2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество 21 мая – день принятия ислама в Поволжье
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

21 мая – день принятия ислама в Поволжье

7 июня 2012 года
21 мая – день принятия ислама в Поволжье

     Депутаты Татарстана установили новую памятную дату – День официального принятия ислама в 922 году Волжской Булгарией, который будет отмечаться 21 мая. Татарстан этой датой подчеркивает, что мусульмане – коренные жители России, а ислам – одна из старейших религий, которая укоренилась в нашей стране давно, и это общая ее история. В этом и есть рецепт толерантности РТ.
      Стоящая на семи холмах Казань – столица древнего народа и древней страны… Этот народ – казанские татары, страна эта – Татарстан. На гербе республики изображен белоснежный крылатый барс, и связанная с этим гербом легенда рассказывает о мальчике-сироте, которого нашел, спас от врагов и выкормил барс.
      Сами казанские татары всегда берегли в памяти свое истинное историческое самоназвание – волжские булгары… Говоря о просвещенной цивилизации волжских булгар и называя их «торговым и промышленным народом», русский историк С.М. Соловьев писал: «Издавна, когда еще русский славянин не начинал строить на Оке церквей христианских, не занимал еще этих мест во имя европейской гражданственности, болгарин слушал уже Коран на берегах Волги и Камы»…
      Немецкий ученый Карл Фукс в своей книге «Казанские татары» приводит данные о принятии ислама булгарами еще во времена Пророка Мухаммеда практически одновременно с арабами. Как утверждается в старинной булгарской рукописи, пересказанной Карлом Фуксом, начало этому было положено в 9 году хиджры, когда Пророк Мухаммед стал рассылать своих сахабов (сподвижников) к народам и государствам мира для распространения ислама.
      Три таких сахаба Пророка, имамы Абдур-Рахман – сын Зубира, Хантал – сын Рабия, Субейра – сын Джада, прибыли с миссией дагвата (призыва к исламу) и к булгарам.
      Как проходила их миссия среди булгар, довольно подробно описано у Карла Фукса.
      Ислам приняли булгарский правитель (Эльтебер) и его подданные. Произошло это согласно излагаемой легенде еще в первой половине седьмого века, в священный месяц Рамазан, в 12 году хиджры.
      Булгары, как и все тюрки, с древнейших времен исповедовали единобожие. Хотя их религия и отличалась по обрядам от ислама, она в то же время была очень близка к нему по многим своим теологическим воззрениям. Все это и обусловило ту легкость, с которой ислам за поразительно короткое время был принят булгарами.
      Древнетюркская письменность булгар заменяется арабским шрифтом. В тех условиях переход Булгарии на арабскую вязь был более предпочтителен, так как открывал широкие возможности выхода булгарской науки и культуры на международный уровень. Ведь Булгария со времени своего возникновения активно включается в международные экономические и культурные связи и прежде всего со странами Востока. Постепенно арабский язык наряду с булгарским становится языком булгарской науки и дипломатической переписки, а фарси (персидский) наряду с тюрки (булгарским языком) – языком булгарской поэзии.
      Усиление торговых и экономических связей со странами Востока привело к распространению арабской письменности и в системе образования булгар. По сообщениям арабского путешественника, писателя и географа начала Х века Ибн-Русте, «…большая часть (булгар. – М.И.) исповедует ислам и есть в селениях их мечети и начальные училища с муэдзинами и имамами».
      Основным материалом письменности в Волжско-Камской Булгарии Х – ХI вв. служила бумага, привозимая из далекого Китая. Пергамент же, как у западных народов, для письма применялся реже. Этим и объясняется плохая сохранность памятников письменности древнебулгарского периода.
      Ислам придал новый импульс ускоренному развитию булгарской науки и культуры в целом… На рубеже ХI – ХII вв. в городе Биляре жил ученый-историк, главный судья Якуб ибн Нугман – автор книги «История Булгарии», которую высоко оценил арабский путешественник, географ Абу-Хамид аль Гарнати (аль Андалуси), посетивший великий город Биляр в 1135 году. К сожалению, она не сохранилась до наших дней, но благодаря аль Гарнати, прибывшему из далекой Испании, который приводит отрывки из сочинения Якуба ибн Нугмана, мы имеем представление об этой книге.
      В городе Биляре было крупное высшее учебное заведение – университет (дар аль-улюм) «Мухаммед-Бакирия», основанный около 1080 года Якубом ибн Нугманом – потомком ибн Фадлана. Ибн Фадлан, как известно, возглавлял посольство багдадского халифа Муктадира к царю булгар Алмышхану и остался жить в Булгарии в качестве советника пяти полунезависимых царей-биев во главе с Алмышханом.
      «Мухаммед-Бакирия» был первым университетом в Европе, где такого рода учебные заведения начали появляться только в ХI – ХV вв. В «Мухаммед-Бакирия» изучали историю, богословие, философию, литературу, риторику, поэзию, математику, астрономию, медицину и другие науки. Университет, где ректором являлся Якуб ибн Нугман, пользовался признанием не только в Булгарии, но и далеко за ее пределами. Здесь наряду с булгарами учились шакирды (студенты) из стран Арабского Востока, Хорезма, Ирана и даже далекой Испании. В качестве примера можно привести такой факт. Абу Хамид аль-Гарнати (аль-Андалуси) в 1135 году привез с собой из Испании своего старшего сына и обратился с просьбой к Якубу ибн Нугману о приеме его в университет «Мухаммед-Бакирия». Обучение велось на булгарском и арабском языках.
      Булгарская просвещенность пользовалась настолько высоким авторитетом и признанием, что ученый Ходжа Ахмед Булгари назначается на пост учителя и наставника самого могущественного монарха мира султана Махмуда Газневи, как в свое время знаменитый древнегреческий философ Аристотель, был учителем и наставником Александра Македонского. Недаром же Булгарию называли «царством разума» и «золотым троном Востока». Переехав из Булгарии в Афганистан, Ходжа Ахмед Булгари врачует в городе Газни. После его чудодейственного лечения многие вставали на ноги. Поэты восхваляют его в своих стихах, имя его становится легендарным. В 1971 году над его могилой был построен мавзолей (дюрбе) из белого мрамора.
      Но Ходжа Ахмед Булгари был не только знаменитым медиком. Не в меньшей степени он прославился своими философскими и историческими трактатами. Среди них наибольшей известностью пользовались «Тарихател Болгария» («История Булгарии»), «Фэнандел Болгария» («Наука в Булгарии») «Жэмигыль Болгария» («Философия Булгарии»). Многие современные мусульманские ученые обращаются к его трудам, написанным в ХI веке.
      В 1236 году во время монгольского нашествия были разрушены многие учебные заведения великого города Биляр – столицы Булгарского государства, в том числе и знаменитое медресе «Мухаммед-Бакирия». Но его благородные традиции продолжает развивать не менее знаменитое высшее учебное заведение – медресе «Мухаммед-Аламия», где ректором являлся выдающийся государственный деятель, философ и поэт Кул Ашраф (Шариф). В 1552 году во время штурма города Казани войсками Ивана IV Кул Ашраф героически погибает вместе с четырьмя тысячами шакирдов (студентов), отстаивая оплот ислама на священной булгарской земле.
      Сейчас мечеть Кул Шариф воссоздана в Казанском Кремле и является одним из семи чудес среди памятников архитектуры России. А рядом с башней Сююмбике красуется Благовещенский собор, символизируя единство религий: ислама и христианства. Известно, что в Волжской Булгарии, Дешт-и Кипчаке (Золотой Орде) и Булгаро-Казанском ханстве была исключительная веротерпимость, никто не подвергался гонениям и преследованиям за принадлежность к той или иной религии.
      Булгаро-татарский народ, будучи в своей основе мусульманским, всегда с большим уважением относился к представителям других религий. А это основывается на сурах и аятах Священного Корана. Все это является частью менталитета двадцатимиллионного булгаро-татарского народа, который стремится жить в мире и согласии с другими народами. На нашей прекрасной, но такой беззащитной планете Земля, где находятся горячие точки (Кавказ, Ближний Восток, Афганистан), льется кровь. А в это время в Татарстане (1999 год) в городе Казани открывается Дом дружбы народов, а на базе Казанского финансово-экономического института – Институт культуры мира, который является единственным в мире. Ректором этого уникального и необычного института, который находится под эгидой ЮНЕСКО, является известный ученый, академик Энгель Ризакович Тагиров.
      Из-за границы часто приезжают иностранные делегации с целью изучения опыта работы Татарстана по решению межнациональных и межконфессиональных проблем.
      При создании республик в первые годы советской власти абсолютное большинство потомков булгар оказались за пределами Татарстана. Но они там не являются диаспорой, а коренным населением. Булгаро-татары как один из государствообразующих народов занимают по численности второе место в России. Они проживают на землях бывших ханств: Сибирского, Астраханского, Крымского, Казанского, Ногайского, Касимовского, которые оставили яркий след в истории России.
      Проживая на своих исторических землях в разных регионах России, булгаро-татары подобно сообщающимся сосудам неразрывно связаны друг с другом. Поэтому Россия является общим домом не только для потомков булгар, но и для других народов. Поэтому они как никто другой заинтересованы в сохранении единой демократической, процветающей державы, где все народы равны и имеют равные права независимо от численности. И в этом залог ее сохранения в будущем.
 

Мидхат ИЖБУЛАТОВ,
магистр Международной педагогической академии,
член Международной конфедерации журналистов.


Комментарии (4)
Фагим Валиев, 08.06.2012 в 00:00

От Башкортостана в Великий Булгар направится 400 человек


С 9 по 11 июня в городе Болгар (Татарстан) пройдет торжество «Благодарственный собор в благочестивых Булгарах» («Изге Болгар шокер жиены»), посвященное принятию ислама в 922 году Волжской Булгарией. Инициатором собора выступает Центральное духовное управление мусульман России. Поездки в Великий Булгар традиционно проводятся с 1989 года. В праздничных торжествах ежегодно принимают участие тысячи мусульман из России и соседних стран. Как сообщили агентству «Башинформ» в секретариате ЦДУМ России, в этом году ожидается более 15 тысяч верующих. От ЦДУМ в Болгар направится порядка 400 верующих. Комфортные автобусы отправятся из Уфы 8 июня вечером. Участники торжества встретятся с ведущими мусульманскими деятелями России и зарубежья, посетят городище Древний Булгар, примут участие в коллективной молитве, осмотрят достопримечательности Спасского района Татарстана.
10 июня 2012 года в городе Болгар состоится торжественное мероприятие «Изге Болгар җыены», посвященный Дню официального принятия Ислама Волжской Булгарией с участием Президента Республики Татарстан Р.Н.Минниханова и Государственного Советника Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева.
Приглашаем принять участие в информационном освещении данного мероприятия.
Аккредитация журналистов осуществляется до 12.00 7 июня 2012 года по телефону: 570-31-12 (отдел СМИ, Республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям).

Южноуральские мусульмане собираются в Древние Булгары

Делегация челябинских мусульман готовится к поездке в Татарстан. Планируется посещение Древних Булгар, где пройдут торжественные мероприятия, приуроченные к празднованию 1123 годовщины принятия ислама.

Поездка состоится при поддержке министерства культуры Челябинской области, - сообщает Первый областной. Таким образом реализуется соглашение о социальном партнерстве между правительством региона и региональным духовным управлением мусульман Челябинской области.
http://tatar-centr.blogspot.com/2012/06/400.html

КРЯШЕНЫ, 04.07.2012 в 22:36

Вы татары-агаряне забываете один простой факт - вы оккупанты земли нашего КРЯШЕНСКОГО народа.

Ваша грязная религия ислам - это сатанизм. Мы несколько веков вынуждены были терпеть басурманское иго, пока нашу родную землю не освободили войска под руководством Его Величества Царя Ивана Грозного.

Татарские нацисты живут на подачки из бюджета США. Это всё на что способен ваш гнилой арабизированный народец?

СЛАВА РОССИИ!

Дамир, 16.12.2012 в 12:04

Наберите в поисковике-Доисламский культ Аллаха у Арабов и посмотрите,открывшиеся страницы.Там с научной и Исторической стороны доказывается,что Аллах-это Арабское Божество Луны известное задолго до Ислама.Неясно зачем Нам Татарам,как и остальным Тюркам чужое Арабское лунное Божество?,если у нас Татар,как и у остальных Тюрков Есть Свой Бог Тенгри-Худай

АИБ, 04.09.2013 в 03:00

Пожалуйста, не надо нам ислама и убийственную арабскую культуру. Ислам — это яблоко раздора. Уж сколько Вы из нас русских поубивали. Эта дата горе нашему народу.