2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество 21 мая – день принятия Ислама в Поволжье
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

21 мая – день принятия Ислама в Поволжье

18 марта 2012 года
21 мая – день принятия Ислама в Поволжье

     Депутаты Татарстана установили новую памятную дату – День официального принятия Ислама в 922 году Волжской Булгарией, которое будет отмечаться 21 мая. Татарстан этой датой подчеркивает, что мусульмане – коренные жители России, а Ислам – одна из старейших религий, которая укоренилась в нашей стране давно, и это общая ее история. В этом и есть рецепт толерантности РТ.
      Стоящая на семи холмах Казань – столица древнего народа и древней страны… Этот народ – казанские татары, страна эта – Татарстан. На гербе Республики изображен белоснежный крылатый барс, и связанная с этим гербом легенда рассказывает о мальчике сироте, которого нашел, спас от врагов и выкормил барс.
      Сами казанские татары всегда берегли в памяти свое истинное историческое самоназвание – волжские булгары… Говоря о просвещенной цивилизации волжских булгар и называя их «торговым и промышленным народом» русский историк С.М.Соловьев писал: «Издавна, когда еще русский славянин не начинал строить на Оке церквей христианских, не занимал еще этих мест во имя европейской гражданственности, болгарин слушал уже Коран на берегах Волги и Камы»…
      Немецкий ученый Карл Фукс в своей книге «Казанские татары» приводит данные о принятии Ислама булгарами еще во времена Пророка Мухаммеда практически одновременно с арабами. Как утверждается в старинной булгарской рукописи пересказанной Карлом Фуксом, начало этому было положено в 9 году хиджры, когда Пророк Мухаммед стал рассылать своих сахабов (сподвижников) к народам и государствам мира для распространения Ислама.
      Три таких сахаба Пророка, Имамы: Абдур-Рахман – сын Зубира, Хантал – сын Рабия, Субейра – сын Джада, прибыли с миссией дагвата (призыва к Исламу) и к булгарам.
      Как проходила их миссия среди булгар довольно подробно описано у Карла Фукса.
      Ислам приняли булгарский правитель (Эльтебер) и его подданные. Произошло это согласно излагаемой легенде еще в первой половине седьмого века, в священный месяц Рамазан, в 12 году Хиджры.
      Булгары, как и все тюрки, с древнейших времен исповедовали единобожие. Хотя их религия и отличалась по обрядам от Ислама, она в тоже время была очень близка к нему по многим своим теологическим воззрениям. Все это и обусловило ту легкость, с которой Ислам за поразительно короткое время был принят булгарами.
      Древнетюркская письменность булгар заменяется арабским шрифтом. В тех условиях переход Булгарии на арабскую вязь был более предпочтителен, так как открывал широкие возможности выхода булгарской науки и культуры на международный уровень. Ведь Булгария со времени своего возникновения активно включается в международные экономические и культурные связи, и прежде всего со странами Востока. Постепенно арабский язык наряду с булгарским становится языком булгарской науки и дипломатической переписки, а фарси (персидский) наряду с тюрки (булгарским языком) – языком булгарской поэзии.
      Усиление торговых и экономических связей со странами Востока привело к распространению арабской письменности и в системе образования булгар. По сообщениям арабского путешественника, писателя и географа начала Х века Ибн-Русте, «… большая часть (булгар – М.И.) исповедует Ислам и есть в селениях их мечети и начальные училища с муэдзинами и имамами».
      Основным материалом письменности в Волжско-Камской Булгарии Х-ХI в.в. служила бумага, привозимая из далекого Китая. Пергамент же, как у западных народов, для письма применялся реже. Этим и объясняется плохая сохранность памятников письменности древнебулгарского периода.
      Ислам придал новый импульс ускоренному развитию булгарской науки и культуры в целом… На рубеже ХI-ХII в.в. в городе Биляре жил ученый-историк, главный судья Якуб ибн Нугман – автор книги «История Булгарии», которую высоко оценил арабский путешественник, географ Абу-Хамид аль Гарнати (аль Андалуси), посетивший Великий город Биляр в 1135 году. К сожалению, она не сохранилась до наших дней, но благодаря аль Гарнати, прибывшему из далёкой Испании, который приводит отрывки из сочинения Якуба ибн Нугмана, мы имеем представление об этой книге.
      В городе Биляре было крупное высшее учебное заведение – университет (дар аль-улюм) «Мухаммед-Бакирия», основанный около 1080 года Якубом ибн Нугманом – потомком ибн Фадлана. Ибн Фадлан, как известно, возглавлял посольство багдадского халифа Муктадира к царю булгар Алмыш хану и остался жить в Булгарии в качестве советника пяти полунезависимых царей-биев во главе с Алмыш ханом.
      «Мухаммед-Бакирия» был первым университетом в Европе, где такого рода учебные заведения начали появляться только в ХI-ХV в.в. В «Мухаммед-Бакирия» изучали историю, богословие, философию, литературу, риторику, поэзию, математику, астрономию, медицину и другие науки. Университет, где ректором являлся Якуб ибн Нугман, пользовался признанием не только в Булгарии, но и далеко за ее пределами. Здесь на ряду с булгарами, учились шакирды (студенты) из стран Арабского Востока, Хорезма, Ирана и даже далекой Испании. В качестве примера можно привести такой факт. Абу Хамид аль-Гарнати (аль-Андалуси) в 1135 году привез с собой из Испании своего старшего сына и обратился с просьбой к Якубу ибн Нугману о приеме его в университет «Мухаммед-Бакирия». Обучение велось на булгарском и арабском языках.
      Булгарская просвещенность пользовалась настолько высоким авторитетом и признанием, что ученый Ходжа Ахмед Булгари назначается на пост учителя и наставника самого могущественного монарха мира султана Махмуда Газневи, как в свое время знаменитый древнегреческий философ Аристотель, был учителем и наставником Александра Македонского. Недаром же Булгарию называли «Царством Разума» и «Золотым Троном Востока». Переехав из Булгарии в Афганистан, Ходжа Ахмед Булгари врачует в городе Газни. После его чудодейственного лечения многие вставали на ноги. Поэты восхваляют его в своих стихах, имя его становится легендарным. В 1971 году над его могилой был построен мавзолей (дюрбе) из белого мрамора.
      Но Ходжа Ахмед Булгари был не только знаменитым медиком. Не в меньшей степени он прославился своими философскими и историческими трактатами. Среди них наибольшей известностью пользовались «Тарихател Болгария» («История Булгарии»), «Фәнандел Болгария» («Наука в Булгарии») «Җәмигыль Болгария» («Философия Булгарии»). Многие современные мусульманские ученые обращаются к его трудам, написанным в ХI веке.
      В 1236 году во время монгольского нашествия были разрушены многие учебные заведения Великого города Биляр – столицы Булгарского государства, в том числе и знаменитое медресе «Мухаммед-Бакирия». Но его благородные традиции продолжает развивать не менее знаменитое высшее учебное заведение – медресе «Мухаммед-Аламия», где ректором являлся выдающийся государственный деятель, философ и поэт Кул Ашраф (Шариф). В 1552 году во время штурма города Казани войсками Ивана IХ Кул Ашраф героически погибает вместе с четырьмя тысячами шакирдов (студентов), отстаивая оплот Ислама на священной булгарской земле.
      Сейчас мечеть Кул Шариф воссоздана в Казанском Кремле и является одним из семи чудес среди памятников архитектуры России. А рядом с башней Сююмбике красуется Благовещенский Собор, символизируя единство религий: Ислама и Христианства. Известно, что в Волжской Булгарии, Дешт-и Кипчаке (Золотой Орде) и Булгаро-Казанском Ханстве была исключительная веротерпимость, никто не подвергался гонениям и преследованиям за принадлежность к той или иной религии.
      Булгаро-татарский народ, будучи в своей основе мусульманским, всегда с большим уважением относился к представителям других религий. А это основывается на сурах и аятах Священного Корана. Все это является частью менталитета двадцатимиллионного булгаро-татарского народа, который стремится жить в мире и согласии с другими народами. На нашей прекрасной, но такой беззащитной планете Земля, где находятся горячие точки (Кавказ, Ближний Восток, Афганистан) льётся кровь. А в это время в Татарстане (1999 год) в городе Казани открывается Дом Дружбы народов, а на базе Казанского финансово-экономического института – Институт культуры мира, который является единственным в мире. Ректором этого уникального и необычного института, который находится под эгидой ЮНЕСКО, является известный ученый, академик Энгель Ризакович Тагиров.
      Из-за границы часто приезжают иностранные делегации с целью изучения опыта работы Татарстана по решению межнациональных и межконфессиональных проблем.
      При создании республик в первые годы советской власти абсолютное большинство потомков булгар оказались за пределами Татарстана. Но они там не являются диаспорой, а коренным населением. Булгаро-татары, как один из государствообразующих народов, занимают по численности второе место в России. Они проживают на землях бывших ханств: Сибирского, Астраханского, Крымского, Казанского, Ногайского, Касимовского, которые оставили яркий след в истории России.
      Проживая на своих исторических землях в разных регионах России, булгаро-татары подобно сообщающимся сосудам неразрывно связаны друг с другом. Поэтому Россия является общим домом не только для потомков булгар, но и для других народов. Поэтому они как никто другой заинтересованы в сохранении единой демократической, процветающей державы, где все народы равны и имеют равные права независимо от численности. И в этом залог ее сохранения в будущем.
 

Мидхат ИЖБУЛАТОВ, 
магистр Международной Педагогической Академии,
 член Международной Конфедерации Журналистов.


Комментарии (1)
САЛАВАТ, 14.01.2015 в 11:02

булярцы были башкирами ,господин мидхат