Адмиралтейская слобода
24 августа общественности был представлен проект реконструкции Адмиралтейской слободы. Приступить к ней в Казани должны в ближайшее время. Проект предполагает возведение нового жилья, очистку старого русла Казанки, возведение набережной и воссоздание исторического пространства ХVIII в.
Пока в проекте воссоздания исторической среды Адмиралтейской слободы присутствует торжество имперского начала и российского флота. В то же время не отражены следующие исторические факты:
1) Адмиралтейская верфь - это еще и крестьяне-лашманы, на плечи которых лег тяжелейший и опасный труд по заготовке корабельных лесов. Основная часть лашманов были татары, туда старались записывать татарских мурз, которые перестали быть на тот момент привилегированным сословием. Также это марийцы, чуваши, удмурты. Поэтому, если есть галера «Тверь», то, безусловно, нужен и памятный знак лашманам.
2) Историческое ядро Адмиралтейской слободы - известная со времен Казанского ханства татарская слобода Бишбалта, со своим ритмом жизни, со своими ремесленными традициями.
3) На ул. Большой были две уникальные деревянные мечети, разрушенные не так давно - в 1980 г.
4) Бишбалта - это еще и старое мусульманское кладбище, известное со времен Казанского ханства. Большая часть утрачена, но там сохранились памятники XIX века, найдено захоронение суфийского шейха.
5) Территории вблизи Адмиралтейской верфи издревле использовались как место стоянки кораблей, здесь шел оживленный торг. Было бы неправильным оставить за бортом исторического пространства «Адмиралтейки» пристань Бакалду, остров Маркиз и место называвшееся «Тирэн узэн» - то, с чего начиналась история речного флота в Казани. Кстати, место высадки десанта войск Ивана Грозного в 1552 г. тоже было именно здесь.
В условиях, когда в проект заложена и реконструкция памятника погибшим при взятии Казани, то это еще больше нарушает сложившийся этноконфессиональный баланс в исторической памяти города.
С туристической и этнокультурной точки зрения было бы вернее расширить исторические границы позиционирования Адмиралтейской слободы. Это место, связанное с существованием торговой и военной флотилии, предположительно, еще с домонгольских времен. Имеются точные сведения об активной жизни территории в период Казанского ханства. В этом свете Казань могла бы предстать как город, в котором издревле шла оживленная международная торговля, как центр, включенный в мировую цивилизацию того времени.
Иначе мы вырываем из исторического контекста отдельный период времени, консервируем его и забываем о предшествующей истории. Возникает ощущение сегрегации Казани по этноконфессиональному признаку, в то время как наслоение и сосуществование разных культур на одной территории – это настоящая «фишка» города и республики.
Айрат ФАЙЗРАХМАНОВ.