Челнинские казаки
Газета «Челны ЛТД» N 51(1048) за 18 декабря 2013 года с каким-то пафосом сообщала, что «В начале этого года группа инициативных жителей города решила создать в Набережных Челнах казачье общество. По мнению местных казаков, по указу царя Алексея Михайловича в 1650 году на месте нынешних Челнов (точнее, Элеваторной горы) был организован казачий городок, который служил в качестве оборонительного редута от набегов ногайцев. Просуществовал он всего 5 лет, а затем переехал в район нынешнего Заинска. Жили здесь белопахотные казаки. Это, по сути, те же крестьяне, которые работали в мирное время, но как только пахло войной, они брались за оружие. …В планах у челнинских казаков создание казачьего колхозного рынка, на котором садоводы могли бы продавать излишки урожая. А также возрождение и организация медвытрезвителей». Оказывается «тормозит ситуацию исполком Набережных Челнов, который отказывается утверждать устав казачьего общества». Это торможение, если, конечно, еще не успели зарегистрировать, следовало бы расценить как одно из немногих конкретных положительных позиций исполкома МО г. Набережные Челны по работе с городским населением. Если, как сообщает газета, ссылкой на слова начальника штаба казаков Александра Зазвонова, «в Казани и Нижнекамске уже зарегистрированы казачьи общества», то это не делает чести руководителям этих городов и в целом Республики Татарстан.
Оказывается, как писала газета, в декабре 2013 года в Набережные Челны должны были приехать полпред президента России, священник отец Анастасий, занимающийся взаимодействием с казачеством, и окружной атаман, чтобы разрешить эту ситуацию. Судя по тексту рассматриваемой публикации, набережночелнинские казаки «готовы сотрудничать с МЧС. Например, в случае чрезвычайных ситуаций. Многие имеют опыт работы в правоохранительных органах, есть егеря». Кроме того, они собираются «…создать частное охранное предприятие под эгидой общества», чтобы, будучи зарегистрированным, зарабатывать деньги для деятельности казачьего общества.
Если рассматривать эти планы с позиций российской действительности, все вполне осуществимо. Кроме того, есть потенциальные резервы для пополнения рядов казачества в городах Татарстана. Например, часть «афганцев», «герои чеченской войны», участники «принуждения Грузии к миру». Еще вернутся добровольцы и контрактники, которые во время своих отпусков или после увольнения из Российской армии воевали против украинских «фашистов». Я думаю, «Челны ЛТД» сокрушается напрасно, что «пока ему (Александру Зазвонову. – Ф.Т.) приходится работать не с казачьими, а таксистскими шашками».
Мне кажется, если в Казани и Нижнекамске это решение c регистрацией прошло, то ее, возможно, продавят и в Набережных Челнах. Казаки и не только они сегодня, как видно, нужны государству. Времена такие. Я думаю, казачество, если оно будет зарегистрировано в Набережных Челнах, хотя здесь его никогда не было, то, возможно, в будущем оно сможет участвовать и в наборе добровольцев для оказания помощи русскоязычным братьям в ближнем зарубежье, борющимся за свое самоопределение с последующим присоединением к России занятых ими территорий.
Кроме того, в последнее время стали показывать по телевизионному каналу НТВ группу лиц обоего пола под названием «Контрольный звонок», которые приезжают в города и на предприятия и выбивают для обиженных людей то квартиру, то лекарство, то лечение, то автобус для школьников. Вроде бы права эта агрессивно настроенная группа под названием «Контрольный звонок» во главе с мускулистым парнем, сильно напоминающая отряды китайских хунвейбинов, когда решает проблему одного человека или одной семьи путем «выкручивания рук» глав городков, районов или предприятий и учреждений. Однако мы же не знаем, за счет кого в конкретном случае удалось выбить жилье именно этой семье, был ли у должностного лица скрытый резерв, или он отдал то, что полагалось другому человеку или другой семье, оказавшейся практически в такой же ситуации, но не обратившейся к «хунвейбинам».
Эти проблемы, как видно, создаются из-за ненадлежащей работы структур государства. Конечно, оправдание присутствию «хунвейбинов» с нагайкой и шашкой или без них вроде бы можно найти, т.к. местные чиновники часто первым делом строят дворцы себе, сыновьям и нужным людям. Выделенные деньги на строительство дорог, например, они вроде бы используют по назначению, но во многих случаях фактически оказывается, что эта самая дорога ведет от его дворца через городок до магистральной дороги.
Например, нынче у государства есть средства для обеспечения муниципальным жильем практически всех бездомных российских граждан. Но бездомные так и остаются бездомными, а у власть имущих и у капиталистов множатся квартиры, виллы и дома в зарубежных странах. Однако при всем этом, я считаю, что подмена государственных и муниципальных функций деятельностью, например, «казачества», «Контрольного звонка», «Боевого братства», «Ветеранов Афганистана», «Ветеранов боевых действий», «Воинов-интернационалистов» и т.п. свидетельствует о несовершенстве структур государственной власти и несоответствии занимаемой должности губернаторов, глав городов, районов и многочисленного чиновничества разных рангов.
А где гарантия, что «хунвейбины» и казаки лучше ориентируются в проблемных ситуациях в социальной сфере, чем должностные лица государства и руководители предприятий и организаций? Не лучше ли, воспользовавшись наличием финансовых возможностей и мирного времени, совершенствовать систему управления государством и научиться подбору кадров. Тогда отпала бы порочная тяга к наведению порядка с помощью казаков, «наших» и прочих воинствующих групп, подобных хунвейбинам.
У меня ассоциация о казаках сложилась по рассказу матери о сильно заметном рубце выше лба на голове моего деда. Дед эту рану, как говорила мама, получил в 1906 году при кровавом столкновении с казаками, защищавшими интересы братьев подпоручиков Мотовиловых, которым, видимо, не хватало тех угодий, что они оприходовали раньше рядом с деревней Малая Цильна. Представьте теперь, как в Набережных Челнах будут порядок наводить казаки. Вроде бы только что поубавилось «всевластие» ОПГ, которые тоже действовали под прикрытием частных охранных предприятий, навязываются уже другие напасти, совершенно лишние для демократического общества.
К сожалению, проблема еще в том, где взять того изначального мудреца, кому будет позволено подбирать кадры для государственных и муниципальных учреждений, для жилищно-коммунального хозяйства? Как видно, для становления морально-этических традиций в обществе, т.е. повышения человеческих качеств подданных, государство должно создавать соответствующие благоприятные условия в течение веков. Но, с другой стороны, такое государство может быть создано только при преобладающем количестве людей в стране, которые уже обладают высокими человеческими качествами. Получается как в притче о первичности яйца или курицы.
Когда государство занято преследованием инакомыслия и неугодных лиц, практически постоянными войнами, видимо, жестокость, подлость и ложь все в большей степени поражают население. В итоге, как видно, получается порочная нисходящая спираль падения качества и управления, и бытия. Смогут ли спасти положение и повернуть развитие общества и государства в позитивном направлении казачество, «Контрольные звонки» и всевозможные «фронты»? Я думаю, нет.
Фаик ТАДЖИ.
Дорогие Татарстанцы .
Попытка создать казачества в Татарстане это большая провокация Москвы . Это рука попов рпц и всех реакционных сил в России . Татарстан это оплот мусульманства в России и для рпц это кость в горле . Они пытаются создать везде свои базы . Нужно этому дать не просто отпор , а войну . Взамен потребовать на всей территории России , где есть татары , а они есть везде , создавать татарские военизированные общины и т д Везде строить мечети и т д и прежде всего потребовать строительство мечетей в Москве , Питере и во все областных центрах России и за государственный бюджет , как строятся церкви … Сегодня рпц это ммм в России , если не остановить , то война религий и народов неизбежна .
в статье «Социализм и религия» Ленин говорит:-Религия есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством. Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. п. Того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия учит смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду. А тех, кто живет чужим трудом, религия учит благотворительности в земной жизни, предлагая им очень дешевое оправдание для всего их эксплуататорского существования и продавая по сходной цене билеты на небесное благополучие. РЕЛИГИЯ ЕСТЬ ОПИУМ НАРОДА.. Религия — род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь
Самая большая антинародная стрруктура в России это рпц , аналог ммм .
Почему челнинские казаки не едут в Донецк, защищать республики от хунты?
А что могут сделать татары ? У татар даже нет своего государства.Мы живем в России. У татар даже президента отняли ,у татар сегодня нету некаких прав.
Ну вот дожили, казаки в Наб.Челнах. Надо тогда и татарам что-то военизированное создать, и охранную контору для вывески сделать. А всех казаков в Донбас, бороться с фашистами, может тогда и провокаторов меньше станет.
местная власть обязана жестко пресечь
всяких казахоф,киргизоф,а также КАЗАКОВ
-ПРОТИВОЗАКОННО!
-так же,как с ВАХХАБИТАМИ,к примеру.
кстати,предки наши уже давно знакомы
с казацкой нагайкой и с казацкой шашкой.
то было при царях.
а седня вроде царя пока ище не утверждено ГОСДУМОЙ.
вот когда утвердите-
тогда -другое дело..
Оформи фсе сфои умные мысли и срочно напифи ф спортлото,Гофдуму,лично Пфутину.Сфою писанину передай через сфоего лечащего фрача.
можно через твоего-быстрее дойдет.
главное в идеологии ТОЦ
это-иллюстрация к сказке ТРИ ГОЛУБЯ.
марат, 03.12.2014 в 09:53
Ну вот дожили, казаки в Наб.Челнах. Надо тогда и татарам что-то военизированное создать, и охранную контору для вывески сделать. А всех казаков в Донбас, бороться с фашистами, может тогда и провокаторов меньше станет.__________________
Насколько это правомерно ?? На какие деньги существуют? Функции? Насколько известно казаки охраняли государственные границы царской России и за службу получали деньги. Наб. Челны - Россия ? Имеет границы ? Следовательно, незаконное формирование - вот они террористы, экстремисты и прочая нехресть.
А тут пугают мифическими ваххабитами, поджигателями итп.
Страшно жить в такой стране
Несчастные мы татары, несчастные.
Страшно жить в такой стране.
Ой,Несчастные мы татары, несчастные.
Ой как, Страшно жить в такой стране, Ой как Страшно жить
Как всегда, русские нацисты не умеют ничего, как хныкать от чужого имени. Мозгов у них нет, чтобы придумать сколь-нибудь серьезную аргументацию, вот и юродствуют. Ибо русский нацист по своей природе и есть несчастный юродивый, безнравственный и безмозглый.
Казаки должны строем ходить и на конях ездить по Челнам. А казачки там не появились?
Guest, Что за глупый монолог? Разве татар кто-то трогает или собирается тронуть? Перед тем, как что-то писать, надо побольше узнать об этом и подумать немного головой
Бедных татар запугали уже...
Guest, 04.12.2014 в 19:21
Бедных татар запугали уже...
========================
Ванятка, пиши не за татар, а пиши за себя. Так и пиши - я, ванятка, запуган всем и всеми и хочу представить татар такими же, как и я.
Теперь казаки не выполняют тех функций, которые выполняли при царизме - охрану границ империи. Казаки теперь нужны стране для подавления народных волнений, если вдруг они случатся. Казаки, как бы, из народа и к государству отношения не имеют и нельзя будет при случае обвинить государство в жестоком подавлении, например, демонстрации татарских националистов. Но, в то же самое время, это сплоченная структура, состоящая из не хилых ребят, натренированная, намуштрованная и при случае ее можно бросить в любую горячую, или намечающуюся быть горячей, точку. Полиции и ОМОНА, видимо, для этого недостаточно. Создание казачества в Татарстане, в очередной раз подтверждает, что республика оккупирована.
казачество уничтожено евреями еще в гражданскую.
эти-ряженые.
одеты в реквизит.
но все же эсэсовская форма хорошо на тех сидит.
КАРАТЕЛИ есснно.
Казак = КАЧАК = беглец. Убежавший от непосильного крепостнического труда. Или работать не хотел.
Вы больные люди, жаль вас
Казаков придумали татары! В. Казанском ханстве были Хан-Казаки. Потом их крестили , и появились русские казаки.
украинский ярый национализм-
начало их бед.
скромней надо,яй богу.
Но училка пишет всё равно по-русски.
Как и татарские этники.
Да и я тоже пишу по-русски. Куда же без него - без русского языка?
кто сильно увлекается национализмом-шовинизмом-
тому бог воздает по полному расчету.
Русский казанец, 11.12.2014 в 14:31
Но училка пишет всё равно по-русски.
=======================
А с чего вы это взяли, что это украинская училка? Скорее всего очередная российская пропагандистка из "Идущих вместе". Знаем мы их!
Откуда в Татарстане казаки?
«Откель, станичники?» «С хутора Татарского...» Кто из нас не помнит живой, сочный язык героев шолоховского «Тихого Дона»? И бравого подъесаула Гришку Мелехова? Но мало кто знает, что и у нас, на татарстанской земле, еще до революции были поселения, в которых проживали мусульманские казаки.
Село Большой Кульбаш в Зеленодольском районе - одно из них. А всего лишь в нескольких километрах от него, на территории соседнего Высокогорского района, и поныне существуют два села - Казаклар и Большой Битаман, названия которых говорят сами за себя. Еще до революции новобранцы, призывавшиеся в армию из этих сел, несли воинскую службу в сотнях мусульманских казаков.
Из воспоминаний уроженца села Большой Кульбаш Зеленодольского района пенсионера Вильгуса Закирова:
- Когда я еще совсем маленьким был, село наше делилось на две части. В каждой половине своя мечеть, свой мулла, только кладбище за селом общее. До революции одна половина жителей села платила оброк и несла другие повинности, другая же половина была обязана поставлять джигитов на военную службу, и ее жители освобождались от всех поборов. Кроме того, служивые имели большие привилегии: их пашни и сенокосы были в три раза больше, чем у обычных селян. Мой отец 1912 года рождения. Он рассказывал, что в те времена к двадцатилетию сына отец должен был вырастить коня-четырехлетку, на котором молодец, пройдя военную комиссию, отправлялся к месту службы. В течение шести месяцев молодых казаков обучали маршировке, обращению с холодным и огнестрельным оружием, после чего они возвращались по домам. Казаков на селе уважали. Знали: ссориться с ними опасно – у каждого в доме винтовка и шашка...
Откуда же в Татарстане казаки?
Братство вольных воинов
Казачество - удивительное по своей самобытности явление, возникшее на окраинных землях Российского государства. И хотя в сознании большинства оно связано с опорой самодержавия и защитой православия, по этническому составу казачество представляло многонациональную вольницу, впитавшую в себя самых отчаянных представителей народов, судьбы которых были связаны с Диким полем и Великой степью.
Предки жителей современных казачьих станиц – это не только славяне-бродники, бежавшие из Центральной Руси от княжеской власти. В формировании казачьего сословия приняли активное участие кочевые народы Причерноморья, Приазовских степей, половцы и печенеги, ногайцы и калмыки, а также народы Северного Кавказа. Далеко не случайно многие герои произведений Шолохова носят «национальные» фамилии – есаул Половцев, подъесаул Калмыков.
В казачьей лексике помимо чисто русских слов прочно прописались слова из других языков. Например, хорошо знакомое слово шашка станичники позаимствовали у тех же адыгов. Переводится оно как «длинный нож». Скорее всего, кавказские корни имеет и казачья папаха. Знаменитая плетка-нагайка - тюркского происхождения, как и многие другие предметы из казачьего обихода: шаровары, башлык, бурка. Не вызывает сомнений происхождение слов баз, курень, атаман. Да и само слово казак, по мнению ряда лингвистов, пришло из татарского. Так называли легковооруженных наездников в составе иррегулярных отрядов ханской конницы. После распада Золотой Орды они охотно шли служить к правителям средневековой Европы. Состояли они и на службе русского государя, где числились как «служилые татары».
На засечной линии
Если внимательно изучать карту современного Татарстана, на ней можно насчитать несколько населенных пунктов с названием Казаклар. Села и деревушки с таким именем есть в Арском, Высокогорском, Тюлячинском и Тукаевском районах. И хотя сегодняшний быт их жителей ничем не отличается от быта их соседей, многие старики помнят о мусульманских казаках прошлых веков.
- Жил у нас в Кульбаше старик Файзрахман абый, - продолжает Вильгус Гарифзянович, - его еще Ярославом величали: служил в Ярославле. Офицерский чин имел - есаул! Всегда ходил в рубахе навыпуск и в шароварах с лампасами...
Откуда же казаки у нас? Дело в том, что когда-то давно по территории современного Закамья проходила сторожевая линия. О ней и сегодня напоминают местами сохранившиеся остатки засек, земляных валов и прочих укреплений. Службу по охране линии несли казачьи сотни. Интересно, кстати, что штаб Оренбургского казачьего войска располагался не в Оренбурге, а в Казани.
Казаками в те годы становились не только рекруты, исповедовавшие православие, но и так называемые инородцы. И не только мусульмане. В казачьих сотнях служили также буддисты - буряты и калмыки. Уважение к обычаям соседних народов являлось важным условием выживания в напряженной обстановке приграничной полосы. При этом казаки-инородцы пользовались такими же правами, как и православные. Нередко они получали на службе офицерские чины. Например, дед белогвардейского генерала Лавра Корнилова по материнской линии происходил из сибирских татар-мусульман. Впрочем, чтобы получить офицерский чин, мусульманину не обязательно было менять веру своих отцов.
Ислам казаку не помеха
- Каждая казачья мусульманская сотня делилась на отделения - десятки, – продолжает Вилгус Гарифзянович. - При сотне состоял мулла, имевший офицерский чин. По сути он выполнял примерно те же обязанности, за которые отвечал в советской армии замполит. Как правило, эту должность выполняли ахуны – старшие священнослужители. У нас в Кульбаше тоже жил ахун – ему подчинялись десять мечетей в округе. Сам ахун был человеком зажиточным – выезд из десяти лошадей имел. Да и вообще село наше считалось богатым – три торговые лавки, четыре мельницы, маслобойка... Все казачьи дворы – базы в Кульбаше были крепкие, захудалых не было. И не только потому, что земельные наделы у казаков были большими. Работали от зари до зари, не ленились. Мой отец уже с четырнадцати лет в поле пахал. И пьянства почти не было – религия не позволяла. Каждую пятницу старики в мечети молиться собирались...
По описанию современников, казаки-мусульмане уже к XIX веку не отличались ни говором, ни внешним видом от казаков-славян. Разница была только в вероисповедании и связанными с религией пищевыми запретами. Да еще в цвете лампасов и околышей. В остальном же и сбитая набекрень фуражка, и пышный чуб с подкрученными усами, и бесшабашная лихость при джигитовке, и безумная храбрость в атаках на врага – все в полной мере было присуще и казакам-мусульманам.
Надо сказать, что казаки-мусульмане проявили себя не только во время гражданских смут, выступая под знаменами бунтарей – Разина и Пугачева. Велика роль казачества, в том числе и мусульманского, в разгроме французских войск в Отечественную войну 1812 года. Не случайно покоривший к началу XIX века почти всю Европу Наполеон Бонапарт утверждал, что казаки – самые лучшие легкие войска и будь они в его армии, он прошел бы с ними по всему миру.
Геройски дрались они и в годы русско-турецкой кампании, несмотря на то что воевать им приходилось против своих единоверцев. Этот факт учитывало и царское правительство, в связи с чем для казаков-мусульман, отличившихся в боях с турками, были учреждены специальные ордена и медали, на которых Георгиевский крест был заменен сначала на профиль главы царствующей династии, а затем на полумесяц.
Казачья доля
В годы Гражданской войны подавляющая часть казачества выступила против большевиков. У красных комиссаров сложился стойкий образ матерого врага - белоказака. Во второй половине двадцатых годов прошлого века даже упоминать о своей былой сословной принадлежности казакам стало опасно. У хуторян исчезли с плеч погоны, с шаровар – лампасы. Сотни казачьих семей были высланы в Сибирь. Оставшихся загнали в колхозы.
- У нас в Большом Кульбаше поначалу хотели создать два колхоза, – вспоминает Вильгус Закиров. – Однако власти усмотрели в этом попытку бывших мусульманских казаков сохранить сословную самобытность. Поэтому создали один колхоз - имени Молотова, куда вошли и казаки, и неказаки. Обобществленный скот согнали на колхозное подворье. Сюда же свезли и сельхозинвентарь: плуги, бороны, молотилки, лобогрейки – все, что составляло основу крепкого единоличного хозяйства...
Одновременно с этим власти начали наступление на религию. Мечети в Кульбаше закрыли, священнослужителей репрессировали. Последний имам-хатиб Шакир Валидов был арестован сотрудниками ОГПУ в мае 1932 года по стандартному для тех лет обвинению – «руководство контрреволюционной группировкой». Судебная «тройка» приговорила 65-летнего хатиба к пяти годам ссылки в Нарымском крае. Полностью отбыв ссылку, престарелый мулла вернулся в родное село, однако на свободе он пробыл лишь несколько месяцев и вновь был арестован и помещен в тюрьму в апреле тридцать восьмого. До суда Шакир Валидов не дожил - умер в тюремной больнице.
Отсутствие материальной заинтересованности, тощие трудодни, нищета – все это заставляло потомков казаков покидать село. Нехватка рабочих рук сказывалась все последующие годы. Окончательно добили хозяйство реформы девяностых. Сейчас в Большом Кульбаше проживает чуть более двухсот человек. Сегодня здесь мало кто может рассказать о своих лихих предках. Лишь старики помнят дедовские рассказы о шароварах с лампасами, горячих скакунах и лихих наездниках – мастерах джигитовки. И старые песни о нелегкой казачьей доле.
Появятся ли казачьи хутора в Татарстане
Впрочем, как знать, может, в скором времени кульбашинцы по примеру жителей станиц Кубани и Дона захотят возродить былую славу мусульманского казачества? Ведь казачий хутор – это не просто населенный пункт в сельской местности. Это общность людей, связанных между собой идеей самосознания. Раньше казачьи погоны были предметом гордости, олицетворением государевой власти, порядка и законности. В станицах и хуторах не было места воровству, пьянству, супружеской неверности. А если и случался такой грех, виновник всегда мог отведать казацкой нагайки.
В казачьем хуторе чувство сословной солидарности обязывало казаков стоять друг за друга не только на войне. Каждый из них был готов прийти на помощь соседу - подсобить на пашне и на сенокосе. Немаловажной частью воспитания был труд – двенадцатилетний казачок уже мог самостоятельно запрячь коня, вывести его в поле и пахать пашню. Так же, как и девочки-казачки, которые с малолетства были помощницами матерей по хозяйству: могли доить коров, печь хлеб, рукодельничать.
Возрождая традиции казачества, общество возрождает уклад жизни, основу которого составляют труд и здоровые человеческие отношения. В Татарстане еще в 1993 году силами энтузиастов был основан Казачий союз-землячество. Есть на территории Татарстана и казачьи подразделения, входящие в состав возрожденного Государственного реестрового Оренбургского войскового казачьего общества, а численность казаков в республике уже превышает три тысячи человек. Но почти все они русскоязычные. Пока. Но как знать, может, в скором времени зацветут казачьими лампасами майданы в Большом Кульбаше и других казачьих хуторах Татарстана.
фаик таджи оказывается врун.ничего он про казаков не знает