Хизриева: Сулейманов нарушил покой ваххабитского холдинга
Галина Хизриева – известный в России ученый – кавказовед, специалист по радикальному исламизму в России. В мусульманских кругах России ее также знают как последователя шейха Саида – эфенди Чиркейского. Темой интервью, которое она дала Gtimes, был на сей раз не Кавказ, а Татарстан. По словам Галины Амировны, казанский теракт 19 июля этого года и активизация «лесного» подполья в Татарстане были прогнозируемы еще 20 лет назад. Отдельно эксперт коснулась личности татарского историка Раиса Сулейманова, которого ряд исламских СМИ называет «провокатором».
– Почему молодого эксперта РИСИ Раиса Сулейманова называют «исламофобом» и обвиняют в необъективности?
– Действительно, Гейдар Джемаль и Али Вячеслав Полосин назвали Сулейманова «необъективным специалистом» и даже «исламофобом». Во-первых, «субъективность» Раиса Равкатовича вызвана тем, что его друга и учителя Валиуллу Якупова явно убили ваххабиты. Хоронить своих друзей и учителей без боли невозможно, и эта боль сделает субъективным любого. Во – вторых, обвиняли ли в чем-то Сулейманова Центральное духовное управление мусульман России или Российская ассоциация исламского согласия? Нет. Обвинял исключительно Совет муфтиев России и подконтрольные ему СМИ и структуры. Вина этого ученого в том, что он нарушил покой ваххабитсткого холдинга Казанского кремля и Совета муфтиев России. Термин «ваххабитский холдинг» ввел в обращение Валиулла-хазрат Якупов. Сулейманов воззвал к властям РФ с требованием остановить процессы, запущенные в мусульманской умме России в 90-е годы, поскольку они приведут к большой крови. А чиновникам не хочется расставаться со своими креслами, поэтому они судорожно пытаются договориться с террористами, вместо того, чтобы вести с ними бескомпромиссную борьбу. В этих обстоятельствах статьи и аналитический мониторинг Сулейманова становятся чиновничьим кошмаром. Чиновники работают против него рука об руку с ваххабитами и татарскими националистами, поскольку им не нравится информационная опека над Татарстаном. Но такая опека неизбежна, поскольку Татарстан – нефтедобывающий регион, и там нужен покой не воображаемый, а реальный.
– С какого времени ваххабиты активно действуют в Татарстане? Какова нынешняя степень их влияния на татарскую умму?
– Роковой датой для Татарстана стал 1992 год. В том году фонд "Тайба" организовал в Набережных Челнах молодежный лагерь. В лагере работали салафитские проповедники-арабы. Кроме исламского призыва (даваат) там проводился инструктаж по организации джамаатов. Такие лагеря стали традиционными, и со временем охватили и другие регионы РТ. С «Тайбой» контактировал Фарид Мухаметшин, впоследствии глава Госсовета РТ. На деньги «Тайбы» в Набережных Челнах строилось салафитское медресе «Йолдыз». В это же время в России шла активная работа по созданию Духовных управлений мусульман. Салафиты оказывали этим процессам большую финансовую поддержку и, как следствие, имели возможность влиять на кадровую политику и формирование образовательных программ и организаций. Впоследствии многие исламские организации РФ оказались тесно связаны с такими саудовскими учебными центрами как «Ибрагим бин Абдулазиз аль – Ибрагим» и «Хайят уль-Игаса», а новорожденное Духовное управление мусульман РТ оказалось полностью под влиянием ваххабиских идей. Муфтий РТ Гусман Исхаков был салафитско – ваххабитской креатурой. Позже совместные усилия проповедников салафизма и тогдашних руководителей Духовного управления РТ дали обильные всходы. Джамааты вышли на стадию самоорганизации, они организуются татарскими учениками первых проповедников-арабов.
– Вы упомянули Фарида Мухаметшина. Насколько сильно оказался втянут в ваххабизацию Татарстана Казанский кремль?
– В это оказался втянут не только Казанский кремль, но и остальное чиновничество. В одних случаях, тому способоствовала коррупция, в других – весьма туманное чувство уважения чиновников к религии своих предков, и желание принять участие в возрождении татарского ислама. Особенно сильно это желание разгоралось перед выборами в органы власти. Среднее и высшее чиновничество РТ не делало никаких выводов из ваххабистких заявлений муфтия Гусмана Исхакова, а точнее, не хотело их делать, поскольку не вдавалось в богословские тонкости. Во властных кругах бытовало мнение, что ваххабизм не опасен для татар в силу неких «ментальных особенностей» татарского народа. В общем, за двадцать лет в РТ выросло целое поколение мусульман – приверженцев ваххабитских идей. Власти и общество не отдавали себе отчета об угрозе. Однако специалисты по экстремизму и ученые – востоковеды не раз обращали внимание на то, что растущий татарский национализм и салафизм – плохая комбинация для России. В 2007 году попытку исправить положение предпринял востоковед Алексей Гришин, руководитель Фонда поддержки исламской культуры и образования. Успеха эта попытка не имела. В 2010 году Гришин не выдержал натиска просаудовского лобби, и ушел из Фонда со скандалом. Его обвинили во взятках и кумовстве. Все обвинения потом оказались ложными, но они свое дело сделали. Ничего не изменилось.
– Как радикальная исламизация отразилась на жизни рядовых татарских мусульман?
– Традиционный ислам вытеснился на периферию религиозной жизни и стал религией пожилых людей. Все отчетливее были черты религиозного конфликта отцов и детей . Традиционный для российских мусульман образ жизни разрушался на глазах. Одежда, брачное поведение, и ментальность у многих молодых мусульман Татарстана сейчас копируют арабский вариант. Для молодых ваххабитов РТ все происходящее на Ближнем Востоке сейчас важнее, чем события самой России. К тому времени, уже развились телекоммуникации, социальные сети, спутниковое телевидение. В любом более или менее зажиточном татарском селе можно увидеть спутниковые антенны, постоянно настроенные на «Аль -Джазиру» или «Арабию».
В 2010 году ваххабизм перешел в фазу бандформирований и терроризма. В 2010 году был Нурлат, в июле 2012 года – теракт в Казани. Примером для подражания и катализатором деятельности для ваххабитов Татарстана стали «лесные братья» с Северного Кавказа. Вполне вероятно, что к 2016 году будет создан общий непрерывный фронт террористических ячеек от российско – грузинской границы до Казахстана. Конечно, не все адепты салафизма и ваххабизма – террористы. Существуют сайты на русском языке, на которых салафиты пытаются откреститься от террористической вариации этих идеологий. Например, члены салафитской организации"Ахлю Сунна ва Джамааа" в меньшей степени склонны к террору, чем их некоторые «коллеги». Многие «умеренные» проповедники салафизма в Азербайджане или Дагестане сами оказывались под огнем своих единоверцев и погибали. Но "умеренные» не будут бороться с террором ни в Татарстане, ни где бы то ни было еще. "Умеренные» и «террористы» – один политический проект. Между тем, ваххабиты успешно укрепили свои позиции в России путем искусно пролоббированного «диалога с салафизмом». От «диалога» они перешли к террору . В июле 2012 года в Казани убили Валиуллу Якупова, в августе, в дагестанском ауле Чиркей – шейха Саида – эфенди Чиркейского, устаза двух крупнейших в мире суфийских тарикатов. Так в течение только двух месяцев был уничтожен цвет традиционного мусульманского духовенства обеих ключевых мусульманских республик России.
Александр Ашуров
В июле 2012 года в Казани убили Валиуллу Якупова, в августе, в дагестанском ауле Чиркей – шейха Саида – эфенди Чиркейского, устаза двух крупнейших в мире суфийских тарикатов. Так в течение только двух месяцев был уничтожен цвет традиционного мусульманского духовенства обеих ключевых мусульманских республик России.
======
Не знаю, как насчет шейха Саида, то покойный Винер-хазрат на звание духовенства он не тянул. Он был обычным чиновником на службе РПЦ и российского государства, которое имеет все основания сожалеть о смерти своего служаки. У мусульман таких оснований нет, хотя его, как и любого человека, погибшего ни за что, жалко.
Называть Татарстан мусульманской республикой-это выдавать желаемое за действительное. В РТ, где компактно проживает четверть татар, и где число татарских сел превышает 1,5 тыс., нет ни одного мусульманского села, Межу тем в Пенз обл, Молрдовии и Чувашии, татарские села через одно являются мусульманскими. Татар РТ смело можно назвать новой группой кряшенов по образу их жизни, это своего рода недокрещенные, или пока некрещенные татары, но они фактически уже христиане. Мусульмане здесь составляют только 3-5 % от числа татар. Фактически у татар мусульман даже меньше, чем у считающихся православными осетин.Свидетельством немусульманскости татар РТ является хотя бы то, что среди молодежи здесь почти не встречаются носители мусульманских имен, зато все чаще татары именуют своих детей и внуков чисто русскими именами. Если татары не одумаются и не вернуться в Ислам в полном объеме, будущее их п6ечально-лет через 30-40 они исчезнут.
Согласен с тобой Али , Чтобы понять почему так произолшло прочти статью Айдара Халима и поймешь почему так вроде там и здесь Татары живут .Не хорони Татар мы свое слово еще не сказали .
Али
Во многом ты прав. Но ты сравни срок колонизации народов поволжья,уралья и Кавказа. Разница большая. Я думаю ты представитель одного из кавказских народов и знаеш о кавказской войне и её последствиях. Более 4-х веков колонизации, неудобное географическое положение для успешного самоопределения и построения собственного государства. Народ рассеян целенаправлено по всей территории бывшего союза. От Татарстана отсекли при Сталине с Лениным огромные территории с населением с присоединением к соседним облостям и Башкирии ,где преобладало татарское население.Мы в наст. время как больной в реанимации или выжевет либо умрет. А умертвить нас как нацию стараются изо всех сил не физически как раньше,а духовно, экономически, и всякими иными способами. Действительно нужно прочесть обращение нашего писателя к патриарху РПЦ Айдара Халима в этом свежем номере ЗП.
Татарский народ смертельно болен. Не допустить его исчезновение-задача всей всемирной уммы. Для спасения татар как народа, для излечения его от смертельной болезни необходимо определить истоки болезни, причину. Нам видится, что причиной болезни является макссовый отход татар от Ислама, который начался не вчера и даже не в годы советской власти, а гораздо раньше, коммунисты тольтко завершили начатое. Отход татар от Ислама приобрел массовый характер в годы революции 1905 г. с появлением джадидизма. Кстати, джадидизм появился в среде не казанских татар, но в среде других мусульманских народов он не привился, а в среде казанце получил массовое распрстранение. Почему? Потому, что он был ослаблен 150 летним руководством его со стороны ОМДУ. Вторым фактором, облегчившим деисламизацию татар, явилось появление у них светской интеллигенции навроде Г. Тукаева, Ф. Амирханова. "Заслуга" татарской светской интеллигенции состояла в том, что она уничтожила среди татар чувство превосходства (хотя бы духовного) мусульман перед неверными, привила чувство своей неполноценности перед кафирами, приучила татар смотреть на кафиров как на объект для подражания, считать целью земной жизни не попаданите в рай (это вообще высмеивалось как сказки), а успех в земной жизни через приобщзение к достижениям НТР путем отказа от "устаревшей" религии Ислама. Для спасения от исчезновения татары должны понять, что отказ от Ислама является гибельным, что вся идеология джадидизма является ложной, что предложенный тукаевыми путь является ложным и гибельным, что сам Г. Тукай является не путеводителем, а заблудшим и заблуждающим молокососом. Не восхвалять нужно Тукаев, Амирханов, Исхаки, а проклинать. Короче, без кардинальной духовной революции в умах татар спасение народа невозможно.
Али, если идти по пути отделения татар-мусульман от татар,придерживающихся исламских традиций, проклиная последних, а есть еще татары атеисты, которые тоже татары, то этот путь ведет в пропасть и этого добиваются окупанты. Тукай, Амирхан, Исхаки - это все наши люди и нам, татарам с разным мировозрением , но объединенных одной идеей надо сообща работать и уважать друг друга.
Есть Книга АЛЛАХА есть сунна (что из нее взять каждый решает сам ) Не думаю что это хорошо , но Кавказ тоже болен . Знаю о чем говорю за свои слова отвечаю . Лечиться нужно всем ,а лекарство одно Прямой Путь .