2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Встреча с поэтом

8 октября 2015 года
Встреча с поэтом

     На днях в стенах университета культуры и искусств состоялось знаменательное событие. Здесь в рамках текущего года литературы прошла встреча с известным писателем и публицистом, поэтом Айдаром Халимом. Программа встречи была весьма насыщенной. В первой части силами студентов была представлена литературная композиция, составленная из стихотворений Айдара Халима. Во второй – на сцену вступил университетский «Хор татарской песни» под управлением заслуженных деятелей искусства РТ преподавателей Марата Яхъяева и Шамиля Шамгунова. Особенно сильным в этой части программы было выступление Рустема Маликова. Высококлассный мастер-вокалист, народный артист двух республик со столицами в Уфе и Казани, модуляциями своего голоса он, казалось, сумел достичь до самых глубин народного духа. Своим талантом он определил саму интонацию встречи, которую затем подхватил в своих стихах Айдар Халим.
     Встреча вылилась в форму своеобразного мастер-класса, посвященного теме поэзии, состоялся содержательный разговор о литературе, о долге писателя перед обществом, перед читателем, к которому он обращается со своим словом. Она, эта встреча, надо полагать, была обоюдополезной. И для студентов, получивших наглядный урок живого, граждански наполненного поэтического слова, и для самого поэта, получившего возможность хотя бы на краткое время своего общения почувствовать, чем интересуется наша студенческая аудитория. Она у нас, впрочем, как и повсюду, далеко не без недостатков. И мы, старшие, особенно налегаем на этот мотив – ныне молодежь не та, какой была в наше давно прошедшее время. Но ведь и то несомненно, что у нее свежий восприимчивый ум. У нее открытый, доверчивый взгляд на жизнь, и она не питает никаких фобий в отношении своих ближайших соседей – татар, русских, чувашей, на каком бы наречии они ни изъяснялись. 
     Но вот каким страшилищем в глазах М. Щеглова и остальных подписантов его обращения к руководству страны предстал татарский язык. На какие только ухищрения не идут Щеглов и иже с ним в своих нападках на татарский язык как «некий не нужный», «неполезный», «неродной» и даже, как прямо договаривает он свою мысль, источник «эскалации межнациональной напряженности». Но вот мои студенты так не считают. Они охотно пошли на эту встречу с татарской поэзией, старались выправить свое произношение, заучивая строки Айдара Халима. Несколько раньше их предшественники по учебе читали со сцены стихи Роберта Миннуллина. Эстафету поколения своих предшественников ныне продолжает новая поросль университета. Вот их имена – студентов русского отделения университета. Это Артем Бураков, Мария Телешева, Яна Гаврилова, Юлиана Архипова и др. Техническое обеспечение встречи – запись на видео осуществлял студент 1 курса факультета кино и телевидения Максим Кунин. А татарские тексты поэта, выполненные в процессе подготовки к встрече, старательно выводила председатель студсовета Екатерина Сидякина. И где, скажите, здесь угроза «фундаментальным ценностям России», как громогласно вещает о том Щеглов – уважительный интерес и внимание к языку, который ведь наряду с русским в статусе государственного языка республики? Не сам ли Щеглов, не подозревая о том, и покушается на эти ценности, на мир и согласие между нашими народами? Он у нас значится в высоком статусе председателя Общества русской культуры. Но вот как владеет он этой культурой сам. Пытаясь всячески принизить, умалить, нивелировать значение татарского языка, занимающего, в соответствии с резолюцией ООН, свое законное место в ряду мировых языков, он презрительно называет его «мовой»: «Нам не нужна принудительная «мова», что, по сути, привело к тысячам смертей в братской Украине». Можно подумать, что у Щеглова сложности с глагольным согласованием, хотя, конечно, никаких сложностей здесь и нет. Но почему тогда он таким образом строит свою не так уж и сложную фразу, что невольно провоцирует этот вопрос? Свое обращение в высокие инстанции Щеглов озаглавил «Спасите русский язык». На самом деле язык нужно спасать от Щеглова и всех остальных подписантов. В точном соответствии с пословицей: «Спасите меня от друзей, от врагов спасусь я сам».  

О.Х. КАДЫРОВ,
профессор КГУКИ.


Комментарии (62)
Александр, 09.10.2015 в 09:01

В России должен быть единый язык - русский. И точка.

Guest, 09.10.2015 в 11:05

Что то мне кажется,обоссанный расим и сашок одно лицо.

Guest, 09.10.2015 в 14:36

Ошибаешься алексанра наш могучий и великий башкортский и тощка........

Яшел Узән татары, 09.10.2015 в 20:53

Никак в голову не укладывается,что за страна такая Россия...Во всём мире радуются разнообразию языков,а в России тупо-"должен быть единый язык-русский"

марат, 09.10.2015 в 21:54

Вначале один язык, потом на деревья залезут и т.д.

Расим, 10.10.2015 в 09:21

"Уфимские татары" тоже за единый русский язык и губернии.

Guest, 10.10.2015 в 10:15

Наша землячка александра макака тоже за единый русский,ты сней согласен? кто не ответит тот жополиз азаза

Расим, 10.10.2015 в 14:22

"Уфимские татары" и Татарстан не против видеть Казанским краем. Почитайте интервью Альберта Мифтахова от 2009 года для Радио Свободы. Потомки ясачных, лашманных, чемоданных, крещёных, служилых не могут дать героев. Да и просто приличных людей.

Guest, 10.10.2015 в 20:12

Обоссанный расим,когда начнешь воевать с татарами,ты обещал татар убивать в подъездах и пр.
Кроме вони от тебя ничего нет.

Риф, 11.10.2015 в 12:41

Айдар Халим первые свои произведения писал на башкирском, а потом горько об этом пожалел.

Guest, 12.10.2015 в 01:31

«Нам не нужна принудительная «мова»
____________________
Так может говорить только человек очень низкой культуры, который умышленно демонстрирует свою ненависть к татарскому народу и вообще к нерусским народам. Удивительно, как это он умудрился стать руководителем общества рус. культуры в Казани? Неужели русским за него не стыдно, почему они его не осудят и не приструнят за такие слова?
Такими пренебрежительными, грубыми словами он явно хочет спровоцировать недовольство татарского народа, противостояние между нашими народами в республике. Почему его не привлекут к ответственности правоохранительные органы за разжигание межнациональной розни? Или им все можно?
Как такое создание, ненавидящее соседей и их язык, может работать преподавателем? Чему он научит студентов? Только ненависти, противостоянию и разобщению в обществе! Это надо пресекать на корню!

Расим, 12.10.2015 в 11:47

Ахунзянов - секретарь Башкирского обкома КПСС по идеологии называл Бориса Халима (Айдар- это псевдоним) "мой любимый стукачок".

А вообще, почему Айдар, а не Борис? Неужели стыдится своего русского имени? Или может его назвали русским именем, чтобы удобнее жить было?

Кстати, следует вспомнить "голодовку" Бориса Халима в конце 1980х годов "за права татар в Башкирии". Его засняли обедающим в столовой, после чего он укатил в Набережные Челны...

Guest, 12.10.2015 в 12:20

Обоссанный расим,а ты чей любимый стукачок,неужели Иуртазы.

расим, 12.10.2015 в 13:11

Стучать это мое хобби

Guest, 12.10.2015 в 16:14

Не только стучать,сосать люблю у урусов.А у вас татары сосать не буду.Вот вам.

Guest, 12.10.2015 в 20:05

А вообще, почему Айдар, а не Борис?
=================
Великий человек и талантливый писатель Айдар Халим из детдома, по-моему, поэтому, возможно, его там назвали русским именем - так бывает (например, знаменитый герой Александр Матросов тоже татарин, но в детдоме его назвали Александром Матросовым).
Дело не в имени, а в сущности человека, в его делах и поступках, в его нравственности!
С таких как Айдар Халим надо всем пример брать, а не очернять его из-за зависти к его таланту, его смелости и принципиальности!
"Расим" как бы себя не назвал (хоть по-русски, хоть по-башкирски, хоть по-китайски) - его сущность (мелкая, беспринципная, хвастливая, завистливая, бесчеловечная, непорядочная) видна сразу невооруженным глазом.
Такие неподкупные и принципиальные люди как Айдар Халим - это гордость татарского народа, он войдет в историю как Героическая Личность!

Guest, 12.10.2015 в 21:38

Этнический башкир Тукай вам литературу создал, не забывайте это и цените.

верный башкорт, 12.10.2015 в 22:46

Я вот русскому народу благодарен за алфавит.

Расим, 13.10.2015 в 07:26

Тукай - да, башкир. Классик татарской поэзии и в целом литературы. Ну если классик - значит башкир тут понятно. У самих татар только Бориски Халимовы и могут быть. Борис Халимов не был в детдоме. У него была мать. Отец погиб у него. И его назвала мать. Видимо чтобы среди русским казаться своим. Но рожа крива оказалась. Поэтому в башкирскую литературу подался. Этот стукачок Ахунзянова опозорился в конце 1980х. Когда он "голодал" за права татар, его сняли обедающим в столовой. И он укатил в Челны. Если это - "величие" татарского народа, что можно сказать о самом народе?

верный башкорт, 13.10.2015 в 11:51

Вот нам стыдится не чего за русский народ, который кормит и спаивает нас.В благодарность мы ему и попу полижем.

Расим, 14.10.2015 в 08:43

Кстати, голодовка Айдару Халиму не помешала бы. А то больно жЫрный стал.

Guest, 14.10.2015 в 08:48

Шышбулды,за своим жЫрным пузом смотри,на твоем фото видно, что у тебя там 9 килограммовый арбуз сидит.Когда родишь?

Guest, 14.10.2015 в 16:06

Кто нибудь пробовал, ебать а жопу дикобраза?

Guest, 14.10.2015 в 21:23

засунь еще куда-нибудь погорячее
для сравнения.
расскажешь здесь откровенно.

Расим, 15.10.2015 в 09:54

Бориска Халимов почему стесняется своего имени и фамилии? Почему Айдар Халим, а не Бориска Халимов?

Guest, 15.10.2015 в 10:33

надо ему срочно получить разрешение у расим,
чтобы называться псевдонимом АЙДАР ХАЛИМ.
у творческих людей такое в порядке вещей.
правда,расим об этом не в курсе,
так как его недавно поймали в уральских горах.
ему теперь предстоит хвостик обрезать
и отдать в церковно-приходскую школу,
чтобы сранья в русском духе воспитывался.

Расим, 15.10.2015 в 10:50

Нет. Ну коли мать назвала Бориской, будь ты Ванькой Халимом, Федей Халимом, Петькой Халимом. Но зачем называться мусульманским именем, если своё - русское. Если бы был он сам, например, Рафгатом, пусть бы назвывался Айдаром. А менять "удобное" русское имя на татарский псевдоним - это непорядочно. Когда татарский читатель выясняет, что писателя зовут Бориска, ему становится противно.

Guest, 15.10.2015 в 11:31

Петушку расиму называться александром не заподло.Он давно замужем за ванькой.

Александр, 15.10.2015 в 11:54

У Бориски Халима такое мерзкое лицо. Говорят ведь, в старости лицо становится таким, каким должно быть. Противное, гадкое лицо. Гадкие глазёнки. сам стукач (как говорил секретарь Башобкома КПСС по идеологии Ахунзянов - мой любимый стукачок), шовинист, лжеголодалец. Если это - элита татарского народа, то что говорить о самом татарском народе. Татарский народ - фекалия.

Guest, 15.10.2015 в 15:08

Ты уже пердел об этом питушок расима замени мозги.

Guest, 15.10.2015 в 16:27

невежество через край.
борис-такое имя у татар имеется издревле.
скорее к русским перешло от нас.
не лень-посмотри в книге татарских имен
г.саттара-мулилле.
там же найдешь и РАСИМ-татарское же имя,не башкуртское,дурачок ты второгодник,неуч!

Guest, 15.10.2015 в 17:35

Ему давно говорили,что он должен быть Юлтыбай.Ненавдит татар,а живет с татарским именем.Вообще то пора перестать реагировать на этого шизофреника,он нуждается в реакции на него.Без нее он ничто.

Булгари, 15.10.2015 в 19:39

Александр, 09.10.2015 в 09:01

В России должен быть единый язык - русский. И точка.__________Русския состоящий на 90% из слов других народов и на половину их тюркского словаря. Не смеши меня александра.

Александр, 15.10.2015 в 21:46

Какие тюркские слова в русском языке. Может быть это бред белебеевского психа Нурмухамета Хусаинова? Он профнепригоден и болен, как и все татарские национал-сепаратисты. Великий Русский Язык - основа России. И татарскому шипяще-скрипяще-жужжащему наречию в России не место.

Guest, 15.10.2015 в 22:37

К слову сказать,
АЙДАР ХАЛИМ
тут постоянно и
незримо
присутствует.


Он прячется, его не видно
но он постоянно тут долдонит о своем.

цитата из ХАЛИМА

Я бы ничего не имел против смешанного брака, если татарские юноши и девушки совершали его с более высоким родом человеческим, допустим, с еврейским. Простите, я не расист, но исходя из сложившейся ситуации, я должен сказать это! Сегодня браки с сильно дебилизированным, люмпенизированным, пьяненьким и страдающим исключительно ненавистной формой татарофобии русским народом продолжают люмпенизировать и стремительно снижать нравственный тонус высокоинтеллектуального некогда татарского народа. Татарско-русские браки в современной его координате раскладки сил прежде всего недопустимы и унизительны для татарского народа по трем причинам: во-первых, он теряет уровень культурного развития, жизнетворчества и жизнедеятельности – откатывается назад; во-вторых, как сравнительно “малая” нация разрыхляет самое себя менее нравственным и культурным родом человеческим и открывает путь к численному регрессу; в-третьих, безбожный брак воспитывает безбожных детей – язычников от рождения. Это при шовинистических советах татарка стала женщиной-коммуналкой.

Я бы не имел ничего против татарско-русского брака, если бы он не искрился бедами и несчастьями, потерей биологического, физиологического здоровья нации. Я бы не имел ничего против татарско-русского брака, если дети от такого брака были бы духовно развитыми, обладали бы двумя культурами их родителей – воспитывались бы по канонам татарской жизни, языка и мусульманской религии. Но такого не дано природой. Да, я готов утверждать еще раз: татарско-русский смешанный брак достоин осуждения как рассадник безнравственности, он является лишь следствием попытки масс утолить свои низменные, эгоистические животные потребности.

Guest, 15.10.2015 в 22:45

И он не всегда ХАЛИМ

цитата с подписью

“Сегодня ситуация выглядит парадоксально. Национализм есть сила, противостоящая империи, разрушительная для нее, причем национализм главной имперской нации в большей, а не в меньшей степени, чем национализм наций, являющихся меньшими братьями. И вот паши национал-патриоты, коммунисты, становящиеся во все большей степени националистами, державники и прочие выражают намерение восстановить империю, опираясь иа националистическую идеологию. Иными словами, союз народов, распавшийся, в частности, ввиду недостаточно радикального решения национальных проблем, пытаются лечить с помощью идеологии, объявляющей одну нацию господствующей, а остальные – подчиненными. Как уже говорилось, в случае успеха это будет не империя, а райх. Русский райх – бессмысленный и беспощадный”.

Борис Славный, “Гражданский мир в России”,
“Знамя”, I, 1995 г.











вопросов к нему не имею

Guest, 16.10.2015 в 01:21

У Айдара Халима очень приятная внешность - интеллигентное, умное лицо, добрые и проницательные глаза. Это мудрый и много познавший человек!
Таких людей надо уважать и ценить, а не дерзить и показывать свою дикость и зависть к таланту.
И имя Борис имеет мусульманские корни.
В имени Борис персидский корень «vares», что переводится как «наследник». Есть мнение, что имя Борис иранского происхождения и значит «помазанник». Но многие ученые считают, слово пришло из тюркского языка, где есть и «bars» в значении барс, и «bäris» в значении «прозорливый, умный».
Многие исследователи также считают, что имя Борис происходит от древнего «бойориш», что в переводе с тюркского означает «даянья».
Бедный "расим-александр" просто не знает к чему привязаться, чтобы поскандалить и удовлетворить злость на весь мир из-за своей никчемности. Лучше бы занялся работой или внуками, или погулял на свежем воздухе, может быть человеческие, умные, добрые, созидающие позитивные мысли пришли бы в голову. Раньше было смешно, а сейчас скучно читать его глупые мантры - как испорченный магнитофон.

Guest, 16.10.2015 в 05:45

Полностью поддерживаю мнение А.Халима о межнациональных браках.Честно и прямо сказано.
Надо навсегда запомнить и уяснить,межнациональный брак возможен между равными народами.В другом случае это унижение кого то перед кем то. В тоталитарном государстве с фактическим неравенством народов,это самый действенный инструмент по ликвидации малых народов.

Guest, 16.10.2015 в 07:41

Подхалим отлизал Халиму как следует.
Все нашел и оправдал в нем, даже имя-псевдонимчик.

Что говорит о том, что сам Айдарик-борисик лично посетил нас в ранний час.

Guest, 16.10.2015 в 08:26

а у халима есть что-нибудь на его природном наречии?
хочется ознакомиться, знаете ли.

Александр, 16.10.2015 в 08:37

Бориска - мусульманское имя? Не смешите. Мэр Лондона Борис Джонсон что мусульманин что ли? Борис Ельцин - мусульманин. Его мать, татарка-приспособленка назвала его Бориской чтобы среди русских было удобно ходить. Да мордой не вышел. А сейчас поливает грязью Великий Русский Народ, благодаря которому татар спустили с деревьев, научили одеваться, разговаривать, пользоваться предметами гигиены. Русские превратили татар из обезьян в людей.

верный башкорт , 16.10.2015 в 11:41

Мы благодарны русскому народу которые сделали из людьми.Научили в баню ходить,стоя сать и лаптем щи хлебать.Мы будем делать все что прикажет наш руcский господин.

Верный татарин Каберле Имамутдинов, 16.10.2015 в 13:24

Мы будем стучать на башкир в Кремль и ФСБ чаще и глядишь, в ФСБ дадут национальную независимость! За Путина, татар алга!

Булгари, 16.10.2015 в 22:52

Александр, 15.10.2015 в 21:46___________Это тебе урод не место в нашем мире.

Guest, 17.10.2015 в 08:39

Так все шизофреники живут в своем фантасмагорическом мире и вытащить их оттуда никоим образом невозможно.Равно как и спорить с ними и в чем то убеждать.

Guest, 17.10.2015 в 09:35

великий русский народ,говоришь?
спит он пьяный,в луже собственной.
а здесь от его имени истерит
конечно же,еврей,ЗАЩИТНИК ггуского наггода.
который его грабит всячески.

Guest, 17.10.2015 в 13:47

Айдар Халим ! Какой талант ! ТАЛАНТИЩЕ ! СПАСИБО !

Стихотворение Гори

Не суетись, касаясь красоты!
Смотри,
Росой умывшись голубой,
Лодыжки стройные осокой обтерев,
Берёзки вышли на покос толпой.

На листьях звёзды окунулись в мёд,
Звезда уж не звезда – метеорит.
В момент, когда заря с горы сойдёт,
Гармонь всего душевнее звучит.

И даже та гора в рассветный миг,
Как жеребёнок фыркнув, в этот час,
Застенчиво и будто пряча лик,
Из озера пьёт влагу про запас.

Что если я сцежу из облаков
Творог небес и в молоко Вселенной
Вдохну огонь души, и будет кровь –
Кровь жизни, нашей жизни бренной?
Не слишком ярко станет, если мрак
Исчезнет, как зажгу такой Маяк?...

СПАСИБО ...

Guest, 17.10.2015 в 16:43

О! Какие замечательные и милые слуху татарские слова. Сколько в них поэтики и глубины!

Как я рад, что являюсь современником человека-глыбы, пишущем замечательные татарские стихи и прозу на


русском языке


Пушкин А.С. - эфиоп или русский?

Мандельштам Осип - еврей или русский?

Халимов Борис Иваныч - татарин или кто он, если всегда и везде пишет по-русски?


Guest, 17.10.2015 в 17:00

"татарские" стихи и "татарскую" прозу

так точнее будет

Guest, 17.10.2015 в 18:45

Имя Борис согласно мнению Макса Фасмера может иметь монгольское происхождение (от «bogori» — «маленький») А. В. Суперанская связывает имя также с древнеперсидским «варес» — «наследник»[6].

Согласно болгарскому Профессору Бешевлиеву,[7] имя может переводиться с древнего протоболгарского языка как снежный леопард (барс), также согласно болгарскому доценту Ивану Таневу Иванову,[8] имя Богорис может трактоваться с иранских языков как «помазанник божий», через ираноязычную версию происхождения протоболгарского языка. (Википедия)

Guest, 17.10.2015 в 18:49

Айдар Халим первые свои произведения писал на башкирском, потом сильно об этом пожалел. Понял, что перед свиньями бисер метать, дело неблагодарное.

Guest, 17.10.2015 в 21:30

поэтому сразу перешел на русский, чтобы уж без лишних переходов.

а может, лучше как Набокову, сразу на английском стихи писать про коммунистических писателей ТаССР.

Guest, 18.10.2015 в 01:09

а может, лучше как Набокову, сразу на английском стихи писать про коммунистических писателей ТаССР.-------------------Если бы он о коммунистах писал, ты бы щас ему попу поцыловал бы.

Расим, 18.10.2015 в 09:43

Бориска Халимов - генетическая проститутка и предатель. Что уже одно имя отражает. Татарина в тридцатые годы Бориской назвать в деревне - это ЧП. Видать и мать была проституткой. Русским угождала. Бориска Халимов быстро перекрашивался. То был пламенным коммунистом. То на башкирском писал. То был любимым стукачком секретаря по идеологии Башкирского обкома КПСС Ахунзянова. Потом была неудачная "голодовка", где его застукали жрущим в столовой. Уехал в татарию, стал "профессиональным татарином". Написал книгу "Убить Империю". Почему он не сидит, вот в чём вопрос.

Александр, 18.10.2015 в 09:43

"Убить империю" я читал. Бориса Халимова надо расстрелять за это.

Guest, 18.10.2015 в 11:59

Петушок расима кого и что предали?

Guest, 18.10.2015 в 21:14

"Башкыртнын кэртэсе булмас, башкыртнын арбасы булмас, башкырт безгэ дус булмас".
Золотые слова.

Александр, 19.10.2015 в 07:15

Раис Сулейманов открыл русским правду о татарах. Мы будем вешать татар.
NETCAT_BBCODE_IMG

Guest, 19.10.2015 в 08:14

ляпота

Guest, 19.10.2015 в 08:29

Голубая мечта рузке и бощкрота,это наши враги.

Guest, 19.10.2015 в 10:38

не стоит рассчитывать на русских
и вообще на славян в серъезном деле.
они слабы на передок-предадут ежли што.

Guest, 20.10.2015 в 08:27

Этточно. В деле развала страны с помощью татарского сепаратизма славяне не помощники. Не то что предадут, а и по башке настучат без разбора.