2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Дух нации

17 декабря 2015 года
Дух нации

     Марсель Галиев родился в 1946 году в поселке Балтач Азнакаевского района. Окончил Казанский государственный университет и ВЛК при Литературном институте им. А.М. Горького. Автор более двадцати книг поэзии и прозы. Лауреат Государственной премии Татарстана им. Габдуллы Тукая (2006). Живет в Казани.
     Татары – мировая нация, расселившаяся на всех континентах. Дух наших предков, живших в различных климатических поясах, вступавших во взаимоотношения с местными народами и племенами, обусловил особый цвет глаз, черты лица и обличье, язык и образ мышления, составив тем самым сущность нации.
     В нас есть зеленоглазый нрав степи.
     В нас есть черноглазый нрав леса.
     В нас есть голубоглазый нрав моря.
     В нас есть кареглазый нрав гор…
     Что может спасти народ, расселившийся по всему миру, от рассредоточения и исчезновения? В чем секрет единства евреев, чья судьба весьма схожа с нашей?
     Где бы ни жил еврей – будь он умопомрачительно богатым французским банкиром или известным испанским художником, а может, великим американским ученым или знаменитым русским актером, – его сердце всегда стучит: “Иерусалим…” Это неповторимая еврейская вера – идея – собирает всех под звездой Давида.
     Где находится сердце всех татар? В Казани?.. И обладает ли наша древняя столица самоотверженной силой, способной пробудить тот бесчувственный слой нации, который озабочен лишь мыслями о том, как выжить и нажиться?
     Три вещи отличают человека от животных: язык, песня, память. Ах, если бы эти три единства гармонично развивались и подпитывались светом религии!.. Тогда дух был бы здоровым.
     Дух – это самоотверженная душа нации, целеустремленный порыв, способность прыгнуть выше своих возможностей. Духовная сила – это безудержное торжество жизни, когда тебя сгибают, но ты несгибаем, сбивают с ног, но ты не падаешь и, даже отступая, ты ни на шаг не сходишь со своего пути.
     Представь себе судьбу рода, который когда-то отрекся от своей нации и прикрепился к другим корням.
     В первом поколении умирает язык. Остаются песня и память.
     Во втором поколении умирает песня. Остается память.
     В третьем поколении умирает и память.
     По капле, по маленькой капле мелеет бескрайняя ширь языкового моря.
     Прерываются, рвутся волшебные нити песни.
     Полыхая в жарких языках пламени, гаснет память.
     По одному уходят люди, неотвратимо скудеет людской лес.
     Язык, песня, память – все это опоры духа. Чтобы разрушить эти три общности, в захваченной стране прежде всего сносят минареты – зажженные когда-то маяки веры.
     Язык – это родник, питающий душу нации.
     Песня – это отрада, сила, которая поддерживает ее.
     Память – это тот горизонт, к которому стремится нация, встав на плечи былых заслуг.
     Союз трех ветвей, трех корней, трех сил… В природе так же: борьба за выживание, способность побеждать и опасность быть побежденным даны человеку для того, чтобы он учился, набирался опыта. Посмотрим на окружающие нас деревья, не мудрствуя лукаво, возьмем хотя бы дуб… Если один из трех главных корней, прорезающий глубь земли, вдруг захиреет… в этом больном корне начнут образовываться невидимые глазу жучки. Перетекая вверх, это злобное войско начнет жестоко поедать сочную часть тела дерева, которая скрыта между стволом и корой. Превращая все в прах, рать размножается, поднимается к кроне. Величественный дуб, который сгибался, но не ломался от бури и ветра, выживал, когда его полосовала молния, оказывается беззащитным перед внутренней бедой, порожденной им же самим.
     А войско пожирателей, уничтожив мягкую, живую часть ствола до самой кроны, остается вдруг без пищи и останавливается. Перейти на соседнее дерево оно не может. Потому что эта скрытая угроза способна лишь подниматься вверх – и только по тому дереву, в больном корне которого она зародилась. Грозное войско поднимается, оставляя в теле дерева зияющие проходы и провалы, а затем… затем оно вынуждено спуститься обратно вниз, где в самой глубине корней неминуемо обрекается на смерть.
     Так некогда величественный и мощный дуб утрачивает жизненную силу, понемногу заваливается набок, дряхлеет и превращается в тлен. Его останки растворяются в почве, становясь удобрением для молодых дубков, которым предстоит вырасти на этой земле.
     Точно таким же испытаниям подвергаются нации и народы, проходя по кругу жизни: у них все более крепнет способность противостоять внешним нападениям, но, если ослабеет главный корень и в твоем собственном теле, из клеточки твоего организма родится внутренний враг и потянется вверх, на поверхность, то перед ним может оказаться бессильным даже самое страшное оружие…
     Не оскудеет ли сила жизни, воля к борьбе у народов, чьи корни пошатнулись? Если окинуть мысленно цепь столетий, каких только судеб не было в истории народов! Каждая эпоха ставит перед ними новые условия, обрушивает на них невиданные доселе катаклизмы… И мы знаем народы, которые вставали на ноги, когда, думалось, все было кончено, но мы знаем и тех, чье могущество казалось вечным и которые внезапно были сломлены.
     На земле идет игра жизни, которая сообразуется с волей Всевышнего. Исчезают государства. Перемещаются пески. Моря покидают свои берега. Сменяются пророки, сгорают в кострах книги. Жизнь, зародившаяся от союза Огня и Воды, уничтожается буйством Огня и Воды… И вновь вспыхивает искра жизни, вновь возрождается человеческое племя. Но, увы, эта игра жизни, оказывается, не рассчитана на бесконечное повторение. Прочитав суру Корана “Чистилище”, я содрогнулся: “Для каждого из народов есть назначенное время. Когда подойдет их очередь, они не смогут сдвинуться ни на мгновение вперед, но и не смогут отстать”, – сказано в святой книге.
     Но это еще не означает, что на всем стоит мертвая точка, подобная той, что осталась на месте погасшей звезды. В одной из сур святой книги непременно должен быть мудрый аят, зажигающий свет надежды.
     Ярабби! (О, Всевышний!)

     Марсель ГАЛИЕВ
     Из книги «Рух. Поэзия духа».
Перевод Гаухар Хасановой.


Комментарии (7)
Guest, 17.12.2015 в 13:51

Что за сепаратизм?

Guest, 17.12.2015 в 15:54

Смотрите,ватник понял.

Мәскәү татары, 18.12.2015 в 01:12

Йа Хода, Марсель дускаем, бәхәссез - тел, милли моң - хис, иман, туган җир, тарихи зиһен, гөреф-гадәт һәрбер халыкның нигез ташлары, тик барысын да бергә җыеп МИЛЛИ ДӘҮЛӘТ тоташтыра. Дәүләтсез милләтнең киләчәге юк – НОКТА! Туган җиреңдә син хуҗа түгел икән –вәссәлам, калганы Расей - Путинга карап шул чукынган рус әйтмешле – “от лукавого”.
Бүгенге хәлебезгә карап Чыңгыз Мусин:
-
Җиреңне югалтсаң,
Телеңне онытсаң,
Динеңне ташласаң
Нидә калыр кыйммәтең?
Чукынасың гына кала,
И, газиз милләтем!

P.S.

Марсель әфәнде, Сез Тукай бүләге иясе, шул исемне йөрткән (аз түгел бит) затларыбыздан мескен халкыбызга нинди файда? Аяныч хәл бит, бер төркемгә (хосусый булсын) җыелып халкыбызны яклау урынына аерым, аерым куркып-посып утыраcыз. Тупланып милләткә бер төрәк була алмыйсыз икән Тукай исеменнән баш тартыгыз – намуслы булыр. Гафу итегез.

Guest, 18.12.2015 в 15:39

алар арасында марсель чутеки гадел алды тукайны.
кемнэр генэ юк бит анда:
-актанышы-фэлэне,джиен чуп-чар..

Guest, 18.12.2015 в 17:50

Мәскәү татары, 18.12.2015 в 01:12
Йа Хода, Марсель дускаем, бәхәссез - тел, милли моң - хис, иман, туган җир, тарихи зиһен, гөреф-гадәт һәрбер халыкның нигез ташлары, тик барысын да бергә җыеп МИЛЛИ ДӘҮЛӘТ тоташтыра. Дәүләтсез милләтнең киләчәге юк – НОКТА! Туган __________________________

Дорес сузлар ! Татарстан - Мекка для всех татар. А потому и государственность, и статус Президентства, и язык , обычаи , историю, культуру надо отстоять во имя будущего. Гос. Совет на тебя смотрит народ Республики. Ошибок история не прощает. А статус предателя народа не те лавры во имя которых надо было бы забывать о народе, о чувствах народа.

Guest, 20.12.2015 в 20:57

http://regnum.ru/news/polit/1969371.html

«Идель-Урал» в Татарстане: с чего начинается героизация нацизма
NETCAT_BBCODE_IMG

Нацистский легион «Идель-Урал».

Владимир Линдерман
Иллюстрация: cp14.nevsepic.com.ua
Нацистский легион «Идель-Урал».

Москва, 13 Сентября 2015, 13:34 — REGNUM

Один из двух главных призов на Казанском кинофестивале получил фильм режиссера Красильникова «Война непрощенных». Картина посвящена, как принято говорить, непростой судьбе волжско-татарского легиона «Идель-Урал», воевавшего в годы Второй мировой войны в составе вермахта. Легион состоял из татар и представителей других народов Поволжья и Урала.

«Война непрощенных» признана лучшим документальным полнометражным фильмом фестиваля. СМИ также сообщают, что кино снято при поддержке руководства Республики Татарстан.

Я фильм не смотрел. Историю легиона «Идель-Урал» знаю лишь в общих чертах. Читал, что легионеры не особенно рвались воевать с Красной армией, устраивали восстания, перебегали к партизанам. О трагической судьбе Мусы Джалиля тоже знаю. Этим мои знания и ограничиваются. Вторгаться в сферы, в которых не компетентен, не буду.

Но кое в чем я разбираюсь очень неплохо. Я отлично помню, с чего начиналась героизация латышского легиона СС: с призывов к гуманизму, к человечности. Легионеров изображали несчастными людьми, жертвами истории, попавшими в клещи непреодолимых обстоятельств. Давайте их помянем, пожалеем и т.п. Как возразишь против гуманизма?

От сострадания перешли к политической реабилитации. Оказалось, что легионеры воевали не за Третий рейх, а за независимую и даже демократическую Латвию. То есть их тела, одетые в эсэсовскую форму, исправно служили нацистам, но их души были верны Латвии и европейским демократическим ценностям. Такой вот тонкий дуализм.

По сути же короткая и бесславная история легиона СС стала ключевым мифом, формирующим мировоззрение латышской молодежи. Из жертв легионеры превратились в героев. Результат — большинство латышских старшеклассников и студентов поддерживает неонацистов из «Нацблока».

Не дай бог, если антирусский национализм восторжествует в Татарстане, увлечет за собой молодежь. Это будет внутренняя Украина, с фатальными последствиями для Российского государства.

Не сам по себе фильм, реабилитирующий легионеров «Идель-Урал», опасен. Опасно то, что фильм получил явную, демонстративную официальную поддержку с самого политического верха республики. Значит, это политика. Возможно, режиссера Красильникова интересовали трагические судьбы конкретных людей, но политических режиссеров интересует иное. Они строят свой государственный миф. Прогнозирую, что следующим этапом «реабилитации» станет утверждение: легионеры «Идель-Урал» чисто условно воевали за Германию и так же условно, переходя к партизанам, воевали за Советский Союз. А на самом деле они сражались за свободный процветающий Татарстан. И те татары, что воевали на советской стороне, тоже сражались за Татарстан… Ну, вы помните — про бандеровцев, воевавших на два фронта, про украинцев, освобождавших Освенцим, и т.п.

Если бы только фильм… Тревожные вести приходят о школьном обучении в Татарстане. В русских (!) школах количество часов, отводимых на изучение татарского языка, вдвое больше, чем на предмет «русский язык». Опять же под вроде бы разумным предлогом: живешь в Татарстане, надо знать татарский. Мы в Латвии все это слышали миллион раз. А потом вдруг оказалось, что надо не только учить язык, но и учиться на этом языке. То есть не языковой комфорт является целью, а ассимиляция детей из русских семей.

В российских СМИ мельком прошла информации о беженцах из Донбасса, которым отказали в пребывании на территории Татарстана. Ладно бы, обычное бюрократическое свинство или сами беженцы что-то сделали не так. Но нет — официальное лицо им вежливо разъяснило: «Здесь национальная республика. Вашим детям придется учить татарский язык. Вы этого хотите? Мы предпочитаем приезжих из Средней Азии». Вот уже и своя демографическая политика.

Не пушками и танками Украина угрожает России, хотя и военную угрозу нельзя скидывать со счетов. А угрожает она, прежде всего, вирусом «украинства», убивающим русскость в русском человеке. Говоря метафорически, народы перестают осознавать себя ветвями общего дерева, вдруг ниоткуда возникает свое особое великое прошлое, служащее гарантией не менее великого — и опять же отдельного от России — будущего. Так русский мир разбирают по частям.

И никаких систем ПРО Западу не понадобится. Просто влить в нужный момент несколько миллиардов долларов в рост «национального самосознания».

Как те же татарские националисты воспринимают события на Украине? Вряд ли их интересуют тонкие геополитические комбинации, «хитрые планы» и проч. Они видят только то, что важно для них: Москва не смогла, говоря языком сталинской эпохи, сломать хребет украинскому национализму. Значит, думают они, и у нас есть шанс. Вирус украинства еще не закончил свою работу на сопредельных с РФ территориях, но в любой момент его можно ждать и в России.

Рига

Московский татарин, 21.12.2015 в 00:29

Так покажите мне что такое "русский мир" и с чем его едят. Он ныне где? В Украине, Донбассе, Сирии, Чечне - где? В технологиях, дорогах, медицине, уровне жизни, наконец, в верховенстве ПРАВА? Если только в танках и ракетах так это, простите, не МИР, это пугало с фейсом Путина, который проводит "боевые учения" заодно и на мирных жителях Сирии (сколько их погибло под бомбежками Генштаб не сообщает).Если за рулем сотен бензовозов все бандиты, то в бомбардировщиках естественно одни ангелы "русского мира". Уж мы татары на своей шкуре за 500 лет знаем что это такое "русский мир"- уж точно не мир Пушкина, Толстого, Вересаева, Чехова + сотен великих носителей истинно русского мира.