27 ноября 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Хиджаб – дело тонкое
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Хиджаб – дело тонкое

8 ноября 2012 года
Хиджаб – дело тонкое

     В последние годы в западной Европе и не только наблюдается неприятие этого атрибута одежды мусульманки со стороны христиан. Во Франции, например, хиджабам объявили просто настоящую войну. На мой взгляд, у этой кампании разнузданной хиджабофобии торчат громадные уши исламофобии и дискриминации мусульманок по религиозному признаку.
      Глядя на Запад, начали шевелиться и наши российские доморощенные хиджабофобы.
       Приведем пример. На Ставрополье разгорелся религиозный скандал, в центре которого оказались дети. Директор школы №12 села Кара-Тюбе запретила нескольким ученицам-мусульманкам приходить на уроки в хиджабах. Родители школьниц утверждают, что их дети не допускаются к занятиям из-за того, что придерживаются канонов ислама.
Директор школы №12 Марина Савченко заявила, что дети «не будут допущены к урокам в мусульманских платках», так как это противоречит школьному уставу, который требует носить на уроки только светскую одежду. 
      А вот как отреагировали на это чиновники и религиозные деятели. Уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Павел Астахов уверен, что в данном случае руководство школы «явно перегибает палку»: «Нет никаких общих требований к внешнему виду учеников, и платок в данном случае не является каким-то неприличным атрибутом».
Заместитель председателя Совета муфтиев России Рушан Аббасов отмечает, что российская Конституция предоставляет свободу вероисповедания и «возможность выглядеть в соответствии с твоей религией». По его словам, в России нет законов, которые регламентировали бы облик человека. Он также подчеркнул, что ношение хиджаба – не прихоть, а образ жизни человека, продиктованный исламом.
      Итак, что же такое хиджаб? Хиджаб (араб. – покрывало) в исламе – любая одежда (от головы до ног), однако в западном мире под хиджабом понимают традиционный исламский женский головной платок. Ношение женщиной хиджаба является одним из основных положений исламского законоположения – шариата.
      В разных странах к хиджабу относятся по-разному. Некоторые правительства поощряют и даже обязывают женщин носить хиджаб, некоторые запрещают.
      Хиджаб обязателен в Афганистане, Саудовской Аравии и Иране.
      Турция, Тунис и Таджикистан, хоть и населены преимущественно мусульманами, запрещают носить хиджаб в государственных учреждениях, школах и университетах. Первой мусульманской страной, которая официально запретила носить женщинам хиджаб, стала в 1925 г. Турция. С приходом к власти в 1963 г. в Сирии и Ираке партии БААС, которая придерживалась светской идеологии, ношение хиджаба в них также стало запрещено. В Тунисе в 1981 г. запретили хиджаб в государственных учреждениях, впоследствии в 80-x и в 90-x годах вводили и другие ограничения. В Турции несколько раз предпринимались попытки отменить запрет на ношение хиджаба. В первый раз в 1984 г. в рамках политики «примирения с исламом», которую проводил премьер-министр Турции Торгут Озал. Однако под давлением светской общественности он вынужден был возобновить запрет в 1987 г. В 2008 г. правительство Турции под руководством Реджепа Эрдогана снова попыталось отменить запрет хиджаба в университетах, однако конституционный суд оставил запрет в силе.
      На мой взгляд, эти в основе своей мусульманские страны пытались проводить модернизацию своих стран по европейским лекалам, одни более, другие менее удачно. Это были революции сверху. А сейчас там происходят в некоторых странах громкие, а в некоторых тихие революции снизу на основе своей мусульманской культуры. Восток хочет развиваться, опираясь на свою почву. Этот рывок будет связан с ростом среднего класса (мелкой и средней буржуазии) и формированием современных наций в неразрывной связи с традиционной мусульманской и этнической, а не с Западной христианской культурой. Хотя национальное и этническое размежевание, как, например, появление Курдистана на территории Ирака, также будет происходить. Как говорится, для них когда-то было время разбрасывать камни, сейчас же наступила пора собирать камни. А посему сейчас для этих стран простое копирование поведения Запада – это неправильный путь. Это уже пройденный этап.
      15 марта 2004 г. Франция приняла закон, запрещающий «символы или одежду, очевидно демонстрирующие религиозную принадлежность» в образовательных учреждениях.
      Вопрос о хиджабе – традиционном головном уборе, одеваемом вокруг головы и плеч – разжег споры по всему континенту и подчеркнул серьезные расхождения между стремящимися к интеграции мусульманами.
      Около 250 делегатов из 14 стран собрались недавно в лондонском Сити-Холле под знаменем группы в защиту хиджаба, чтобы провести конференцию против того, что они считают нарушением прав человека. Конференцию пикетировали активисты движения за права геев, которые обвинили некоторых участников конференции в гомофобии и заявили, что они топчут права женщин.
      На конференции решение Франции по поводу платков также осудил мэр Лондона Кен Ливингстон, который сказал: «Французский запрет является наиболее реакционным предложением, которое когда-либо рассматривалось парламентом в Европе со времен Второй мировой войны. Он означает шаг в сторону религиозной нетерпимости, которую мы в Европе поклялись никогда не повторять, будучи свидетелями разрушительного воздействия Холокоста».
      В чем же собака зарыта? А все очень просто. Европейский Запад на самом деле под своей системой мультикультурализма подразумевал свой плавильный котел, в котором он хотел постепенно переплавить арабов во французов, а турок, например, в немцев. Но из этого у них ничего не получилось, так как эти мусульмане оказались крепкими орешками, они и не думали переплавляться. Европейцы, видя, что духовно и культурно они не смогли ассимилировать мусульман, решили действовать административными и юридическими методами. Они перешли к откровенной борьбе с исламом как религией и традицией своих мусульманских сограждан. Это говорит о том, что европейская культура, пронизанная культом золотого тельца, наслаждений, релятивизма и неопределенности постмодернизма, бессильна перед простой, здоровой и ясной традиционной культурой ислама.
      По большому счету, говоря о европейской одежде, в которой люди на Западе ходят в госучреждения, в школы и в вузы, – это, по сути, претерпевшая длительную эволюцию христианская одежда. Да и вся западная цивилизация выросла из колыбели христианства. Какой бы она сейчас секулярной ни была. А значит, одежда европейцев – это христианская одежда. Получается, христианам в своей одежде можно появляться в учреждениях, а вот мусульманам в своей – нельзя. Они, видите ли, обязаны одеваться по-европейски, то есть по-христиански.
      Если такую политику начнут проводить и в России, то мне будет, например, запрещено приходить на работу в татарском каляпуше (татарский национальный головной убор), а татаркам носить цепочки с полумесяцем. Скажут, что я противопоставляю себя русским сотрудникам по национальному признаку. Многие могут сказать, что это из области бреда и фантастики, но провела ведь Москва в жизнь бредовую и средневековую идею запрета нерусским народам перехода с кириллицы на латиницу. Так что в этой стране все возможно.
      В России игра в хиджабофобию очень опасна, так как в отличие от арабов во Франции и немцев в Германии российские мусульмане – это коренные народы, имеющие свою древнюю историю, территории и республики. И неучитывание этого фактора всегда будет приводить к обострениям или, мягко говоря, к трениям. Эти обострения уже ясно просматриваются как на Северном Кавказе, так и в самой Москве.
      В этом плане очень показателен пример французской политики в Алжире в начале 50-х годов ХХ века. Французы в своей колонии законодательно запретили алжирским женщинам надевать хиджаб (якобы хотели приучить их к «цивилизации»). Этим они вызвали массовое возмущение и протесты населения. Далее, в течение семи лет (1954 – 1961 гг.) национально-освободительной войны за независимость хиджаб превратился в символ антиколониальной борьбы алжирского народа.
Так что хиджаб – дело тонкое и серьезное.
 

Р. МУХАМЕТДИНОВ.


Комментарии (28)
Гость, 08.11.2012 в 19:15

Не так давно было сказано в сми что для учащихся будет единая форма одежды как это было в Советском Союзе.

Гость, 08.11.2012 в 22:32

Мне очень интересно, почему попы, православные молитвы и уроки ОПК в российских школах не нарушают российской конституции, а платок на голове татарской школьницы противоречит школьному уставу, который требует носить на уроки только светскую одежду.
А как насчет крестиков на шее многих русских учеников и учителей ? Почему это не вызывает ничьего негодования ?

Гость, 09.11.2012 в 10:00

Ходить в школах тоже должны строевым шагом.Для суконного единообразия. Вся Россия - Суконная слобода.

Гость, 09.11.2012 в 10:36

"А как насчет крестиков на шее многих русских учеников и учителей ? Почему это не вызывает ничьего негодования ? " Да потому что их не видно под одеждой! А платки выпячивают религиозную принадлежность. Недавно по нтв руководитель одной из кавказких республик высказался очень конкретно по этому поводу---платки только на уроках по религии, в другие уроки светская форма одежды.

Гость, 09.11.2012 в 12:09

А почему нельзя "выпячивать религиозную принадлежность"? Что плохого если человек мусульманин? Разве носить хиджаб это преступление? В стране свобода совести. Разве лучше - когда подростки пьют с 10 лет и употребляют наркотики? Наоборот, нужно поощрять верующих подростков. Из них точно наркоманы и алгоколики не вырастут.

Гость, 09.11.2012 в 12:10

Нельзя делить религии на хорошие и плохие. Запрещать носить хиджаб или крестики - вот это преступление.

Гость, 09.11.2012 в 12:20

"А почему нельзя "выпячивать религиозную принадлежность"?" Да потому что школа это светское учреждение и дети не должны делиться ни идеологически ни религиозно, ни материльно, дабы не чувствовать стеснения. Вне школьных стен пожалуйста, одевай платок, никто тебе слова не скажет? Хотя Шаймиев в своей речи говорил что надо лучше проявлять позицию отделения религии от государства.

Гость, 09.11.2012 в 14:31

Гость, 09.11.2012 в 12:20

"А почему нельзя "выпячивать религиозную принадлежность"?" Да потому что школа это светское учреждение и дети не должны делиться ни идеологически ни религиозно, ни материльно, дабы не чувствовать стеснения. Вне школьных стен пожалуйста, одевай платок, никто тебе слова не скажет?
========
Вот это и скажите тем, кто внедряет в российские школы уроки ОПК и делит детей на православных и неправославных. Что мешает им изучать православие вне школьных стен ?

Гость, 09.11.2012 в 14:36

Гость, 09.11.2012 в 10:36
"А как насчет крестиков на шее многих русских учеников и учителей ? Почему это не вызывает ничьего негодования ? " Да потому что их не видно под одеждой!
========
Как всегда, ГБ нагло врет. Нательные крестики сплошь и рядом видны на груди женщин, которые их носят. А иконы на школьных стенах еще виднее. Так почему же вы не протестуете против этого ? Правильный ответ: потому что ислам в России де-факто становится преследуемой религией, тогда как православие вопреки конституции РФ становится государственной религией, и ей дозволено все.

Гость, 09.11.2012 в 17:44

Православие опасается конкуренции со стороны ислама, пртестантов, католиков.... Оно ведет себя, как госмоноплия, требует особых привилегий. Дети уже неизбежно делятся материально по достатку (кто-то,например, приезжает на мерседесах), по способностям, по нравственному уровню, девочки, например, по внешним данным и реагируют на это весьма болезненно. Всех стричь под одну сталинскую гребенку не нужно. Дети разные и это благо. Природа строится на многообразии. Права у православных, атеистов, мусульман и др. - одинаковые. Это что за команда - вне школы носить хиджаб можно, внутри школы нельзя. Школы не казармы. Обнаглели до невозможности.

Идрисов Рустам, 10.11.2012 в 15:00

Хиджаб вновь стал причиной конфликта

Известный челнинский политик Рафис Кашапов возмущается запрету ношения хиджабов в некоторых российских школах, даже демотиватор сделал (ну или его помощники)
Правда после серии протестов в национальных республиках президент Путин заявил, что хиджабы носить все таки можно, а запреты - частная инициатива некоторых товарищей.
А вы как считаете?
http://vk.com/wall-33107337_687903?offset=3380

Гость, 11.11.2012 в 23:30

Гость, 09.11.2012 в 12:20
"А почему нельзя "выпячивать религиозную принадлежность"?" Да потому что школа это светское учреждение и дети не должны делиться ни идеологически ни религиозно, ни материльно, дабы не чувствовать стеснения. Вне школьных стен пожалуйста, одевай платок, никто тебе слова не скажет?
========
Цитата:
Им здесь не место
Минобразования: Иконы не должны висеть в школах и гимназиях
Министерство образования России считает недопустимым постоянное размещение предметов культа в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Как сообщил 29 июля Каспарову.Ru центр "Сова", это отмечается в ответе, который получил имам-хатыб Центральной соборной мечети Ульяновска Рустам Сафин, обратившийся в министерство по поводу размещения в Мариинской гимназии Ульяновска икон, портретов православных святых и картин религиозной тематики.

Сначала к чиновникам обратились родители некоторых учащихся. Они написали письмо в Министерство образования Ульяновской области о том,

в Мариинской гимназии детям "навязывают" православную культуру.

Туда же обратился и имам мечети.

Областное министерство ответило, что "в Мариинской гимназии осуществляется воспитание в духе православной культуры в отношении всех детей, вне зависимости от их национальности и вероисповедания".
В беседе чиновники предложили недовольным родителям забрать детей из гимназии (!!!!)
Ульяновская городская прокуратура, куда обратились родители, не нашла нарушений закона и ответила, что "в гимназии не ведется обязательное преподавание религии". После этого Сафин написал письмо в Москву.
Минобразования России, сославшись на многоконфессиональный характер российского общества и закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", ответило, что "запрещается обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих", и что "постоянное размещение предметов культа (включая распятия, иконы или портреты глав религиозных организаций)в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не допускается".
Отметим, на сайте Мариинской гимназии сообщается, что гимназия является муниципальным образовательным учреждением Ульяновска с углубленным изучением гуманитарных дисциплин, реализующее общеобразовательные программы начального общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающее дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля.
Софья Микитик
http://www.kasparov.ru/material.php?id=4C5147815590F
Итак, православные иконы, распятия и все прочие православные атрибуты, оказывается, не нарушают светского характера образования, а единственный платок на голове у татарской школьницы нарушает ! Вот вам пример православного русского лицемерия !

Гость, 12.11.2012 в 01:39

Бояться мусульман, бояться. Только запретом дело не решишь - вернее его вообще никак не решишь: через каких-нибудь 20 лет этническая картина в России очень сильно поменяется

Гость, 12.11.2012 в 09:09

А кресты вдоль дорог населенных пунктов стоят,как символ смерти,это что?

Гость, 12.11.2012 в 12:32

"А кресты вдоль дорог населенных пунктов стоят,как символ смерти,это что?" Это безобразие, вот это что. Сами граждане в горе своём устраивают такие пейзажи не задумываясь о других людях. Власти против этого но люди всё равно кресты ставят на местах трагедий.

Рафаэль, 12.11.2012 в 17:10

Речь скорее всего идет о многометровых крестах

Guest, 12.11.2012 в 17:56

Через 50 лет в России будет 60% мусульман и ислам будет главной государствообразующей религией, во всех школах будут учить "Основы ислама", и президентом будет мусульманин.

халиса, 12.11.2012 в 18:07

Носила и буду носить хиджаб.Это не знак религии.Это - повеление Аллаха.

Guest, 12.11.2012 в 18:31

"Носила и буду носить хиджаб.Это не знак религии.Это - повеление Аллаха" Носи, кто же тебе мешает?

Guest, 13.11.2012 в 20:44

Синенький скромный платочек... Все шовинисты воют от ненависти.

Гость, 14.11.2012 в 12:18

, 12.11.2012 в 18:31
"Носила и буду носить хиджаб.Это не знак религии.Это - повеление Аллаха" Носи, кто же тебе мешает?
=====
Опять косишь под дурика ? Черносотенцы запрещают носить школьницам мусульманкам носить платки, вещая, что это нарушает светский характер школ и при этом увешивают школьные стены православными иконами ! У меня нет слов для описания такого лицемерия, граничащего с настоящим хамством ! Впрочем, хамство для России очень даже характерно !

asan, 14.11.2012 в 14:16

Не помню я, чтобы мои бабушка и прабабушка носили хиджабы. Не было такой одежды здесь. Да, были платки на голове и колфак. Лицо не закрывали, не прятали.
В наше же время, когда по всему миру процветает терроризм, закрытые лица, либо типичные для радикально-настроенных исламистов головные уборы, либо привнесенные из других восточных культур наголовные аксессуары ассоциируются с опасностью.

Школа - светское образовательное учреждение. Во избежание межконфессиональных разногласий, навеваемых, как правило, самими лидерами конфессий, дабы не остаться без паствы (в общем смысле этого слова), думаю, лучше придерживаться толерантности и принимать правила учебного заведения. В противном случае, у вас всегда есть возможность обучать свое "религиозное" чадо в частной школе, либо самостоятельно.

Guest, 14.11.2012 в 15:41

А хиджаб - это и есть обыкновенный платок, просто его завязывают аккуратно, чтобы волосы не выглядывали.
А лицо женщины, на самом деле, хиджаб никогда не закрывает.
Это Ваше заблуждение.
Вы, видимо, путаете хиджаб с чадрой.
Чадра прикрывает лицо, но это просто предмет национальной одежды арабского народа (и то не всех народов), и не имеет никакого отношения к Исламу!
Это арабская национальная одежда, и к религии вообще отношения не имеет.
А хиджаб, т.е платок, это не символ Ислама, о просто обязательный элемент одежды мусульманки.
Это признак чистоты, НРАВСТВЕННОСТИ женщины, аккуратности...
А вообще то это смешно, что из-за такой мелочи подняли шум на всю страну.
Почему то мини юбки (короткие до неприличия, аморальности) школьницам старших классов разрешается носить, и разрешается им курить и пить, вульгарно краситься, материться, а скромный платок одевать нельзя!
Смешно, конечно, но очень грустно и печально, что люди у нас совсем бесправны...

Гость, 14.11.2012 в 16:21

asan 14.11.2012
Школа - светское образовательное учреждение. Во избежание межконфессиональных разногласий, навеваемых, как правило, самими лидерами конфессий, дабы не остаться без паствы (в общем смысле этого слова), думаю, лучше придерживаться толерантности и принимать правила учебного заведения. В противном случае, у вас всегда есть возможность обучать свое "религиозное" чадо в частной школе, либо самостоятельно.
=========
В том-то и дело, парень, что российская школа давно перестала быть светским образовательным учреждением. Если там появились иконы, то почему не могут появиться и хиджабы ? Русские почему-то всегда односторонне трактуют этот вопрос, в свою пользу - если уроки ОПК, то русские на это имеют право, а если речь идет о проявлении свободы других религий, то тут же школы превращаются в "светские образовательные учреждения". Так что, ванька, не наводи тень на плетень, либо школа есть светское образовательное учреждение, где нет никакого места православию, либо свобода совести для всех, в том числе и для мусульман. Или-или !

По теме (чку), 15.11.2012 в 09:58

Асану, В статье от 26.10 (Галера). Есть хороший пост по поводу хиджаба и прабабушек. Привожу отрывок: "...Любой возврат к своим корням и самобытности вызывает лютую злобу у имперских подпевал. Всем советую читать первоисточники и исследования 19-20 веков зарубежных тюркологов и татарских просветителей. Так вот в 18-19 веках царская охранка и православные миссионерские конторы, брызгая ядовитой слюной требовали от татар (еще в то время!) отказываться от хиджабов(!) и особенно лютовали против никапов(!!!), видя в этом угрозу своей многолетней деятельности по христианизации и русификации. Докладывали главам своих департаментов, что это приведет к подъему национального сознания татар(!)и влиянию Турции и арабских стран. Этот кошмарный сон русской империи,как мы видим, длится несколько столетий. То что наши татарские женщины носили даже паранджу читайте у Ш. Марджани (см. Мержани, Müstefad-ül-ahbar. т. 2, стр. 24/25), а также в книге, издание 1936 г., "Тюрки Идел-Урала" немецких исследователей-тюркологов..."

нннн, 15.11.2012 в 12:26

Обьясните пожалуйста, каким бывает светский человек, а каким не светский?

история, 05.07.2013 в 11:52

ЛИКБЕЗ
Но всё таки, очень интересно, какими же были наши бабушки и про-пробабушки?

ИCТОРИЯ ХИДЖАБА У ТАТАР
( Инфо-Ислам , 19.04.2013 )

Хиджаб с арабского языка переводится как покрывало, то есть то, что скрывает женское тело. В соответствии с ханафитским мазхабом минимальный хиджаб должен покрывать все тело, кроме овала лица и кистей рук.

С того момента, как ислам окреп среди мусульманских народов Поволжья, покрывающая одежда стала неотъемлемым атрибутом гардероба любой женщины. Более того, до конца XIX века татарки по большей части закрывались полностью, как предписывали им это богословские книги того периода и жестко стояли на этом кадимисткие муллы. Об том свидетельствуют как религиозные книги, так и записки русских и иностранных писателей, описывавших быт татар в тот период, как например, книга доктора богословия Знаменского. Он пишет: “Как во всем магометантском мире, у татар существует до известной степени затворничество женщин. Чем татарин богаче, тем более укрывает свою жену. В быту бедного, рабочего люда, как городского, так и сельского, такое укрывательство женщины, разумеется, невозможно; но и бедная женщина этого класса при встрече с мужчиною обязана закрыть, свое лицо или по крайней мере отвернуться от него при разговоре…”.

Сперанский тоже пишет о татарках и приводит в доказательство выдержки из сочинения Фукса: “Как трудно бывает увидеть татарку, когда это даже необходимо, всего лучше можно видеть из рассказа Фукса, который пишет: “Как врач, я имел несколько случаев пользовать Татарских жен; расскажу один из них. Хозяин ввел меня из приемных комнат, чрез многие пустые комнаты до дверей их спальни; тут позвал он старуху и приказал ей проводить меня к больной, но сам не пошел туда со мною. Пришед к больной в спальню, я увидел широкие нары, покрытые богатыми коврами, и на них множество подушек. Кругом по стенам висели женские платья и богатейшие шубы. На месте стульев стояло там много больших, красиво окованных сундуков, также покрытых коврами. Моя больная лежала на перине за богатым занавесом. Я, сколько знал по-татарски, просил ее, чтоб она позволила мне пощупать пульс; она из-под занавеса выставила мне руку, которая была унизана золотыми браслетами и Голландскими червонцами; а как это препятствовало мне сыскать пульс, то немалого стоило труда уговорить ее снять эти украшения. Но посмотреть у больной язык, что мне всего нужнее было, и увидать чрез это ее красивое личико, старуха ни под каким видом мне не позволила”.

Об этом имеется свидетельство и доктора медицины А. А. Сухарева в его диссертации “Казанские татары”: “…татарки и до сего время носятъ покрывала (халаты или уже по Европейски шали), скрывающія обнаженныя части тела отъ атмосферныхъ вліяній”.

А энциклопедия о народах Российской империи пишет о татарках так: «У зажиточных людей живет и ест женский пол особливо. Когда идут женщины их по улице, то лицо занавешивают, да и дома не кажутся».

Еще одно свидетельство из подобной этнографической энциклопедии: “Татарки любят наряжаться еще в большей степени. Одежда их состоит из ситцевой или шелковой рубашки, доходящей до пят, с яркими нашивками по краям и с широкими оборками по подолу… На голову бедныя повивают узорчатыя по концам полотенца, а богатыя надевают шелковыя, в виде повязки, с дорогою бахромою, позументами и драгоценными камнями, или же бархатныя шапочки, отороченныя соболем. Сверх всего они покрываются длинным вуалем из тюля… Поверх рубашки, как и мужчины, татарки носят два камзола, из коих нижний, зилян, без рукавов, из шелковой материи, обшитый по краям галуном и с карманом на боку. Верхний камзол делается из парчи, с очень длинными рукавами. Вместо камзола теперь, впрочем, чаще носят просто халат из парчи, шелковой материи или из китайки с длинными съуживающимися к концам рукавами, халат этот накидывается на голову и служит, таким образом, вместо чадры”.

Еще одна энциклопедия пишет: “Dans l’intérieur de leur maison, les femmes et les filles laissent leur visage découvert. Au dehors, elles portent sur la tète un grand voile qu’elles ramènent sur la figure quand elles sont inoccupées. Celles qui vivent dans l’aisance observent cette coutume avec plus de rigueur” (У себя дома женщины и девушки оставляют свои лица открытыми. Снаружи они носят большое покрывало на голове, которым закрывают лицо, когда они не заняты. Те, кто живет в достатке, соблюдает этот обычай более строго).

Завьялова пишет в книге «Татарский костюм»: «С первой половины XIX в. ситцевые, шелковые, парчевые платки и шали мануфактурного производства пополнили головные уборы татарских женщин. Покрывала подразделялись на два типа: нижние и верхние. Нижние («тастар», «өрпәк», «яулык») белого цвета с вышивкой надевались непосредственно на голову и плотно закрывали голову, лоб, шею. С появлением фабричных платков в начале века тастар вышел из употребления, название «яулык» было перенесено с расшитого убора на квадратный платок, способ повязывания которого (в роспуск) повторял прежнюю форму. Называли такие платки «француз яулык». На них надевали шапочку — сферическую тканевую или меховую, или закрепляли дополнительным платком, сложенным на угол, с узлом сзади. Замужние женщины, соблюдая приличия, ходили дома в нижнем покрывале; в гостях — часто не снимали верхнего. Верхние покрывала служили для выхода из дома и были ярких расцветок. По форме они представляли вытянутый прямоугольник, надеваемый на боковую кромку или квадрат, сложенные на угол. Свободно свисая с головы, они позволяли закрыть нижнюю часть лица и фигуру. Для таких верхних покрывал служили восточные шелковые ткани или парчовые фабричные платки, иногда два неразрезанных между собой».

В конце XIX века как в арабских странах, так и в России начались западные веяния, которые не обошли стороной и татар. Джадидизм с XX века стал проводником секуляризма в татарский быт. Появились театры, балы, татарки тоже начали придерживаться более свободной формы одежды. Как пишет Рустам Батров, один из татарских историков и богословов XIX века Ш.Марджани в своей работе «Мустафад аль-ахбар» по этому поводу писал: «Сейчас, к большому сожалению, женщины начали носить калфаки, они их носят даже после того, как выйдут замуж». При этом Ш. Марджани таким женщинам ставил в пример тех, чьи «платки полностью покрывают голову», кто «на грудь одевает специальные нагрудники и всегда носит платья с длинными рукавами», ибо «такая форма одежды наиболее подходит женщинам-мусульманкам».

Не только Марджани, но и многие религиозные деятели начала XX века выступали против феминизации и оголения. Одним из “женских” вопросов того периода был вопрос посещения женщинами мечетей. Представители традиционного направления (кадимизма) запрещали женщинам посещение мечетей. Более либеральный Ризаэтдин Фахретдин, наоборот, призывал женщин ходить в мечети и обучаться, но и он, в своей книге “Җәвәмигуль-кәлим шәрхе” (208 хадис) обуславливает это посещение некоторыми моментами, среди которых упоминает и закрытость: “Посетительницы мечетей не должны походить на разукрашенных, надушенных женщин, ходящих по гостям, свадьбам и зрелищам, а должны принять вид бедняцкий, дервишский, богомольский, не смешиваться с мужчинами, сидеть в отдельных рядах, руки, лица и, в особенности, волосы, должны быть покрыты… иначе нет смысла в посещении мечетей вообще».

Журнал “Дин вә адаб” под редакцией Галимджана Баруди в 1907 году (№4) попытался дать краткий резюмированный ответ на возникшие «женские» вопросы в десяти пунктах:

«1. Достигшей половой зрелости девушке неправильно показывать свое тело не являющемуся родственником мужчине, кроме лица, рук(кистей) и ног(до щиколоток).

2. Неправильно разговаривать соблазнительно и кокетливо перед мужчинами.

3. Если нет необходимости, то не запрещено держать открытым лицо, но сунна и мудрость указала на путь безопасности от вреда мужчин и их глаз.

4. Когда вероятность смуты сильна – покрыть лицо является обязанностью. Особенно, является преступлением и предательством, когда замужняя женщина, посвятившая себя через брак мужу, дает насладиться чужим глазам своим прекрасным лицом и ублажает чужой слух своим сладостными речами. Неправильно оставаться наедине с мужчиной неродственником, даже если нет разговоров друг с другом».

В последующие годы, особенно после революции, платок потерял свое религиозное положение и остался лишь в селах среди престарелых мусульманок, которые сохранили его до времен перестройки.

Подготовил Фатих Хабиб

http://www.islyam.ru/publ/islam_kak_religija/istorija_khidzhaba_u_tatar/3-1-0-846

ISTORIJA, 05.07.2013 в 11:57

кому интересно и есть желание больше узнать о хиджабе , загляните на страницу от 22.о6.2013, ознакомьтесь со статьёй Глеба Постнова "ХИДЖАБ".