Эхо Орды
Наконец-то «Эхо Москвы» обратило внимание на историю средневековой Руси и Золотой Орды. В первые недели нового 2013 года прошла серия передач, посвященная данной теме. В программе «Фискал» довольно успешно выступил российский министр Александр Починок со своим эмоциональным рассказом о том, какая была установлена Ордой для Руси налоговая система. Затем в радиоэфире появились Бунтман и Данилевский со своим взглядом на историю Руси и Орды в период XIII – XV вв.
Если выступление Александра Починка было ближе к правде и он большую часть вещей называл своими именами с некоторыми литературными отступлениями, то «проект» ведущего «Эха Москвы» Бунтмана и историка Данилевского явно грешил серьезными историческими неточностями и заметной предвзятостью. Что любопытно, два знатока российской истории не могли объяснить радиослушателям, кто такие были баскаки, которых на Руси, судя по летописям, не очень-то любили.
Ну что ж, обратимся к первоисточникам. «Баскак» на чагатайском (староузбекском или старотатарском) языке был человек ханской власти, а точнее, сборщик податей. А теперь посмотрим, как толковался этот термин словарями Ушакова, Фасмера, Будагова, Шипова и другими.
По Родлову, баскак (чагатайский) – полицмейстер, гражданский чиновник. Дословно баскак – владелец государственной печати от слова «давать», «печатать». А поскольку податей в Орде и на Руси было множество, народ не переставал возмущаться деятельностью баскаков, которые были обычными исполнителями царской власти. На Руси в те годы ханов называли царями. Вот этот политический термин знатоки истории Руси и Орды должны были бы знать, коль взялись за дело.
В результате один из них признался, что он не знает доподлинно, кто такие баскаки и откуда они взялись. Но зато очень оригинально решили судьбу этнонима «татар», а точнее, что означает понятие «татаро-монголы».
По словам Бунцмана, термин этот имеет искусственное происхождение, так, оказывается, именовать в дальнейшем решили ориенталисты, историки, историографы это всемирно известное явление.
Есть неоспоримый факт: Великая монгольская империя и покоренные народы, которых следовало называть татарами. Но коль так, почему же покоренных русских не назвали татарами? В результате таких неуважительных толкований возникает множество серьезных вопросов разного характера. Отстали толкователи из «Эха Москвы» от евразийской истории, ох как отстали. Хочу привести один пример.
Когда распалась Золотая Орда, то выяснилось, что основным народом, населяющим эту державу, были татары, и правителями образовавшихся новых ханств были не монголы, а татары. Утямиш-ходжа, известная личность в истории Орды, в своей книге о Чингисхане написал так: «После распада Орды узбеки и киргизы стали беками, а татары остались ханами», и ни одного слова не было сказано о монголах. Возникновение новых татарских ханств – подтверждение правоты слов хивинского мудреца. И что бы ни писали сегодня российские литераторы о стремлении Москвы собрать в единое целое обломки феодальной империи, факт остается фактом. Иван III, а затем и его внук Иван IV стремились покорить татарские ханства, и не было в этот период ни одного монгольского государства.
Легенда о приходе Батыя на территорию современного Поволжья во главе элитной конницы монголов не выдерживает никакой критики. Даная реплика не касается авторов передачи «Русь и Орда» на «Эхе Москвы», но тенденциозность подобных суждений в российской историографии сегодня существует сполна. Мы в России мало читаем работы наших центральноазиатских коллег. Там вопрос поставлен более радикально. Как известно, так называемая Великая монгольская империя, созданная династией Чингисидов во главе с Чингисханом, не носят монгольских имен в своем большинстве. Странно, не правда ли?
В 2009 г. в Астане была издана генеалогия Чингисидов на евразийском континенте под названием «Чингисхан – основатель Великой тюрко-монгольской империи». Очень подробный и широко развернутый исторический атлас. Так вот, каким именем от рождения был наречен Будущий Чингисхан? Как известно, его назвали татарским именем Темуджин. Его сыновьям дали не монгольские имена. Они от рождения носили татаро-тюркские имена. Спрашивается, почему? Но вначале для убедительности фактов перечислим с десяток имен так называемых великих монголов. Итак, сыновей Темуджина назвали тюркскими именами: Джучи, Чагатай, Угедей, Тулуй. Внуков и правнуков тоже наградили в достаточной степени тюркскими именами: Батый, Берке, Хулагу, Хубилай, Монке-Тимур, Тохта, Шибан, Тохтамыш, Улуг-Мухаммад, Джанибек, Бердибек, Кучум, Узбек, Темур-Кутлук, Тука-Тимур, Сартак, Татар и т.д. и т.п.
Все эти имена татаро-тюркского происхождения, и с этим первоисточником не считаться невозможно. Этот факт вынуждены были признать и историки Монгольской республики. То же самое повторяется и с этимологией тюркских родов и монгольских. Если в Казахстане все эти роды сохранились по названию, то в Монголии об этом вообще ничего и не знают, и не помнят.
Самый печальный факт, но для татар очень важный – это развал Золотой Орды. Орда в 1480 г. окончательно развалилась, а монголов никто и не увидел. Куда они подевались? На месте Орды появилось более пяти татарских ханств, народа, который, несмотря на различие диалектов тюрко-огузской речи, тем не менее говорил на одном языке и говорит на этом языке по сей день.
На территории современной России монголов представляют калмыки (ойроты) и буряты, в общей сложности около 600 тысяч. Если буряты живут на своих исконных землях, то калмыки, гонимые войной с Китаем, ушли с территории своего Джунгерского ханства и добровольно приняли российское подданство.
Этноним «татары» живет по сей день со времен образования Великой хуннской империи, а точнее, с 2200 г. до н.э. Но развитие этой темы не входит в задачу данной публикации. В России созрели сегодня некоторые силы, в задачу которых входит уничтожение имени «татар» и его политического наследия, каким являются «татаро-монголы». Это крупнейший исторический факт, где татары определяют тысячелетнее этническое наследие, а со времен Чингисхана монголы, ставшие великими моголами, и нет здесь ничего искусственного. Это связка этнической, идеологической и политической мощи кочевого мира.
Наркас МУЛЛАДЖАНОВ.
рахмэт, поставили сюда vk.com/tatar_bozqurd
Написавший в XVII веке в Хиве «Родословное древо тюрков» Абул-Гази считал, что первоначальное слово «татар» было именем одного из тюркских ханов, а затем оно стало именем народа. Историк Н.М.Карамзин пытался вывести слово «татар» от названия идола, которому поклонялись якуты. Но это, очевидно, недоразумение, ибо идола с таким названием у якутов нет, хотя есть несколько схожее слово «дьяда» (у эвенков) и «сата» (у якутов); обозначающее волшебный камень, вызывающий дождь, лечивший болезни и т.п. Возможно, «дьяда» сходно со словами «да-да» — так, или «да-дань», «та-та» и «та-тань» — китайские источники называют собственно татар ещё дочингизидовской эпохи. Этимологию слитного слова «татар» пытались расшифровать и другие учёные. Л.З.Будагов, например, полагал, что слово «татар» обозначало в Персии и Турции понятие «гонец», «курьер», к чему в наше время присоединяется и Н.А.Баскаков, для большей убедительности сопоставляющий слово «татар» с калмыцким «татр» и чувашским «тудар», обозначающим понятие «заика».
Есть и другие этимологические попытки. Например, А.А.Сухарев предполагал, что слово «татар» образовалось из двух слов — «тау» (гора) и «тар» — «тор» (жить) и таким образом означает жителей гор.
Более близким к истине, возможно, является этимология слова «татар», высказанная Д.Е. Еремеевым, который считает, что «татар» прежде всего является этнонимом тюркоязычным и, как и все тюркские этнонимы, относится к названиям народов и племён, имеющих окончание «-ар»: татар, хазар, булгар, авар, маджар, кангар, сувар, кабар и др. Далее он пишет, что «окончание «-ар» в этих этнонимах восходит к слову «ар» (эр) — «ир», означающему «человек». Действительно, во многих современных тюркских языках слово эр/ир сохраняет близкое значение — «мужчина, муж». В этнониме «татар» первый компонент «тат» можно сопоставить с одним из названий древнего иранского населения. Как сообщает в XI веке Махмуд Кашгари, «татарами тюрки называют тех, кто говорит на «фарси...» Кроме того, татарами тюрки называли и других соседей — китайцев и уйгуров. Первоначальное значение слова «тат» было, скорее всего, «иранец» «говорящий по-ирански», но затем этим словом стали «обозначать всех чужестранцев, чужаков». Действительно, на древнетюркском языке «тат» обозначает «чужеземец, иноплеменник». Этнографы считают, что такая практика — называние иноплеменников «чужими» (сравни русское слово «немец» — «не мы» и т.п.) — характерно для ранних форм этнонимии и этнического самосознания. Если мы примем такое понимание слова «татар», как чужеродный, иноплеменник, то могут быть поняты некоторые спорные вопросы ранней истории и последующего распространения этого имени.
Когда появляется и каким образом начинает употребляться этот этноним? Некоторые авторы, в частности, М. З. Закиев, Л. Н. Гумилёв — сторонники раннего его упоминания. Так, М. З. Закиев, ссылаясь на популярно-политическую книгу Дж. Неру «Взгляд на всемирную историю», считает, что уже в III веке до н.э. татары непрерывно штурмовали Китай. Л.Н. Гумилёв, исходя из китайских источников, полагает, что в VI веке н.э. «тридцать татарских племен, носивших у китайских географов имя «шивей» и говоривших на монгольском языке, обитали к востоку от тюрков». Однако наиболее ранние сведения о племени татар появляются в китайских источниках, которые называют их «да-да», не ранее VII—VIII вв. — см. сообщение старой танскойгеографической хроники «Цзю Тан Шу» о племенах «цзюсиндада» (татары девяти фамилий), живших на грани VII— VIII вв. н.э. в округе Яньшань, который располагался на территории уезда Хуэйля.
Конкретное же название «татары» впервые отмечается в орхонской надписи Кюль-те-гина 731-732 гг., где указывается, что на похороны Кюль-тегина пришли многие народы: «авар, рим, кыргыз, уч-куры-кан, отуз-татар, кытай, тати бы» (подчеркнуто мной — А.Х.). С.М. Кляшторный, также считающий, что первое упоминание племени «татар» отмечается в надписи Кюль-тегина, полагает, что это упоминание, относится ко второй половине VI века, когда представители «отуз-татар» (тридцати племен татар) участвовали в похоронах первых тюркских каганов. Есть также сведения об участии девяти племен татар (то-куз-татар) вместе с девятью племенами огузов (токуз-огу-зы) в восстании 723-724 года против Бильге-Кагана. Предполагается, что в это время, т.е. в VIII веке, племена под названием «тридцати татар» жили на северо-востоке Монголии, а «девять татар» — в Уйгурском каганате. Известно, что у последних был и свой предводитель, носивший имя «Asian ара Tegin». В середине IX века тогуз-татары вместе с огузами бежали в Восточный Туркестан. Но в X веке татары, происходящие от особого рода «ша-то», т.е. конфедерации западных тюрков, обитавших, по историческим данным, в районе Ферганы на бывшей территории усуней, захватили Северный Китай.
Здесь мы сталкиваемся с ещё одной проблемой — кто такие были древние «татары» в этническом отношении? Древнейшие китайские источники считали, что татары были родственника-ми монгол. Они сообщают: «...от Тюрка родились два близнеца: Татар и Монгол, которым отец их Ил-ли-хан разделил Тюркестан — первому дал восточную половину, а второму — западную». Персидское анонимное сочинение «Худуд ал-Алем», написанное в X веке, но широко использовавшее более ранние сведения, сообщает, что «татары также являются одним из племени тогузгузов...», а тогузгузы — «самые богатые среди (всех) тюрков». Область тогузгузов тогда располагалась к востоку и югу от Тюркского каганата (хырхызов), к западу от Китая и к северу от Тибета, т.е. на территории примерно современной Монголии.
В источниках XI века, например, в сочинении Гардизи «Украшение известий», написанном в 1050-1052 гг., сообщается, что тюрки-кимаки происходят от «Шада — младшего сына начальника татар, живших на берегу р. Иртыша, и людей — родственников татар из рода Ими, Имек, Татар, Баяндер, Кипчак, Ланиказ, Аджлад». К этому же мнению склоняется и крупнейший ученый-тюрколог XI века Махмуд Кашгарский, отмечающий в нескольких местах своего знаменитого словаря, что татары — тюркское племя. Вместе с тем показательно его замечание, что «племена ябак, татар, басмил — каждое имеет свой язык, но они хорошо знают тюркский». Это замечание дало основание В.В.Бартольду утверждать, что татары в XI веке были не тюркоязычными, а монголоязычными племенами, жившими где-то в горах Уту-гэна (Хан-гая) в верховьях Бий-Хема, одного из ис токов Енисея. В ХII-начале XIII вв. под именем татар известно уже значительно большее число племён. Так, Мухаммад ибн Бекран в своем географическом сочинении Джахан-наме (Книга о мире), написанном в начале XIII века, сообщает, что около середины XI века, «не принявшими ислам среди тюрков остались татары и хитаи, они в областях Сина». Он же говорит, описывая события начала XIII века, что «большое племя татар в древности вышло из своей страны у границ Сина и поселилось в тылу страны Туркестан. Между ними и хитаями была вражда и войны».
Целиком идею о тюркоязычности татар принимает и С. М. Кляшторный, который полагает, что в X-XI вв. на восточных окраинах тюркоязычного мира образовались два татарских государства: Ганьсу в Восточном Туркестане (Уйгуристане) и Ляо в Северном Китае. Всё пространство между ними почти в 2 тысячи км называлось татарской степью. В ХII-ХIII вв. эта степь была занята монголами и вследствие этого и на монгол распространилось имя татар, хотя сами монголы так себя вначале не называли.
По мнению монгольских историков, особенно Ш.Сандага, уже в XII веке значительная группа племён под именем «татары» жила среди собственно монгольских племён на территории современной Монголии. Кочевья татар располагались на востоке, в основном в районе озер Буир-Нур и Ку- лун-Hyp. Татары в XII веке были вассалами Китая (цзиньских императоров) и даже вместе с китайскими войсками в 1164 году нанесли монголам крупное поражение в районе Буир-Нура. С этого времени и началась ожесточённая борьба собственно монгол с татарами, настолько ожесточённая, что Есугай-багатур, отец Тимучина-Чингас-хана, дал ему имя Тимучин-Тэмуджин, что означает по-тюркски «temurci» (кузнец) в честь захваченного им в плен татарского предводителя Тэмуджин-уге.
В самом конце XII века, точнее в 1198 году, татары подняли восстание против китайского засилия. Очевидно, именно эти события имеет в виду и сообщение Бекрана. Он пишет, что «китайские войска, объединившись с войсками кэркитов и собственно монгол, возглавляемых уже Тимучином (Чингис-ханом), нанесли татарам в долине р. Удджи (современная р. Улдза на северо-востоке Монголии) жестокое поражение». Часть татар, скорее всего, именно в это время ушла на запад и «поселилась в тылу страны Туркестан», а их царь Кутлухан (Кучлук) вместе с войсками хорезмшаха Мухаммада сумел нанести поражение китайским войскам.
Оставшиеся на востоке татары, состоявшие из племён алухай, дудаут, алчи и чаган, попытались объединиться, но вскоре, в 1202, а затем окончательно в 1204 году были полностью разбиты монголами. Победа была настолько выдающаяся (тем более, что Тимучин разгромил и других непокорных, в том числе найман, меркит и кэрит), что в 1206 году, в год Барса, специально собравшийся курултай объявил Тимучина единственным и могущественным предводителем во всех монгольских степях, над всеми монгольскими и остатками татарских племён и нарёк его Чингис-ханом, т.е. ханом вселенной.
С этого времени имя «татар» в исторических документах уже не фигурирует как самостоятельная этническая группа. Произошла своеобразная модификация этнонима «татары», или своеобразный камуфляж, когда на собственно монгол распространилось имя татар, а остатки татар стали — наоборот — именоваться монголами. Действительно, синхронные китайские источники, например «Мэн-даБэй-лу» и «Хэй-до ши-мое», уже не знают монгол, а все монгольские и связанные с ними племена они называют татарами и отмечают, что «их имеется три рода: чёрные, белые и дикие. Так называемые белые татары несколько более тонкой наружности, вежливы и почитают родителей... Так называемые дикие татары весьма бедны, да ещё примитивны и не обладают никакими способностями... Нынешний император Чингис, а также все (его) полководцы, министры и сановники являются чёрными татарами». Белыми татарами (бай да-да) назывались, скорее всего, тюркоязычныеонгуты, жившие на северо-востоке Китая. Возможно, часть их на рубеже ХII-ХIII вв. переселилась в Туркестан. Дикими татарами назывались тунгусо-маньчжурские племена севера, а чёрные татары (хэй-да) — это настоящие монголы. Все эти группы населения объединяются, особенно в глазах иностранцев, под общим именем татар. Очень чётко это ещё в XIX веке подметил выдающийся казанский ученый ШигабутдинМарджани. Он писал, что после объединения Чингис-ханом всех разрозненных монгольских и «разных татарских племен» название «магул» как название рода вышло из употребления, осталось название «татар» как общее название для всех племен, хотя основной род, по существу, монгольский».
Название «татары» ещё более прикрепляется к монголам и вместе с ними проникает в Европу после того, как Чингис-хан в 1210-1240 гг. предпринял завоевание Азии и Европы, т.е. большинства земель Старого Света. В 1210-1227 гг. Чингис-хан параллельно с завоеванием северных (к северу от р. Хуанхэ) районов Китая, где к окончательной покорности были приведены и остатки белых татар, начинает наступление на запад. Как сообщает уже упомянутый НаджипБек-ран, в 1208 году «на Кутлу-хана (найманского хана Кучлука), (царя) первых татар, обрушилось нашествие других татар, которые опустошили мир и царь которых — Чингис-хан Тимучин». Таким образом, в 1210-1220 гг. с татарами (Кучлук был убит в 1218 году) было покончено, но имя татар сохранилось. Более того, это имя практически перешло и на монгольскую знать.
В связи с этим любопытно сообщение «Мэн-да Бэй-лу» о том, что, хотя монголы и «обозначают название династии как «великое монгольское государство», но очевидцы нередко замечали, как знатные люди, например наместник Чингис-хана в Китае Мухали (умер в 1223 году) каждый раз сам называл себя «мы, татары», все их сановники и командующие (также) называли себя «мы...». К тому же в монгольских войсках, особенно брошенных на завоевание Китая, Восточного Туркестана, Средней Азии и других западных стран, значительную роль играли выходцы из собственно татар, или называвшихся татарами уйгуров. Так, Рашидаддин пишет, что «Из этого (татарского) народа, как во время Чингис-хана, так и после него, стали великими и уважаемыми эмирами и доверенными государства». Среди них особенно выделялись представители племени «онгут», или белых татар, обычно входившие в лучшую гвардию монгольских войск. Известно также, что — по постановлению Чингис-хана — все покорённые народы, в том числе и уйгуры (белые татары — А.Х.), должны были поставлять воинов в его войска. По свидетельству Рашид ад-дина, войска, собранные «из уйгуров, карлуков, туркмен, кашгарцев и кучарцев, под командованием темника Мелик-шаха сражались на стороне Чингис-хана в Хорасане». Показательно, что многие из них, относящиеся к тюркским родам, «назывались татарами». Всё это хорошо согласуется с утверждением ГильомаРубрука в середине XIII века:
«Прежде чем нам удалиться от Сартаха, вышеупомянутыйКойяк вместе со многими другими писцами двора сказал нам: "Не говорите, что наш господин - христианин, он не христианин, а моал", так как название "христианство" представляется им названием какого-то народа. Они превознеслись до такой великой гордости, что хотя, может быть, сколько-нибудь веруют во Христа, однако не желают именоваться христианами, желая свое название, т. е. моал, превознести выше всякого имени; не желают они называться и татарами. Ибо татары были другим народом, о котором я узнал следующее…
…рядом с моалами были другие бедняки по имени тартары. Король Иоанн умер без наследника, и брат его Унк обогатился и приказывал именовать себя ханом; крупные и мелкие стада его ходили до пределов моалов. В то время в народе моалов был некий ремесленник Чингис; он воровал что мог из животных Унк-хана, так что пастухи Унка пожаловались своему господину. Тогда тот собрал войско и поехал в землю моалов, ища самого Чингиса, а тот убежал к татарам и там спрятался. Тогда Унк, взяв добычу от моалов и от татар, вернулся. Тогда Чингис обратился к татарам и моалам со следующими словами: "Так как у нас нет вождя, наши соседи теснят нас". И татары и моалы сделали его вождем и главою. Тогда, собрав тайком войско, он ринулся на самого Унка и победил его; тот убежал в Катайю. Там попала в плен его дочь, которую Чингис отдал в жены одному из своих сыновей; от него зачала она ныне царствующего Мангу. Затем Чингис повсюду посылал вперед татар, и отсюда распространилось их имя, так как везде кричали: "Вот идут татары". Но в недавних частых войнах почти все они были перебиты. Отсюда упомянутыемоалы ныне хотят уничтожить это название и возвысить свое…»
Действительно, все персидские, арабские, армянские, русские и европейские источники времени монгольского нашествия называют это нашествие татарским, а монгол, являвшихся движущей силой нашествия, татарами. Так, мусульманские авторы, современники монгольского нашествия, Ибн ал-Асир и Мухаммад ан-Нисави знают только имя татар: см., например, «Рассказ о проклятых татарах» Нисави. То же относится и к армянским источникам. Начиная с 1220 году, с первого знакомства армян и других народов Закавказья с ужасами монгольского нашествия, монголы здесь известны в основном под именем татар. Армянские синхронные источники пишут: «Появились с востока неизвестные варварские племена, которых называют татарами» (Памятная записка ГригораСисеции). «В году 669 армянского летоисчисления (1220) 20 тысяч татар вышли из страны Чина и Мачина (Китая) и дошли до области Гугарк (Южная Армения). Разоряя всё на пути, они достигли Тбхиса (Тбилиси)» (Из «Летописи Себастацы»).
Вместе с тем следует отметить значительно большую осведомлённость армянских летописцев, которые монгол называют не только татарами (в абсолютно преобладающем случае), но и «народом стрелков», «харататары» (чёрные татары) и даже «Мугалы» (монголы). Показательно, что армянский историк XIII века СтепаносОрбелян объясняет, что «мугалами» в народе называют «татар». КиракосГан-дзакаци эти термины иногда употребляет вместе: «Мунгал-татары». В основном, «татарами» или «тотарами» русские летописи и другие источники называют монгол на всём протяжении завоевания ими русских земель, степей Восточной Европы и Поволжья. Ранние летописи — Лаврентьевская, Ипатьевская и др. — пишут так о первом знакомстве с монгольскими войсками: «В лето 6731 (1223 год). Того же лета побоища Татарове князей Русских. По грехам нашим прийдошаязыцинезнаеми, ...безбожники Моавитяне, рекомииТатарове, их же добре никто весть ясно кто суть и отколе прийдоша и что язык их и котораго племени суть и что вера их. И зовут их татары, а инииглаголяттаурмени, а друзииПеченези...»
Показательно и то, что не только ранние, но и поздние русские летописи, например, Московский летописный свод конца XV века или Никоновская летопись XVI века, имя «монгол» практически не знают. Везде это имя было заменено словом «татар». Только под этим именем монголы известны и в других европейских источниках. Так, венгерский монах-доминиканец Юлиан, непосредственно видевший летом 1236 году огромное скопление монгольских полчищ в степях Поволжья перед их нашествием на Булгарию и Русь, называет их татарами и предупреждает о них своего короля (Бела IV), которым, очевидно, и послан был на разведку. Юлиан пишет, что недалеко от р. Этиль он «нашел татар и посла татарского вождя, который знал венгерский, русский, куманский, тевтонский, сарацинский и татарский (языки) и сказал, что татарское войско, находившееся там же по-соседству, в пяти днёвках оттуда, хочет идти против Алемании». «О татарах, устремившихся из своих мест и опустошивших северные земли» под 1238 годом сообщает и «Большая Хроника» Матвея Парижского. В анонимном продолжении «Истории царства французского» XIII века говорится о том, что «Франция и все другие земли были напуганы известиями о татарах». В католических храмах Германии в это время даже читают молитву «Господи, избави нас от ярости татар». Весьма показательно и сообщение Кёльнской хроники монастыря св. Пантелеймона: «Значительный страх перед этим варварским народом охватил отдельные страны, не только Францию, но и Бургундию, Испанию, которым имя татар было дотоле неизвестно».
Последнее, как и аналогичные сообщения русских летописей, армянских хроник о незнакомстве их прежде с татарами, примечательно. Оно полностью опровергает попытки некоторых авторов утверждать, что имя «татар» в Европе было известно ещё до монгольского нашествия.
"В XII в. Чингисхан образовал в Средней Азии могущественное царство из множества тюркских народностей, которые и стали известны под именем татар, причём монгольский элемент и язык были поглощены тюркскими. В 1223 один из отрядов Чингисхана проник на Кавказ. Другая часть татар разбила половецких и русских князей при реке Калке. Преемник Чингисхана послал племянника своего Батыя на завоевание западных стран; 1237 татары покорили Русь, разгромили Венгрию и Польшу; но дальнейшее движение на запад было преграждено ополчением чешского короля и герцогов австрийского и каринтийского. Татары повернули назад и основали на Волге Золотую Орду, из которой выделились ханства Крымское, Астраханское и Казанское. В XVI в. в Сибири основано независимое ханство татарами, жившими по рекам Оби, Иртышу, Тавде, Ингулу и их притокам; оно завоевано Ермаком» [Брокгауз и Ефрон, 1909]." Натягивают на себя хуннскую империю это круто.
Несмотря на протесты всей татарской общественности России, только что по каналу "Культура" еврей Разлогов, председатель "экспертного" совета по присуждению премии "Золотой орел" зыркая промасленными глазками прошамкал победно: "Сегодня историческая неправда Орды стала правдой. И отныне эта неправда Орды будет жить более вечно чем любая правда".
Ервей, наследник нацистов хорошо выучил принцип Геббельса:"Чем чудовищнее ложь, тем скорее будут в нее верить люди". От себя добавлю:" Тем более, если ложь облечь в формы православно-иудейского сатанизма".
Антиисламское , антитатарское дерьмо - Национальная (какой нации, какой национальности - русской или еврейской, прикрывающейся за русским народом?) Академия кинематографического искусства и науки "Золотой орел". Предлагаю отныне именовать эту премию "Еврейско-православный осёл".
Судя по всему Халида Хамидулина есть паталогическая антисемитка. Она всех приличных людей отпугнет от татар. А может это просто провокация спецслужб? Хотелось бу прочитать оценку Вила Мирзаянова, главы правительства Татарстана в эмиграции по поводу этого комментария Хамидуллиной. Она что, действительно думает, что во всем виноваты евреи?
Осел , 26.01.2013 в 02:12 анонимный. Ты есть патологический антиисламист и антитатарист. Закрой свое хайло или лучше открой свое личико, Нюша-гомик. Ты сука хотел бы , чтобы мы вашим дерьмом утирались и радовались.
За многими преступлениями в мире стоят евреи. И в данном случае еврей Разлогов вослед антиисламскому , антитатарскому фильму пропагандировал нацистскую идеологию.
Не думаете своими ослиными мозгами вы, я привожу голые факты.
Фашиста Разлогова под зад коленкой и в его нацистский Израиль, в ваше преступное гетто.
Те, кто пришел в Европу во главе правящего клана Чингизидов и кого европейцы считали и называли татарами, были на самом деле монголами и таким образом монголами или татарами в тот момент называли по сути один и тот же народ. И вот, что поэтому поводу Гильом де Руброк в своем произведении "Путешествие в восточные страны" писал:
"… За ними находится Этилия. Эта река превосходит своею величиною все, какие я видел; она течет с севера, направляясь из Великой Булгарии… Итак, эти две реки, Танаид и Этилия, отстоят друг от друга в направлении к северным странам, через которые мы проезжали, только на десять дневных переходов,… и среди этих двух рек, в тех землях, через которые мы проехали, до занятия их татарами жили команы капчат…
… Они не имеют нигде постоянного местожительства и не знают, где найдут его в будущем…
… Когда они поставят дома, обратив ворота к югу, то помещают постель господина на северную сторону. Место женщин всегда с восточной стороны, то есть налево от хозяина дома, когда он сидит на своей постели, повернув лицо к югу. Место же мужчин с западной стороны, то есть направо. Мужчины, входя в дом, никоим образом не могут повесить своего колчана на женской стороне. И над головою господина бывает всегда изображение, как бы кукла или статуэтка из войлока, именуемая братом хозяина; другое похожее изображение находится над постелью госпожи и именуется братом госпожи; эти изображения прибиты к стене; а выше среди них находится еще одно изображение, маленькое и тонкое, являющееся, так сказать, сторожем всего дома…
… Мужчины выбривают себе на макушке головы четырехугольник и с передних углов ведут бритье макушки головы до висков. Они бреют также виски и шею до верхушки впадины затылка, а лоб до макушки, на которой оставляют пучок волос, спускающихся до бровей. В углах затылка они оставляют волосы, из которых делают косы, которые заплетают, завязывая узлом до ушей. Платье девушек не отличается от платья мужчин, за исключением того, что оно несколько длиннее. Но на следующий день после свадьбы она бреет себе череп с середины головы в направлении ко лбу; она носит рубашку такой ширины, как куколь монахини, но, в общем, более широкую и длинную и спереди разрезанную, которую они завязывают на правом боку. Ибо татары отличаются от турок именно тем, что турки завязывают свои рубашки с левой стороны, а татары всегда с правой…
… Об их пище и съестных припасах знайте, что они едят без разбора всякую свою падаль, а среди столь большого количества скота и стад, вполне понятно, умирает много животных…
… Прежде чем нам удалиться от Сартаха, вышеупомянутый Койяк вместе со многими другими писцами двора сказал нам: "Не говорите, что наш господин - христианин, он не христианин, а моал", так как название "христианство" представляется им названием какого-то народа. Они превознеслись до такой великой гордости, что хотя, может быть, сколько-нибудь веруют во Христа, однако не желают именоваться христианами, желая свое название, т. е. моал, превознести выше всякого имени; не желают они называться и татарами. Ибо татары были другим народом, о котором я узнал следующее…
… В то время в народе моалов был некий ремесленник Чингис; он воровал что мог из животных Унк-хана, так что пастухи Унка пожаловались своему господину. Тогда тот собрал войско и поехал в землю моалов, ища самого Чингиса, а тот убежал к татарам и там спрятался. Тогда Унк, взяв добычу от моалов и от татар, вернулся. Тогда Чингис обратился к татарам и моалам со следующими словами: "Так как у нас нет вождя, наши соседи теснят нас". И татары и моалы сделали его вождем и главою. Тогда, собрав тайком войско, он ринулся на самого Унка и победил его; тот убежал в Катайю. Там попала в плен его дочь, которую Чингис отдал в жены одному из своих сыновей; от него зачала она ныне царствующего Мангу. Затем Чингис повсюду посылал вперед татар, и отсюда распространилось их имя, так как везде кричали: "Вот идут татары". Но в недавних частых войнах почти все они были перебиты. Отсюда упомянутые моалы ныне хотят уничтожить это название и возвысить свое…
… Итак, в том месте, где мы остановились, на берегу Этилии, есть новый поселок, который татары устроили вперемежку из русских и сарацин, перевозящих послов, как направляющихся ко двору Бату, так и возвращающихся оттуда, потому что Бату находится на другом берегу, в восточном направлении, и он не проходит через это место, где мы остановились, когда поднимается летом, а он уже начинал спускаться. Именно с января до августа он сам и все другие поднимаются к холодным странам, а в августе начинают возвращаться. Итак, мы спустились на корабле от этого поселка до двора Бату, и от этого места до городов Великой Булгарии к северу считается пять дней пути. И я удивляюсь, какой дьявол занес сюда закон Магомета. Ибо от Железных ворот, находящихся в конце Персии, требуется более тридцати дней пути, чтобы, поднимаясь возле Этилии, пересечь пустыню до упомянутой Булгарии, где нет никакого города, кроме некиих поселков вблизи того места, где Этилия впадает в море; и эти булгары - самые злейшие сарацины, крепче держащиеся закона Магометова, чем кто-нибудь другой…"
Таким образом, те, кого европейцы называли татарами, и кого Рубрук называет этим словом, по всем своим признакам были монголами, и они еще не были мусульманами в тот момент. Они позволяли себе есть падаль и вешать в помещениях идолов, и они явно отличались от тюрков, как в культуре, так и в одежде. К тому же сами монголы в разговоре с Рубруком желали, чтобы их не называли татарами и не называли христианами, а только "моалами", т. е. монголами. При этом они объясняли, что татары это другой отличный от них народ, который к тому времени почти весь истреблен. Именно монгол в то время и называли татарами, а татар как таковых, как полноценного и отдельного народа уже просто не существовало, осталось лишь одно название, которым все друг друга пугали и под которым монголы не хотели именоваться. Сами же монголы находились в окружении местных, так называемых европейцами, "сарацин". Кем же были эти многочисленные "самые злейшие сарацины" в среде которых впоследствии и ассимилировались монголы? Как это и следовало ожидать, ими являлись булгары, что совершенно естественно. Дальнейшая судьба Золотой Орды, подпавшей под влияние многочисленного и культурного местного волго-уральского народа "крепче держащиеся закона Магометова, чем кто-нибудь другой", народа, по сути, и построившего Золотую Орду, ее города, создавшего ее культуру, была естественно связана именно с булгарами. Теми булгарами, чьими прямыми потомками сегодня мы и являемся.
Название: sayf sarai full.djvu
Размер: 3.28 Мб
Доступен до: 2013-02-25 19:43:10
Описание: Полное собрание дошедших до нас текстов из рукописей великого татарского поэта и мыслителя Сайфа Сараи, первым в истории человечества в 1394г. в поэме "Сухейль и Гульдурсун" выразившем идею гелиоцентризма как непреложную истину. В сборнике представлены т
Ссылка для скачивания файла: http://rusfolder.com/34703020
Название: sayf sarai yadkarname.djvu
Размер: 290.53 кб
Доступен до: 2013-02-25 19:43:10
Описание: Текст рукописи "Ядкарьнамэ" великого татарского поэта и мыслителя Сайфа Сараи, первым в истории человечества в одной из частей рукописи - в поэме "Сухейль и Гульдурсун" написанной в 1394г., выразившим идею гелиоцентризма как непреложную истину.
Ссылка для скачивания файла: http://rusfolder.com/34703021
Халида Хамидуллина, 26.01.2013 в 11:24
Осел , 26.01.2013 в 02:12 анонимный.
=========
А ты, Халида, дура открытая.
Что то много разговоров про этот фильм))) Придётся сходить понять чем он так татарским нацикам приглянулся)))))))
Предлагаю собственные версии значения слова татар. В основе всех версий преположение, что -ар есть "мужчина,человек"
Располагаю по степени убедительности (от наиболее до наименее вероятной в действительности)
1) Татар - сильный человек
Сравните татарское диалектное
татау ; опытный и сильный (о человеке и лошади)
Киргизское:
өзүмө татар эр эле фольк. он - богатырь, равный мне.
2) Татар - дружественный человек, "свой"
сравните татарское
тату I 1. 1) согласный, дружный; мирный тату тормыш — согласная жизнь 2) дружеский, дружелюбный тату мөнәсәбәтләр — дружеские отношения
казахское:
тату II дружный; мирный тату құрбылар — дружные сверстники
көршілес тату халықтар — соседние дружественные народы
3) имеющий светлую - "бледную" кожу
Кыргызча-орусча сөздүк (К.К. Юдахин)
татар-: кызарат-татарат
1) он то краснеет, то бледнеет
Да, уважаемый Тимерче, Ваша точка зрения интересна!
Привожу интервью еврейского нациста Разлогова каналу Культура в рубрике "Новости культуры" (начало интервью идет с 5-ой минуты 26 секунд
http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/19725/video_id/229105