кинотавре. Фильм «Долгая счастливая жизнь» был выдвинут на главный приз, Золотой медведь Берлинского кинофестиваля в 2013 г. Золотого медведя он не получил, но вызвал широкий резонанс. Необходимо сказать, что Берлинский кинофестиваль считается наиболее «артхаусным» кинофестивалем. По моему мнению, картина «Долгая счастливая жизнь» – лучшая из всего снятого Хлебниковым.
Сценаристом у Бориса Хлебникова обычно является Александр Родионов. В главной роли фермера в фильме Александр Яценко – сыграно блестяще. Вот что пишет критика в «Московских новостях»: «Подобного яростного социального фильма в нашем современном кино не то что давно, а никогда не было», в «Openspace»: «Хлебников снял обезоруживающе точный и лишенный даже намеков на иллюзии фильм о русском национальном характере. Зрелище и страшное, и увлекательное».
Казанские журналисты после просмотра были потрясены, некоторые плакали. Одна из журналисток назвала фильм «пронзительным». Фильм действительно убийственный по своим выводам. Народ «гнилой», и будущего у страны нет. Перед журналистами выступил с ответами на вопросы Борис Хлебников, отвечал на вопросы более двух часов. Предельно искренне. Он считает, что деревня в России умерла и восстановить ее невозможно. В деревнях живут одни старики и спившиеся люди. Хлебников много специально изучал русскую деревню в центре и на севере России, ездил, встречался с людьми.
Например, рассказал, как на Севере России в деревне с населением в тысячу человек (раньше жило 6 тысяч) фермер хотел убрать картошку, повесил объявление, что будет платить в день по полторы тысячи рублей, это хорошие деньги. Никто за две недели не пришел, люди только пили. Пришлось гнать за тысячу километров в Петербург автобус, нанимать таджиков, они приехали, все убрали, но по пути в Питер автобус остановила полиция и все деньги у таджиков отобрали. При озвучивании фильма ему звукорежиссеры давали звуки деревни из архивов, но он перебирал, все было не то, потом понял: из звуков современной российской деревни исчезло мычание коров, кудахтанье кур, пение петухов. Журналисты спросили, почему в фильме нет детей, Хлебников ответил: их в деревне нет, там одни старики и алкоголики. Фермеры считаются наподобие психически больных, сельское хозяйство тотально убыточно, прибыльно разве что собирательство. В фильме есть эпизод: фермера, главного героя, сельчане называют за глаза «евреем». Вообще российские фермеры, как мне показалось, судя по характеристике Хлебникова, есть некий аналог народников-идеалистов конца XIX века, и судьба их будет соответствующей. Чтобы выжить в деревне, нужно быть бандитом.
На доктора технических наук Заки Зайнуллина завели уголовное дело за статью «Россия глазами татарина». Но фильм Хлебникова гораздо более точен, силен, объективен, искренен по трагическому высказыванию, по традиции критического реализма русской литературы. Заки Зайнуллин – агнец божий по сравнению с высказыванием фильма Хлебникова. Впрочем, посмотрите «Жить» Сигарева с Яной Трояновой в главной роли, его же «Волчок», «Конвой» Мизгирева, автора «Бубен, барабан», где блеснула Наталья Негода. Всех их нужно судить вместе с Заки Зайнуллиным? Фильм Хлебникова находится словно в вопиющей контрфазе к фильму «Орда», видишь пропагандистское, сконструированное прошлое, исторический мираж и реальное настоящее, невольно сравниваешь эти фильмы и действительно понимаешь, что «слово правды весь мир перевесит». Хлебниковский фильм, безусловно, есть «слово правды».
Фильм Хлебникова есть и некое наглядное современное «столкновение цивилизаций», православной и мусульманской, татарин-фермер никогда бы так не поступил, как фермер с исконной Руси в фильме Хлебникова, который решился на бунт «бессмысленный и беспощадный». Любимая его бросила, начальство предало, друг нанес удар в спину, народ тоже предал. Смысла в жизни не стало. Словно родная земля отвернулась от него, да и родная ли это земля? Хлебников говорит, что он был поражен, как деревья, природа, духи захватывают быстро и тотально деревни на Севере и в центре России, брошенные жителями, разрушают гнилые строения, природный дух замещает человеческий дух, вытесняет его. Человеческий дух оказывается инородным земле, противоестественным. Это умирающая культура. Никто не хочет ни бороться за землю, ни работать на ней. Остается река, река времени, но и та течет как-то слишком быстро, не как у Тарковского замедленно, плавно, вечно, а как-то по-язычески торопливо, словно спеша смыть наносное, неприкаянное. Нет в фильме религии, то есть связи с Богом. Люди никому и ни во что не верят, каждый сам за себя.
Хотя Хлебников в личном разговоре заметил, что он не поклонник Достоевского, его любимая книга «Война и мир» Толстого, но тем не менее главный герой фильма фермер есть тип Родиона Раскольникова, человека, который хочет работать честно, но Хлебников заявляет, что в современной России нельзя жить честно, все живут воровством, и поэтому будущее у страны туманно.
мХлебников следующий фильм хочет снимать о легендарном враче-хирурге Войно-Ясенецком, епископе Крымском. «Александр Родионов уже написал прекрасный, честный сценарий, он просто совершил подвиг, перерыл много архивов», – отметил Хлебников. Однако РПЦ не согласилась со сценарием, в стране, считает Хлебников, действует цензура РПЦ, если хочешь снимать фильм о церкви, то нужно представить сценарий в РПЦ для согласования. РПЦ остановило его фильм о Войно-Ясенецком. Из ответа Хлебникова становится ясно, что сценарий «Орды», например, неизбежно должен был быть сначала утвержден в РПЦ. Сам Хлебников заявил, что он более склонен к атеизму, так как морально не приемлет во многом современное положение в РПЦ, более верит в абстрактного Бога, не связанного с государственной религией. «Осознание смерти есть самый мощный толчок к поиску смысла жизни», – считает Хлебников.
Хлебников говорит, что виноваты в трагедии сами люди, а не среда, не капитализм. В Европе капитализм есть именно честная жизнь, капитализм – это производство, в России нет капитализма, есть тотально уголовное общество, есть почти первобытное общество – считает Хлебников. При капитализме вы зарабатываете деньги на строительстве хорошей дороги, а у нас вы зарабатываете деньги на воровстве при строительстве дороги. На Берлинском кинофестивале зрители никак не могли понять, почему главный герой отчаянно воюет с представителями государства, закона, почему они не защищают его, почему государство – враг, для немцев это было дико и непонятно, сообщил Хлебников.
На вопрос, поступил бы он сам, как главный герой фильма, Хлебников ответил, что нет, но желание так поступить возникает у каждого. И это желание бунта «абсолютно разлито во времени», отмечает Хлебников: «У нас агрессия – это часть жизни». Основной исток его творчества: «Я никогда не занимался в жизни тем, что мне не интересно». На вопрос о том, что Достоевский писал: «Если Бога нет, то все позволено», Хлебников ответил, что его от аморализма останавливают дети и друзья, которые на него «смотрят», «для этого мне совершенно не нужно ходить в церковь». «Я очень не люблю слова Родина, патриотизм, потому что их некоторые люди используют в своих интересах. По госзаказу у нас «патриоты» сейчас снимают много фильмов об Отечественной войне. У нас бесконечно в Москве раздувается национальный вопрос. Вы не представляете, какая ненависть сегодня к приезжим в Москве. Вам это ничего не напоминает? Когда страна бедная, то людей нужно отвлекать «патриотизмом» и понятным врагом. У нас почему-то патриотом считается человек, лояльный к власти. Для меня выражением патриотизма являются великие русские писатели. Они почти все западники».
Рашит АХМЕТОВ.
Хлебников честный человек .Но такие люди изгои в русском обществе .
Наверняка показ фильмов Хлебникова будет ограничен и не будет доступен широкой аудитории...Что касается текстов З.З. их умышленно раздувают и тиражируют - как так, какой-то инородец да еще из россиян не только жив, но еще и смеет возмущатся публично и открыто высказыватся через свою газету в адрес России и Русских в отношении нынешнего их величия, потому и дана команда: "Фас!". Устранить источник так, чтобы другим инородцам было не повадно! Молча пополняли бы собой ряды русских, не забывались и помнили:"РОССИЯ ДЛЯ РУССКИХ!"