Духовная безопасность России
27 января 2012 года в Казани состоялось заседание круглого стола «Духовная безопасность России и нетрадиционные религиозные движения», организатором которого выступил Российский институт стратегических исследований (РИСИ). В преддверии мероприятия делегация РИСИ посетила Казанское епархиальное управление Русской православной церкви, Казанскую духовную семинарию и Духовное управление мусульман Республики Татарстан. Во время встреч архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий и муфтий Татарстана Илдус-хазрат Файзов выразили со своей стороны полное понимание остроты проблемы проникновения нетрадиционных для коренных народов России религиозных течений зарубежного происхождения, их конфликтного потенциала, деструктивности для общества и государства и необходимости формирования духовной безопасности страны.
Последние двадцать лет постсоветской истории российского государства часто приходится слышать о военной, политической, экономической, продовольственной и экологической безопасности страны, необходимости ее формирования и развития, однако в этом перечне различных сфер национальной безопасности России порой редко звучит и упоминается духовная безопасность. Под духовной безопасностью стоит понимать комплекс мер по защите и сохранению доминирования традиционных (т.е. оказавших определяющее влияние на развитие духовности и культуры и внесших существенный вклад в историю, обычаи, язык и самосознание народов) религий для коренных этносов, населяющих государство. Отсутствие этой сферы национальной безопасности России в последние два десятилетия привело к появлению проблемы экспансии различных сект и деструктивных религиозных культов из-за рубежа на пространство нашей страны, что, в конечном счете, приводит к изменению духовной идентичности населения, его мировоззренческих установок и замене ценностей российского общества на ценности другого общества. Именно поэтому организаторы круглого стола ставили перед собой цель рассмотреть понятия духовной безопасности государства и духовной идентичности населения, определить нетрадиционные для коренных народов России религиозные течения зарубежного происхождения, дать оценку их конфликтному потенциалу, источникам финансирования, а также степени угрозы для национальной безопасности и политической стабильности страны.
Открывая заседание круглого стола, его модератор, начальник отдела гуманитарных исследований РИСИ Михаил Смолин, рассказал пришедшим на мероприятие представителям государственных органов Республики Татарстан, общественности, духовенству, журналистам и студентам о Российском институте стратегических исследований, его деятельности, а также о причинах обращения внимания со стороны РИСИ к нетрадиционным для России религиозным движениям. Он также рассказал о подписании 4 января 2012 года президентом России Дмитрием Медведевым указа об утверждении нового устава института, согласно которому основной целью деятельности РИСИ является информационно-аналитическое обеспечение федеральных органов государственной власти при формировании стратегических направлений государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности.
Заместитель председателя экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации, доцент Московского государственного лингвистического университета Роман Силантьев выступил с докладом о способах фандрайзинге (привлечение финансовых ресурсов) в новых религиозных движениях. «Ни для кого не секрет, что нет ничего более простого для зарабатывания денег, как создание собственной секты», – начал свое выступление эксперт, напомнив при этом слова основателя саентологии Рона Хаббарда (1911 - 1986), сказавшего как-то свою самую известную фразу «Хочешь заработать миллион - создай свою религию». По мнению Силантьева, в России сложно найти нетрадиционные религиозные движения, чьи лидеры бы не обогащались за счет своих адептов. Так, к примеру, кришнаиты устанавливают для членов своей общины необходимость зарабатывания не меньше 50 долларов в день за счет продажи книг: «Их часто можно увидеть на пешеходных улицах городов, где они предлагают прохожим приобрести их литературу». Свидетели Иеговы, раздающие цветные журналы всем желающим, должны предварительно их купить у своих лидеров, а уж потом заниматься их бесплатным распространением. Ваххабиты охотно сращиваются с криминалом, в результате прежний обыкновенный бандитский рэкет теперь превращается в плату «закята» (обязательной для мусульман милостыни) или «джизью» (налога для неверных), правда, суть рэкета от этого не меняется. Виссарионцы требуют от своих последователей продажи собственности (квартир, машин и др.) и передачи этих средств в общую казну секты, которой распоряжается сам «пророк». Самое сложное в подобных действиях – это практически полная недоказуемость подобных способов отъема денег как преступлений, поскольку все они совершаются добровольно. Здесь стоит отметить и тот факт, что правоохранительным органам крайне сложно бороться с нетрадиционными религиозными культами, чем с обыкновенным криминалом. У первых значительно больше и финансовых возможностей, и лоббистов в органах власти и СМИ, и зарубежных покровителей.
Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов рассказал о существующих в Татарстане нетрадиционных для татарского народа течениях зарубежного ислама фундаменталистского толка: ваххабизме (салафизме), Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами («Партия исламского освобождения»), Джамаат Таблиг («Община доведения»), ат-Такфир ва аль-Хиджра («Обвинение в неверии и уход»), Ихван аль-Муслимун («Братья-мусульмане»), шиизме. Последние события в дер. Мемдель Высокогорского района Татарстана (оперативниками была раскрыта лаборатория по созданию самодельных бомб, которую имел в своем частном доме террорист Рустем Юсупов, член запрещенной в России организации «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами») только подтверждают усиление активности фундаменталистов в Татарстане. Прошедшие в ноябре 2010 года вооруженные столкновения в Нурлатском районе Татарстане, в ходе которых силами МВД и ОМОНа была ликвидирована банда боевиков, попытавшаяся в лесу организовать военно-полевой лагерь по типу северокавказского бандподполья, позволили экспертам предположить о схожести радикализации части мусульманского сообщества Татарстана по дагестанско-ингушскому сценарию развития событий. Спустя чуть более года уже в нескольких километрах от Казани в Высокогорском районе республики была выявлена террористическая ячейка. Все это только говорит о том, что чем ближе Универсиада, которая пройдет в Казани в 2013 году, тем очевиднее становится угроза усиления террористической активности в этом поволжском регионе. Несиловыми средствами противодействия радикализации мусульманской общины Татарстана и всей России Раис Сулейманов считает кадровую ротацию мусульманского духовенства (замена имамов-ваххабитов на имамов-традиционалистов), прекращение зарубежного религиозного обучения татарской молодежи, поддержку традиционного для татар ислама ханафитского мазхаба, единые образовательные программы во всех мусульманских учебных заведениях республики, полное изъятие учебников из Саудовской Аравии, перевод на современный татарский и русский языки дореволюционного татарского богословского наследия и замена им религиозной литературы из стран Ближнего Востока, активную информационную политику в СМИ и интернет-пространстве путем популяризации ценностей традиционного для коренных мусульманских народов России ислама, финансовую поддержку ханафитского мусульманского духовенства.
Старший научный сотрудник Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья РИСИ Евгений Бахревский остановился на перспективах возрождения суфизма как альтернативы салафизму. До революции среди российских мусульман имела место быть многовековая суфийская традиция. По мнению ученого, суфизм может стать серьезной альтернативой салафизму. Попытки актуализации возрождения суфизма в ХХI веке в России осуществляет Институт стран СНГ и конкретно Ильдар Сафаргалеев, опираясь при этом на деобандийскую школу (Пакистан и Индия). Однако, как считает Евгений Бахревский, в данном вопросе стоит быть осторожным по той причине, что чрезмерное увлечение иностранными школами суфизма так или иначе приведет к ориентации российских мусульман на зарубежные религиозные центры.
Доцент Казанского государственного университета культуры и искусств, психолог Рамиль Гарифуллин рассказал о религиозном фанатизме и богомании как одной из проблем в современном постмодернистском обществе. По мнению ученого, сегодня можно наблюдать, как на смену религии приходит «трансрелигия»: можно смело говорить о духовном бизнесе и о превращении ритуалов в религиозное шоу. Причиной популярности нетрадиционных религиозных движений психолог объясняет стремление людей получить психологическую терапию. Также им была отмечена суицидомания (эстетика смерти), свойственная некоторым нетрадиционным для народов России религиозным течениям зарубежного происхождения. Достаточно спорной (вызвавшей как раз наибольшую дискуссию и несогласие многих участников мероприятия) была точка зрения Рамиля Гарифуллина о том, что противостояние между традиционными религиями и сектами стоит рассматривать только как конкуренцию религиозных бизнес-структур.
Старший научный сотрудник РИСИ Владислава Филянова подробно остановилась на деятельности нетрадиционных религиозных движений американского происхождения, активно функционирующих на территории России. «Для США характерна религиозная экспансия, осуществляемая в том числе и через распространение неопротестанских сект по всему миру, что стоит рассматривать как одну из составных частей внешней политики Вашингтона», – уверена религиовед. Принятый в 1998 году американским Конгрессом специальный закон, согласно которому будут отслеживаться по всему миру любые нарушения прав религиозных меньшинств, на самом деле призван отслеживать нарушения прав американских религиозных сект. Многие правозащитные организации возглавляются представителями сект. В мире есть примеры того, когда за несколько десятилетий целые государства именно под влиянием религиозной экспансии США меняли свою религиозную принадлежность: так, Республика Корея из традиционного буддистского государства за вторую половину ХХ века превратилась в неопротестанскую страну. На российском Дальнем Востоке активными сепаратистами также выступают именно адепты американских НРД. Во время «оранжевой революции» на Украине роль последних была значительна. Пятидесятники, баптисты, иеговисты, мормоны и другие неопротестанские религиозные движения активно осуществляют свою миссионерскую деятельность по всему миру, в том числе и в России.
Преподаватель Казанской духовной семинарии о. Кирилл (Бухараев) рассказал о таком явлении, как стихийный оккультизм среди россиян, выражающийся в том, что люди могут исповедовать традиционные для России религии, но при этом обращаться за услугами к магам, целителям, гадалкам, экстрасенсам, верить в гороскопы. В результате подобного стихийного оккультизма люди, приходя в церковь или мечеть, на священника или муллу смотрят всего лишь как на колдуна, который путем совершения ритуалов поможет человеку улучшить его жизнь. В то же время такой условно христианин или мусульманин может верить в гадания на картах, астрологические прогнозы, хиромантию и др. По мнению православного священника, подобная среда становится благоприятной почвой для распространения сектантских учений и размывает мировоззренческое единство того или иного народа.
Доцент кафедры религиоведения Казанского (Приволжского) федерального университета Лариса Астахова выступила с докладом об эзотерике и оккультизме в массовой культуре: кино и телевидении. Фильмы жанра фэнтэзи («Гарри Поттер», «Властелин колец» и др.), телепередачи эзотерического содержания («Битва экстрасенсов»), ролевые игры являются почвой для распространения оккультизма. «Продается то, что покупается, покупается то, что продается», – так объясняет религиовед популярность подобного рода массового искусства среди населения и особенно молодежи. На рынке крайне мало кинокартин, посвященных традиционным для России религиям, зато полным-полно голливудских и уже появившихся отечественных фильмов эзотерико-оккультного содержания, что в итоге приводит к тому, что мировоззрение массового зрителя находится под влиянием именно такой формы духовной экспансии.
Начальник сектора кавказских исследований РИСИ Яна Амелина рассказала о неоязычестве в России и конкретно на Кавказе, задавшись вопросом о том, что собой представляет данный феномен: возрождение древней традиции или опасные игры интеллектуалов? Отличительной особенностью всех неоязыческих движений народов России является этноцентризм (порой переходящий в шовинизм – чувство превосходства своего народа над остальными этносами) и неприятие, зачастую в форме фобии, авраамических религий. Российские неоязычники пропагандируют связь человека с природой, что выражается, как правило, в организации ритуалов с выездом за город. На Северном Кавказе неоязычество нередко находит поддержку со стороны властей. Так, в Северной Осетии активно проводится мысль, что христианство – это не религия осетин, и что необходимо вернуться к некой пракавказской религии, когда все кавказские народы исповедовали один языческий культ. То, что это носит искусственный характер, абсолютно далекий от научных данных, не останавливает неоязычников. Очевидно, что неоязычники стремятся к политизации собственного религиозного учения. Не претендуя стать массовой силой, они выполняют свою роль. Практически для всех неоязычников России, причем даже разных национальностей, характерен миф о том, что они – потомки древних ариев. Стоит отметить, что для татарских неоязычников (неотенгрианцев) характерен национал-сепаратизм и исламофобия.
Старший преподаватель кафедры философии, биомедицинской этики и гуманитарных наук Московского государственного медико-стоматологического университета Дмитрий Канаков выступил с докладом «Кришнаизм в России: специфика распространения, социальная база и особенности миссионерской деятельности». На сегодняшний день в России действует 7 матх – направлений в кришнаизме. Из 40 кришнаитских общин, зарегистрированных в России, три из них действуют на территории Татарстана. В пос. Юдино г. Казани у них имеется свой храм.
Председатель Общества ревнителей истории Василий Ордынский (Иванов) рассказал о новых религиозных движениях политического характера: партия «Воля», концептуальная партия «Единение» (КПЕ), движение «Возрождение. Золотой век». В Татарстане лидером КПЕ является ученый секретарь Отделения социально-экономических наук Академии наук Республики Татарстан Халит Мингазов, в Казани КПЕ (организация часто еще называется «Концепция общественной безопасности» — КОБ) пропагандирует Николай Савухин. В Елабуге распространяет учение КПЕ и Ошо депутат городского парламента. В Татарстане последователей КПЕ насчитывается около 200 человек, на их мероприятия регулярно ходят около двадцати. Партия «Воля» в Татарстане действует как «Клуб любителей книг Светланы Пеуновой» - лидера незарегистрированной партии. Сама Пеунова проповедует свое учение в том русле, что если ее не изберут президентом России, то стране и всей планете грозит нашествие инопланетян. У движения «Возрождение. Золотой век» (лидер – Николай Левашов) есть ячейка в Казани. Отличительной особенностью всех подобных НРД политического характера является спекуляция на патриотических чувствах населения. Спецификой деятельности этих организаций в Татарстане является тот факт, что многие их члены являются научными работниками, преподавателями, представителями интеллигенции.
В завершении работы круглого стола выступили студентки магистратуры кафедры религиоведения Казанского (Приволжского) федерального университета Екатерина Никитина («Влияние визуальной информации на адептов новых религиозных движений») и Надежда Александрова («Методологические основания изучения новых религиозных движений»). Живую дискуссию и обсуждение вызвал доклад последней участницы, в ходе которого была выявлена специфика светского западного религиоведения, суть которого сводится к отказу от деления религий на традиционные и нетрадиционные, с чем, естественно, не согласилось большинство участников круглого стола. «Разве могут быть равноправны тысячелетиями существующие на территории России православие и ислам, значительно повлиявшие на культуру исповедующих их коренных народов нашей страны, и имеющее, к примеру, всего двадцатилетний опыт функционирования виссарионство?» - задали вопрос студентке-религиоведу, который прозвучал лейтмотивом практически всех выступавших докладчиков. Ведь попытка поиска некоего «объективного» взгляда на традиционные и нетрадиционные религии на практике только используется последними для оправдания собственной экспансии на территорию России. И те религиоведы, что выступают за одинаковый взгляд на традиционные религии и секты (как и отказ от использования самого обозначения «секта»), волей-неволей становятся в роли адвокатов деструктивных культов: говоря простым языком, что православие, что ислам, что кришнаизм, ваххабизм или сатанизм, по мнению таких религиоведов, должны иметь равные права и равную поддержку от государства.
Тем не менее наличие разных мнений в ходе заседания круглого стола только сделало его работу интересной и дискуссионной. Актуальность поднятой темы в ходе мероприятия особенно очевидна, если учесть, что в условиях нынешнего роста антиправительственных настроений в обществе порой приходится отмечать активное желание ряда нетрадиционных для народов России религиозных течений зарубежного происхождения принять участие в политической дестабилизации ряда российских регионов и даже страны в целом.
Ислам БАТЫЙ.
Все подобные слеты имеют одну цель - установить контроль над нащими дущами. То есть от дъявола/черта это все.
Все религии есть искусственно созданные варианты одного проекта по порабощению людей осуществлением принципа "разделяй и властвуй.Баранам нужен пастух, человеку пастух не нужен-своея голова должна работать
saoh