Этнополитология
Приближается 75-летний юбилей известного российского политолога, члена–корреспондента АНТ, заслуженного деятеля науки РФ и РТ, профессора кафедры политологии КФУ М.Х. Фарукшина. С юбилеем совпал выход в свет написанного им учебника для вузов «Этнополитология».
Этнополитология – это одна из самых молодых учебных дисциплин в Российской Федерации. Ее появление в системе политического образования обусловлено потребностями развития нашей многонациональной страны, серьезной напряженностью в сфере межэтнических отношений, многочисленными этническими конфликтами, рискующими подорвать целостность государства. В этой связи весьма актуальной становится задача формирования у будущих специалистов в сфере политики целостного взгляда на систему взаимодействия этнического и политического. Отсюда возникает потребность в этнополитологии как учебной дисциплине, изучающей сущность и закономерности проявления этнополитических процессов.
Труд профессора М.Х. Фарукшина – это первый в Татарстане учебник по этнополитологии. Автор анализирует различные подходы к понятию «этнос» в современной науке, соотношение понятий «этнос» и «нация», проводит четкое разграничение между понятиями «нация-государство» и этнонация». Убедительной представляется его позиция относительно преждевременности говорить о сформированности в России нации-государства и единой российской нации. Права этнических групп, включая этнические меньшинства, рассматриваются в тесной связи с индивидуальными правами и свободами, при этом приводятся примеры из российской и зарубежной практики. В полемике с оппонентами Фарукшин жестко отстаивает право наций на самоопределение и создание собственной национальной государственности.
Представляет интерес исследование автором политического представительства и политического участия этнических групп, проблемы, практически не разработанной в российской политологии. В книге обосновывается ряд идей по совершенствованию представительства этнических групп в Российской Федерации.
Большое внимание М.Х. Фарукшин уделил различным аспектам проблемы этнофедерализма. В этой связи он подвергает убедительной критике различные подходы, распространенные в России и направленные на устранение национально-территориального принципа построения Российской Федерации. Лейтмотив рассуждений автора состоит в том, что построенное на учете многонационального характера нашего общества федеративное устройство России – ее судьба.
Значительное внимание в учебнике уделено анализу этнических аспектов политической демократии и многообразных форм влияния этнического фактора на политический процесс.
Не обошел вниманием автор и такие вопросы, как взаимодействие гражданской, региональной и этнической идентичностей, идеология и политика национализма, различные разновидности национализма. При этом автор разделяет агрессивный и оборонительный национализм, раскрывает позитивные и негативные функции гражданского и этнического национализма.
Особый интерес вызывает восьмая глава, в которой раскрываются причины этнополитических конфликтов и способы их урегулирования. Совершенно обоснован вывод о том, что не существует единой универсальной модели разрешения этих конфликтов.
В заключительной части работы анализируется нынешняя российская этническая политика, более декларируемая, чем практически реализуемая.
В целом следует отметить, что М.Х. Фарукшину удалось создать новаторский труд, в котором подняты также малоисследованные и совсем неисследованные в российской науке проблемы. По дискуссионным вопросам этнополитологии автором представлены основные точки зрения, которые он анализирует объективно и корректно. С учетом сказанного необходимо подчеркнуть, что эта работа М.Х. Фарукшина, рассчитанная прежде всего на студентов отделений и факультетов политологии российских вузов, будет представлять большой интерес для всех, кто интересуется проблемами взаимосвязи этничности и политики.
Ф. ГИНИЯТОВ.
"В целом следует отметить, что М.Х. Фарукшину удалось создать новаторский труд, в котором подняты также малоисследованные и совсем неисследованные в российской науке проблемы."
А главным образом никому не нужные. На вашим, ни нашим...
Лженаука!
Было время, когда охаивали и обзывали кибернетику, генетику. Прошло время и многое пересмотрелось.
дяде мидхату браво
хотя бы за то,что будучи АКТАНЫШСКИМ,
не пляшет в тую дудочку.
При этом автор разделяет агрессивный и оборонительный национализм,
... ............................
Не проще ли агрессивный национализм назвать нацизмом.
Можно например для устранения непонимания следующее:
Националист-причисляющий себя к какой-либо нации, уважающий представителей других национальностей и космополитов, на основе равноправия.
Нацист-делающий предпочтения своей нации за счёт другой, на основе неравноправия.
Шовинист-считающий свою нацию превыше всего,а следовательно в идеале исчезновение других наций.
Расист-негативно относящийся к представителям других нас.
Фашист-как говорится все в одном флаконе, кроме национализма.
на днях случайно разговорились с молодым азером:
-азарбейжансы-лушше фсех-говорит этот сопляк
на полном суръезе.
-татары-хуже всех-отвечаю ему.
-я не то хотель сказат!
-и что ты хотел сказать?
-я хотель:у нас култура выше-не пъем не курим
старшых уважаим..
-я уж вижу,какая у тебя культура!
вот такой милый ФАШИЗМ,вроде безобидный..
Guest, 02.11.2014 в 10:38_____________----
Где фашизм ? Не курят, не пьют, старших уважают - нравственны !
А здесь по - русски, асфальты оплеваны, в транспорте - с баулами ( сумки ит.д.) просачиваются, без извинений и понятий, что эти сами баулы надо при входе в транспорт снимать.
а домашние тапочки-обуть!