2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Елдашев

24 января 2014 года
Елдашев

      – Тогда немного расскажите о своем роде, думаю, что читателям будет интересно узнать механизм поиска и расширения информации о своих истоках, тем более из уст профессионального историка.
     – Тринадцать поколений своего рода по материнской линии я знаю с 1690 года, по отцовской несколько меньше – с 1840 года. В моем рабочем кабинете висят портреты десяти моих предков, писаные маслом. По крайней мере с середины XVII века, а возможно, и раньше они проживали в селах Лекарево (Вятская губерния) и Большое Афанасово (Уфимская губерния) по обеим берегам красавицы Камы практически напротив друг друга.
     Несомненно, существует родовая связь между поколениями. И чем больше человек знает о своих предках, тем он тверже и уверенней стоит на земле в своих делах и помыслах. А читателям газеты я бы посоветовал начинать с фондов Национального архива. Обратиться к директору, написать заявление и начать с материалов Первой всероссийской переписи населения 1897 года, затем через ревизские сказки 1858 года и далее вглубь вести поиск своих предков. Заказывать надо перепись населения своего села, деревни. Конечно, легче тем, кто ведет свой род в Казанской губернии. А если родом из других губерний, тогда надо обращаться в другие регионы страны.
     Работая с документами и материалами, вы получите большое удовлетворение, прилив духовных и физических сил, когда перед вами начнут раскрываться страницы былого, когда вы по крупицам будете составлять семейное генеалогическое древо. А пока спрашивайте поподробнее у ваших старших родственников, у бабушек и дедушек. Время летит неумолимо быстро. И как бывает обидно спустя годы, что не успели спросить, уточнить, записать.
     – Вас, Анатолий Михайлович, знают в нашей республике и за ее пределами не только как пытливого исследователя, но и как лауреата Макариевской премии. Расскажите о премии, за какие труды вы получили столь престижную награду?
     – Премия памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) (1816 – 1882) является самой престижной премией в Русской православной церкви. В дореволюционный период ею были удостоены, в частности, священник Павел Флоренский, будущий митрополит, иеромонах Николай (Ярушевич), выдающийся русский естествоиспытатель, ученый-почвовед В.В. Докучаев, флотоводец С.О. Макаров, известный литературовед, академик М.Н. Розанов.
     После своей смерти митрополит Макарий завещал 120 тысяч рублей в фонд будущих исследований (сегодня это далеко за 10 миллионов рублей). Вот когда говорят о вечной жизни, т.е. жизнь после жизни, подвижническая деятельность митрополита Макария об этом и свидетельствует. В 2012 году исполнилось 130 лет со дня его кончины, а церковь как поминала его благие дела в своих молитвах, так и будет поминать.
     С 1917 года присуждение премии было прервано. В 1995 году по инициативе святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II и при поддержке правительства Москвы в лице мэра Ю.М. Лужкова и Российской академии наук в лице президента академика Ю.С. Осипова был учрежден Фонд по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова).
     Макариевская премия, начиная с 1884 года, остается одной из самых престижных и известных премий России и мира. Она вручалась не только богословам, но и ученым за высокие достижения в самых различных областях знаний. Именно пример России – Демидовская, Уваровская, Макариевская, Ломоносовская и Пушкинская премии – в немалой степени инициировали учреждение знаменитой Нобелевской премии.
     Начиная с 1997 года от конкурса к конкурсу возрастает количество и качество представленных трудов, расширяется география соискателей. Дополнительно к основным вручаются молодежные премии за выдающийся вклад в развитие отечественной исторической науки.
     В последние годы премия стала международной. Конкурс 2011 г. был одним из жестких. Судите сами, в нем приняло участие около 400 работ, а лауреатами стали двадцать исследователей, из них 17 представляли Москву и Санкт-Петербург, в основном ученые ведущих исторических вузов и научных институтов, Казань, Харьков и Венеция. Лауреатом я стал за монографию «Казанский некрополь. (Казанцы, упокоившиеся на городских и монастырских некрополях в XVI – XX вв.)».
     – В последнее время вы все в большей степени выступаете как общественный деятель, с вами многие советуются, вас стала замечать республиканская и городская власть. Как я знаю, недавно, в сентябре, вы встречались с мэром Казани Ильсуром Метшиным.
     – Я как председатель клуба любителей казанской старины в связи с приближающимся 10-летием клуба написал письмо мэру Казани Ильсуру Метшину по поводу встречи. Мэр достаточно быстро среагировал и пригласил нас, краеведов, на встречу в Ратушу. В течение полутора часов мы обсудили широкий круг проблем, связанных с развитием краеведения в нашем городе и республике. В частности, были рассмотрены вопросы мемориализации Арского некрополя и превращения его исторической дореволюционной части в пешеходную зону для паломников и туристов, создания в республике своеобразного туристического «Золотого кольца», об информационных знаках на исторических домах и улицах города. Был поднят вопрос о проведении в Казани Всероссийской научно-практической краеведческой конференции. Метшин, кстати, является почетным членом нашего клуба. И дважды в течение последних двух лет, несмотря на большую занятость, встречался в Ратуше с краеведами. Думаю, далеко не каждый руководитель подобного города, как Казань, находит время для встреч с историками и краеведами.
     Историческое краеведение, несомненно, служит формированию патриотизма, любви к «отеческим гробам». Мораль и нравственность общества определяются отношением к детям, старикам и некрополям. Отсюда такое пристальное внимание историков и краеведов к сохранившимся некрополям города.
     Недавно обратился к нашему президенту с просьбой о возведении на Арском некрополе памятного знака героям–землякам, участникам Первой мировой войны, похороненным на этом кладбище. 1 августа 2014 года исполняется 100-летие этой печальной даты. Тысячи наших земляков пали на полях сражений, а от того времени сохранилась лишь одна могила подпоручика Мейера, погибшего в 1915 году. Неумолимое время стерло память о минувшем. Поэтому нам необходимо по мере сил и возможностей восстановить утраченную справедливость.  
     – В Казани вот уже три месяца не утихает шумиха вокруг возведения университетской лаборатории, примыкающей к бывшей церкви Козьмы и Дамиана. Мы знаем, что вы один из тех, кто подписал на имя президента республики письмо о прекращении строительства. Проясните, пожалуйста, нашим читателям свою позицию.
     – Да, строительство на какое-то время приостановлено. Руководством федерального университета планируется построить трехэтажное здание вплотную к бывшей церкви Козьмы и Дамиана. С позиций современной целесообразности и выгоды, исходя из дороговизны земли в центре города – все понятно. Но мною движут другие составляющие, а именно – приоритет старины, в частности, над современным лабораторным корпусом. Меня коробит пренебрежительное отношение ко всему комплексу конца XVII – начала XVIII вв. – надвратной церкви 1708 года, зданию причта, двухэтажного дома, т.н. палат купца Ивана Михляева, построенных в первой четверти XVIII века. В этом доме, по казанской легенде, в мае 1722 года останавливался Петр Великий. Особо поражают карнизы и пышное оформление наличников окон. Это последняя руинированная жемчужина, подобного в городе уже не сохранилось. По своему оформлению здание близко к кругу памятников «московского барокко». Вместе с Петропавловским собором палаты составляют один из лучших в России городских ансамблей в этом стиле. На реконструкцию уникального комплекса, конечно, нужны средства и желание городских властей.
     Да и Ивана Афанасьевича Михляева стоит помянуть, ибо этот купец сделал для города чрезвычайно много. Это и суконная фабрика с его государственным подрядом, и возведение Петропавловского собора, Богоявленской, Параскевы Пятницы и Духосошественской церквей. Не отставала от него в своей благотворительности и супруга Евдокия, построив в это время Евдокиинскую церковь на берегу р. Казанки. Супруги упокоились вместе в семейном захоронении на первом этаже колокольни.
     Ныне нам предлагают возвести буквально вплотную к бывшей церкви современное здание, которое практически перекрывает доступ к комплексу, закрывая визуальный обзор. Приоритет отдается современной новостройке, а не камням прошлого, духу старины, к которым можно приводить и приводить тысячи туристов, слыша от них только восторженные слова.
     Я полагал, что городские власти отошли от пагубной практики разрушения старины, но буквально беспардонное начало земляных работ без согласования их с митрополитом Казанским и Татарстанским Анастасием и cо старостой Петропавловского собора А.Г. Гибнером, стали предметом и моего возмущения.
     На эту историю я смотрю шире, это и нарушение элементарных взаимоотношений университета и церкви, это нарушение этических норм. Стоило еще в августе сесть за стол деловых переговоров руководителям соответствующих и заинтересованных сторон, и не было бы сегодняшнего непонимания и недоразумения.
     В контексте этого разговора авторы письма приковывают внимание президента и к реальной угрозе обрушения колокольни Петропавловского собора, которая отошла от своей оси уже более чем на 70 см, двухметровые стены, не выдержав перекоса, во многих местах угрожающе покрылись паутиной трещин. Не дай Бог дожить до этого и вспоминать потом, что уникальная 50-метровая колокольня простояла почти 300 лет и рухнула ввиду проевших нас алчности, глупости и бездеятельности. 
     Вместе с тем я обращаю внимание руководства города и к 74-метровой Богоявленской колокольне, которой тоже грозит обрушение – фундамент по всему периметру оголен, вода, снег в любое время года устремляются вниз, доступ в подвальное помещение закрыт, продуха нет, вентиляция отсутствует. Единственное, что нас пока спасает, – так это совесть и профессионализм строителей этих грандиозных сооружений. Они, прежде чем начать работать, постились, молились и с Богом в душе начинали строить вечное, зримое и на века. 
     Общественную озабоченность заметила республиканская власть, прошли встречи, консультации, пересмотр проектов. Считаю как член совета ТРО ВООПИиК, что сегодня необходимо укрепить по всему периметру здание бывшей церкви Козьмы и Дамиана, установить опорную стенку, но не выше уровня церкви, как это было до революции в виде торговых рядов. Полностью снять вопрос о строительстве лабораторного корпуса ввиду моратория на новые стройки в исторической охранной зоне города и приступить к изыскательским и реставрационным работам по восстановлению всего исторического комплекса. И не надо забывать, что это сакральное место, где слово Божие возносилось к небу и проходила литургия.
     – Да, осмыслить все это надо. Напоследок трафаретное – ваши сегодняшние задумки, чем будете заниматься, сидя за рабочим столом под завыванье вьюг. Ведь зима для многих творческих людей – это наиболее удобное время для осмысления и написания.
     – Сейчас я работаю над тремя проектами. На следующий год исполняется 150 лет со дня рождения великой княгини, преподобномученицы Елизаветы Федоровны – старшей сестры императрицы Александры Федоровны, принявшей мученическую смерть 18 июля 1918 года.
     По заказу Императорского Православного Палестинского общества пишу книгу о жизни и духовном подвиге Елизаветы Федоровны. На моем рабочем столе стоят две фотографии княгини, где она снялась с нашим земляком, уроженцем села Новоспасское Уфимской губернии (ныне Заинский район) Михаилом Волковым, инвалидом еще русско-японской войны. Фотографии сделаны летом 1906 года в усадьбе Ильинское ее супруга Сергея Александровича, что под Москвой. Великая княгиня собрала 30 безногих инвалидов, вылечила их и на прощание подарила каждому часы, швейную машинку, деньги и сфотографировалась. Печаль, скорбь и неправедность ушедшего времени, когда через 12 лет великую княгиню, молитвенницу, вместе с великими князьями, сыновьями поэта Константина Романова, известного под псевдонимом «К.Р.», живьем под Алапаевском сбросили в шахту. Два года назад с паломнической группой я был у этой шахты. О многом задумываешься в таких местах. Но при этом чувствуешь, как сам очищаешься.
     Поставил перед собой задачу описать историю всех церквей, в том числе и домовых, а также часовен за всю историю их существования с 1555 года и до наших дней. Попытки историков и краеведов осмыслить эту тему были, но остаются неисследованными многие страницы и факты ушедшего времени. Горожане еще помнят старый центральный вход на Арское кладбище, помнят разворотное трамвайное кольцо 8 маршрута, помнят диспетчерскую будку. Так вот, эта будка была переделана из часовни во имя святого праведного Серафима Саровского 1909 года постройки. И таких открытий немало. В одном только Казанском кремле до революции было не менее 20 церквей и часовен.
     Моя двоюродная прапрабабушка, монахиня Аглаида (Александра Петровна Тютикова), 60 лет отдала служению Богу, пройдя многие ступени монашеского послушания, 35 лет была старшей в живописной мастерской Елабужского Казанско-Богородицкого женского монастыря. Я пришел к мысли составить именной справочник женщин–иконописиц второй половины XIX – начала XX вв. в Казанском крае. Набирается не менее 200 человек, открывается величественный список подвижниц Духа Святаго.
     Совершенно малоизученная тема – женская благотворительность. Если горожанина спросить, кто построил Шамовскую больницу? Абсолютное большинство скажет: Яков Филиппович Шамов. А ведь ее после смерти супруга построила его жена Агриппина Хрисанфовна. Если нас спросить, кто построил церковь во имя святителя Варсонофия? Многие скажут, что Иван Иванович Алафузов. Но дело в том, что купец-благотворитель умер 26 августа 1891 года, а эта церковь при новых университетских клиниках была освящена спустя почти 10 лет, 21 января 1901 года, и была, да, на его средства, возведена радением его второй жены Лидии Андреевны Кауль (первая – Людмила Сергеевна Александрова умерла в 1868 году).
     Достойное место в ряду выдающихся православных женщин-благотворительниц Казанского края занимают Надежда Ивановна Саврасова (1783 – 1870), Екатерина Сергеевна Прибыткова (1823 – 1897), Ольга Андриановна Стахеева (1847 – 1912), Глафира Федоровна Стахеева (1847 – 1927), Мария Федоровна Ушакова (ум. 25 апреля 1902), Екатерина Александровна Кривоносова. Каждая из них – это имя, это гордость нашего края. Они ждут своего пытливого исследователя!     
     Добавьте к этому преподавание в Казанской духовной семинарии, работу заведующего отделом по связям с общественностью в Государственном музее изобразительных искусств, работу в клубе любителей казанской старины, в совете татарстанского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ТРО ВООПИиК), в Казанском русском национально-культурном объединении. Так что скучать некогда…  
     – Заканчивая наш разговор, пожелаем Анатолию Михайловичу новых открытий, интересных публикаций, активного участия в духовной и научной жизни республики и города. Ждем также новых публикаций в нашей газете.

Беседовал 
Руслан АХМЕТОВ.

     Наша справка: Елдашев Анатолий Михайлович, историк, выпускник историко–филологического факультета Казанского государственного университета (1972). Доцент Казанской духовной семинарии, председатель клуба любителей казанской старины, номинант (2009), лауреат (2011) Макариевской премии, заслуженный работник высшей школы Республики Татарстан (2009).
     В своих исследованиях православной истории Казанского края автор продолжает традиции, заложенные епископом Никанором, протоиереем Евфимием Маловым, краеведами Н.Я. Агафоновым, П.М. Дульским.
     А.М. Елдашев - активный участник Всероссийских и республиканских научно-практических конференций. В июле 2005 года выступил с сообщением на международной научной конференции: «Православие в поликонфессиональном обществе: история и современность», посвященной 450-летию учреждения Казанской епархии Московского патриархата. Он один из создателей научно-документального фильма «От избытка сердца уста глаголют», посвященного истории Свято-Успенского Зилантова монастыря.
     В 2007 г. награжден орденом Русской православной церкви Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского III степени. В 2011 г. был удостоен почетного диплома за подписью патриарха Московского и всея Руси Кирилла и памятной медали митрополита Московского и Коломенского Макария.


Комментарии (5)
Рафаэль, 24.01.2014 в 19:45

После своей смерти митрополит Макарий завещал 120 тысяч рублей в фонд будущих исследований (сегодня это далеко за 10 миллионов рублей). Вот когда говорят о вечной жизни, т.е. жизнь после жизни, подвижническая деятельность митрополита Макария об этом и свидетельствует.============================================Откуда у этого пса Макария столько денег ?

Аналитик, 24.01.2014 в 19:49

Откуда у митрополита Макария столько денег? С бизнеса, поскольку РПЦ всегда была ушлым бизнесменом, не стеснявшимся всех способов получения прибыли, от эксплуатации крепостных крестьян и заканчивая дачей денег в рост.

Guest, 25.01.2014 в 02:03

Пр жизни не мог на исследования отдать? На том свете они не нужны,лягут на чашу грехов,так бы забрал с собой.Скромно жил,всегото 10 лямов.

УУСТИК, 27.01.2014 в 09:41

сигаретный бизнес патриарха гундяева прибыльным оказался:привел его в начальники.у кого больше денег,тот и нацайник,во!

Guest, 28.01.2014 в 01:42

Ну и Елдакшеву с этого бизнеса подачки перепадаютNETCAT_SMILE_SMILE.