27 ноября 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество 200 лет победы
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

200 лет победы

6 сентября 2012 года
200 лет победы

«Ведь были ж схватки боевые,
Да говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!».

«Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!».

М. Ю. Лермонтов.
 

     26 августа 1812 года, по мнению современников XIX века, Бородинская битва стала коренным переломом в Отечественной войне и воплощением доблестной победы России над наполеоновской Францией, воздав особые почести ученику А. Суворова, прославленному полководцу и главнокомандующему русских войск Михаилу Голенищеву-Кутузову, стратегически переигравшему в 1812 году противника. Назначение Кутузова состоялось под давлением общественного мнения России, так как Александр I не любил Кутузова и не верил ему.
      Голенищев-Кутузов-Смоленский (1745 – 1813). Князь, полководец, генерал-фельдмаршал. На военной службе с 1761 года. Участник русско-турецких войн (1768/74, 1787/91). В 1793 – 96 годах – Казанский и Вятский генерал-губернатор. Чрезвычайный полномочный посол, в то же время (1793 – 94) в Константинополе. В 1801 – 1802 годах – Петербургский генерал-губернатор.
      В 1811 – 1812 годах командовал армией в русско-турецкой войне, заключил выгодный для России Бухарестский мирный договор. С августа 1812 года командовал всеми войсками, действующими против Наполеона.
Назначение Кутузова главнокомандующим русской армии было важным событием Отечественной войны 1812 года (8(20) августа). Радостно встретили русские войска Михаила Илларионовича. «Приехал Кутузов бить французов», – повторяли солдаты.
      Наполеон жаждал генерального сражения, питая надежду одним ударом разбить русские войска и закончить столь трудную для него войну. Но не кто иной, как Кутузов не только заставил принять сражение на невыгодной для французов местности, но и ограничил возможности плана наступления. Моральное состояние русских войск характеризовалось с наилучшей стороны. Солдаты проверяли и смазывали оружие, точили штыки, надевали чистое белье.
      26 августа 1812 года дал Бородинское сражение, после которого армия оставила Москву. Кутузов вынудил интервентов покинуть город и с боями отступить к западным границам России. В декабре основные силы неприятеля были разгромлены и изгнаны из пределов страны.
      Именно Бородинская битва (26 – 27 августа) была поворотным пунктом в борьбе наших предков за независимость. Именно этот день был выбран днем празднования за свою национальную независимость. И сегодня, в 2012 году, в год 200-летия Победы над Наполеоном, мы вновь вспоминаем героев 1812 года, героев Бородина.
      Численность военных сил под Бородино была такова: у русских – 120 тысяч человек и 640 орудий, а у Наполеона – 185 тысяч человек и 185 орудий. Бой шел беспрерывно 15 часов. Общие потери – 100 тысяч человек. Из них русские потери – 50 тысяч.
      Бородинское сражение явилось выдающимся событием во всем ходе Отечественной войны 1812 года и одновременно военным поражением французов. Здесь весьма ярко выявился полководческий талант Кутузова. Наполеон впервые проиграл генеральное сражение. «Русские стяжали право быть непобедимыми», – признал сам Наполеон.
      На совете в деревне Фили Кутузов заявил: «Доколе будет существовать армия и находиться в состоянии противиться неприятелю, до тех пор сохраним надежду благополучно довершить войну, но когда уничтожиться армия – погибнут Москва и Россия».
      Кутузов намеревался 27 августа атаковать противника, но, посчитав потери, изменил решение. В письме жене он писал: «Я, слава Богу, здоров, мой друг, и не побит, а выиграл баталию над Бонопарнием».
      Кутузов умер во время заграничного похода в Европу 16 апреля 1813 года в городе Бунцлау.
      Несколько моментов из биографии Кутузова.
      Михаил Илларионович был связан с Казанским краем через своих предков. Известный тюрколог и лингвист Н.А. Баскаков допускает тюркское происхождение фамилии «Кутузов» от тюркско-болгарского прозвища «кутуз», «кутур» – «бешеный», «вспыльчивый». Некоторые исследователи утверждают также, что булгарские предки бежали в 30 – 40-х годах XIII века от монгольских завоевателей к Александру Невскому. Любопытно отметить и тот факт, что дочь Кутузова была замужем за последним татарским царевичем Симеоном Касаевичем. В России самым известным по праву считался памятник в Санкт-Петербурге на Невском проспекте перед Казанским собором (1837 год, скульптор Б. Орловский).
      В Казани планировали установить памятник М. Кутузову к юбилею памяти Бородинской битвы на Театральной площади (ныне пл. Свободы).
      Среди героев Отечественной войны всероссийскую известность снискала и первая в России женщина-офицер, «кавалерист-девица» Надежда Дурова. Она ушла на фронт, сбежав из дома, переодевшись в мужскую форму. Бесстрашная воительница дослужилась до ординарца самого Кутузова. Между прочим, главнокомандующий был одним из первых, кто догадался, что гусарский командир эскадрона – женщина, но оставил Дурову в рядах армии.
      Дурова Надежда Андреевна (1783 – 1866) родилась в Киеве (г. Херсон). Из дворян. Есть сын. В сентябре 1806 года, переодевшись в мужской казачий костюм, ушла из дома. Завербовалась рядовым в конно-польский уланский полк под именем Александра Васильевича Соколова. Приняла участие в прусской кампании 1806/07, заслужила солдатский Георгиевский крест. После встречи в 1807 году с императором Александром I получила разрешение на продолжение службы, произведена в офицеры (корнет) и зачислена в Мариупольский гусарский полк под именем Александра Андреевича Александрова. Участвовала в Отечественной войне 1812 года, была контужена. В 1816 году вышла в отставку в чине штабс-ротмистра. Проживала в Санкт-Петербурге, где познакомилась с Александром Сергеевичем Пушкиным, который проявил огромный интерес к ее мемуарным запискам и опубликовал отрывки из них в журнале «Современник». Потом вышло произведение в 1836 году под названием «Кавалерист-девица, происшествие в России».
      А.С. Пушкин сделал предисловие в журнале «Современник» к запискам кавалерист-девицы в 1836 году: «С неизъяснимым участием прочли мы признание женщины, столь необыкновенной; с изумлением увидели, что нежные пальчики, некогда сжимавшие окровавленную рукоять уланской сабли, владеют и пером быстрым, живописным и пламенным». Восторженные отзывы по прочтению записок оставил В.Г. Белинский.
      Надежда Дурова сотрудничала с редакциями, в том числе с журналом «Отечественные записки». Написала ряд приключенческих повестей, роман. С 1841 года безвыездно (почти 30 лет) жила в городе Елабуге. Ее отец Андрей Васильевич (1757 – 1826) был городничим в Сарапуле, а родной брат Василий был городничим в Елабуге в 1831 – 1835 гг. Надежда Дурова похоронена с воинскими почестями. В Елабуге открыт музей-усадьба (1993), установлен памятник в центре города.
      В ночь с 11 на 12 июня войска Наполеона перешли Неман и заняли Ковно. Всего при открытии военных действий у Наполеона было сосредоточено до 608 тысяч войск с артиллерией – 1372 орудия под командованием Даву, Мюрата и Удино. Так дерзко неприятель вошел в желаемую ему Россию.
      Современник писал: «Не только стародавние сыны России, но и народы, отличные языком, нравами, верой и образом жизни, народы кочующие, – и те наравне с природными россиянами готовы были умереть за землю Русскую…» Патриотический подъем охватил все многонациональное население страны. Ратниками стали русские, татары, марийцы, чуваши. Александр I подписал «Манифест о сборе ополчения». Ополчение надлежало формировать в 16 губерниях. Казанский округ входил в третий с центром в Костроме.
      На Красной площади в Москве государь Александр I встретил тысячу людей из народного ополчения. И народ под гул «Ура!» скандировал: «Веди нас, отец наш!», «Умрем или победим!».
      В короткое время ополчение достигло 300 тысяч человек, а собранные деньги и ценности – до 100 миллионов рублей. Началась народная война «негромкими победами, но гибельная для Наполеоновской армии». 15 декабря 1812 года ни одного неприятеля не осталось на земле русской.
      Доставленный в Казань Манифест был опубликован в газете «Казанские известия». Его зачитали в Благовещенском соборе, перевели на татарский язык и разослали по населенным пунктам края. С первых дней сентября 1812 года начало формироваться казанское ополчение. По воспоминаниям нашего земляка, писателя Владимира Ивановича Панаева (1792 – 1859), оно «возникло в едином порыве, почти мгновенно, и старики, и молодежь встали под одно знамя».
      Когда неприятель вторгся в пределы России, в Казань со всех концов губернии потянулись добровольцы для отправки в действующую армию. Русские и татары, чуваши и мордва, как никогда, наверное, ранее, были едины в патриотическом порыве. Начавшийся в июле набор ополчения в возрасте от 17 до 45 лет всколыхнул население края. Было решение сформировать два полка: пеший и конный. Их командирами были назначены соответственно: подполковник Николай Чичагов и майор Лев Григорович.
      Снаряжением воинов из крепостных крестьян занимались помещики. Ополченцы получали от них полную амуницию, провиант на три месяца и 5 рублей награждения.
      В Казань из Москвы и Смоленска стекалось большое количество беженцев, достигшее осенью 1812 года 30 тысяч человек. Размещение беженцев взяли на себя казанские монастыри и простые горожане. Губернатор Борис Мансуров (1754 – 1814) не без гордости писал позднее в своем отчете, что «все нуждающиеся нашли в городе самый радушный прием и совершенное спокойствие». Сам губернатор помогал размещению и функционированию в Казани эвакуированных из Москвы органов центрального управления с архивами.
      Казанское ополчение под общим руководством генерал-майора Д. Былыгина было сформировано, как писали «Казанские известия», «в скорейшее время» в количестве 3280 ратников: два пеших полка по полторы тысячи человек и конного полка в составе 280 человек. Ополчение было включено в так называемый 3-й округ (45,7 тысячи человек) с центром в Костроме. Вначале оно находилось в резерве, а затем приняло самое активное участие в преследовании отступающих наполеоновских войск. В октябре 1813 года казанское ополчение вместе с другими войсками осаждало Дрезден. Адмирал Чичагов писал: «Казанцы были выдвинуты на передовые позиции и сумели в непрерывных боях проявить огромную стойкость и мужество». Многочисленный французский гарнизон, оборонявший этот город, не смог выдержать натиска рукопашного боя, навязанного казанскими полками, и отважных налетов татарской конницы. Конница ополчения участвовала в боях за Меренбург и Гамбург, напрочь опрокидывая заслоны неприятеля. Многие из участников этих сражений получили награду за храбрость и находчивость. Среди казанских ополченцев, отличившихся в боях, можно назвать майора С. Есипова, поручика Н. Ильина, подпоручиков Б. Рыбушкина, А. Демерта, П. Аристова, В. Елагина. Интересно, что после Парижа его первым губернатором был назначен казанец А. Юшков. Французский генерал Мирабо отмечал, что казанские конники «носились вокруг наших войск, точно рои ос, прокрадывались всюду. Настигнуть их было трудно».
      Архивы хранят сведения о наших земляках, сражавшихся в составе действующей армии. Чина «генерал-майор» был удостоен командир уланского татарского полка В.В. Ежин. В сражении под Лейпцигом был ранен генерал-майор С.Ж. Желтухин. В Отечественной войне участвовал будущий попечитель Казанского учебного округа Владимир Порфирьевич Молоствов (1794 – 1863). В походах 1812/14 годов принял участие бывший студент Казанского университета М.Н. Мусин-Пушкин.
      Михаил Николаевич Мусин-Пушкин (1795 – 1862), граф, почетный член Петербургской академии наук (1837), сенатор, действительный тайный советник, (1827 – 1845) попечитель Казанского учебного округа. При нем завершено строительство корпусов университетского городка.
      Непобедимые легионы Наполеона наткнулись на несокрушимую стену… и разбились об эту стену…
      Чудеса самоотверженности казанцы совершали и в тылу. Городское дворянство пожертвовало на нужды армии более 346 тысяч рублей. Церкви, монастыри собрали почти два пуда серебра. От населения поступило немало лошадей, зерна, фуража и оружия. Общая сумма пожертвований казанцев составила 346 тысяч рублей.
      Крестьяне Свияжского уезда собрали для отливки орудий сто пудов меди. Казанские суконщики увеличили выпуск сукна для шитья шинелей. В Казанском кремле был устроен пушечный завод, который по объему выпуска орудий, лафетов и зарядных ящиков занял третье место в России после Санкт-Петербургского и Брянского.
      Казань не только стала надежным пристанищем для беженцев, но и выполняла в некотором роде столичные функции Москвы. Дело в том, что после приближения Наполеона к Первопрестольной в Казань были эвакуированы многие департаменты Сената и его опекунский совет со всеми учреждениями – с охранной и ссудной казной, воспитательным домом, Екатерининским и Александровским институтами. Начиная с октября 1812 года московские департаменты работали в Казани более года. В типографии университета печатались «Прибавления» (к официальным «Московским ведомостям»).
      За содействие в устройстве московских учреждений в Казани губернатору Борису Александровичу Мансурову (1754 – 1814) от императора была объявлена высочайшая благодарность (губернатор Б. Мансуров с 1803 г.).
      Историк края Н.П. Загоскин писал: «Казань являлась в достопамятные 1812 – 13 годы до известной степени заместительницей занятой неприятелем, а затем сожженной и разоренной Москвы».
      Казанское ополчение возвратилось в Казань 25 февраля 1815 года и было торжественно встречено на Театральной площади. Здесь состоялось чествование победителей.
      Из Вильно Кутузов написал: «Война окончилась за полным истреблением неприятеля». Грозная армия Наполеона была уничтожена.
      Особые заботы требовали раненые. Они начали поступать в Казань с первых месяцев войны. Их размещали в Морском госпитале, находившемся в Адмиралтейской слободе.
      Без попечения не были оставлены и военнопленные французской армии. Их общее число в Казани составило 254 нижних и офицерских чина, в Елабуге – 105. 3 мая 1814 года в Казани состоялись торжества по поводу Победы в Отечественной войне 1812 года против Наполеона.
      Столетие спустя, в 1912 году, праздник чествования в память героев и событий 1812 года решили отметить и в Казани. Основные мероприятия были 24 августа, в пятницу.
      26 августа 1912 года «Казанская газета» писала: «С праздником вас, с народным Великим русским праздником!»…
      «Почтим память героя-солдата, безропотно исходящего окровавленными стопами всю Европу, от Москвы до Парижа, в лаптях и сермяге, с ополченским крестом на челе. Преклонимся перед доблестью славных вождей русской армии и отдадим дань восхищения великим подвигам этих орлов-военачальников!.. Перед нами во весь свой мощный рост предстал русский воин!..»
      «Буквально весь город высыпал на улицу и провел на ней весь день, играла музыка «Коль славен…» Временами и местами скопление публики было такое, что пробраться сквозь толпу казалось немыслимо… Воскресенская улица, флаги, много зелени, все освещено электрическим светом. Движение на улицах закончилось только ночью. Было много фейерверков» («Казанская газета»).
      В тот год вышла юбилейная медаль с изображением императора Александра I и подписи: «Славный год сей минул, но не пройдут содеянные в нем подвиги. 1812 – 1912 годы».
      В Кафедральном Благовещенском соборе и во всех приходских храмах были проведены заупокойные всенощные бдения, панихида на могилах участников Отечественной войны. Днем прошел парад войск на Арском поле. Командовал войсками барон Зальц, командующий КВО. После парада состоялось торжественное заседание в Дворянском собрании.
      Активное участие в праздновании столетия победы в Бородинской битве приняли и мусульмане, предки которых участвовали в войне с Наполеоном.
      «Такого воодушевления, такого патриотического взрыва чувств мне до настоящего времени наблюдать не приходилось», – так описывает свои впечатления один из казанских журналистов того времени.
      Наконец, после полудня юбилейные торжества переместились в центр общественной жизни города – на Театральную площадь (пл. Свободы), где состоялись общегородской митинг и народное гуляние. Здесь был установлен временный гипсовый памятник Михаилу Кутузову (восстановление памятника в металле сорвалось из-за начавшейся Первой мировой войны).
      27 августа Его Императорское Величество император соизволил дать всемилостивейшую телеграмму казанскому губернатору Стрижевскому с благодарностью: «Благодарю мусульманское население города Казани за его верноподданнические чувства, в которые искренне верю. Николай». Это вслед за телеграммой 26 августа: «Мусульмане всех приходов празднуют Столетие Отечественной войны».
      Затем следовал приказ по военному ведомству о льготах потомкам участников войны 1812 года и высочайшая милость по ведомству императрицы Марии: «О льготах дочерям и потомкам, многосемейным лицам, стипендии в гимназиях и профессиональных заведениях, о денежных пособиях…»
      Многонациональное население Казанского края внесло весомый вклад в совместную борьбу народов России с нашествием Наполеона. События 1812 года укрепили чувство общности их исторической судьбы.
      Площадь Свободы, на которой проводились торжественные мероприятия по большим праздникам, стала теперь, в XXI веке, местом проведения неформальных митингов и протестов.
      Пора уже образовать совет по устройству юбилейных торжеств по случаю 200-летия победы над Наполеоном и составить план торжественных мероприятий.
 

Б. МИЛИЦЫН.


Комментарии (0)